Пейзаж как нравственная категория в произведениях и.а. бунина
Пейзаж как нравственная категория в произведениях и.а. бунина
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пейзаж как нравственная категория в произведениях и.а. бунина»
ПЕЙЗАЖ КАК НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами, -
И снова глубоко сияют небеса
Над осветленными лесами…
И. Бунин
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест.
Пейзаж как часть воссоздаваемой писателем действительности является прямым отражением той картины мира, в рамках которой он творится.
Характер описания пейзажа в различные культурные эпохи менялся: от мифических и романтических возвышенных представлений о силах природы до философского осмысления её глубин. Проблема взаимоотношения человека и природы была актуальной во все времена.
Каждый писатель понятие «нравственность» проводит через разные аспекты действий в жизни персонажей, вкладывая в понятие «природа» свои представления о ней. У А. Солженицына природа носит информационное начало в произведении, не вдаваясь в глубокие поиски взаимодействия человека и природы. Писатель не рассматривает человека и природу как нравственное начало. Он выписывает действие и факт, у него герой не ищущий, а поступающий. У А. Куприна природа как естественное состояние человека. Это «буря», воспитавших человека чувств. В произведениях И. Бунина природа – артефакт, который хранится в «музее» человеческой души. Он подходит с другой точки зрения на понятие природа и человек. У И. Бунина природа – это «герой» произведения, «зеркало» души, поэтому в произведениях писателя наиболее ёмко прослеживается тонкая взаимосвязь, в которой природа есть продолжение человека, а человек есть продолжение природы.
Бунин необыкновенно восприимчивый и впечатлительный, от природы наделенный пылким художественным воображением и той особой духовной зоркостью, которая отличает истинных мыслителей. «Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание… Но грустит ли, - спрашивает Бунин, - в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? Нет, они ни о чем не спрашивают, ничему не дивятся, не чувствуют этой сокровенной души, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем её, не знают ни зова пространств, ни бега времени. А я уже тогда знал все это. Глубина неба. Даль полей говорили мне о чем-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему…» Это изумительно-созерцательное, восторженно-пытливое отношение к миру сопутствовали Бунину всю жизнь. Одни вопросы будут сменяться другими, духовный опыт его расширится и обогатится, но сам тип восприятия навсегда останется неизменным – в пестром потоке события, больших и малых, Бунин стремился разглядеть их метафизическую основу, их глубинный. Подчас лишь одному ему брезжащий смысл.
Бунин соединил в себе мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно её любящего. Он обладал могучим даром образного мышления и логического рассуждения. Он довел поэтизацию философского видения природы до совершенства; сложные положения он раскрыл в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются в яркие, цельные поэтические картины.
Для наследника дворянской культуры И.А. Бунина, гордящегося своей родословной, усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием. Родовыми обычаями и жизнью крестьян – все дорогое ему с детства безвозвратно уходит в прошлое.
Очарованный осенью и поэзией старины Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе. В своем «осеннем» рассказе Бунин точно уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого. Перед читателями проходит целый мир, нарисованный то с яркой сочностью, то в акварельной «тающей дымке». На уровне личных ощущений и переживаний героя изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном наследии.
Пейзаж у Бунина – это нравственная категория, поэтому пейзаж определяет поведение героя, неся при этом воспитательную функцию. Для Бунина сад – это храм, в который он приходит очиститься, испить живую воду, смыть скверну предательства, нищету души. Запах «яблока» для героя – икона, зримость уже ушедших, детских воспоминаний, в которых не было лжи и фальши, не нужно было притворяться. «Пустые глазницы дома» ему дороже, чем витражи на соборах Парижа. Сад – это совесть из прошлого, которая следит за поступками, совершенными героем сегодня. И самое главное для Бунина – остаться верным не просто дому, саду, а сохранить в себе «душу» тех, кто «строил» в нем душу человека, по камешкам выкладывал границу добра и вычеркивал меру зла.
У Бунина было много подражателей, которые создавали космогонические произведения о природе, но далеко не всем авторам оказалось под силу познать природу, и тем более ярко изложить свое мировоззрение.
На взлете жизни, когда у человека не остается ничего, кроме воспоминаний, он вступает в свой последний путь по темным аллеям морали, страсти, телесности, и из этих аллей один – в окончательную силу смерти. Единственная возможность задержать – но не отменить! – уход, это оглянуться, зацепиться памятью за что-то, потянуться душой к природе, в прошедшее. Чувственные, плотские, сладостно-соблазнительные, томяще-влажные образы «Темных аллей» есть не что иное, как маска, в которой явилась к писателю возлюбленная им Красота, и влекущий, неутомимый и гибельный ужас её.
Бунин красоту мира считал как бы своим личным достоянием, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Хаос проникает всюду, и вопреки какому бы то ни было природному правдоподобию Бунин от начала к концу «Окаянных дней» все реже живописует сияние природного космоса, противопоставляя его блекнущему человеческому миру. В конце концов, хорошая погода, зелень, солнце вообще улетучиваются с их страниц под напором сырой, моросящей «окаянной весны»… Эта «климатическая катастрофа» означает для него неодолимую победу над полнотой, энтропии над созиданием, фрагментарности над цельностью. У Бунина ценности – ориентиры на жизненном пути человека, наполняющие его бытие смыслом и всестороннем содержанием. Пейзаж – регулятор «душевных» поступков человека.
Сегодня, когда Нравственность ушла из жизни и наметилась смена эпох, как исторических и нравственных, появился человек: не герой, а продукт технического процесса. Наиболее важно найти равновесие между действием человека и окружающим миром. Проблема нравственности – проблема экологии души человека. Экология души человека начинается с воспитания. И этим воспитательным моментом в обучении должна стать природа вообще, и пейзаж – в частности.
Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена… Жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни.