Основные термины и понятия теории и практики текстологии
Основные термины и понятия теории и практики текстологии
Основные термины и понятия теории и практики текстологии
Н.В. Гоголь был великим русским писателем. Именно поэтому исследованием его работ занимались многие критики, историки и текстологи. Конкретно вопросами текстологии Н.В. Гоголя занимались:
В XVIII - XX вв. русская текстология рассматривала как объект тексты наиболее поздних прижизненных изданий.
Однако в современной текстологии к таким текстам принято относить те, которые как считается, более полно отражают авторское мировосприятие и соответствуют замыслу и особенностям творчества писателя.
Авторская воля как понятие, обозначающее неоспоримую важность авторского текста и точность его воспроизведения, непосредственно относится к творчеству Н.В. Гоголя. Для авторской воли важно, чтобы не были внесены изменения, даже самые мелкие. Это в первую очередь связано с тем, что в русской литературе существует целый ряд произведений, которые были либо под запретом, либо существенно изменены.
Именно к таким относятся «Петербургские повести». Важно понимать, что данный цикл переиздавался много раз. Однако только последние издания печатаются, согласно с авторской волей, то есть вместе с «Коляской» и «Римом» (здесь предпринимается попытка всестороннего осмысления авторского замысла), как нам известно эти повести объединены общепринятым названием «Петербургские повести».
Наиболее достоверные источники текстов — автографы. Но писатели по-разному относились к ним. Н.В. Гоголь сжигал. Помимо этого работу с автографами во многом усложняет почерк писателя.
Понятие «академическое издание» также относится к творчеству Н.В. Гоголя. К таковым можно отнести: две редакции «Тараса Бульбы» — издание «Миргорода» 1835 г. и издание Сочинений 1842 г.
Следующее понятие, так же относящееся к творчеству Н.В. Гоголя - атрибуция (от латинского – приписывание). Поиски атрибуции ведутся в нескольких направлениях: обнаружение документальных, раскрытие идейно-образного содержания текста, анализ языка и стиля.
К атрибуции можно отнести автограф записной книжки Н.В. Гоголя, написанная в 1835 году, в которой находились статьи по истории и географии, а так же лекции.
Данный автограф позволяет более четко осознать характер авторско-исторических взглядов Н.В. Гоголя к замыслу «Мертвых душ». Так же ярким примером является впервые опубликованный рукописный сборник Гоголя «Сочинения Ломоносова и Державина», который хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве, имеющий непосредственное отношение к образам поэмы.
Так же прояснить авторскую волю помогает недавно обнаруженное в Российском государственном историческом архиве неизвестное письмо Гоголя к Императору Николаю I от 18 апреля (п. ст.) 1837 года, а также автограф двух статей Гоголя о Церкви и духовенстве, опубликованных при жизни писателя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» целым рядом цензурных сокращений.
Следующий термин – датировка. Это вспомогательная текстологическая операция эвристического типа, направленная, прежде всего, на определение времени создания произведения. С термином датировки можно связать второй том «Мертвых душ». Более подробное изучение автографов показывает нам, что датировка не точна.
Понятие инкунабула (от лат. incunabula — «колыбель», «начало») никак не может быть отнесено к творчеству Н.В. Гоголя. Так как данным термином называют книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января1501 года. А как нам известно, Н.В. Гоголь писал в России в 19 веке.
Термин комментарий также уместен для творчества Н.В. Гоголя, так как в его произведениях встречались различные комментарии.
Термин псевдоним уместен только для раннего творчества Н.В. Гоголя. Первое произведение «Ганц Кюхельгартен» Николай Васильевич Гоголь подписал - В.Алов. Тут же возникает вопрос датировки, так как написано данное произведение в 1829 году, но сам Н.В. Гоголь оставил отметку «1826 г.». Помимо этого псевдонима у Н.В. Гоголя были и другие, такие как: Пасечник, N.N, Рудый Панько, Г. Янов, и другие.
Фронтиспис так же относится к творчеству Н.В. Гоголя, так как это страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа, и само это изображение.
Примерами могут являться следующие фронтисписы:
И последний термин палеография, так же как и инкунабула не относится к творчеству Н.В. Гоголя. Так как палеография изучает памятники древней письменности для определения времени и места их создания, к которым произведения Н.В. Гоголя не относятся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные термины и понятия теории и практики текстологии »
Основные термины и понятия теории и практики текстологии
Н.В. Гоголь был великим русским писателем. Именно поэтому исследованием его работ занимались многие критики, историки и текстологи. Конкретно вопросами текстологии Н.В. Гоголя занимались:
В XVIII - XX вв. русская текстология рассматривала как объект тексты наиболее поздних прижизненных изданий.
Однако в современной текстологии к таким текстам принято относить те, которые как считается, более полно отражают авторское мировосприятие и соответствуют замыслу и особенностям творчества писателя.
Авторская воля как понятие, обозначающее неоспоримую важность авторского текста и точность его воспроизведения, непосредственно относится к творчеству Н.В. Гоголя. Для авторской воли важно, чтобы не были внесены изменения, даже самые мелкие. Это в первую очередь связано с тем, что в русской литературе существует целый ряд произведений, которые были либо под запретом, либо существенно изменены.
Именно к таким относятся «Петербургские повести». Важно понимать, что данный цикл переиздавался много раз. Однако только последние издания печатаются, согласно с авторской волей, то есть вместе с «Коляской» и «Римом» (здесь предпринимается попытка всестороннего осмысления авторского замысла), как нам известно эти повести объединены общепринятым названием «Петербургские повести».
Наиболее достоверные источники текстов — автографы. Но писатели по-разному относились к ним. Н.В. Гоголь сжигал. Помимо этого работу с автографами во многом усложняет почерк писателя.
Понятие «академическое издание» также относится к творчеству Н.В. Гоголя. К таковым можно отнести: две редакции «Тараса Бульбы» — издание «Миргорода» 1835 г. и издание Сочинений 1842 г.
Следующее понятие, так же относящееся к творчеству Н.В. Гоголя - атрибуция (от латинского – приписывание). Поиски атрибуции ведутся в нескольких направлениях: обнаружение документальных, раскрытие идейно-образного содержания текста, анализ языка и стиля.
К атрибуции можно отнести автограф записной книжки Н.В. Гоголя, написанная в 1835 году, в которой находились статьи по истории и географии, а так же лекции.
Данный автограф позволяет более четко осознать характер авторско-исторических взглядов Н.В. Гоголя к замыслу «Мертвых душ». Так же ярким примером является впервые опубликованный рукописный сборник Гоголя «Сочинения Ломоносова и Державина», который хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве, имеющий непосредственное отношение к образам поэмы.
Так же прояснить авторскую волю помогает недавно обнаруженное в Российском государственном историческом архиве неизвестное письмо Гоголя к Императору Николаю I от 18 апреля (п. ст.) 1837 года, а также автограф двух статей Гоголя о Церкви и духовенстве, опубликованных при жизни писателя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» целым рядом цензурных сокращений.
Следующий термин – датировка. Это вспомогательная текстологическая операция эвристического типа, направленная, прежде всего, на определение времени создания произведения. С термином датировки можно связать второй том «Мертвых душ». Более подробное изучение автографов показывает нам, что датировка не точна.
Понятие инкунабула (от лат. incunabula — «колыбель», «начало») никак не может быть отнесено к творчеству Н.В. Гоголя. Так как данным термином называют книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января1501 года. А как нам известно, Н.В. Гоголь писал в России в 19 веке.
Термин комментарий также уместен для творчества Н.В. Гоголя, так как в его произведениях встречались различные комментарии.
Термин псевдоним уместен только для раннего творчества Н.В. Гоголя. Первое произведение «Ганц Кюхельгартен» Николай Васильевич Гоголь подписал - В.Алов. Тут же возникает вопрос датировки, так как написано данное произведение в 1829 году, но сам Н.В. Гоголь оставил отметку «1826 г.». Помимо этого псевдонима у Н.В. Гоголя были и другие, такие как: Пасечник, N.N, Рудый Панько, Г. Янов, и другие.
Фронтиспис так же относится к творчеству Н.В. Гоголя, так как это страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа, и само это изображение.
Примерами могут являться следующие фронтисписы:
Коровин Ю.Д. – «Ревизор». Фронтиспис. Портрет Н.В.Гоголя.
Гольц Н.Г. – Фронтиспис к книге Н.В.Гоголя «Петербургские повести».
И последний термин палеография, так же как и инкунабула не относится к творчеству Н.В. Гоголя. Так как палеография изучает памятники древней письменности для определения времени и места их создания, к которым произведения Н.В. Гоголя не относятся.