kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы работы с понятиями: выразительно-изобразительные средства языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке К.Г. Паустовский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с понятиями: выразительно-изобразительные средства языка»

«Приемы работы с понятиями: выразительно-изобразительные средства языка»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке К.Г. Паустовский.

- Коллеги, что же это за волшебные слова, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

(Изобразительно-выразительные средства)

Цель: создание условий для овладения приемами работы с понятиями

1. Теоретическая часть.

Обратимся к самым распространенным средствам выразительности. Предлагаю вам стать «разведчиками» и попробовать расшифровать данные понятия.

Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах

Работа в парах. Заполнить карточки по алгоритму №1

(распечатать текст и таблицы 7 шт.)

2) Роль средств выразительности. Работа в парах

Мы определили, что значит каждое средство выразительности, а теперь определим их роль. Пользуясь алгоритмом №2, выполните задание.

3) Практическая работа

Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами?(В художественной литературе) Выполните следующее задание по алгоритму №3.

4. Рефлексия.

Подведем итоги, поиграем в игру: «Правильное-неправильное утверждение».

Если утверждение правильное – повернитесь вправо, если неправильное – влево.

  1. Метафора – перенос значения по ассоциациям.+

  2. Эпитет – изображает неживые существа в роли живых.-

  3. Фразеологизм – краткое и емкое выражение.+

  4. Антоним – близкое по значению слово.-

  5. Синоним – противоположное слово.-

  6. Сравнение – сопоставление предметов.+

  7. Олицетворение – красочное прилагательное.-

Оцените своё настроение с помощью эпитетов и запишите их в тетрадь.

Учитесь говорить красиво,

Есть слабость в языке, есть (антоним). ------------- сила

Язык - вожак наш на пути.

Он главный (фразеологизм). ------------------- как тут ни крути

Владеешь им – будь смел, (синоним). ----------------- отважен

И даже, может быть, не важно:

Красив ты внешне или нет.

А важно, как (метафора) рассвет, --------------- горит

И (эпитет) ли небо, -------------- бирюзовое

И песня птиц, (сравнение), ----------------- как струны Феба

И (олицетворение) листьев по весне. ------------ говор

Все это видится тебе?

Так, значит, ты душой прекрасен,

Язык ты учишь не напрасно!

Слова для справок: как струны Феба, говор, горит, бирюзовое, как тут ни крути, отважен, сила.





Алгоритм работы №1

  1. Прочитайте определения понятий.

  2. Выделите ключевые слова в каждом определении.

  3. Запишите ключевые слова в таблицу.

  4. Проверьте правильность выполнения задания по контрольной карточке №1.


Средства выразительности

Метафора – от греч. Metaphora – перенос; следовательно, это перенос значения, скрытое сравнение.

Эпитет – от греч. Epitheon – приложение, однокоренное слова прилагательное, красочное прилагательное.

Олицетворение – состоит из двух частей: лицо (живое)= творение (неживое), перенос признака или действия с живого предмета на неживой.

Сравнение – сравнить, т.е. сопоставить два понятия.

Фразеологизм – фраза = логос (слово) – устойчивое выражение, равное по значению слову.

Антоним – анти – против, онима (имя) – противопоставление, контраст

Синоним – synony – одинаковый, онима (имя) – слова с одинаковым значением.

Средство выразительности

Ключевые слова

Роль средств выразительности

Метафора



Эпитет



Олицетворение



Сравнение



Фразеологизм



Антоним



Синоним





Алгоритм работы №2

  1. Прочитайте роли средств выразительности.

  2. Выделите ключевые слова в каждом определении.

  3. Запишите номер средства выразительности в соответствующую колонку таблицы.

  4. Проверьте правильность выполнения задания по контрольной карточке №2.

Роль средств выразительности

  1. Придает речи красочность, выразительность, основываясь на описании предмета.

  2. Изображает неживые существа в роли живых, приближает природу к чувствам людей, показывает их единство.

  3. Основываясь на ярких ассоциациях, создаёт яркий образ.

  4. Афористично, кратко и ёмко выражают мысль.

  5. Создание более ярких, выразительных образов и сопоставление каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также выражение авторских оценок и эмоций.

  6. Уточняют мысль, придают различные смысловые оттенки.

  7. Средство создания контраста, резкого противопоставления.







Контрольная карточка №1

Средство выразительности

Ключевые слова

Роль средств выразительности

Метафора

Перенос по ассоциациям


Эпитет

Описание


Олицетворение

Лицо=предмет


Сравнение

Сопоставление


Фразеологизм

Фраза=слово


Антоним

Контраст


Синоним

Одинаковый смысл




Контрольная карточка №2

Средство выразительности

Ключевые слова

Роль средств выразительности

Метафора

Перенос по ассоциациям

3 Основываясь на ярких ассоциациях, создаёт яркий образ.

Эпитет

Описание

1 Придает речи красочность, выразительность, основываясь на описании предмета.

Олицетворение

Лицо=предмет

2 Изображает неживые существа в роли живых, приближает природу к чувствам людей, показывает их единство.

Сравнение

Сопоставление

5 Создание более ярких, выразительных образов и сопоставление каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также выражение авторских оценок и эмоций.

Фразеологизм

Фраза=слово

4 Афористично, кратко и ёмко выражают мысль.

Антоним

Контраст

7 Средство создания контраста, резкого противопоставления.

Синоним

Одинаковый смысл

6 Уточняют мысль, придают различные смысловые оттенки.




Алгоритм работы №3

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Используя слова для справок, вставьте в стихотворение те средства выразительности, которые вам указаны.

  3. Проверьте себя по слайду.

Учитесь говорить красиво,

Есть слабость в языке, есть (антоним) -------------

Язык - вожак наш на пути.

Он главный (фразеологизм) -------------------

Владеешь им – будь смел, (синоним). -----------------

И даже, может быть, не важно:

Красив ты внешне или нет.

А важно, как (метафора) рассвет, ---------------

И (эпитет) ли небо, --------------

И песня птиц, (сравнение), -----------------

И (олицетворение) листьев по весне. ------------

Все это видится тебе?

Так, значит, ты душой прекрасен,

Язык ты учишь не напрасно!

Слова для справок: как струны Феба, говор, горит, бирюзовое, как тут ни крути, отважен, сила.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы работы с понятиями: выразительно-изобразительные средства языка

Автор: Слезак Елена Вениаминовна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства