Организация письменных работ в технологическом режиме на стадии рефлексии
Организация письменных работ в технологическом режиме на стадии рефлексии
В статье "Организация письменных работ в технологическом режиме на стадии рефлексии" представлены некоторые аспекты создания письменных текстов обучающимися. Письменная речь развивает в детях навыки чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация письменных работ в технологическом режиме на стадии рефлексии»
Организация письменных работ в технологическом режиме на стадии рефлексии
Базовые принципы технологии критического мышления строятся по схеме: Вызов-Осмысление-Рефлексия.
Рефлексия-это третья, завершающая стадия в модели обучения. Она определяется как «фаза урока, во время которой обучающиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке материалу, подвергают его проверке, пытаются применить, оспаривать, осмысливать. Стадия рефлексии связывается с предметным содержанием и новыми понятиями.
Наиболее важной является письменная рефлексия. Важно поощрять обучающихся и стимулировать их к ведению записей, дневников, написанию различных отзывов, фиксированию идей. Знакомство с текстами, совершенными по форме и написанными талантливыми авторами, не должно привести обучающихся к мысли о том, что они сами не могут создать хороший текст.
Какие формы письменной рефлексии можно продуктивно использовать как на уроке, так и после него? Наиболее эффективными можно считать следующие методики:
Эссе-произведение небольшого объема, имеющее субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь и склонность к парадоксам.
Различные виды дневников-художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе факты, цитаты, высказывания-в другой комментарии).Он может вестись в течение длительного времени, позволит осуществить более вдумчивую рефлексию.
Письменное интервью-вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы с целью обмена мнениями.
Стихотворные формы-синквейн, диаманта, пятистишие-творческий способ, позволяющий в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Рецензия-помогает доказать свое отношение (единого мнения не существует о данном жанре).Т. В. Алексеева утверждает, что рецензия «труднейший из жанров школьных сочинений» и на школьном уровне выполнение такой задачи практически невозможно.
Очерк-создается методом свободного письма.
Бортовой журнал-форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, умозаключений, вопросов.
РАФТ-идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать. Выбирается тема.
Свободное письмо означает, что нужно сразу писать, не останавливаясь, чтобы прочесть написанное и не заботясь об изменениях в мыслях. Пока мы пишем, у нас возникают какие-то мысли. И действительно, нередко бывает, когда мы пишем, на бумаге оказываются совершенно неожиданные идеи.
Классная газета-еще одна форма издания. С ее помощью ученики учатся писать в разных жанрах: информационные заметки, спортивные заметки, рецензии на книги и кинофильмы, разделы обмена мнениями, полезных советов.
Папка для письма. В ней находятся рекомендации с вариантами, чем могут заниматься во время выполнения письменных заданий ученики. Папка для письма снабжена большим карманом на лицевой стороне, куда учащиеся прячут свои списки тем и листы с кластерами. Такая папка помогает помогать детям организовать свою работу и продвигаться вперед во время занятий.
Что же дает учащимся подход к письменной речи как процессу? У школьников коренным образом меняются навыки мышления, например расширение словарного запаса и улучшение владения языком.