kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая концепция «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены основные виды проектов, правила их создания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«педагогическая концепция «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область








Моя педагогическая концепция



«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»






Разработана

Шинкаренко Натальей Васильевной

учителем русского языка и литературы I КК






2015

Цель: использование проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе как средство формирования УУД.

Задачи:

  1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  2. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

  3. Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению русского языка и литературы.

  4. Повысить эстетическую привлекательность урока.

Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно на это нацеливают нас образовательный стандарт второго поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ориентированный на новые результаты образования, определяющий в качестве основного системно-деятельностный подход к обучению, Стандарт обеспечивает реальные условия для воспитания обучающихся. Системно-деятельностный подход предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у школьников умения самостоятельно добывать знания. Возникает понятие «универсальные учебные действия», связанное с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию ЛИЧНОСТИ обучающегося. Думаю, что учебные предметы русский язык и литература, как никакие другие, располагают мощным арсеналом возможностей для реализации основной задачи современного российского образования – воспитания гражданина России.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации, потому что формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к толстовской мысли, говоря уже о современном образовании. По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее: проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как :

Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте:

  1. характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  2. позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  3. позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  4. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В течение четырёх лет я работаю над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы». Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Что же такое учебный проект? Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Учебный проект, с точки зрения обучающихся, - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. Учебный проект, с точки зрения родителей, - это уникальная возможность сотрудничества со своим ребёнком, активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:

- как организовать уроки исследовательской направленности;

- как найти тему для исследования;

- какие алгоритмы дать в помощь ученикам;

- как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Хочется отметить, что исследовательская работа начинается с создания проблемной ситуации на уроке, решая которую, школьник должен учиться отстаивать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, давать качественную оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Это замечательная возможность для формирования у детей регулятивных универсальных учебных действий. Формировать эту группу УУД помогает и такая формы работы, как работа экспертных групп на уроках. Обучающимся, входящим в экспертную группу, необходимо дать оценку ответов одноклассников и с точки зрения содержания, и с точки зрения речевого оформления. Конечно, быть на уроке экспертами могут не все обучающиеся – такое право предоставляется ребятам, увлечённым предметом. К счастью, такие бывают в каждом классе.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, связанная с решением творческих или исследовательских задач, предполагает наличие основных этапов:

1.Поставка проблемы

2.Целеполагание

3.Планирование работы

4.Подготовка продукта

5.Выбор формы презентации

6.Презентация продукта

7. Рефлексия.


Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений. Неслучайно новый Стандарт предъявляет особые требования к современному учителю, который должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций, владеть разнообразными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ».

В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы:

после определения проблемы и объекта исследования, после деления на творческие группы начинаем работать с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских творческих групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений. А потом уже провожу индивидуальные консультации с каждой творческой группой по выбранной теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю ребятам поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, рекомендую литературу: что прочитать, законспектировать, откуда сделать выписки.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

  1. Постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

  2. Формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла-сущности будущей деятельности;

  3. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

  4. Собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

  5. Оформление результатов учебно - исследовательской деятельности как конечного продукта;

  6. Представление результатов исследования широкому кругу лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода широко применяю:

  1. Уроки-лекции.

  2. Уроки-семинары.

  3. Уроки -практикумы.

  4. Уроки - исследования.

  5. Урок -творческий отчёт.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы:

1.Индивидуальную

2.Групповую

3. Коллективную

4.Фронтальную.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся. То есть нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Например, когда в 7 классе на уроке литературы дети защищали проекты по теме «Песни военных лет», они единодушно отметили, что песни о войне всегда будут интересовать всех без исключения, потому что в них отражена история великих страданий и Великой Победы нашего народа. Дети были заинтересованы, они подготовили замечательные работы, и защита проектов прошла очень удачно. Практическая направленность: формирование любви к Родине, чувства гордости за своё Отечество и народ.

Деятельность обучающихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов и завершается презентацией полученных результатов.

Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  1. Личный интерес обучающегося.

  2. Четкость и конкретность постановки цели проекта.

  3. Определение планируемых результатов.

  4. Констатация исходных данных.

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы:

  1. Предметные недели

  2. Научно-практические конференции

  3. Викторины

  4. Конкурсы

  5. Олимпиады

  6. Творческие мастерские

  7. Конкурсы проектов.

Активизировать познавательный интерес школьников мне помогает разработанный дидактический материал:

  1. Разноуровневый раздаточный материал.

  2. Обучающие таблицы.

  3. Видеоматериалы с выступлениями обучающихся.

  4. Мультимедийные презентации по темам курса.

Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

В своей работе использую проектно - исследовательскую деятельность уже четыре года. За это время было создано несколько типов проектов. Так, была проведена работа над исследовательскими проектами по литературе «Тебе, мой край, пишу…» (на основе творчества местного поэта П.А.Поворова) и над проектом «Многогранность натуры М.Ю.Лермонтова», а также был создан исследовательский проект по русскому языку «Лексика тематической сферы «Религия» в русском языке новейшего периода».

Интересен был информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации. В рамках этого типа проекта были созданы проекты по литературе «Художественное наследие М.Ю.Лермонтова» и проект « Жизнь и творчество А.П.Чехова». При поиске информации учащиеся использовали различные информационные источники, такие как энциклопедии, толковые словари, интернет ресурсы. Дети научились самостоятельно извлекать необходимую информацию. В данном случае формировались познавательные УУД.

  В своей работе я использовала такой вид проекта, как социальный проект. Он нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Например, обучающиеся работали над созданием проекта «Речевой этикет современного подростка». Дети были поделены на группы. Каждая группа подбирала материал, проводила анкетирование среди 7-9 классов, систематизировала, оформляла и представляла материалы. Итогом работы стала газета « Говорим по - русски». Каждая группа презентовала страничку газеты. Работа над этим проектом была направлена на формирование коммуникативных и познавательных УУД.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи театрализации, видеофильмы. При изучении басен И.А.Крылова в 5 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Детям надо поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы.

Учащиеся 6 и 8 классов приготовили поэтический вечер, посвящённый празднованию юбилея С.А.Есенина. Дети разделились на группы, чтобы оформить зал, выбрать стихи поэта для чтения, познакомить гостей с жизнью и творчеством С.Есенина.  В процессе этой работы дети учились слушать и понимать речь окружающих, задавать вопросы на понимание, необходимые для сотрудничества с партнёром. Формировалась способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, учебная самостоятельность.

Я глубоко убеждена в том, что, если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать с ними, оказывая помощь в поисках необходимой информации, создать условия для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, результат не заставит себя долго ждать, и школьники непременно порадуют нас удачными находками и удивят своими открытиями. А разве это не то, к чему мы стремимся и чего ждём?






Литературные источники:

  1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы:пособие для учителей общеобразоват.учреждений /2-е изд. –М.:Просвещение,

  2. Стандарты второго поколения 2-е издание под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой- Москва «Просвещение»2011lSBN 978-5-09-025236-2

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

  5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

  6. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  8. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28

  9. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.


Интернет-ресурсы:

  1. http://proshkolu.ru

  2. http://uchportal.ru

  3. http://biblioteka-mel.ucor.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шинкаренко Наталья Васильевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства