kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно-экспериментальная работа по теме: «Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно- экспериментальная работа показала,что формирование навыков использования ИКТ эффективно в рамках проектно-исследовательской деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная работа по теме: «Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы »»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №184" Советского района г.Казани








Опытно-экспериментальная работа по теме:

«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы ».












Выполнена учителем русского языка и литературы

Аббазовой Ф.Ф.


Введение

Актуальность. В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями. Анализ состояния изучаемой нами проблемы, показал, что в настоящее время наметилось противоречие между необходимостью и возможностью формирования у личности школьника творческой деятельности в процессе обучения биологии и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике. Преодоление выявленного противоречия и составило проблему данной опытно-экспериментальной работы, которая предположила поиск условий, необходимых для формирования у школьников проектных и исследовательских умений в процессе обучения биологии. Решение этой проблемы составило цель данной опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в формировании личности школьника творческой деятельности при обучении биологии и отсутствием комплексной методики по его реализации. Этого возможно достичь, если мы научим добыванию знаний, умению вести самостоятельный поиск информации, но трудно учителю перестроиться, ведь большая часть знаний по-прежнему, преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и способом решения указанной проблемы, является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – проектно- исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.


Этапы проектно-исследовательской деятельности

Действия учителя

Примерные действия учащегося

Формируемые

умения и навыки

Подготовительный этап

-проблемное введение в тему;

- использование «мозгового штурма»

выбор темы проекта

- выдвижение гипотезы;

- создание творческих групп;

- планирование

исследовательских действий,

мыследеятельностные

Этап планирования

-лекции учителя;

-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности;

Определение методов исследования по отдельным направлениям;

Определение способов представления результатов (формы отчета)


Коммуни

кативные;

поисковые

Этап исследования

Консультирование

- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;

- сбор информации;

- решение промежуточных задач;


Комм- ные;

Поисковые;

Информ-ные

проведение инструмент-ого эксперимента

Результативно – аналитический этап

Консультирование

-обмен информацией между группами;

-анализ собранной информации;

-формулирование промежуточных выводов;

-постановка новых проблем, возникающих по ходу выполнения проекта;

-продолжение работы в укрупненных базовых группах

Коммуни

кативные; мыследеятельностные


Отчетно-презентационный этап

Консультирование

Обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;

Распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;

Выполнение отчета;

Презентация результатов проекта; (Самовыражение личности ребенка связано с собранной информацией. Это может быть свободные тексты-сочинения, создают слайды, изготавливают книжки и т.д.)


презентационные

Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности

Оценка проектной деятельности учащихся;


Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;

Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?


Самоанализ, самооценка, рефлексия.



Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

3. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.

4. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из под вопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6. Риски.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка баллы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Заключение

В соответствии с поставленными задачами нами были:

1. Рассмотрены научные предпосылки, в связи с этим дана характеристика таким понятиям как «научное исследование», «проектная деятельность» и «информационно-коммуникативная компетентность». В исследовании отмечено, что проектно- исследовательская деятельность мощное средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Они направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обеих сторон, формирования творческой активности школьников и совершенствования их самостоятельности.

2. Была раскрыта методическая система использования ИКТ в условиях проектно-исследовательской работы учащихся.

3. Были раскрыты и определены критерии и показатели оценки эффективности влияния этой системы на проектно-исследовательскую деятельность

4. Описан ход опытно-экспериментальной работы, включающий последовательное описание условий применения ИКТ в проектно-исследовательской деятельности в связи, с чем отмечается:

- что проектно-исследовательская работа учащихся предполагает формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, получают опыт самостоятельности и самореализации творческих сил;

- что формирование навыков применения ИКТ наиболее эффективно в рамках проектно-исследовательской деятельности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аббазова Фания Федаиловна

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства