kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение современных образовательных технологий и реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий и реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы»

Применение современных образовательных технологий и реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы

Шарапова М.Е., МКОУ «Ключи-Булакская СОШ»,

учитель русского языка и литературы


Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность.

Современная школа поставлена перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов без осо­бых финансовых вложений со стороны государства за счет поиска внут­ренних резервов самой системы, а это возможно при активном внедре­нии современных методов и технологий. Все просто.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство. Это явление сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. [5; с. 3].

Решать все эти проблемы необходимо эффективно и по­следовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потреб­ности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, т. е. реально выпол­нить цели образования в новых социальных и экономических условиях.

На мой взгляд, таким звеном могут стать новые педа­гогические и образовательные информационные технологии, которые реализуют системно – деятельностный подход. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение но­вых педагогических и образовательных технологий позволит изменить саму пара­дигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, зало­женные в новых педагогических технологиях [4, с. 6].

Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в школьную практику, в том числе, на уроках литературы, требуется научный анализ их возможно­стей и потенциала, а для дальнейшего совершенствования или разработки но­вых важно знать и умело применять методологию проектирования [7; с. 5].

Трудности, связанные с преподаванием литературы в школе, обусловлены как явлениями социокультурного порядка (влияние информационной среды, общее понижение статуса гуманитарных предметов, ценностный и «системный кризис чтения» в стране), так и внутренними причинами (качество содержания предмета «литература», качество преподавания литературы в школе, уровень кадров, качество профессиональной подготовки учителя-словесника). Попытки преодолеть эти трудности предпринимаются учёными-методистами и просто учителями на самых разных направлениях, начиная с разработки системы проверки качества литературного образования и заканчивая внедрением самых разных образовательных, педагогических и предметных технологий. Одним из характерных признаков современной образовательной ситуации является обилие «педагогических новшеств» и «нововведений». Было время, когда к инновациям, в том числе и к технологиям, относились достаточно сдержанно. Сегодня ситуация резко изменилась. Бум технологий буквально захлестывает образовательный процесс. В помощь учителю предлагается бесчисленное множество пособий, рекомендаций, разработок технологического свойства. Бери любую технологию и переноси на свой предмет! Но так ли это безопасно для самого предмета, особенно для литературы? Не навредит ли технология процессу обучения, применяемая без раздумий и должного анализа? [8; с. 4].

Фрагментарное, поверхностное, субъективное восприятие художественных произведений и смещение критериев оценки знаний не только не позволяет читателю-школьнику осознать и понять глубину и ценность авторских мыслей, но и освоить тот арсенал предметных литературных знаний, которые формируют его читательскую культуру. [8; с. 5].

Поэтому для меня, как для современного молодого учителя, стало необходимым не только давать обучающимся образование в виде системы знаний – учений – навыков, но и развивать их познавательные и творческие возможности.

Основной проблемой данного исследования является то, что учителю-словеснику необходимо серьёзно анализировать те нововведения, которые ему предлагают, и отбирать то, что может сохранить читателя, обогатить предмет и открыть новые грани его изучения

Применение современных образовательных технологий на уроках литературы будет способствовать повышению качества литературного образования школьника, если:

- образовательные технологии присущи именно уроку литературы;

- образовательные технологии служат целям литературного образования и литературного развития школьников: деятельность восприятия, читательская деятельность, аналитическая и интерпретационная деятельность, деятельность воображения, познавательная и творческая деятельность во всех её проявлениях;

- будет реализовываться интегрированная система приёмов анализа и интерпретации художественного текста, основанная на принципах системности, взаимосвязи, поэтапности и усложнения материала: замена личной характеристики слова теоретико-литературным понятием; формулирование определение концепта на основе ассоциативного ряда; составление схемы-образа текста (мифа, басни и т.п.) из ключевых слов, словосочетаний, фраз; визуализация схемы текста в образ через аналогию и сопоставление; конструирование мини-текста, отражающего понятийную составляющую концепта; составление смысловой цепочки на основе культурологического и мифопоэтического комментария; формулировка пунктов плана характеристики героя с учётом раскрытия идейно-тематического содержания; составление литературоведческой школьной статьи из фраз-выводов, сформулированных учащимися в процессе анализа и интерпретации произведения, и др.),

Литература – вид искусства. Искусство есть высшая деятельная форма эстетических отношений. Здесь эмоциональная рефлексия не ограничива­ется рецептивным (от лат. recipere — получать, воспринимать) статусом одухотворения аффектов и приобретает креативный (от лат. сгеаге — творить) статус художественного творчества. [2; с. 22].

Художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система. Что­бы некоторую совокупность фраз естественного языка признать художествен­ным текстом, следует убедиться, что они образуют некую структуру вто­ричного типа [3; с. 30].

Литературные тексты обращены к нашему сознанию не прямо, как это происходит в случаях нехудожественной речи, а через посредство нашего внутреннего зрения, нашего внут­реннего слуха и нашего протекающего в формах внутренней речи сопереживания героям литературных произведений. [2; с. 18].

Сегодня словеснику предлагается много готовых технологий: эвристическое образование, развитие критического мышления, компьютерные технологии, интерактивное обучение, технология мастерских, проектная деятельность, литературное моделирование, кейс-технологии, сказкотерапия, обогащающее обучение и т.д. И все они реализуют системно – деятельностный подход. Внедрение уже готовой технологии облегчает деятельность учителя, требует, казалось бы, минимальных усилий, и поэтому соблазнительно. Однако необходимо знать, как важно не только соотнести чужой опыт со своим (своими способностями и умениями), но и с той концепцией образования (программой по литературе), которая лежит в основе деятельности словесника.

Как известно, образование и консервативно, и революционно, поскольку передача традиций и обновление – два органично связанных между собой процесса. Тут необходим баланс! И чтобы не впасть в крайности, учителю-словеснику необходимо серьёзно анализировать те нововведения, которые ему предлагают, и отбирать то, что может сохранить читателя, обогатить предмет и открыть новые грани его изучения [8; с. 8].

В связи с данными фактами, несомненно, возникает мысль о том, каким образом технологии, предлагаемые указанными, и к слову сказать, довольно популярными сегодня, авторами, соотносятся с литературным образованием?

Так, например, технология развития критического мышления, настолько популярная в современных школах, что тысячи учителей применяют эту технологию на практике, основы технологии изучаются на любых курсах повышения квалификации, связанных с переходом на новые образовательные стандарты, не всегда способна уделить внимание влиянию живого слова на слушателя, читателя.

Рассмотрим технологию применения средств ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в предметном обучении. Насколько она природосообразна уроку литературы?

На сегодняшний день это довольно популярная технология. Современной школе не просто необходимо, а предписано Стандартом формирование материальной базы средствами ИКТ.

Конечно, компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, значительно повышая его эффективность [6; с. 95].

Но зачастую учителя школ отводят слишком большую роль средствам ИКТ. Побывав на нескольких мастер – классах учителей средней школы, в частности на уроках литературы, можно констатировать тот факт, что использование средств ИКТ на уроках чрезмерно. Например, включив в начале урока презентацию, учителя продолжают работу по ней в течение всего времени, лишь ненадолго прерываясь для беседы с обучающимися. А как же в таком случае быть с беседами, диспутами, дискуссиями, семинарами, которые, являясь традиционными, развивают интеллигентность, образованность и культурность современного школьника?

Я считаю, что в данном случае необходим баланс. Наиболее актуальными звучат слова Н. Винера, который сказал: «Отдайте человеку человеческое, а вычислительной машине машинное. В это должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин».

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Сущность системно – деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива учащегося, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? Зачем я это делаю? Как я это делаю? Как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, кроме того обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Данная технология носит интегрированный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности традиционной школы [1; с. 140-142].

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия её реализации – дидактические принципы. Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

• принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности;

• принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;

• принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире;

• принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений;

• принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Реализация деятельностного метода на уроках литературы и русского языка позволит:

• повысить качество обучения;

• осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;

• формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции;

• формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов;

• применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

• формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

• усвоить основы научных знаний о родном языке;

• формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.

Первое, о чём следует помнить учителю, начинающему работать в рамках системно - деятельностного подхода: в конспекте урока должна быть отражена реализация деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Как известно, системно - деятельностный подход выступает в качестве методологической основы стандарта. Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Этапы урока должны отражать структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для её достижения, результат. [5; с. 47].

Современные педтехнологии направлены на главную фигуру школы —ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.

Таким образом, внедрение современных  педагогических технологий – работа сложная, но   интересная. Главным же является то, что она дает положительные  результаты.  Ученики  мыслят  самостоятельно,  стремятся  к  творчеству, работают  не  по  шаблону.   Им  выходить  в  большую  жизнь,  которая  потребует  от выпускников школы  умения   принимать  решения быстро и самостоятельно.   Найти  своё  место  в жизни  сможет  только  мыслящий  человек,  умеющий быстро решать возникающие перед ним  сложные жизненные задачи.



Литература

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 22.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 30.

4. Кукушин B.C.Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Рос­тов н/Д. : Феникс, 2005. — 474, [1] с. — (Высшее образование). – с. 6

5. Селевко Г.К. Совеменные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – с.3.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.- (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».). – с. 95.

7. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. С56 авторов ; под ред. И.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. – С. 5.

8. Сосновская И.В. Технологии образования и литература как искусство слова: приглашение к дискуссии.– Ульяновск.





.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шарапова Марина Евгеньевна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства