kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к олимпиаде по литературе. Обучение анализу текста на примере стихотворения С. Есенина "Русь советская".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой анализ стихотворения Сергея Есенина "Русь советская".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде по литературе. Обучение анализу текста на примере стихотворения С. Есенина "Русь советская".»

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

«Русь советская» Сергея Есенина создана в 1924 году. Поэт вернулся в родные места, но чувствует здесь себя чужим, и нет в душе радости от встречи с тем, что было когда-то так близко и дорого. Это ярко подчеркивает система изобразительно-выразительных средств стихотворения: эпитет «осиротелый» (край), оксюморон «грустная радость», ряд риторических вопросов:

Что родина?

Ужели это сны?

А также парафраз «пилигрим угрюмый» - именно с ним ассоциирует себя поэт.

Восклицательное предложение «И это я!» выражает боль и недоумение от невозможности примирить идеалистическое представление о своей роли в судьбе этого края:

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита…

с горечью от своей сегодняшней ненужности здесь:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Он пытается оправдать свои настроения неизбежным законом времени и расставания:

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

И даже убеждает себя в том, что они, другие, будут лучше и правильнее его, неправильного и мятущегося:

Они, пожалуй, будут интересней –

Уж не село, а вся земля им мать.

Но, вглядываясь в их лица, видя эти «сонные лики» - и это, пожалуй, тоже оксюморон! – лик, одухотворенный и светлый, не может стать замшелым в сытости и довольстве сна! – он утверждается в чужеродности этого мира:

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

И просторечная лексика поэта в этих строфах звучит абсолютно иначе, чем в тех, где он отмечает картины крестьянского быта, с их «жисью». Эпитеты, которые сопровождают их образы: с «корявыми, немытыми речами» - подчеркивают это дисгармоничное несоответствие звучания.

Пейзажные мотивы, очень яркие в стихотворении Есенина, олицетворяющие мир природы, служат неким мерилом происходящего. Они, мельницы и деревья, тоже одиноки в этом мире:

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза

Смежив.

А клены – «морщатся ушами длинных веток»… Не видеть, не слышать тех, кто «под гармонику, наяривая рьяно», поет не нежные лирические песни – пусть даже не его, есенинские! – мало ли у народа чудесных песен! – «поют агитки Бедного Демьяна». Ему ли, поэту, от Бога, не чувствовать фальши и пустоты срифмованных на потребу времени строк!..

Мы также видим, как меняется здесь ритм стихотворения: семистопный ямб с пиррихиями обрывается стихом в два слога – печальным и тихим.

Но в финале стихотворения горечь уходит. Остается утешение:

Прости, родной приют,

Чем сослужил тебе – и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют – Я пел тогда, когда мой край был болен.

Утешение – и упрямая вера – в звезду и судьбу Родины:

Но и тогда…

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Утверждая ранее, что отдает «всю душу октябрю и маю», но только не «милую лиру», лирический герой всю силу своего таланта готов принести – как абсолютную жертву – не сиюминутности происходящего, а вневременной ценности того, что дорого ему в звуке слова «родина».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гришина Елена Михайловна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства