Опытно-экспериментальная работа по теме: «Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы »
Опытно-экспериментальная работа по теме: «Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы »
Опытно- экспериментальная работа показала,что формирование навыков использования ИКТ эффективно в рамках проектно-исследовательской деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная работа по теме: «Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы »»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №184" Советского района г.Казани
Опытно-экспериментальная работа по теме:
«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы ».
Выполнена учителем русского языка и литературы
Аббазовой Ф.Ф.
Введение
Актуальность. В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями. Анализ состояния изучаемой нами проблемы, показал, что в настоящее время наметилось противоречие между необходимостью и возможностью формирования у личности школьника творческой деятельности в процессе обучения биологии и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике. Преодоление выявленного противоречия и составило проблему данной опытно-экспериментальной работы, которая предположила поиск условий, необходимых для формирования у школьников проектных и исследовательских умений в процессе обучения биологии. Решение этой проблемы составило цель данной опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в формировании личности школьника творческой деятельности при обучении биологии и отсутствием комплексной методики по его реализации. Этого возможно достичь, если мы научим добыванию знаний, умению вести самостоятельный поиск информации, но трудно учителю перестроиться, ведь большая часть знаний по-прежнему, преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и способом решения указанной проблемы, является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – проектно- исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.
Этапы проектно-исследовательской деятельности
Действия учителя
Примерные действия учащегося
Формируемые
умения и навыки
Подготовительный этап
-проблемное введение в тему;
- использование «мозгового штурма»
выбор темы проекта
- выдвижение гипотезы;
- создание творческих групп;
- планирование
исследовательских действий,
мыследеятельностные
Этап планирования
-лекции учителя;
-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности;
Определение методов исследования по отдельным направлениям;
Определение способов представления результатов (формы отчета)
Коммуни
кативные;
поисковые
Этап исследования
Консультирование
- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;
- сбор информации;
- решение промежуточных задач;
Комм- ные;
Поисковые;
Информ-ные
проведение инструмент-ого эксперимента
Результативно – аналитический этап
Консультирование
-обмен информацией между группами;
-анализ собранной информации;
-формулирование промежуточных выводов;
-постановка новых проблем, возникающих по ходу выполнения проекта;
-продолжение работы в укрупненных базовых группах
Коммуни
кативные; мыследеятельностные
Отчетно-презентационный этап
Консультирование
Обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;
Распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;
Выполнение отчета;
Презентация результатов проекта; (Самовыражение личности ребенка связано с собранной информацией. Это может быть свободные тексты-сочинения, создают слайды, изготавливают книжки и т.д.)
презентационные
Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности
Оценка проектной деятельности учащихся;
Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;
Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?
Самоанализ, самооценка, рефлексия.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
3. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.
4. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из под вопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.
6. Риски.
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка баллы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами нами были:
1. Рассмотрены научные предпосылки, в связи с этим дана характеристика таким понятиям как «научное исследование», «проектная деятельность» и «информационно-коммуникативная компетентность». В исследовании отмечено, что проектно- исследовательская деятельность мощное средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Они направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обеих сторон, формирования творческой активности школьников и совершенствования их самостоятельности.
2. Была раскрыта методическая система использования ИКТ в условиях проектно-исследовательской работы учащихся.
3. Были раскрыты и определены критерии и показатели оценки эффективности влияния этой системы на проектно-исследовательскую деятельность
4. Описан ход опытно-экспериментальной работы, включающий последовательное описание условий применения ИКТ в проектно-исследовательской деятельности в связи, с чем отмечается:
- что проектно-исследовательская работа учащихся предполагает формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, получают опыт самостоятельности и самореализации творческих сил;
- что формирование навыков применения ИКТ наиболее эффективно в рамках проектно-исследовательской деятельности.