kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт "Педагогических мастерских" на уроках литературы как средство формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы за 2 года. Опыт внедрения технологий на уроках  литературы. Надеюсь моя разработка заинтересует вас.Его я представила на муниципальном этапе конкурса "Педагог года" , где я заняла 2 место. 

Цель работы: формирование духовно-нравственной компетенции на уроках литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт "Педагогических мастерских" на уроках литературы как средство формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках литературы »

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновации. Среди них – вступление в силу нового недавно принятого закона «Об образовании», эксперимент нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) . Современная школа должна стать передовой площадкой в части инновационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и необходимое в современном обществе духовно-нравственное воспитание и развитие.

Духовность — важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Новый закон «Об образовании» требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности, а так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (т.е. любящий свою Родину, уважающий свой народ, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир и тд.)

Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо настоящего учителя. Но когда воспитывать, если он все время занят обучением: с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним урокам? Ответ: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения.  Здесь невозможно не сказать о роли литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:

 - ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

 - лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

      Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Реализовать эти идеи во многом помогает современная образовательная технология педагогических мастерских, где на первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе поиск места своего «Я» в этом мире. Данная технология предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата и т.д.

Идея мастерских пришла к нам из Франции. Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.).

Педагогическая мастерская - это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально - личностный подход в образовательной деятельности.

На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Урок-мастерская – это многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.

Духовно-нравственное воспитание – это ёмкое понятие, в которое включено много ценностей, которые мы должны заложить в ребенка. И именно данная технология может осуществить мою идею. Поэтому я определила направление своей педагогической деятельности «Опыт педагогических мастерских как средство формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках литературы»

Цель: формирование духовно-нравственной компетенции у обучающихся на уроках литературы.

Задачи:

  1. познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

  2. проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен);

  3. научить детей мыслить раскованно, творчески.

Работу с технологией педагогических мастерских начала 2012 учебном году. Пробовала работать, строго соблюдая этапы, а это непростая задача, так как этапов у данной технологии семь.

Технология педагогических мастерских осуществляется по следующим этапам:

  1. Индукция

  2. Самоконструкция

  3. Социоконструкция

  4. Социализация

  5. Афиширование

  6. Разрыв

  7. Рефлексия

I этап.

Индукция, предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

Задача мастера при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.



Учитель

Учащиеся

Формирует

Осуществляют

  1. создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика

  1. должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.

Пример:

На данном этапе я использую разные индукторы: аудио, видео файлы; презентации, фотографии, отрывок или полностью стихотворение; графический неизвестный знак и т.д.

6 класс, урок литературы, тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»

Индуктор: лирическая музыка + презентация, где изображены события ВОВ + стихотворение собственного сочинения о войне.

Какова тема урок?

Какова цель?

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

Индуктор: рисунки ребят с изображением цветов. Деление на группы согласно преобладающей окраске цветов.

Задание по группам

Задание 1.

Продолжите фразу темы урока “Душа обязана…” (Любить, работать, трудиться, чувствовать, переживать, быть мудрой...)

Задание 2.

Найдите достоинства каждого цветка, скажите доброе слово.

II этап

Самоконструкция, следующий этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.

Учитель

Учащиеся

Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении.

Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. 



Пример:

6 класс, урок литературы, тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»

- Ребята, запишите слово «война» так как вы его видите, чувствуете и представляете, по своим ассоциациям: можете маленькими буквами, а можете большими, используйте фломастер, если вы хотите отразить цвет.

Афиширование и обсуждение.

7 класс, «Пусть будет счастье, когда его не может быть». А.С. Пушкин «Выстрел»

– Какие образы вы себе представляете, когда слышите слово выстрел?

в – война

ы – дуэль

с – ссора, месть

т – трусость

р – игра

е – зло

л – любовь

III этап

Социоконструкция - организуется парная работа. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

Учитель

Учащиеся

Организует парную работу, на основе схожести точек зрения. Учитель также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.

Работа в парах. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов.

Пример:

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

- Вспомните произведения, где цветы выполняли какую-либо роль. Какую именно?

IV этап

Социализация процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. 

Учитель

Учащиеся

Следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.

Пример:

6 класс, урок литературы, тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»

- Учащиеся анализирую каждый свою часть стихотворения «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины…» Все выводы фиксируются в таблицу.

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

Обсуждают роль цветка с разных точек зрения.

(Вопросы учителя:

  1. В какой момент жизни рассказ может помочь человеку и в чём?

  2. Над чем заставляет задуматься данное произведение?)

Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова “Цветок на земле”.

Найдите общее в произведениях.

Создание творческого продукта.

В ходе обсуждения запись на доске итогов групповой работы (важных качеств цветка). (Трудолюбие, стойкость, терпение, украшение жизни, преодоление трудностей, неуспокоенность, создание красоты, цветы делают жизнь, отзывчивость, есть душа…)

V этап

Афиширование - результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Учитель

Учащиеся

Организовать афиширование работ.

Выступаю со своими работами.

Пример:

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

На доске фотографии с видами природы.

Вопросы учителя:

– Какое настроение создают эти пейзажи? (Хочется долго любоваться, помогают увидеть красоту, украшают нашу жизнь…)

– Как вы можете украсить жизнь души? (Быть внимательнее к окружающему миру, создавать красоту, беречь красоту, больше трудиться, быть отзывчивым, не быть равнодушным, уметь преодолевать трудности, заставить себя заниматься музыкой…)

6 класс, урок литературы, тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»

Ребята должны выступить с анализом своих частей стихотворения, таблицы сдать учителю на проверку.

VI этап

Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Учитель

Учащиеся

Организовать данный этап.

Дать необходимую информацию.

Каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.

Примеры:

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

Вспомните всё, о чём говорилось сегодня. Обратитесь к эпиграфу урока.

Можете ли продолжить фразу: “Душа обязана…” по-новому? (Быть чуткой, дарить радость людям, ценить красоту, радоваться и радовать, быть доброй…)

VII этап

Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии.

Учитель

Учащиеся

 Создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.


Пример:

6 класс, урок литературы, тема «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»»

Что тебе запомнилось сегодня?

Как ты себя чувствовал на уроке?

Возьмите каждый свой рисунок и скажите, как вы сегодня можете украсить жизнь души? (Дома обнять маму и поблагодарить за все, попросить прощение у сестры за грубость, прибраться в комнате, полить цветы, поговорить с бабушкой, помириться с другом, сказать маме, что очень – _ очень люблю, сказать спасибо однокласснику за терпение, встретить брата из садика…)

6 класс, урок литературы, тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»

- На основе тех чувств и эмоций, которые вы испытали при изучении данного стихотворения, напишите ответ автору.

Задача учащихся написать стихотворение собственного сочинения.

6 класс, тема - «А.А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви»

Написать акростих:

Ночное небо над головой,

Очень красивые звездочки!

Что-то пролетело над моей головой

И опустилось у лодочки.



Так же возможно использование на данном этапе: синквейн, метод незаконченных предложений, написание эссе и т.д.

Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального, творческого и духовно-нравственного развития учеников. Создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.  

Для того чтобы увидеть результаты своей работы над темой я сформировала следующие критерии:

1. Гражданственность и патриотизм

2. Милосердие, гуманизм

3. Учение, образованность, интеллект

4. Культура поведения, дисциплина

5. Здоровый образ жизни

6. Отношение к природе

7. Культура семейных отношений

8. Межличностные отношения

9. Трудолюбие

10. Эстетическая просвещенность

11. Коллективизм

12. Ответственность

13. Активность

14. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров

15. Коммуникабельность

16. Правосознание



Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.



Необходимо было подобрать методики, которые бы показали динамику развития духовно-нравственных качеств у обучающихся.

Я использовала: метод наблюдения, анкету «Нравственные понятия» и методику «Ценностные ориентации» М. Рокич, которая была адаптирована для школьников.

Метод наблюдения я использовала на протяжении всей своей работы. При помощи данного метода я могу отметить, что на начальном этапе не все дети могли выдвигать гипотезы, грамотно и развернуто строить свой ответ, приводить доказательства, к сожалению не каждый мог выразить свою точку зрения и отстоять её. А это универсальные учебные действия, которые требует от нас ФГОС.

Самым интересным было посмотреть развитие духовно-нравственных качеств, для этого я на первом и последнем этапе провела анкету «Нравственные понятия» и методику «Ценностные ориентации» М. Рокич.

Проанализировав анкеты «Нравственное понятие» мы можем выделить 3 группы учащихся: 1) 31% - понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь; 2)47% - смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные; 3) 22% - четкие представления о понятии, достаточно глубокое понимание значения предложенного слова.

После внедрения технологии педагогических мастерских в учебный процесс, наблюдается улучшение результатов.

1) 29% - понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь; 2)43% - смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные; 3) 28% - четкие представления о понятии, достаточно глубокое понимание значения предложенного слова.

Работа с методикой «Ценностные ориентации» осуществлялась при помощи ранжирования. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Учащиеся должны внимательно изучить карточки и, выбрав ту, которая для них наиболее значима, поместите на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 10 место.

Результаты методики «Ценностные ориентации» показали: образовалось 3 группы. Первая группа, в ней доминируют дети, у которых на первом месте материально обеспеченная жизнь, свобода – это 43%. Вторая группа – это дети, для которых важны развлечения и общественное признание – 32%. Третья группа - учащиеся, которые на первое место поставили: наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь – 25% .

После внедрения технологии педагогических мастерских в учебный процесс, наблюдаются некоторые изменения приоритетов и, я думаю, в лучшую сторону. Первая группа – 40%, вторая группа – 31%, третья группа – 29%.

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

    Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

    Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…





























Приложение №1

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

1. здоровье (физическое и психическое);

2. интересная работа;

3. любовь;

4. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

5. наличие хороших и верных друзей;

6. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе);

7. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

8. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

9. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

10. счастливая семейная жизнь;

11. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Приложение №2

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

· Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

































Список литературы:


  1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.


  2. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.


  3. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.


  4. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нечаенко Юлия Сергеевна

Дата: 08.09.2014

Номер свидетельства: 113430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства