Просмотр содержимого документа
«Проект "Богатырь Алёша Попович и его образ в мультипликации"»
Содержание:
Введение 3
Теоретическая часть. Образ Алеши Поповича в былинах и в мультипликации 4
Собиратели былин 4
Алеша Попович как былинный герой 4
Образ Алеши Поповича в мультипликации 5
Практическая часть. Изучение восприятия былинных богатырей в литературе и в мультипликации 6
Заключение 8
Список литературы 9
Приложение 10
Введение
На уроках литературы мы познакомились с русскими былинами и их героями. Герои русских былин- богатыри, люди невиданной силы, безграничной храбрости. Это и Илья Муромец,и Добрыня Никитич, и Алеша Попович и многие другие.Книги о них стали моими любимыми. В слове «богатырь» есть два других слова- Бог и богатый. Наверное, раньше богатым считали человек, у которого много хороших качеств,он этим и богат.Также богатый –это тот, у которого бог в душе.Значит «богатырь»- это тот человек,у которого в душе любовь к Родине,любовь к своей семье.Образы былинных богатырей вселяют в людей мужество,укрепляют чувство долга и чести.И мне эти литературные герои очень интересны и привлекательны. В 2004 году был создан мультипликационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». Недавно я посмотрела этот мультфильм и поняла, что Алеша Попович «мультипликационный» не соответствует тому образу богатыря, который представлен в былинах. Поэтому я решила сравнить эти образы и написать об этом статью.
Цель проекта:создание статьи «Богатырь Алеша Попович и его пародийный образ в мультипликации».
Задачи:
1.Познакомиться с собирателями былин.
2.Познакомиться с образом богатыря Алеша Попович на страницах былин и в мультипликации, сравнить их.
4. Использовать собранный материал для написании статьи.
Практическая значимость:материалы проекта могут оказать воздействие на нравственные стороны воспитания детей на уроках литературы или внеклассного чтения.И могут использоваться в качестве дополнительного материала к урокам истории.
1.Теоретическая часть
Образ Алёши Поповича в былинах и в мультипликации
1.1. Собиратели былин
Долгое время былины передавались в устной форме,пока ими не заинтересовались ученые.В 1804 году в Москве вышла книга «Древние российские стихотворения,собранные КиршеюДаниловым».В своем сборнике он поместил 26 былин.До 60-х годов 19 века сборник КиршиДанилова был единственным источником,знакомившим читателей с удивительным миром былин.
Совсем рядом с Санкт-Петербургом в Олонецкой губернии (г. Петрозаводск) Павел Николаевич Рыбников открыл настоящую кладовую русского фольклорного творчества.Так читателям стали известны былины «Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Алеша Попович» и многие другие.Тогда же в Олонецкую губернию отправился известный ученый Александр Федорович Гильфердинг.Он записал множество новых былин и вариантов былин.
На рубеже 19-20 веков ученые-фольклористы(А.Д Григорьев,А.В Марков, Н.Е. Ончуков ) обнаружили и записали в Аргангельской губернии более 500 былин.Таким образом собиратели былин открыли и сохранили для нас драгоценное искусство художественного слова,величайший памятник народной духовной культуры.Многие писатели русской и мировой литературы, композиторы, художники и кинематографисты обращались к былинам.
1.2. Алеша Попович как былинный герой
Русский богатырь в традиционном представлении- это не просто человек,обладающий уникальной физической силой.Это- идеальный образ защитника Отечества, который всегда готов к самопожертвованию и может отказаться от личной жизни во имя блага своего народа: «Дни,месяцы,годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец,ни дома себе не построил, ни семьи не завел.И Добрыня,и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую» (из переложений русских былин).В истории России есть, чем гордиться. Я восхищаюсь их храбростью,удалью,силой,волей,но самое главное – их горячей любовью к Родине.Но особенно мне по душе былинный богатырь – Алеша Попович.Сначала я пошла в библиотеку,чтобы узнать,как объясняют слово «богатырь» словари. Вот как объясняет это слово «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова: Богатырь- герой русских былин,совершающий воинские подвиги.Богатырь- человек очень большой силой,стойкости, отваги.
А вот это говорит «Толовый словарь русского языка»Ефремовой Т.Ф.: Богатырь- герой русских былин и сказок. Богатырь- защитник родины,воин,отличающийся необычайной силой,мужеством, удалью. Богатырь-рослый, крепкого сложения,сильный человек.
Что же мы знаем,благодаря труду собирателей,о богатыре Алеше Поповиче?
Былинный богатырь Алеша Попович – родом из Ростова,он сын соборного попа,самый молодой из знаменитой троицы богатырей.Он смелый,хитрый,несколько легкомысленный,склонен к веселью и шутке,частенько заносчив,хвастлив.Ученые полагали,что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке.Но этот вопрос остался неподтвержденным и спорным.
1.3. Образ Алеши Поповича в мультипликации
Авторы мультфильмов о богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами.
В мультипликационном фильме « Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немногое: имя и физическая сила. «Идеальный образ» разрушен, возникает комический эффект. Богатырь становится смешным. Алеша Попович едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест. Если в былинах Алеша Попович, как наименее смелый из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь «нечаянно» сбивает грибы, отшвыривает ногой мелких зверушек. И дело заходит до воровства. Проникнув в лагерь, Алеша под покровом ноги пытается увести слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: « Что же это я как вор?!» Такой « богатырь» больше напоминает не былинного, а анекдотичного.
Таким образом, в мультфильме, с одной стороны традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты, а с другой- образ народного защитника в сознании юных зрителей может ассоциироваться охранниками, «братками».
2. Практическая часть
Изучение восприятия былинных богатырей в литературе и в мультипликации
Чтобы выяснить, какое воздействие на подростков производят образы богатырей, представленные на страницах былин и в мультипликации, нами было проведено анкетирование учащихся седьмых классов (45 человек). Им была предложена следующая анкета:
Анкета
«Изучение восприятия былинных богатырей в литературе и в мультипликации».
1.Ты читал(читала) русские былины?
2.Ты смотрел (смотрела) мультфильмы о богатырях?
3.Подчеркните качества, которыми обладают русские богатыри, ,описанные в былинах.
На 1 и 2 вопросы все ответили положительно, читали былины и смотрели мультфильмы о богатырях. Герои народного эпоса названы смелыми (45 голосов), сильными (45 голосов), мудрыми (42 голоса), умными (38 голосов), суровыми (11 голосов). Никто не признал их глупыми и трусливыми, то есть ребята действительно знакомы с жанром былины, понимают ее содержание.
В 4 вопросе надо было указать черты, присущие богатырю Алеше Поповичу в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей». 40 человек назвали его смелым и сильным. А вот глупым признали его 40 человек, умным и мудрым – 5 человек. Мы видим, что «мультипликационный» Алеша значительно проигрывает в уме и мудрости герою народного эпоса. Но 40 человек назвали его смелым и сильным. Обладает ли Алеша Попович этими положительными качествами? Я думаю, что это симпатии к персонажу, который в мультфильме представлен смешным.
Алеша Попович в былине
Алеша Попович в мультфильме
Умный (38)
Умный (3)
Мудрый (42)
Мудрый (5)
Глупый -
Глупый (40)
Смелый (45)
Смелый (40)
Сильный (45)
Сильный (40)
Трусливый -
Трусливый -
Суровый (7)
Суровый (4)
Ответ на 5 вопрос позволил составить рейтинг популярности героев мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей»:
1 место – конь Юлий (29 человек);
2 место – Тихон (9 человек);
3 место – Алеша Попович и ослик (по 6 человек);
место – баба Любавы (4 человека);
5 место – Любава (3 человека);
6 место – ТугаринЗмей (2 человека).
«Рейтинг» говорит сам за себя. Конь Юлий – самый любимый персонаж, с его лозунгами и потребительским отношением к жизни. Их ответы на вопрос «Почему понравился?» однозначны: «смешной, веселый». Сам главный герой вовсе оказался для учащихся не главным, набрав всего 6 голосов. Мало симпатий получили Тихон, Любава, баба Любавы. Наверное, они понравились именно тем ученикам, которые умеют сострадать.
Таким образом, хочу сказать, что былинный богатырь Алеша Попович не соответствует Алеше «мультипликационному»: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-комика, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щупленькое созданьице, правда, говорящее, как нередко бывает в былинах и сказках. И в других мультфильмах можем наблюдать, как осмеяны образы богатырей. Создана пародия на жанр русского героического эпоса.
Заключение
Целью моей работы было создание статьи, посвященной литературному герою, богатырю Алеше Поповичу и его пародийному образу в мультипликации. Я познакомилась с собирателями былин, изучила образ героя былинного эпоса Алеши Поповича и сравнила его с мультипликационным. Я пришла к выводу, что именно былинный богатырь Алеша Попович - это тот литературный герой, который меня вдохновляет, потому что русский богатырь в традиционном представлении – это идеальный образ защитника Отечества. А современные мультфильмы о богатырях – это «антибылины», так как ничего, кроме горького смеха и даже стыда, эти «шедевры» не вызывают у современных читателей.
Результаты проделанной работы могут послужить материалом для уроков литературы и истории.
Древнерусская литература : книга для чтения / сост. Е. Рогачевская. – М. : Школа-Пресс, 1993.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Том 1. А-Л. – М.: Астрель, 2005.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2018.
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В.Я. Пропп. –М.: Лабиринт, 1999.
Шевченко Ф.П. В мире былин / Ф.П. Шевченко. – М., 1986.
Приложение
Статья
Богатырь Алёша Попович и его пародийный образ в мультипликации
Былинный богатырь Алеша Попович – родом из Ростова,он сын соборного попа,самый молодой из знаменитой троицы богатырей.Он смелый,хитрый,несколько легкомысленный,склонен к веселью и шутке,частенько заносчив,хвастлив.Ученые полагали,что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке.Но этот вопрос остался неподтвержденным и спорным. Наиболее известный подвиг Алёши Поповича – победа его над ТугариномЗмеевичем. Среди былин о нем – «Алёша Попович и Тугарин», «Алёша Попович и сестра Петровичей».
Русский богатырь в традиционном представлении- это не просто человек,обладающий уникальной физической силой.Это- идеальный образ защитника Отечества, который всегда готов к самопожертвованию и может отказаться от личной жизни во имя блага своего народа.
Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Силы добра олицетворяют богатырь Алеша Попович и его помощник Еким, а воплощение зла является Тугарин Змеевич. Богатырь ведет себя скромно, оказывает глубокое уважение к князю киевскому Владимиру. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем. Однако Алеша побеждает больше не силой, а хитростью. Он прячется род лошадь ТугаринаЗмеевича и в самый неожиданный момент сражает влага. Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому.
Мультипликационные былины – это, скорее, «антибылины». В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немного: имя и физическая сила. Он вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». Если в былинах Алеша Попович отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который компенсируется накачанными мускулами. Как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь «нечаянно» сбивает грибы, отшвыривает ногой мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит удары людям, Алеша признает свои ошибки, мол, «хотел, как лучше, а получилось…». И дело заходит до воровства. Проникнув в лагерь, Алеша под покровом ноги пытается увести слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: « Что же это я как вор?!» - и принимается расправляться с сонными тугарами, спасая свой богатырский «имидж».
Какова же природа юмора в упомянутых былине и мультфильме? Юмор в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - очистительный поток, вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества справедливости. В мультфильме все построено на несоответствии: ожидаем богатыря- храбреца, а получаем богатыря-комика, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щупленькое созданьице. Бесшабашные пляски коня, неловкие попытки увальня Алеши проявить «силушку молодецкую» и другие подобные эпизоды – все это вызывает зрительский восторг. Такой юмор притупляет мыслительную деятельность школьников, делает их неспособными различить истинное положение вещей, они престают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои собственные поступки не способны оценить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа