Просмотр содержимого документа
««Организация контроля знаний на уроках литературы у слабослышащих и глухих обучающихся»»
«Организация контроля знаний на уроках литературы у слабослышащих и глухих обучающихся»
Лаврова Ольга Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы
КТСТ г. Красноярск
Повышение качества образования инвалидов по слуху – одна из основных задач, на уроках литературы. Обучение глухих в условиях экстремальной интеграции требует совершенно другого подхода, чем к слышащим в силу их ограниченных возможностей здоровья, интеллекта, сенсорной сферы.
В связи с особенностями умственного развития не слышащих, в частности с отставанием в развитии мышления и речи, у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности глухих обучающихся заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования преподавателя. Для формирования познавательных интересов важны оптимальная организация учебной деятельности, всего педагогического процесса, обеспечивающая успешное накопление знаний, и положительное эмоциональное отношение к педагогам.
Организация контроля за знаний и умений обучающихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы концепции не придерживался преподаватель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.
Учебная дисциплина литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целями его преподавания. На уроках литературы закладываются основы нравственности, культуры поведения и отношений. Задача преподавателя на уроках состоит в том, чтобы на уроке у каждого обучающегося осталось прекрасное впечатление, чтобы он вышел с урока гармоничной личностью. Практика показывает, что одной из форм контроля является сочинение, но для слабослышащих и глухих это задача практические невыполнима. Учитывая особенности детей с ОВЗ на уроках стараюсь использовать более простые, но не менее интересные формы контроля знаний обучающихся. Выбор формы контроля на уроке определяется, исходя из цели. В зависимости от поставленной цели выбираем самую подходящую форму. А цели могут быть разными:
-выявить степень знания текста художественного произведения;
Контроль за знаниями обучающихся должен быть развивающим. Атмосфера на уроке должна быть дружеской, где не страшно ошибиться, где слабослышащий обучающийся захочет показать свои знания. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Для глухих и слабослышащих это самая простая форма контроля. Но к сожалению эта форма контроля на мой взгляд совсем не подходит для уроков литературы. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, развитие эмоциональной культурной личности и художественно-творческих способностей, воспитание эмоциональной сферы, рефлексии при восприятии художественного произведения. Система тестового контроля не способна показать, достигнута ли цель. У обучающихся должна быть творческая деятельность на уроках литературы.
Важно помнить, что учет знаний несет обучающую и воспитательную функции. Преподавателю в инклюзивных группах следует помнить, что формы, приемы и методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Учитывая особенности глухих и слабослышащих обучающихся мною на уроках литературы используются следующие виды контроля:
Заполнение таблиц. Данный вид контроля учит обучающихся работать с большим количеством информации, выбирать нужную. Такая работа также помогает обучающимся обобщить полученные знания.
Литературный ребус. Данный вид контроля интересен глухим и слабослышащим обучающимся. В литературном ребусе для составления слова используются буквы, слоги или особым образом расположенные слова.
Например: Дано слово «цветы».
Задание: Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву, прибавьте противительный союз и имя первой женщины созданной Богом. Чья это фамилия?
Создание презентаций по творчеству писателей. Лучше использовать групповую форму работ.
Например: После изучения творчества Блока, обучающиеся должны были сделать несколько презентаций.
а) Жизнь и творчество А. Блока;
б) Основные мотивы творчества А. Блока;
в) Роль женщины в поэзии А. Блока.
Устный опрос. Данная форма контроля является самой трудной для глухих и слабослышащих детей. Поскольку устный опрос требует устного изложения обучающимся изученного материала. Такой опрос обычно строится как беседа – диалог учителя с одним из обучающихся через сурдопереводчика. Важна продуманная система вопросов, которые будут понятны для обучающихся сОВЗ. Как правило обучающийся воспроизводит небольшой по объему материал. Это очень сложная для них задача поэтому на первых парах я ограничиваюсь минимум вопросов.
Систематический контроль знаний и умений обучающихся – важнейшее условие повышения качества обучения.
Предложенные задания помогут не только педагогам устранить пробелы в знаниях слабослышащих обучающихся, но и побудить к вдумчивой работе с текстами художественных произведений, разнообразить виды деятельности, закрепить учебный материал.
Используемая литература
Егорова Н.В., Золотарев И.В., Поурочные разработки по литературе XX век 11 класс. 1 полугодие 3-е изд., М. ВАКО, 2009
По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины/авт. составитель. Л.А. Курчанова.- Волгоград: Учитель, 2009
Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, творческие задания, литературные диктанты и ребусы. 5-11 классы/ автор-составитель Н.Ю. Кушникова, Л.М. Савина – Волгоград: учитель 2009