Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в 5-6 классах"»
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в 5-6 классах.
У литературы одна цель – помочь человеку,
дохнуть на него при чтении теплом и добром.
В.Г. Распутин
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное-проблема души и духа человека и целого народа.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей путем изучения литературы — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы - это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Ведущая тема в 5 классе – художественный вымысел, событие и сюжет. Круг произведений помогает ответить на вопрос: каким образом и когда художественное творчество начинает воздействовать на нас, вызывая ответные мысли и переживания?
Так, литературная сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” любима детьми, её изучение подводит их к осознанию представлений о добре и зле, приобщает их к нравственным ценностям, способствует формированию умения давать нравственную оценку поступкам героев. Работа над произведением В.Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» помогает понять обучающимся, что дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Сказ П.П. Бажова «Синюшкин колодец» утверждает такие человеческие качества, как честность и бескорыстие. Изучение данных произведений приобщает детей к выявлению определенных нравственных проблем и позволяет увидеть поучительный характер литературных сказок.
Произведения раздела «Среди ровесников» Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», Марка Твена «Приключения Тома Сойера», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Карима «Радость нашего дома», Ф.А. Искандера «Мальчик и война» дают возможность сравнить мир детства и мир взрослых, ответить на вопрос: стал ли человек добрее за историю человечества?
Ведущей темой курса литературы в 6 классе будет жанр как инструмент литературного мастерства и форма воплощения вымысла. Изучение свойств художественного слова и тайн его воздействия на наши мысли и чувства позволит сделать ещё один шаг в читательском и творческом развитии, научит понимать не только других людей, но и самих себя.
Так, изучение литературных сказок в 6 классе А Н. Островского «Снегурочка », М. Гаршина «Attalea prinsceps» – это возможность сделать свои выводы, рассуждая на тему дружбы, преданности, предательства. При разговоре о сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» идет речь о вечных вопросах, о нравственной проблематике произведения. Эссе «Хочу ли я стать взрослым?», написанное ребятами после изучения сказки, позволило увидеть, насколько глубоки, серьезны их размышления о будущей взрослой жизни.
Произведения зарубежных авторов А Грина «Алые паруса», Э.А. По «Золотой жук» - это выводы о мужестве и умении противостоять жизненным невзгодам. Прочитав роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» ребята рассуждали над вопросом «Как читатель начинает относиться к своим жизненным неурядицам и к своей способности справиться сними?» и пришли к тому, что «мелкие неурядицы не сравнятся с выживанием на острове в течение многих лет», что «не нужно сдаваться, несмотря ни на что», «из любой ситуации можно найти выход».
Художественные тексты М. Горького «Детство», Ю.Я. Яковлева «Багульник», «Разбуженный соловьями», А.Г. Алексина «Мой брат играет на кларнете», В. К. Железникова «Чучело», Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» позволили увидеть, как происходит воспитание и становление характера в детской литературе, позволили поговорить о нравственном выборе персонажей и о собственном выборе, который иногда определяет дальнейшую жизнь.
Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка.
Таким образом, уроки литературы должны способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви к ближнему.