kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш край славится известными писателями, поэтами, журналистами. Каждый из них прославлял, восхищался красотой и величием своей малой Родины. В своих произведениях они не только восхищаются Родиной, но и заставляют задуматься о природе, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к ней.

Один из основоположников классической русской прозы замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности".  В этой статье говориться о творчестве С.Т. Аксакова, который стремился постичь ее тайны и воспитать любовь к природе и к родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника»»

Фатхетдинова Э.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан


Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника».


Способность видеть и чувствовать прекрасное в природе, в её необычайности, в её превосходстве – это некий дар, присущий всякому человеку. Чтобы понять это, необходимо просто остановится, отрешится от суеты, и посмотреть чуть внимательнее вокруг.

Наш край славится известными писателями, поэтами, журналистами. Каждый из них прославлял, восхищался красотой и величием своей малой Родины. В своих произведениях они не только восхищаются Родиной, но и заставляют задуматься о природе, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к ней.

Один из основоположников классической русской прозы замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения. Сергей Тимофеевич Аксаков в своих произведениях очень эмоционально, ярко изображает родную природу.

 Сергей Тимофеевич Аксаков все жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны, довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия.

Любовь к природе – совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке будущий писатель унаследовал от отца. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой огромной благодатью, пробудила его любознательность, его ранние увлечения, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места подсказали потом писателю не только фон, но и содержание для его будущих произведений. Вот как описывает С.Т. Аксаков в своем произведении Оренбургскую губернию: «Боже мой, как, я думаю, была хороша тогда, эта дикая девственная, роскошная природа- … Нет, ты уже не та теперь, не та, какою даже и я зазнал тебя – свежую, цветущую, не измятую отовсюду набежавшим разнородным народонаселением! Ты не та, но все еще прекрасна, так же обширна, плодоносна и бесконечно разнообразна, Оренбургская губерния…»1 Автор не только описывает живописность природы, но и оживляет ее обращениями, красочными эпитетами. Здесь мы видим страстную и преданнeя любовь к родной природе. «Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера - Кандры и Каратабынь (Аслыкуль). Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отрогами Уральских гор, то светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим...

Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса... И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Мирны и тихи патриархальные первобытные обитатели и хозяева твои, кочевые башкирские племена!» Наблюдательный писатель обстоятельно запечатлевает роскошные луга и поля, озера и реки, используя экспрессивные слова, метафоры и сравнения, которые помогают читателю представить изображение в богатстве оттенков, в цвете, ощущениях «… роскошные луга и поля, по белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничка и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою вишнею, зреющее позднее и теленеющею к осени». В поле зрения оказываются эпизоды, повествующие о рыбной ловле, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом мог думать, ни говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».

С.Т. Аксаков описывает не только красоту природы, но и с особым восхищением пишет о богатстве и разнообразии растительного мира. Читаешь и чувствуешь: запах, вкус этих ягод. Это все прекрасно, не скучно, потому что ребенок чувствует и любуется искренне, с вдохновением, с восторгом. Для него все ново, ярко, в радужном цвете. Ведь именно, через восприятие ребенка читатель тоже смотрит и воспринимает эту картину другими глазами. И невольно возникает вопрос: «А почему я раньше этого не замечал? Куда смотрел?» Появляется чувство раскаяния, сожаления и меняется отношения к окружающему миру, природе. Вот этим и ценны произведения С.Т. Аксакова, который не навязчиво, а так трогательно, проникновенно передает связь человека с природой. Например, когда заболела мама Сергея, Софья Николавна, по рекомендации доктора Авенариуса, приезжает для лечения, на чистый, именно лесной воздух и на пользование кумысом, в татарскую деревню Узы-тамак, называемая русскими Алкино. Вот как описывает автор этот сказочный уголок: «… в роскошной долине в живописном беспорядке теснилась эта деревушка на подошве горы Байрамтау, защищавшей ее от севера; на запад возвышалась другая гора, Зеинтау, а на юго-восток текла речка Уза, покрытая мелким лесом; цветущие поляны дышали благовонием трав и цветов, а леса из дуба, липы, ильмы, клену и всяких других пород чернолесья, разрежая воздух, сообщали ему живительную силу». И через два месяца приехала Софья Николавна здоровой, бодрой и ярким румянцем на щеках.

Вся жизнь писателя, ученого, публициста Сергея Тимофеевича Аксакова неразрывными нитями была связана с родной природой. Он стремился постичь ее тайны, чувствовал связь с природой, получал огромное удовольствие и спокойствие: «Вид весенних полей скоро привлек мое внимание, и радостное чувство, уничтожив неприятное, овладело моей душой. …, а гривы, или кулики дикого персика были осыпаны розовыми цветочками, издававшими сильный ароматический запах. На горах зацветала вишня и дикая акация, или чилизник. Жаворонки так и рассыпались песнями вверху; иногда проносился крик журавлей, вдали заливался звонкими трелями кроншнеп, слышался хриплый голос кречеток, стрепета поднимались с дороги и тут же садились. Это был особый птичий мир, совсем не похожий на тот, который под горою населял воды и болота,- и он показался мне еще прекраснее». Из этого отрывка видим как ребенок воспринимает мир, природу. Автор вводит ребенка и взрослого человека в жизнь природы, учит наблюдательности, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины. Рассказы Аксакова учат любить свою Родину, беречь и защищать ее.

С.Т. Аксаков был великим певцом природы. Писатель В.А. Солоухин так это объясняет: «Одним из главных и чудесных волшебников мы должны считать прекрасного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Его книги, а в особенности «Детские годы Багрова-внука», не сравнишь ни с чем, кроме как с машиной времени. Не то, чтобы со стороны смотреть на все происходящее-нет, кудесник заставляет нас пережить происходящее так же непосредственно, как если бы с нами все и происходило».


Список литературы


1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. – Уфа: Башк.кн. из-во, 1991. -- С. 5-150


2. Л.А. Утяшева. Изучение творчества С.Т. Аксакова в школе. Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство БГПУ, 2015. – С.3-15



1 Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника.- Уфа: Башк.кн.изд-во,1991.- 278


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника»

Автор: Фатхетдинова Эльза Динатовна

Дата: 29.09.2019

Номер свидетельства: 521273


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства