kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Прекрасная Дама современной российской поэзии" (к 85-летию Б.Ахмадуллиной)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством Беллы Ахмадуллиной (к  85-летию) поэтессы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Прекрасная Дама современной российской поэзии" (к 85-летию Б.Ахмадуллиной)»

Литературная гостиная «Прекрасная Дама современной российской поэзии …» (посвящается 85-летию поэтессы Б.А. Ахмадуллиной)

В начале вечера: Видеоклип о поэтессе

ВСУПЛЕНИЕ: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и учителя! Сегодня Литературная Гостиная посвящена замечательной, талантливой русской поэтессе, писательнице, переводчице Белле Ахатовне Ахмадуллиной, которой 10 апреля 2017 года исполнилось бы 85 лет….

Чтец:

Всего-то – чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.



И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.



Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще способом старинным.

и сталактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.



И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так чисто губы холодит.

Слайд 2

Ведущий 1: Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы ХХ века. Это было время цветения советской поэзии, когда появилось новое поколение поэтов – «шестидесятники». Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава в тесно содружестве создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением стихов на эстраде. Сейчас трудно поверить, что поэты, читающие свои стихи со сцены, собирали полные концертные залы и стадионы. Это поэтическое братство сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.

Слайд 3-4

Чтец : 

Мой этот год – вдоль бездны путь.

И если я не умерла,

то потому, что кто-нибудь

всегда молился за меня.



Все вкривь и вкось, все невпопад,

мне страшен стал упрек светил,

зато – вчера! Зато – Булат!

Зато – мне ключик подарил!



Да, да! вчера, сюда вошед,

Булат мне ключик подарил.

Мне этот ключик – для волшебств,

а я их подарю – другим.



Мне трудно быть немолодой

и знать, что старой – не бывать.

Зато – мой ключик золотой,

А подарил его – Булат….



И все теперь пойдет на лад,

и стану жить для слез, для рифм,

Не зря – вчера, не зря – Булат,

не зря мне ключик подарил!





Слайд 5

Ведущий 2: Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в Москве в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Ее отец – татарин по национальности был заместителем министра, мать — русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ. Несмотря на смешение кровей, своей родиной Ахмадулина ощущала только Россию: «Я русская – по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту». Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки – Надежды Митрофановны Барановой, человека доброго и бескорыстного. 

Слайд 6

Ведущий 1: Стихи Белла начал писать еще в школьные годы, школьницей занималась в литобъединении при заводе ЗИЛ у поэта Е. Винокурова. Первые ее публикации появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки Игоря Сельвинского. который сказал: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства»… Во время учёбы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». 

Чтец:

Опять в природе перемена

окраска зелени груба

и высится высокомерно

фигура белого гриба.



И этот сад собой являет

все небеса и все леса,

и выбор мой благословляет

лишь три любимые лица.



При свете лампы умирает

слепое тело мотылька,

и пальцы золотом марает

и этим брезгает рука.



Ах, Господи, как в это лето

покой в душе моей велик.

Так радуге избыток цвета

Желать иного не велит.



Так завершенная окружность

сама в себе заключена

и лишнего штриха ненужность

ей незавидна и смешна.

Ведущий 2:  Белла Ахатовна была яркой индивидуальностью. Человеком поступка. Хрупкая внешне, внутри – боец, она была готова вступиться за невинно оскорблённого. В 1959 году она не побоялась и поддержала в трудную минуту Бориса Пастернака, когда после выхода за границей романа «Доктор Живаго» и присуждения поэту Нобелевской премии в советской печати началась кампания политической травли великого русского поэта. Но Белла Ахмадулина категорически отказалась участвовать в этой провокации. После восстановления в 1960 г. она окончила Литинститут с отличной оценкой дипломной работы.

Слайд 7

Ведущий 1:  Первый сборник стихотворений Беллы Ахмадулиной «Струна» увидел свет в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) и другие


Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность.

У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты.


(кадр из фильма « Застава Ильича» (кадр в Политехническом музее)1962 год

Ведущий 2: Начала она очень звонко, по-комсомольски, в окружении друзей-трибунов: Евтушенко, Вознесенского, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского… Словно кованая роза из бронзы, она жила уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой. Искренно стесняясь известности, она внушала читателям:

Чтец:

Это я человек- невеличка,

всем кто есть, прихожусь близнецом,

сплю, покуда идет электричка,

пав на сумку невзрачным лицом.



Мне не выпало лишней удачи,

слава Богу, не выпало мне,

быть заслуженней или богаче

всех соседей моих по земле.



Плоть от плоти сограждан усталых,

хорошо, что в их длинном строю

в магазинах, в кино, на вокзалах

я последнею в кассу стою –



позади паренька удалого

и старухи в пуховом платке,

слившись с ними, как слово и слово

на моем и на их языке


Слайд 8



Ведущий 2:Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор…. Ее стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству…



Чтец:

В тот месяц май, в тот месяц мой

во мне была такая легкость

и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды летность.



Я так щедра была, щедра

в счастливом предвкушенье пенья,

и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья.



Но, слава Богу, стал мой взор

и проницательней, и строже,

и каждый вздох и каждый взлет

обходится мне все дороже.

Слайд 9

 Сама же Ахмадулина о своём творчестве говорила следующее: «Я не лукаво, как умею, буду продолжать служить русскому слову, русской словесности. Я другой такой же драгоценности на белом свете не знаю. И все мои самые высокие достижения относятся к самой русской речи, к ее важности в нашей жизни. Она есть изыск, наша драгоценность, наша сложность. Если от этого не уклоняться, то тогда можно принять эту награду с чистой совестью и, поклонившись, сказать: "Спасибо, я старалась» "

Стихотворение «Влечет меня старинный слог»

Чтец: « Влечет меня старинный слог»

Ахмадуллина не только продолжила традиции русской классической поэзии, но и любила слушать русские романсы на стихи известных поэтов….. Сегодня на нашу Литературную Гостиную мы пригласили заслуженную артистку России…..(1 романс)

Ведущий 1: На протяжении более чем 40-летнего творческого пути Б. Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. Ее переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с грузинского, армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского языков) получили заслуженно высокую оценку.

Ведущий 2:Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире. Ее поэтические произведения переведены на многие языки, в том числе английский, французский, сербскохорватский, чешский, словацкий, польский, иврит, болгарский, датский, латышский, эстонский, грузинский, молдавский, армянский, румынский, курдский, арабский, японский.

Но особенно удавались ей переводы грузинских поэтов, со многими ее связывали теплые дружеские отношения. Воспоминания о Грузии согревали ее душу.

 «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Человек живет дома, на родине, там где ему следует жить; занимается свои делом, устает и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду… Так думаю я о Грузии, и по ночам мне сниться грузинская речь…».

Слайд 10

Звучит стихотворение «Сны о Грузии»

В исполнении певицы звучит 2 романс

Ведущий 2: Трудно себе представить более разных людей, чем  писатель, кинорежиссер Василий Шукшин и Белла Ахмадулина. Однако, при съемках фильма «Живет такой парень», Шукшин сам предложил Ахмадулиной роль – по сути, ей предстояло играть саму себя, столичную журналистку. Фильм, к слову, получил «Золотого льва» в Каннах. Все наверняка запомнили юную корреспондентку, берущую интервью у героя дня шофёра Пашки, который спас автобазу от пожара. Роль ей досталась эпизодическая, но абсолютно точно отображающая облик поэтессы, мелодичность её голоса, её деликатность и душевную теплоту.

(кадр из фильма «Живет такой парень») 

В 1965-м году Белла будет за кадром читать свои стихи в фильме «Чистые пруды» по произведениям  писателя Юрия Нагибина


Слайд 11

Ведущий 1: Еще одну грань дарования Беллы Ахмадулиной открывают ее воспоминания и эссе. С напряженным женским вниманием к деталям, которое и есть любовь, вписаны литературные портреты талантливых поэтов Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого

Личная и творческая судьба М. Цветаевой на протяжении многих лет
находилась в центре пристального внимания Ахмадулиной.
Уже в позднем своем эссе "Божьей милостью"о Цветаевой "
Ахмадуллина напишет: "ее имя, все, что названо этим именем, вынуждают
нас к особенному стеснению сердца, к особенной спертости воздуха в горле",
в цветаевской же судьбе она отметит "исполнение жизненной трагедии",
"воплощение каждого мига этой трагедии".

Каждый день судьбу благодарю. .
Каждый вечер подвожу итоги. .
Не сверяюсь по календарю. .
Дорожу сегодня очень многим.. .

….нам остается считать судьбу
Цветаевой счастливейшей в истории нашей словесности, потому что
редко кому дано так воплотить все, что даровано в идеале человечеству,
а в нашем случае ей одной – Марине Цветаевой.

Ведущий 2: В литературоведческой критике неоднократно отмечались значение и самобытность поэзии Ахмадуллиной. Так, например, литературовед И. Снеговая отмечает: «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности» .

Ведущий 1: Иосиф Бродский считал искусство поэтессы «в значительной степени интровертно и центростремительно. И, несмотря на это, поэт считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии»

Ведущий 2: А литературовед В. Казак отмечал: «Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной.

Ведущий 1: Как отмечает литературовед Е. Афанасенкова, «Б. А. Ахмадулина тяготеет к русской классике XIX века и акмеизму начала XX века» Столь разноликая оценка творчества Беллы Ахмадулиной подчеркивает неординарность и своеобразие авторского письма и характер ее произведений.

Слово о поэтессе
Ведущий 2: В поколении 2 половины 20 века были поэтессы не менее сильные – Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Нонна Слепакова – но Ахмадулину знали лучше всех. В женской лирике она продолжила традиции Цветаевой и Ахматовой.Стихотворение «Я Вас люблю, красавицы столетий».

Чтец: Стихотворение «Я вас люблю, красавицы столетий»

Ведущий 1: Мотив дружбы - один из главных в творчестве Беллы Ахмадулиной. Для поэтессы зачастую нет разницы между дружбой и любовью, эта два понятия она ставит в один ряд и на одну чашу весов. Лирические стихи она адресует не только своему избраннику, а и всем тем, кого видит и знает: прохожим, знакомым, своим читателям. Но прежде всего своим родным друзьям. Чувство дружбы у Ахмадулиной возвышенное, изысканное, даже обладающее некоей музыкальностью.

Слайд 12


 Да,стихи Б. Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку. Песни на слова Беллы Ахмадулиной звучали в популярных кинофильмах и становились любимыми и наиболее часто исполняемыми на концертах, по радио, с телевизионных экранов.

Повезло Ахмадулиной и с режиссёром Эльдаром Рязановым, который использовал её стихи в своих фильмах. Особенно ярко они вписались в культовый фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром»( звучало в начале вечера) Там её стихи-песни перекликались со стихами любимой ею Марины Цветаевой. Кроме этого всеми любимы и прочувствованы стихи Ахмадулиной из кинофильмов «Служебный роман», «Жестокий романс», поставленных также Эльдаром Рязановым.


Татьяна Станиславовна ( кадр из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!»)

Ведущий 2: Жизнь Беллы Ахмадулиной – роман, но трудно представить автора, у которого хватит такта и смелости написать такую книгу. Впрочем, она уже несколько раз бывала героиней чужой прозы: Евгений Евтушенко описал ее в романе “Не умирай прежде смерти”, а Юрий Нагибин под именем Геллы вывел в своем дневнике, стоящем, нескольких романов.

Слайд 13

Ведущий 1: :Однако, поэт не был бы поэтом, если бы не писал и не чувствовал окружающих его людей и вещи так же чутко, как и себя самого. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе 36 лет. (У Беллы Ахатовны две дочери – Елизавета и Анна. Елизавета закончила Литературный институт, живет в Переделкино с мужем и дочкой. Анна закончила Полиграфический институт, работает книжным иллюстратором.)

Ведущий 2: Борис Мессерер любил и боготворил Беллу. Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. Неповторимый сценический образ Беллы, ее стильный силуэт, обычно с преобладанием черного – заслуга мужа-художника. Когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая Ахмадулина. 

Чтец : стихотворение « Август»

Слайд 14

Ведущий 1:В последние годы жизни были изданы книги и сборники стихотворений: Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Нечаяние" (стихи-дневник, 1996-1999), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000).

 Б. Ахмадулина обладает высочайшим авторитетом не только в силу своего поэтического масштаба, но и за счет того, что на протяжении всей богатой зигзагами истории России второй половины XX столетия она никогда не изменяла высоким нравственным принципам, неизменно была на стороне преследуемых и притесняемых режимом, всеми возможными способами вставала на их защиту. Хорошо известны ее выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, В. Войновича. Ее заявления были опубликованы в газете "Нью-Йорк таймс", неоднократно передавались по радио "Свобода" и "Голос Америки".

Ведущий 2: Поэтический талант, высокое мастерство Ахмадуллиной было не только признано, но и оценено высокими наградами:

(можно по очереди читать )

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997)

Орден Дружбы народов (1984)

Лауреат Государственной премии СССР (1989)

Лауреат Независимой премии «Триумф» (1993)

международной поэтической премии "Носсиде" (Италия, 1992),

Пушкинской премии (Германия, 1994),

международной поэтической премии "Брианца" (Италия, 1998).

Награждена орденами Дружбы народов (1984)

Лауреат Государственной премии России (2004)

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)

Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)

Почётный член Российской академии художеств.

Она является Почетным членом Американской Академии искусств

Ведущий 1: 9 февраля 2013 года, выступая на Первом съезде родителей, президент Российской Федерации В.В. Путин призвал включить стихи Ахмадуллиной в обязательную школьную программу.

Слайд 15

Чтец:

Пришла и говорю: как нынешнему снегу

легко лететь с небес в угоду февралю,

так мне в угоду вам легко взойти на сцену.

Не верьте мне, когда я это говорю.

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове

взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.

Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,

и он умрет, как снег, и превратится в грязь.

Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь

явиться на помост с больничной простыни.

Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!

О, кто-нибудь, приди и время растяни!

По грани роковой, по острию каната -

плясунья, так пляши, пока не сорвалась.

Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.

Так было всякий раз. Так будет в этот раз.

( кадр из фильма «Взойти на сцену», песня звучит в исполнении Аллы Пугачевой)

Слайд 16

Ведущий 1:  По грани роковой, по острию каната …так каждый раз всходила на сцену Белла Ахмадуллина, отдавая себя слушателям и многочисленным поклонникам ее таланта.…В последние годы жизни Б.А. тяжело болела, плохо видела и с трудом передвигалась. Вечером 29 ноября 2010 года Беллы Ахатовны не стало….

Ведущий 2: Поэзия Ахмадулиной всегда была сильна изяществом, изысканностью, витиеватой изобретательностью, рождающей в душе мысли о возвышенном. И, наверное, неслучайно в нашей русской литературе Белла Ахмадулина навсегда останется символом 60-х годов ХХ века. А все потому, что современность прекрасно сочетается в ней с классической женственностью: грациозной и нежной.

Слайд 17 (портрет Ахмадуллиной последних лет)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Прекрасная Дама современной российской поэзии" (к 85-летию Б.Ахмадуллиной)

Автор: Бекшаева Светлана Викторовна

Дата: 15.03.2022

Номер свидетельства: 602297


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства