Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде по литературе. Обучение анализу текста на примере стихотворения С. Есенина "Русь советская".»
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».
«Русь советская» Сергея Есенина создана в 1924 году. Поэт вернулся в родные места, но чувствует здесь себя чужим, и нет в душе радости от встречи с тем, что было когда-то так близко и дорого. Это ярко подчеркивает система изобразительно-выразительных средств стихотворения: эпитет «осиротелый» (край), оксюморон «грустная радость», ряд риторических вопросов:
Что родина?
Ужели это сны?
А также парафраз «пилигрим угрюмый» - именно с ним ассоциирует себя поэт.
Восклицательное предложение «И это я!» выражает боль и недоумение от невозможности примирить идеалистическое представление о своей роли в судьбе этого края:
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита…
с горечью от своей сегодняшней ненужности здесь:
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Он пытается оправдать свои настроения неизбежным законом времени и расставания:
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
И даже убеждает себя в том, что они, другие, будут лучше и правильнее его, неправильного и мятущегося:
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать.
Но, вглядываясь в их лица, видя эти «сонные лики» - и это, пожалуй, тоже оксюморон! – лик, одухотворенный и светлый, не может стать замшелым в сытости и довольстве сна! – он утверждается в чужеродности этого мира:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
И просторечная лексика поэта в этих строфах звучит абсолютно иначе, чем в тех, где он отмечает картины крестьянского быта, с их «жисью». Эпитеты, которые сопровождают их образы: с «корявыми, немытыми речами» - подчеркивают это дисгармоничное несоответствие звучания.
Пейзажные мотивы, очень яркие в стихотворении Есенина, олицетворяющие мир природы, служат неким мерилом происходящего. Они, мельницы и деревья, тоже одиноки в этом мире:
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза
Смежив.
А клены – «морщатся ушами длинных веток»… Не видеть, не слышать тех, кто «под гармонику, наяривая рьяно», поет не нежные лирические песни – пусть даже не его, есенинские! – мало ли у народа чудесных песен! – «поют агитки Бедного Демьяна». Ему ли, поэту, от Бога, не чувствовать фальши и пустоты срифмованных на потребу времени строк!..
Мы также видим, как меняется здесь ритм стихотворения: семистопный ямб с пиррихиями обрывается стихом в два слога – печальным и тихим.
Но в финале стихотворения горечь уходит. Остается утешение:
Прости, родной приют,
Чем сослужил тебе – и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют – Я пел тогда, когда мой край был болен.
Утешение – и упрямая вера – в звезду и судьбу Родины:
Но и тогда…
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Утверждая ранее, что отдает «всю душу октябрю и маю», но только не «милую лиру», лирический герой всю силу своего таланта готов принести – как абсолютную жертву – не сиюминутности происходящего, а вневременной ценности того, что дорого ему в звуке слова «родина».