kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по литературе: "Подвиг во имя Родины". (по произведению Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всемирная слава книги «Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого

Подвиг А.П. Маресьева.

Герои Великой Отечественной войны, повторившие подвиг А.П.  Маресьева

Герои-афганцы, повторившие подвиг А.П. Маресьева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе: "Подвиг во имя Родины". (по произведению Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке")»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»






Индивидуальный проект

Тип проекта: информационно-познавательный



Тема проекта:

«Подвиг во имя Родины»






Автор проекта: Нургалеев Алишер,

обучающийся 7класса

Наставник проекта: Горностаева

Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы







2021

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………..3

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Детство А.П. Маресьева …………............................…........................... 6

1.2. Великая Отечественная война 1941-1945гг.Подвиг А. П. Маресьева. .7

1.3.Знакомство с Борисом Николаевичем Полевым………………………...9

1.4. Послевоенные годы А.П.Маресьева…………………………...….…....10

1.5 Награды………………………………………………………………….. 10

1.6 Имя героя живёт в памяти народа……………………………………….11

1.7 Герои Великой Отечественной войны, повторившие подвиг А.П.Маресьева………………………………………………………………..14

1.8 Герои-афганцы, повторившие подвиг А.П. Маресьева………………..15

1.9 Свидетель Нюрнбергского процесса ……..……..…...............................17

1.10 Всемирная слава книги «Повесть о настоящем человеке»…………. .17

Глава 2. Практическая часть.

Анкетирование ……………………………………………..………...............19

Заключение …………………………………………………………………...22

Список литературы ………………………………………………………….23











Введение

Не дай нам Бог такое пережить,

Но оценить, понять их подвиг надо-

Они умели Родину любить,

Им наша память - лучшая награда.

С.М. Гришпун.

Подвиг во имя Отчизны, подвиг во имя Отечества, подвиг во имя Родины-матери - это движение сердца, движение души. Движимый любовью к Родине, человек отдаёт ради неё жизнь. На это способны только сильные духом.

Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые воины жертвовали собой ради долгожданной победы. Многие из них не вернулись домой. Ведь именно они ценой своих жизней вели Родину к великой победе.

Актуальность проблемы в том, что с каждым годом всё дальше и дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но нельзя забывать подвиг простого русского человека, отстоявшего мир на Земле.

Именно поэтому каждый год в каждой семье происходит момент молчания и благодарности. И мёртвые, и живые 9 Мая идут в строю Бессмертного полка.

Помнить о войне, героизме и мужестве людей, борющихся за мир –обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига народа в Великой Отечественной войне. В произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм   советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.

Проблема: нельзя терять связь времён. Память поможет нам избежать ошибок в будущем и сохранить мир на многие века.

Гипотеза данной работы: если учащиеся в ходе исследовательской деятельности будут овладевать знаниями о правде времён Великой Отечественной войны, то историческая память о великом подвиге наших отцов и дедов не утратится и молодое поколение будет достойными наследниками подвига отцов и дедов.

Мы поставили перед собой цель:

углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе литературного произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в основу которого легли события 1941-1945гг.

Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:

1.Найти и собрать архивные материалы о Алексее Маресьеве;

2.Выяснить интересные факты из его жизни, систематизировать материал.

3.Собрать информацию о Борисе Полевом-авторе книги «Повесть о настоящем человеке»

4.Создать информационную базу мультимедийных и печатных материалов о героях Великой Отечественной войны.

5.Провести информационный вестник в 7классе.

6.Вызвать интерес к литературе патриотической тематики;

7.Знакомить с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через художественные произведения

8.На примере жизни ветеранов войны усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

9.Провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы, привлечь внимание молодого поколения к изучению истории Великой Отечественной войны.

Объектом исследования стал участник Великой Отечественной войны Алексей Маресьев.

Предметом исследования стала история жизни и подвига участника Великой Отечественной войны Алексее Маресьеве

Для реализации поставленных задач были использованы следующие

методы исследования: теоретические и практические.

Теоретические:

  • изучение информационных источников, фотодокументов;

  • систематизация;

  • обобщение;

Практические:

  • анкетирование и опрос учеников 5-11 классов МКОУ «Брединская СОШ №4»;

  • описание;

  • сопоставление.

Наше исследование мы проводили следующими способами:

-работа с научной литературой

-обзор интернет-ресурсов

-опрос, посвящённый этой теме

-сопоставление найденной информации

Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что собранные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории, написании творческих работ и при сдаче экзаменов по литературе и русскому языку (в сочинениях). Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.









Глава 1. Теоретическая часть

Так случилось, что испокон веков наша Родина звала своих сынов на подвиг во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла литература оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

1.1 Детство

Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.

После окончания восьми классов, Маресьев поступил в училище в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться. В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. После приезда на Дальний Восток его здоровье пошло на поправку. Помог климат, как говорил сам Алексей Петрович. Прибыв на место, Алексей работал обычным лесорубом, пилил лес, строил бараки, кварталы. Здоровье заметно улучшилось, а вместе с ним появлялась уверенность в своих силах. Он прилагал много усилий, чтобы мечта стать профессиональным летчиком превратилась в реальность. Записался в аэроклуб и, не смотря на все препятствия, совершил свой первый прыжок. Далее судьба, словно прогнувшись под его железным характером, пошла Маресьеву на уступки. Он сумел закончить Читинскую школу и Батайское авиационное училище. До войны он работал инструктором, делился опытом и обучал молодое поколения тонкостям профессии.


1.2 Великая Отечественная война. Подвиг А.П. Маресьева

В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.

Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был подбит, а сам пилот получил тяжелое ранение в ноги. Планируя, он собирался сесть на лесном болоте, занесенном снегом, но мощности самолета не хватило, и он со всей силы рухнул на могучие стволы деревьев. После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Чтобы убить косолапого, ему пришлось израсходовать все патроны, стрелял практически в упор. Очутившись на занятой врагами территории, Маресьев всеми силами пытался пробраться к линии фронта. Сначала на больных ногах, а затем ползком в течение 18 суток он добирался к своим. Как выжил, неизвестно никому. Сам Алексей Петрович Маресьев (подвиг его сейчас кажется немыслимым) не любил вспоминать эту историю и рассказывать о ней. Им двигало, по его словам, неукротимое желание жить.

Его обнаружили, едва живого, местные жители деревни Плав, мальчишки Саша Вихров и Сережа Малин. Сашин отец расположил раненого в своем доме. Неделю колхозники ухаживали и заботились о нем, но в деревне не было лекаря, а обмороженные ноги были сильно воспалены. Квалифицированную помощь Алексей Маресьев получил позже, когда его транспортировали в ближайший госпиталь. Ампутация ног - это было единственное правильное решение, так как начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.

Врачи знали, какой подвиг совершил Маресьев, что значит для него профессия. Тем сложнее им было объявить ему свое заключение: к полету непригоден. Молодой, крепкий духом мужчина был сильно подавлен.В послеоперационной палате рядом с Маресьевым оказался батальонный комиссар Семен Воробьев. Алексей Петрович навсегда сохранил в душе огромную благодарность к человеку, который помог ему выстоять после операции, пережить первые дни осознания своей инвалидности. Однажды Воробьев дал Маресьеву статью, в которой рассказывалось о летчике времен Первой Мировой войны отличный пример - Прокофьев-Северский, который воевал без правой ноги. Эта статья стала переломным моментом в судьбе Алексея Петровича — новым этапом в его жизни. После её прочтения у Маресьева вновь появилось желание жить. Из опыта прохождения медицинских комиссий Алексей Петрович знал, что удивить врачей инвалиду, ходящему на протезах с палочкой, вряд ли удастся. Нужно было предстать перед докторами в образе здорового человека. Чтобы протез «ожил», а культи ног смогли приобрести нужную чувствительность, Алексей Петрович учился танцевать. Козырной номер — вальс и «барыня» — убедил комиссию в том, что Маресьев хорошо владеет протезами, и он получил разрешение на пробные полеты. Алексей Петрович обязан своим возвращением в летные войска исключительно своим качествам: упорству и силе воли. Не только себя, но и врачей убедил он в том, что может летать. В феврале 1943 года старший лейтенант совершил первый свой вылет с протезами вместо ног в летной школе. Добился отправки на фронт и в середине этого же года прибыл в истребительный авиационный полк. Это была огромная победа и великий его подвиг. Лишившись обеих ног, он оказался в строю.


1.3 Следующий подвиг Маресьева

Знакомство с Борисом Николаевичем Полевым

На Курской дуге в кровавом сражении Алексей Маресьев доказал свое право на звание одного из лучших советских летчиков-истребителей. После ампутации ног он сбил еще 7 самолетов неприятеля и спас жизни двух советских летчиков в борьбе с превосходящими силами противника.

Здесь же его застал указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Командир полка Н. Иванов писал, что Алексей Маресьев, подвиг которого заключался в истинном патриотизме, не жалея себя, своей крови и жизни сражался против неприятеля, добиваясь отличных результатов в бою, несмотря на физический недостаток.

Боевая слава о нем распространилась по всему фронту. К нему стали прибывать военные корреспонденты, в числе которых был и автор книги "Повесть о настоящем человеке". Борис Полевой не дал герою повести настоящее имя. Так и был создан всем известный Мересьев. Остальные события, описываемые в повести, были в действительности, за исключением романа, но образ девушки понравился прототипу. Герой-летчик Алексей Маресьев был не единственным прототипом "Повести о настоящем человеке". На фронте воевали многие герои, оставшиеся без конечностей, они также были отмечены званиями и орденами. Мересьев - это собирательный образ.



1.4 Послевоенные годы

Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет. Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце. Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.

Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.

1.5Награды Герой Советского Союза (24 августа 1943)

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996)

  • Орден Дружбы (4 мая 2000) 

  • Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986 года)

  • Орден Октябрьской Революции.

  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942)

  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) 

  • Два ордена Трудового Красного Знамени (19 мая 1966 год)

  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976 года)

  • Орден Красной Звезды

  • орден Почёта (26 июля 1991) 

  • медали СССР

  • Орден Дружбы (ЧССР) (1986)


1.6 Имя героя живёт в памяти народа

В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. В честь Маресьева 1 апреля 1980 года названа малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года Л. В. Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории.

  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска.

  • Также имя героя носят улицы в города Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.

  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине был открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.

  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.

  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.

  • Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.

  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.

  • Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.

  • Алексей Маресьев участвовал в открытии школы № 31 города Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.

  • В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля.

  • Камышинский педагогический колледж носит имя А. П. Маресьева.

  • МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.

  • Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».

  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.

  • В Москве улицу Ново-Преображенскую переименовали в улицу. Маресьева, а также установили памятную доску.

  • В 100-й юбилей в городе Камышине открыт музей А. П. Мересьева

В честь Алексея Маресьева назван сорт сирени

Интересные факты

7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева в Большом театре.

После войны Маресьеву, летавшему без обеих ног, не хотели давать права на вождение автомобиля.

В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».

8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.


Книги о Маресьеве:

  1. В.С. Шантарин “Наш Маресьев”

  2. В.М.Шамаев “За право жить”.

  3. В.М.Мамонтов “Легендарный Маресьев”

  4. Сборник “Преодоление”. Авторы-составители А.Я. Ивченко, В.Г. Горленко.

  5. А. Иванов, В. Шантарин, В. Шамаев “Возвращение”.

Смерть

После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой. 18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала А.П. Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.

Маресьев - пример мужества

После войны в 1946 году Алексею Петровичу уже было тяжело летать: начали давать о себе знать старые раны, поэтому он ушел в отставку, хотя на здоровье не жаловался. Занялся педагогической деятельностью, обучая молодых летчиков. А подвел итог своей блистательной небесной истории в 50-х годах, когда совершил свои последние полеты. Затем работал в комитете ветеранов войны.

В послевоенное время Маресьев, подвиг которого прославил его на всю страну (отчасти благодаря повести Бориса Полевого), приглашался на многие празднования и встречи со школьниками. Его заслуги служили примером в воспитании молодого поколения.

За всю войну этот героический человек совершил 86 боевых вылетов, уничтожил 11 вражеских истребителей, спас жизни двум летчикам.


1.7 Герои Великой Отечественной войны, повторившие подвиг А.П.Маресьева

Иван Антонович Леонов (1февраля 1923, дер. Моговка, Брянская губерния — 21 июня 2018, Тула) —советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации (1995). 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение, в результате чего лётчику была ампутирована левая рука. Впоследствии летал с протезом собственной конструкции вместо руки.

Захар Артёмович Сорокин (4 марта 1917 — 19марта 1978) — советский лётчик–ас истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (19.08.1944). Гвардии капитан (23.03.1943). После тяжелого ранения и обморожения продолжил летать на истребителе и сбил несколько немецких самолётов без обеих ступней.

Маликов Илья Антонович 29 августа 1942 года при выполнении боевого задания в районе города Ржев его самолёт был подбит зенитным снарядом, ранен осколками в обе ноги. Ввиду тяжелых ран врачи медсанбата ампутировали ему правую ногу. В июле 1943 года добился разрешения продолжать боевые вылеты на бомбардировщике. Всего за время войны совершил около 116 боевых вылетов, в том числе 86 - на Пе-2 ( 66 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2.

Белоусов Леонид Георгиевич. 7 ноября 1941 года его эскадрилья на Ладожском озере выполняет задачи по прикрытию «Дороги жизни».

Обгоревшие во время несчастного случая ноги стали донимать усиливающимися резкими болями. Началась газовая гангрена правой ноги. В тыловом госпитале в Алма-Ате пришлось ампутировать сначала правую, а затем и левую ногу. В 1944 году возвращается в свой полк. В его составе совершает боевые вылеты на прикрытие кораблей. К февралю 1945 года произвёл 300 боевых вылетов, лично сбил 3 самолёта противника. Воевал до конца войны.

При выполнении задания командующего Северным Флотом по изысканию новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Елькина Леонида Ильича был обстрелян немецкой подводной лодкой. Лётчик получил тяжёлые ранения в голову, в результате которого ослеп на левый глаз. После госпиталя вернулся в свой полк и, несмотря на то, что был признан негодным к лётной службе, добился разрешения продолжать полёты. С марта 1943 года командовал авиационной эскадрильей 118-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота.

С 1941 года Чеканов Пётр Филиппович участвовал в битве за Москву, в боях подо Ржевом, освобождении Смоленской области. В сентябре 1943 года во время боёв под Ярцево Чеканов получил тяжёлое ранение и лишился обеих ног и левого глаза. В апреле 1945 года он был демобилизован и вернулся в Курскую область. Несмотря на тяжёлые травмы, Чеканов сумел восстановить навыки своей прежней специальности и добиться повышения производительности труда, работал комбайнёром в п.«Олымский», неоднократно выезжал на уборку урожая в Казахскую ССР и Красноярский край.

1.8 Герои-афганцы, повторившие подвиг Маресьева

В конце XX века подвиг Алексея Маресьева повторили многие советские солдаты, оказавшиеся втянутые в Афганскую войну. Валерий Бурков потерял обе ноги, пережил клиническую смерть, но вернулся в строй. Даже без ног Валерий Анатольевич не уволился из армии, а окончил академию ВВС и прослужил еще тринадцать лет.

Капитан Гринчак Валерий Иванович тоже повторил подвиг Маресьева. 14 июня 1984 года его рота приняла бой с душманами в одном из горных районов Афганистана. Во время неравного боя офицер находился в гуще боя и проявил себя мужественным и хладнокровным командиром. Получил тяжелое ранение обеих ног, которые были ампутированы в госпитале. Как дальше жить? Это вопрос не покидал размышлений Валерия. Он помнил подвиг летчика Алексея Маресьева, восхищался им. Не раз задавал себе вопрос: «Смогу ли я повторить его? Смогу ли я быть таким же сильным, настойчивым и несгибаемым?» Валерий начал бороться за свою жизнь. Пришлось многое пережить, прежде чем он услышал долгожданное: «Будешь ходить!» С большим нетерпением Валерий ждал этого дня. Тяжело достались ему первые шаги. Но он настойчиво каждый день шел и шел вперед, как в атаку, чтобы победить. И победил. Герой Советского Союза В. И. Гринчак был оставлен в армейском строю.

27 марта 1973 года во время тренировочного полёта на сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике Су-7 у капитана Ю.В. Козловского отказало навигационное оборудование и радиосвязь. В результате самолёт оказался над Читой практически без топлива. Чтобы не допустить падения на жилые кварталы, рискуя жизнью, отводя самолет от города и только за его пределами катапультировался. Однако было слишком поздно — едва парашют раскрылся, из-за недостаточной высоты он почти сразу ударился о каменистую сопку и получил открытые переломы обеих голеней. Врачи ампутировали обе ноги. Тридцать суток в реанимации, 35 литров перелитой крови. В результате он не просто выжил — после увольнения в запас 14 августа 1975 года и получения I группы инвалидности смог вернуться к нормальной жизни, женился.

Изложенные в работе факты — это очень маленькая часть примеров проявления патриотизма. И, наверняка, есть еще много подобных Маресьеву героев, о которых мы не знаем. А ведь их жизнь — это пример для современной молодежи, это образец настоящего патриотизма.


1.9 Свидетель Нюрнбергского процесса

В качестве военного корреспондента «Правды» Борис Полевой был командирован на Нюрнбергский процесс, ход которого освещали около 250 журналистов из нескольких десятков стран. В оперативных корреспонденциях он подробно описывал ход процесса и кошмарные детали нацистских преступлений, которые рассматривались во время судебных заседаний. Однако конца работы трибунала Полевой не дождался. Еще работая в Нюрнберге, он за девятнадцать дней — невероятный срок! — написал давно задуманную книгу о подвиге летчика Алексея Маресьева, ту самую «Повесть о настоящем человеке», и был срочно отозван в Москву готовить ее к печати.

1.10 Всемирная слава книги «Повесть о настоящем человеке»

Книга завоевала славу не только в СССР, но и во всем мире.

Эта книга, по данным Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1979 года, выдержала 169 изданий в Советском Союзе и за рубежом, общий тираж книги составил 9 миллионов 183 тысячи экземпляров. За рубежом она издавалась 39 раз (практически на всех языках планеты).

Она пользовалась огромной популярностью в советской стране и далеко за её пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского летчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. (Борис Полевой ярко показал, как можно жить в самых нежизненных условиях. Более того, как можно выжить в самых нежизненных условиях. И ещё более — как остаться человеком в самых нечеловечных условиях). Но, прежде всего, потому, что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живешь...» — писала исследовательница творчества Бориса Полевого Елена Сазанович в своем эссе.


Между тем биография самого Бориса Полевого, конечно же, не исчерпывается одним этим произведением, пусть оно и осталось самым знаменитым в его писательской карьере. В историю советской литературы Он вошел как человек, дольше всех возглавлявший журнал «Юность», как автор уникальной книги-репортажа о Нюрнбергском процессе и как один из самых известных военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны.

Сын священника-юриста. Хотя своей родиной Борис Полевой считал Тверь, в действительности он появился на свет в 1908 г. в Москве, где отец, Николай Кампов, работал суде. С 1927 г. молодой технолог текстильной фабрики Борис Кампов ( с латинского Полевой) пробует свои силы в журналистике в качестве рабочего корреспондента.

В октябре 1941 года в звании батальонного комиссара стал военным корреспондентом «Правды», а вскоре и старшим корреспондентской группы на Калининском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. За четыре фронтовых года Полевому довелось побывать в самых разных ситуациях, в том числе летать на бомбардировки германских городов, сидеть в окопах Сталинграда и даже приземляться на биплане У-2 в центре восставшей Праги в качестве одного из посланцев советского командования. Свои фронтовые впечатления Полевой в конце концов свел в две книги фронтовых воспоминаний: «От Белгорода до Карпат», вышедшую в 1945 году, и двухтомник «Эти четыре года. Из записок военного корреспондента», увидевший свет в 1974 году. А на форменном кителе Бориса Полевого за то же время появились пять боевых орденов: два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и орден Красной Звезды.

Глава 2. Практическая часть

Анкетирование

В практической части своей работы нами был проведён социологический опрос по следующей анкете.

Вопросы анкеты

1.Когда была Великая Отечественная Война?

2.Назови примеры мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны?

3.Чтит ли ваша семья героев войны?

4.Какие фильмы о Великой Отечественной войне смотрели?

5.Какие книги о Великой Отечественной войне читали?

6.Почему мы должны помнить подвиг героев Великой Отечественной войны?

Результаты опроса дали объективное представление о знаниях детей 7-11классов о войне.


В опросе участвовало 40 обучающихся 6-11классов(выборка была случайная)Респондентам предлагалось ответить на вопросы, посвященные Великой Отечественной войне.

100% (40 чел.)  знают дату начала Великой Отечественной войны.

Вопрос: «Назови примеры мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны?» 53% учащихся знают подвиги героев Великой Отечественной войны.

При этом называют чаще всего имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Матвея Кузьмина, Леонида Голикова, Зинаиды Портновой, Ивана Кожедуба и многих других.

  Вопрос: «Какие фильмы о Великой Отечественной войне Вы смотрели?»

28% не смогли ответить на этот вопрос.72% респондентов назвала фильмы:  «Снайпер», «Белый тигр», «28 памфиловцев» , «А зори здесь тихие», «Блокада Ленинграда»,«Т-34».

Вопрос: «Какие книги читали о войне? 48% называют повесть Валентина Закруткина «Матерь человеческая», рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».

94% считают, что в их семьях сохраняется память о предках-участниках Великой Отечественной войны:имеется информация о них, имеются медали участников Великой Отечественной войны.

Вопрос: «Почему мы должны помнить о героях войны?» Ответы были следующие: «Их подвиг обеспечил нам жизнь; память о героях воодушевляет нас на подвиг; многие из героев пожертвовали жизнями ради наших жизней; это урок будущему поколению; у человека, не знающего своей истории и истории родной страны, не может быть будущего».

Подводя итог, можно сказать, современная молодежь не всё знает и помнит о событиях военных лет. Основным источником информации о событиях военных лет для сегодняшней молодежи становятся художественные фильмы о Великой Отечественной войне.

Большая часть молодежи относится с уважением к событиям  и 

участникам Великой Отечественной войны, но, к сожалению, сегодня вспоминаем о воинах-ветеранах только в преддверии праздника Победы.

Заключение

Данная работа посвящена изучению подвига русского народа в Великой Отечественной войне. Нашей целью было изучить историю подвига А. Маресьева, углубить и расширить свои знания о войне на основе литературного произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в основу которого легли события 1941-1945гг.

Для этого мы провели большую работу, в ходе которой собрали материал о подвиге Маресьева, узнали о его судьбе в послевоенный период, а также изучили историю создания книги, собрали материал о авторе, о других героях войны, повторивших подвиг Маресьева.

Также нашли материал о солдатах-афганцах, повторивших подвиг Маресьева.

Изучили краеведческий материал о памятниках герою, проспектах, улицах, названных в его честь.

В практической части провели анкетирование, информационный вестник, создали фотоальбом о «Маресьевцах».

Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены, цель проекта достигнута. Действительно, нельзя терять связь времён, нельзя, чтобы всё повторилось. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Только через знания о Великой Отечественной войне, через историю подвига соотечественников, мы приобщаемся к национальному достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым и героическим народом. Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне является нравственным ориентиром современному поколению.

Собранный материал может представлять интерес для уроков литературы, истории, для проведения классных часов и информационных вестников, при подготовке к экзаменационным сочинениям по русскому языку и литературе в 9-11 классах.


Список используемой литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Маресьев,_Алексей_Петрович

2.https://yandex.ru/images/search?text=О%20мересьеве%20картинки&stype=image&lr=54&source=wiz

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевой,_Борис_Николаевич

4.https://polit.ru/news/2016/05/20/maresyev/
5.https://moluch.ru/archive/60/8805/

6. https://www.litmir.me/br/?b=68859&


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горностаева Светлана Борисовна

Дата: 18.04.2022

Номер свидетельства: 605087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства