kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы работы с текстом на уроках литературы (на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В отличие от живописного и скульптурного, портрет в литературном произведении наиболее динамичен: он передает не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности. Эти широкие возможности прекрасно используются русскими писателями, в том числе и И.С.Тургеневым.

           Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека. Но умению творчески мыслить, принимать решения необходимо учить.

     Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это сейчас так актуально: от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.  Поэтому важнейшей задачей современной школы является воспитание квалифицированного читателя. Что значит «квалифицированный» читатель? На мой взгляд, это читатель, понимающий, что в любом произведении нет лишнего слова, все слова несут определённую нагрузку, способствуют раскрытию идейного смысла произведения.  Поэтому  одним из приёмов воспитания такого читателя является работа над деталями- мельчайшими изобразительными или выразительными художественными подробностями. Такая работа для ученика  и есть маленькое открытие, совершающееся на каждом уроке.  Рассмотрим это на примере работы с отрывком из романа И.Тургенева «Отцы и дети».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом на уроках литературы (на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») »

Приёмы работы с текстом на уроках литературы

(на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)


Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека. Но умению творчески мыслить, принимать решения необходимо учить.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это сейчас так актуально: от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.  Поэтому важнейшей задачей современной школы является воспитание квалифицированного читателя. Что значит «квалифицированный» читатель? На мой взгляд, это читатель, понимающий, что в любом произведении нет лишнего слова, все слова несут определённую нагрузку, способствуют раскрытию идейного смысла произведения. Поэтому одним из приёмов воспитания такого читателя является работа над деталями- мельчайшими изобразительными или выразительными художественными подробностями. Такая работа для ученика и есть маленькое открытие, совершающееся на каждом уроке. Рассмотрим это на примере работы с отрывком из романа И.Тургенева «Отцы и дети».

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.»

Итак, каким же рисует его автор? В глаза бросается высокий рост Евгения, явная физическая сила. Длинные, редковатые волосы не прячут неровностей просторного черепа. Песочные бакенбарды подчёркивают худобу. Зеленоватые глаза большие, выразительные. Голос ленивый, но мужественный. Лицо спокойное и несколько угрюмое освещается улыбкой и выражает ум и самоуверенность. Как видим, в портретной характеристике писатель использует приём контраста, и перед нами оживает действительно незаурядный человек, «особенный», как отзывается о нём Аркадий Кирсанов. Недворянская внешность, происхождение Базарова – всё взаимосвязано здесь. Демократизм, сила характера, воля и решимость, впрочем, хорошо сдерживаемые, – вот что читаем мы между строк в портретной характеристике персонажа. И. С. Тургеневу достаточно упомянуть об “обнаженной красной руке” Базарова, и читатель сразу понимает, что перед ним человек, не боящийся никакого труда. “Длинный балахон с кистями”, “висячие бакенбарды песочного цвета” — все эти детали показывают, что даже во внешнем облике героя содержится плохо скрываемый вызов “феодалам”, в дом которых он едет. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. В его балахоне с кистями чувствуется пренебрежение общественными нормами, возможно, вызов. В описании лица автор подчеркивает “самоуверенность и ум”. Значит, Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Сразу становится понятно, что в семье Кирсановых Евгений будет чужаком.

А вот отрывок, в котором можно увидеть портретную характеристику Павла Петровича Кирсанова:

«— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».

Не случайно обращает внимание И. С. Тургенев на руку Кирсанова, красивую, ухоженную, “с длинными розовыми ногтями”. Особенность позиций аристократа и демократа подчеркивается символическими деталями. У Павла Кирсанова такой деталью является запах одеколона. Его сильное пристрастие к хорошему запаху выдает стремление отстраниться от всего грязного, низкого, бытового, всего, что встречается в жизни. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик “изящный и породистый”, стремление даже в деревне одеваться как подобает в высшем обществе. Характеризуя манеры Кирсанова, автор попутно раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петрович “совершив предварительное европейское "shake hands"... три раза, по-русски, поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает причудливое соединение англоманства и патриархальности. Итак, портретные детали, отмеченные в облике Базарова и Павла Петровича, не оставляют у читателя сомнений, что между двумя представителями различных сторон русской жизни неизбежно столкновение.

 Таким образом, использование портретной характеристики романа подчинено его жанровому своеобразию, направлено на раскрытие его идейного содержания. Даже самый поверхностный экскурс в историю русской литературы убеждает, что портрет является одним из важнейших художественных средств, позволяющих понять самые сложные и противоречивые характеры. В отличие от живописного и скульптурного, портрет в литературном произведении наиболее динамичен: он передает не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности. Эти широкие возможности прекрасно используются русскими писателями, в том числе и И.С.Тургеневым.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Раджапова Венера Васильевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства