kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отзыв о стихотворении И.С.Тургенева "Деревня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отзыв о стихотворении И.С.Тургенева "Деревня"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отзыв о стихотворении И.С.Тургенева "Деревня"»

Отзыв о стихотворении

в прозе И. С. Тургенева «Деревня»


Ты - в сердце, Россия. Ты - цель и подножие,
Ты в ропоте крови, в слиянье мечты.
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты.

В. В. Набоков

Льются, льются из земли родники... Несут они людям целительную свежесть, дают новые силы, утоляют в зной жажду. Сколько их на земле! И каждый — как чудо. Поэты и писатели тоже похожи на источники, дающие жизнь, заживляющие раны: ведь они берут на плечи свои и в сердце самые тяжелые беды родной страны.

На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. Это в совершенстве удается писателю в его последнем произведении — “Стихотворениях в прозе”.

Стихотворение в прозе – небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Несмотря на то, что автор проводит много времени за границей, он тоскует по родине. Значительная часть «стихотворений» посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений.

Ведущая тема — тема родины, причём родины в широком значении этого слова. Тургенев не разделяет “малую” и “большую” родину. “...Кругом Россия — родной край”,— и тут же описывает орловскую глубинку, близкую сердцу, родную, знакомую до мелочей.

В произведении описывается русская деревня в глубинке. Природа девственная, не тронутая рукой человека. Автор использует метафору («облачко не то плывет, не то тает»), высокую лексику («реют ласточки»), сравнение («воздух – молоко парное!»). «Лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами». Эти строки олицетворяют покой и умиротворение.

Автор употребляет просторечную лексику, описывая запахи. «И дымком-то пахнет, и травой – и дегтем маленько – и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух».

«Глубокий, но пологий овраг» – устойчивый оборот речи. «Бежит ручей», «мелкие камешки дрожат» - метафоры. «Головастые ракиты» – эпитет, который позволяет читателю воспринимать ракиты как нечто живое.

«Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами». Эпитет «опрятные амбарчики» не только наделяет амбарчики каким-то признаком, но и содержит оценку: домовитость, рачительность русских крестьян («чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки»). Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов («лавочка», «завалинки», «клубочек», «ушки») помогает автору выразить трепетное, любовное отношение к русской природе, к быту русского человека.

«Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек». Автор подчеркивает любовь русского народа к зодчеству, архитектуре.

«Кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!» И мы чувствуем, что сам автор был участником таких «сеновальных» снов.

Картина крестьянского двора разнообразна: курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.

Композиционно текст можно разделить на две части: автор лежит у «самого края оврага на разостланной попоне» и внимательно рассматривает окружающую его природу (первая часть), а затем переводит взгляд на деревенских жителей («курчавые детские головки», «русокудрые парни», «круглолицая молодка», «старуха-хозяйка»), внимательно рассматривает их одежду, убранство: «парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой», «старуха-хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах. Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными крапинками».

Русокудрые парни олицетворяют любовь русского человека к бойкому слову, а иногда и к зубоскальству.

Одна девушка выглядывает из окна и смеётся, другая тащит большое ведро из колодца. В деревне можно развлекаться, но нужно и работать. «Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли». Огнистые капли – капли в солнечном свете, они такие яркие, так красиво переливаются, что уместно было использовать этот эпитет.

По-своему автор пытается убедить нас в неувядающей красоте русских женщин. («Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка… а и теперь еще видать: красавица была в свое время!»)

Всегда, во все времена русский крестьянин славился своим хлебосольством. Вот и старушка подносит автору «большой ломоть еще теплого хлеба». «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!» А использование глагола «кушай» в обращении к гостю более уместно, чем использование глагола «ешь».

Автор использует форму прилагательного «запертой» вместо «запертый». Именно так говорят в деревне.

Вдруг закричавший петух и промычавший «запертой» теленок напомнили крестьянину об его повседневной работе: хлопотать по хозяйству.

Голос кучера: «Ай да овес!» – звучит как восторг крестьянскому труду, деревенскому быту и русской природе.

«О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!» Эти строки являются основной идеей произведения: городской житель в суете и спешке никогда не услышит той тишины, не насладится довольством и покоем, которыми пользуется русский человек в деревне. А «благодать Божья» там, где «безветрие», «теплынь», где «воздух – молоко парное».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отзыв о стихотворении И.С.Тургенева "Деревня"

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства