kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье систематизируется деятельность учителя русского языка и литературы по использованию в образовательном процессе проектно-исследовательских технологий, оценивается эффективность их применения, в т.ч. для развития интеллектуальной, творческой одаренности обучающихся; показаны перспективы использования проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы »

Погудина Юлия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №1 г. Ивделя


Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы


Проектно-исследовательская деятельность учащихся сегодня все чаще рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, отсюда и повышенный интерес к данной форме взаимодействия между учителем и учеником, отсюда и активное использование элементов проектно-исследовательской деятельности для решения различных педагогических задач. Введение этой педагогической технологии в практику работы школы оправданно, более того, оно необходимо, поскольку в последнее время наблюдается снижение интереса учеников к постижению основ наук, следствием чего является снижение качества обучения в целом.

В чем причина этого снижения? В школе действуют все те же педагогические технологии, используя которые удавалось долгие годы достигать высокого уровня обученности учащихся. В то же время нельзя не заметить, что в практике учебных заведений преобладает консервативная модель обучения, направленная на поддержание и воспроизводство традиционных ценностей. Такое обучение носит преимущественно репродуктивный и академический характер. Главные цели его - формирование знаний, умений, навыков, достижение заданного уровня обученности. Обладающий целым рядом неоспоримых преимуществ, достаточно успешный в достижении указанных целей, данный тип обучения, на наш взгляд, мало эффективен в деле развития творческого потенциала человека, его познавательных и личностных возможностей.

Еще один фактор, который необходимо учитывать, определяя целесообразность применения тех или иных педагогических технологий в школе, - это социальный заказ, а именно: ориентация в подготовке старшеклассника на то, какой человек сейчас наиболее востребован в обществе, наличие каких качеств, например, позволяет решить вопрос в пользу молодого человека при приеме его на работу и т.д. Как нам представляется, школа должна взять на себя обязанность максимально подготовить старшеклассника к взрослой жизни. Помимо того что учитель должен дать своему ученику знания, он должен обучить способам их получения, добывания, поскольку именно это – умение искать новые, нестандартные решения, а не использовать готовые – сейчас ценится в большей степени, чем широта, глубина академических знаний. Широкие возможности в этой связи открываются благодаря введению в практику работы школы педагогической технологии проектно-исследовательской деятельности.

Более того, в связи с переходом к профильности на последнем этапе обучения, провозглашенным Концепцией модернизации образования, в школе роль данного вида деятельности как одного из ведущих, несомненно, возрастет: в учебных планах профильных классов есть отведенные специально для исследовательской деятельности учащихся часы, в 10-11 классах при осуществлении профильной подготовки часы, относящиеся к школьному и ученическому компонентам, рекомендовано использовать для занятий поисково-исследовательской деятельностью.

Требованиям жизни отвечает Концепция модернизации образования национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», провозглашающие в качестве приоритетной ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной сумы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях модернизации образования сами учащиеся должны будут выступать в качестве субъекта образования с высокой степенью познавательной активности, большее значение приобретет самообразование, за счет чего сложатся естественные предпосылки для перехода к субъект-субъектным отношениям.

«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. … Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации,» - обратился в Послании к Федеральному собранию РФ Президент РФ Дмитрий Медведев в 2009г.

Таким образом, на первый план в условиях модернизации образования выходит личностно-ориентированное и практико-ориентированное образование, позволяющее сформировать у учащихся ключевые компетенции. Помимо Концепции модернизации российского образования, сходные положения находим и в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Как уже отмечалось выше, целесообразным представляется в этой связи введение в практику работы школы проектно-исследовательской деятельности.

Итак, очевидны в свете изменений, претерпеваемых системой образо-вания согласно Концепции модернизации, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и требованиям современной жизни, востребованность, актуальность, многочисленные преимущества проектно-исследовательской работы учащихся. Тем не менее, проектно-исследовательская деятельность в практике работы школы все же представлена весьма незначительно.

Исходя из сказанного, сформулируем причины обращения к проектно-исследовательской деятельности:
1. общее снижение мотивации к обучению;
2. необходимость развития детской одаренности;
3. преимущественно репродуктивный и академический характер существующей модели обучения;
4. востребованность в формирующемся информационном обществе не столько собственно знаний, сколько знания способов их получения, владения этими способами.


Теоретические обоснования использования проектно-исследовательских технологий:

  • Конвенция о правах ребенка,

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,

  • Концепция Общероссийской системы оценки качества образования,

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014–2018 годы


Объект нашей работы - процесс изучения предметов гуманитарного цикла;
Предмет – применение проектно-исследовательской технологии в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.

Цель: систематизировать деятельность по использования в образовательном процессе проектно-исследовательских технологий, оценить эффективность их применения, в т.ч. для развития интеллектуальной, творческой одаренности учащихся; показать перспективы использования проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • подготовить теоретические обоснования использования проектно-исследовательской технологии;

  • проанализировать свой опыт использования проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе, показать ее значение как удовлетворяющей запросам времени и потребностям учащихся, учителя, общества;

  • создать условия для индивидуального развития личности учащихся, соответствующие их способностям и дарованиям, через проектно-исследовательскую деятельность;

  • выявить возникшие проблемы, наметить пути решения этих проблем.

Приступая к работе над названной темой, мы предположили, что использование проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе позволит наиболее эффективно реализовать системно-деятельностный подход в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

В основу работы по использованию проектно-исследовательских технологий положены следующие принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли самостоятельной деятельности учащихся;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся помощи, наставничества;

  • Принцип со-творчества учащихся и педагога;

  • Принцип универсальности (метапредметности) формируемых умений.


В начале своей педагогической практики мы предлагали учащимся серьезно заняться проектно-исследовательской деятельностью лишь в старших классах. Однако это не исключало использования элементов исследования и в основной школе: к осуществлению исследовательской деятельности старшеклассников надо готовить. Поэтому из урока в урок в работу уже с пятиклассниками включались небольшие задания, позволяющие целенаправленно формировать у школьников навыки проектно-исследовательской деятельности. Разумеется, виды работ при этом были разнообразными, что позволяло снять утомляемость, внести в каждый урок элемент новизны и подключало у учащихся механизм «ожидания» следующего урока, следующего необычного, интересного задания.

Работа по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности – длительный процесс, требующий от педагога значительных усилий, времени и, несомненно, постоянного педагогического поиска. Система работы, используемая нами в настоящее время, может быть представлена следующим образом:

Система работы по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности у учащихся 5-6 классов

Уровень

Виды работы

Формы работы

Методические формы

Пропедевтический (пред– исследование)

Проблемные вопросы

Исследование жанровой природы произведения на материале изучаемых в классе или самостоятельно прочитанных образцов

Установление причинно-следственных связей при характеристике образа

Сопоставительный анализ

Изложение (оформление) результатов проведенного наблюдения

Преимущественно коллективная в сочетании с групповой и индивидуальной

Урок-беседа

Урок-творческая лаборатория

Урок-коллективное исследование

Малый семинар


Система работы по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности у учащихся 7-8 классов

Уровень

Виды работы

Формы работы

Методические формы

Малое исследование

Установление причинно-следственных связей при анализе системы образов, родовой и жанровой принадлежности произведения

Сопоставительный анализ образов одного произведения, разных художественных произведений одного автора

Индивидуальные опережающие задания

Подготовка докладов

Подготовка мультимедийных презентаций по проведенному исследованию

Преимущественно групповые в сочетании с индивидуальными

Урок–групповое исследование

Урок-творческая лаборатория

Урок – беседа

Урок– семинар


Система работы по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности у учащихся 9-11 классов

Уровень

Виды работы

Формы работы

Методические формы

Собственно проектно-исследовательская деятельность

Сопоставительный анализ разных художественных произведений одного автора, произведений разных авторов внутри одного литературного направления, тематически близких произведений разных литературных направлений

Индивидуальные опережающие задания

Самостоятельные индивидуальные и групповые исследования

Индивидуальные исследовательские проекты

Преимущественно индивидуальные в сочетании с групповыми

Урок – беседа

Урок–лекция с элементами беседы

Урок– семинар

Урок– конференция

Урок - диспут


Разумеется, такое деление весьма условно и допускает корректировку в зависимости от уровня подготовленности класса, степени сформированности навыков учебной деятельности, уровня креативности каждого учащегося и творческих возможностей класса в целом.

На первом, подготовительном, уровне большее внимание уделяется работе по развитию коммуникативных навыков учащихся, формированию читательских интересов, воспитанию уважительного отношения к труду писателя и читателя, к чужому высказыванию. Как элементы исследовательской деятельности в ткань урока и в домашнее задание для учащихся включаются проблемные вопросы и задания разной степени детализации: для одних учащихся достаточно только сформулировать основной вопрос, для других же требуется дать комментарии, пояснения по процедуре выполнения задания, а иногда даже – показать, хотя бы в общих чертах, к какому результату необходимо прийти. Большое внимание уделяется подбору тем работ. Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его, тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Одно из главных требований – тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Особенно важно это на первых этапах обучения навыкам исследовательской деятельности. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.


Покажем своеобразие некоторых методических форм, применяемых нами для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Более сложной формой работы на первом этапе становятся уроки-исследования, как коллективные, так и групповые, при этом доля групповой работы с возрастом увеличивалась.

Урок-исследование:

Коллективное


Групповое


- ведущая роль учителя в управлении работой учащихся,

- развитие коммуникативной культуры учащихся,

- формирование деятельностно-коммуникативной компетентности,

- ведущая роль педагогического (внешнего) оценивания результатов работы,



- большая степень самостоятельности учащихся (руководит работой группы не столько учитель, сколько ученик с достаточно высоким уровнем креативности, он-то и определяет, в каком направлении будет осуществляться поиск),

- развитие коммуникативной культуры учащихся,

- становление деятельностно-коммуникативной компетентности,

- сочетание педагогического оценивания результатов работы учителем с самооценкой учащихся, их саморефлексия



Разумеется, что руководить группой сверстников в исследовании сложно для семиклассника, поэтому на первом этапе использование этой формы работы ограничено и требует тщательной подготовки со стороны и учителя, и учащихся. Помимо многих достоинств, указанных выше, групповое исследование обладает еще одним: оно предполагает не только педагогическое оценивание результатов работы учителем, но и самооценку учащихся, их саморефлексию после выполнения задания, помогает оценить вклад каждого ученика в общий результат. А это один из приоритетов, выдвинутых сначала в ГОС НРК, затем в ФГОС общего образования второго поколения, и работа по формированию навыков адекватной самооценки учащихся все более необходима, т.к. становится обязательным условием становления социальной компетентности школьника и позволяет ему менее болезненно пройти процесс адаптации в обществе.


Уроки – творческие лаборатории, в зависимости от уровня подготовленности класса, используются нами с седьмого года обучения, хотя применение этой методической формы возможно и на более ранних этапах. Эти уроки послужили переходным звеном к более высокому уровню сложности и одновременно самостоятельности исследовательской деятельности.

Уроки – творческие лаборатории:

Коллективное исследование


Групповое исследование

- тема предлагается на уроке,

- совместная разработка алгоритма действий учащихся,

- ведущая роль учителя,

- объект исследования - все литературное произведение или его,

- развитие коммуникативной культуры учащихся,

- формирование деятельностно-коммуникативной компетентности,
- коллективное оценивание результатов работы,

- продолжительность исследования ограничена уроком


- тема предлагается заранее,

- велика доля самостоятельной предварительной работы учащихся (выбор темы, составление плана исследования, подбор необходимого литературного материала, выдвижение гипотез),

- возможность предварительного обсуждения плана исследования с одноклассниками или с учителем,

- становление деятельностно-коммуникативной компетентности,

- сочетание педагогического оценивания результатов работы учителем с самооценкой учащихся, их саморефлексия,

- формы работы – классная, домашняя



Зарекомендовала себя как эффективная форма урока-беседы по индивидуальным опережающим заданиям по методике екатеринбуржского методиста А.М. Сапир. Основные особенности работы по ИОЗ заключаются в следующем:

- даются с опережением во времени;
- даются индивидуально;
- направление исследования задает учитель;
- самостоятельность ученика в осмыслении текста, в выводах, в выражении своего отношения;
- работа рассредоточена во времени, предполагает знакомство с критической литературой, при необходимости – консультацию учителя;
- возможность руководить индивидуальной работой ученика, следить за его развитием;
- выполнение задания способствует личностному росту ученика;
- триединство процесса опроса, объяснения нового материала, закрепления [См. об этом: 5, 45-46].

Как немаловажную особенность отметим становление деятельностно-коммуникативной компетентности в процессе работы над ИОЗ и представления результатов собственного исследования.

Для некоторых учащихся выполнение ИОЗ в девятом классе было первым опытом полностью самостоятельной исследовательской работы, и справились учащиеся с ней по-разному. Для одних была характерна самостоятельность в выполнении работы и хорошая результативность, другим требовалась помощь учителя (комментарии, большая конкретизация направлений исследования, выявление возможных результатов). Необходимо сказать, что у учащихся не было однозначного отношения к предложенному им новому виду деятельности, но ни один ученик не высказал негативного отношения к выполнению ИОЗ. Следует отметить также большую роль выполнения и представления ИОЗ в воспитании культуры монологического ответа и ведения диалога, дискуссии.


Одной из форм представления результатов исследования в школе становится научно-практическая конференция, к которой учащиеся проводят самостоятельное исследование по темам и проблемам, не освещенным в урочной деятельности. В этом случае круг тем для исследовательской деятельности предлагается заранее, учащиеся имеют возможность как выбрать одну из предложенных тем, так и заявить свою, причем последнее бывает достаточно часто, что, во-первых, является показателем устойчивого интереса старшеклассников к изучению предмета, с другой – свидетельствует о сформированности личной позиции, т.к. самостоятельно обозначенные темы как правило, личностно значимы для учащихся.

Результаты исследования обязательно должны быть оформлены и представлены публично. В этом случае уместно говорить не столько об исследовательской, сколько о проектно-исследовательской технологии.

Проектспециально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися на основе комплекса действий процесс, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках устной, письменной [7, 49] или мультимедийной презентации.

Из всех существующих классификаций проектов нам наиболее близка составленная на основе классификаций, предложенных О.В. Черновой [7, 49] и О.Н. Овсейчик [4, 68]: как основные мы выделяем проекты предметные, межпредметные, метапредметные, семейные. Если пятиклассники работают, как правило, над предметными проектами, то в 6-7 классах школьники начинают осваивать проекты межпредметные, а затем – и метапредметные. Семейные же проекты, выполненные в содружестве с другими членами семьи, имеют огромный воспитательный потенциал и используются нами с пятого класса.


В современной методической литературе по организации проектно-исследовательской деятельности выделяют следующие основные этапы работы над проектом [См. об этом: 2, 71-72]:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников;

  2. Определение возможных вариантов проблем в рамках выбранной темы;

  3. Распределение задач, обсуждение методов реализации, источников информации;

  4. Начало самостоятельной работы школьников;

  5. Промежуточные контролирующие обсуждения результатов;

  6. Составление отчета;

  7. Защита проекта;

  8. Экспертная внешняя оценка проекта.

К названным этапам следует добавить, на наш взгляд, еще один, крайне важный – саморефлексию, самооценку.


По замечаниям методистов, наиболее эффективное развитие личностных качеств в проектно-исследовательской деятельности происходит у следующих групп учащихся:

  1. «проблемные», учатся без интереса и с трудом;

  2. очень успешные;

  3. добивающиеся чего-то исключительно за счет трудолюбия и старательности [См. об этом: 3, 38]. Это подтверждается и нашими наблюдениями.


Необходимым условием успешной работы над проектом является компьютерная грамотность, дающая много преимуществ:

  • Использование информационных ресурсов сети Internet;

  • Скорость и качество обработки результатов;

  • Культура оформления работы;

  • Культура представления работы (сочетание устной презентации с видеорядом (мультимедийная презентация)).


Приведем несколько примеров использования проектно-исследовательской технологии на уроках по предметам гуманитарного цикла.

Предметные проекты используются нами на протяжении всего обучения в основной и средней школе. Так, в пятом классе первым проектом стал выпуск книжки-малышки по теме «Детский фольклор», где были представлены результаты наблюдения учащихся над повседневным межличностным общением, личные впечатления детских лет, результаты бесед со старшими членами семьи (родители, бабушки, дедушки). «Кулинарная книга Карлика Носа» - коллективный учебный проект, оформленный из индивидуальных проектов пятиклассников, представляющих собою кулинарный рецепт, по которому Карлик Нос мог бы приготовить любимое блюдо колдуньи. Выпущенная пятиклассниками книга «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях 5а класса» - творческий проект, представляющий собою осмысление и творческое воплощение средствами живописи сказок А.С. Пушкина. По мере освоения компьютерных технологий преобладать начинают проекты, представленные в виде мультимедийных презентаций, где учащиеся демонстрируют осмысление литературного произведения или творчества писателя в целом.

Межпредметные проекты - работы более позднего периода. Здесь можно отметить такие работы, как проект «Следы культа личности И.В. Сталина в истории моей семьи», где реализуются межпредметные связи литературы, истории, обществознания; «Дон Кихот Ламанчский в искусстве», «Ромео и Джульетта» в кинематографе и театре», созданные на стыке литературы и МХК.

Для выполнения метапредметных и семейных проектов в начале года определяется тема, организующая всю проектно-исследовательскую деятельность школьников. Метапредметные проекты привлекают, как правило, учащихся старших классов; здесь происходит осмысление своего жизненного пути, интересов, очевидной становится саморефлексия подростка и юноши. Тема 2009 года, Года Молодежи, определила и тематику проектов девятиклассников: «Танцуй, пока молодой!», «Мое увлечение – классическая гитара» и др.

Семейные проекты представлены уже на первых этапах обучения навыкам проектно-исследовательской деятельности. Так, в первой учебной четверти пятиклассники выполнили проект «Любимая пословица моей семьи», где необходимо было представить результаты наблюдения за речью всех членов семьи, показать, каким пословицам отдается предпочтение в семье и в каких ситуациях они употребляются. Кроме того, необходимо было пояснить значение выделенных пословиц. В 2006 году, в год юбилея школы, шестиклассники выполнили проект «Моя ученическая династия», где проследили «школьную историю» всех членов семьи и показали, по мере возможности, ее связь с нашей школой. В работе были представлены мнения о школе прошлого и о настоящей, в которой учатся дети. 2007 год, Год Семьи, в проектно-исследовательской деятельности семиклассников был представлен крупными работами «Генеалогическое древо моей семьи», проектом «Семь писем с фронта». Восьмиклассники же представили мультимедийные проекты ко Дню матери. В 2009 году учащиеся девятого класса рассказывали о взаимоотношениях в семье, о семейных увлечениях.

Как показал анализ, использование проектно-исследовательской технологии качественно меняет отношения между педагогом и учениками, переводит их из субъект-объектной плоскости в субъект-субъектную. На всех этапах подготовки исследовательской работы учитель выступал в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе исследования делался не на содержании учения, а на процессе приобретения и применения знаний.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью приводят к качественным изменениям в личностном развитии учащегося:

- выявление профессиональных склонностей учащихся, профессиональное самоопределение;

- формирование навыков научной работы,

- формирование исследовательской культуры,

- формировании опыта творческой деятельности,

- рост личной инициативы учащихся,

- возможность самовыражения и самоутверждения

- формирование активного познавательного начала, устойчивой внутренней мотивации учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования,

- развитие познавательной самостоятельности с выходом в самообразование,

- формирование конструктивного критического мышления

С увеличением в образовательном процессе доли проектно-исследовательской работы наметилась устойчивая тенденция творческого роста многих учащихся, создались предпосылки для перехода на более высокий уровень творческой активности. Развитие креативности мышления в свою очередь является своеобразным двигателем проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность, по нашим наблюдениям, открывает большие возможности и для личностного и профессионального роста педагога:

- совершенствование компьютерной грамотности;

- совершенствование навыков пользования информационными ресурсами сети Internet;

- формировании опыта совместной с учащимися творческой деятельности;

- освоение новых по своей сути, партнерских, отношений с учащимися в образовательном процессе;

- совершенствование аналитических умений, не только предметных, но и методических, психологических и др.;

- формирование потребности постоянного поиска, саморазвития;

- развитие навыков творческого проектирования педагогической деятельности.

Навыки самостоятельного исследования, умение устанавливать причинно-следственные связи, критический конструктивный подход к проблеме, формируемые в процессе проектно-исследовательской деятельности, применимы учащимися и в других сферах: в конкурсах и олимпиадах различных уровней, фестивальном движении, на факультативных занятиях по предметам. Безусловно, они повышают результативность участия школьников в различных образовательных проектах.


На основании анализа собственного опыта по организации и сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся мы выделили ряд основных проблем в использовании проектно-исследовательских технологий:

  • Охват учащихся исследовательской деятельностью недостаточен; большинство учащихся испытывают острую нехватку свободного времени в связи с их загруженностью, в т.ч. в учреждениях дополнительного образования;

  • Развитие проектно-исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, преимущественной установкой школьников на усвоение готовых знаний;

  • Исследовательские умения вырабатываются, как правило, стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей [См. об этом: 1, 49];

  • Очень незначительно представлены долгосрочные проекты и работы сопоставительного характера;

  • Не разработан инструментарий оценивания достижений учащихся.


В связи с этим видим необходимым решение следующих задач:
- изучить новейшую методическую литературу с целью обобщения и анализа имеющегося опыта, приобретенного педагогами, активно внедряющими эту технологию в образовательный процесс;
- расширить круг учащихся-участников проектно-исследовательской деятельности;
- расширить круг проблем, предлагаемых учащимся для исследований;
- разработать критерии оценки качества образования, достигнутого посредством использования в практике работы с учащимися проектно-исследовательской деятельности;
- разработать программу развития навыков проектно-исследовательской деятельности по каждому году обучения, разнообразить виды и формы исследовательской деятельности;
- разработать программы курсов школьного компонентов, предусмотрев выполнение итоговых индивидуальных и групповых работ исследовательских характера;
- освоить развивающее обучение в основной школе, используя как составную часть его проектно-исследовательскую технологию.

Реализация поставленных задач представляется нам важными в свете тех изменений, которые претерпевает вся система образования в настоящее время. Это позволит достичь выполнения государством первоочередных задач в сфере образования, а нам лично позволит поднять интерес к обучению среди наших учеников и, в конечном счете, добиться повышения успеваемости учащихся и повышения собственного педагогического мастерства. Следует также отметить, что для достижения максимального результата требуется консолидация сил всего педагогического коллектива.

Применение технологии проектно-исследовательской деятельности в работе с учениками дает, по мнению И. Чечель, два результата: помимо собственно выполненной работы, вторым результатом – скрытым, неявным, но для педагога главным, является бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы учащихся [8, 26-27]. Если произвести декомпозицию последнего, то следует отметить еще некоторые достоинства этой технологии: придание результатам образования социально и личностно значимого характера, более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, что в полной мере характеризует системно-деятельностный подход в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.


В заключение отметим, что технология проектно-исследовательской деятельности, будучи взята нами на вооружение и апробирована как в учебной, так и во внеучебной деятельности, признана нами как эффективная и перспективная в применении в любой предметной области познания; открывает возможности для последовательной реализации системно-деятельностного подхода в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования сообразно требованиям ФГОС общего образования второго поколения. Помимо этого, названная технология эффективна при выявлении, поддержке и развитии детской одаренности и развитии учительского потенциала, что также является приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
































Литература:

1. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе, 2006, №7. С. 49-53.

2. Деревянко И.А. От проекта к проекту – путем самостоятельного поиска знаний // Директор школы, 2007, №5. С. 69-75.

3. Загвязинская Э. Как мы пришли к проектному обучению // Директор школы, 2004, №9. С. 33-40.

4. Овсейчик О.Н., Иванова Е.К. Положение о проектной деятельности // Практика административной работы в школе, 2007, №6. С. 68-73.

5. Сапир А.М. Индивидуальные опережающие задания на уроках литературы в старших классах // Филолгический класс. Региональный методический журнал учителей-словесников Урала. Екатеринбург, 1996, №1. С. 45-50.

6. Столярова И.А. Теоретические аспекты формирования одаренности обучаемых // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования ( Приложение), 2007, №4. С. 7-14.

7. Чернова О.В., Зубкова О.П. Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной работы в школе, 2009, №5. С. 45-50.

8. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе, 2003, №6. С. 24-29.





14






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Погудина Юлия Александровна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства