Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока"
Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока"
Урки литературы должны быть увлекательными и практико-ориентированными: это требование ФГОС и требование времени. Сделать уроки таковыми мне помогает включение в работу заданий, предполагающих вооружение обучающихся знаниями о важной роли разных профессий образования и творчества в жизни людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока" »
Г.В.Косникова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова
Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока
(из опыта работы)
Уроки литературы должны быть увлекательными и практико-ориентированными: это требование ФГОС и требование времени. Сделать уроки таковыми мне помогает включение в работу заданий, предполагающих вооружение обучающихся знаниями о важной роли разных профессий, образования и творчества в жизни людей. Занимаясь профориентационной работой на уроках литературы в 5 классе, мы стараемся реализовать две основные задачи: знакомить с миром профессий и формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Для этого мы включаем в материалы урока задания следующего рода.
Знакомясь с учебником литературы, предлагаем ребятам прочитать сведения, расположенные на обороте титульного листа, и выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника (автор-составитель, редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик, корректор, художник). Далее можно строить работу по-разному: например, у меня есть возможность доступа в сеть Интернет и я предлагаю ребятам подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д., распределив задания по вариантам. Предлагаю построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности. Такая работа, на мой взгляд, необходима детям. Взрослея, они с удовольствием принимают участие в общественной жизни гимназии, а потом и города. Чтобы выполнить любой классный проект, например, выпустить газету, подготовить выступление, ребятам необходимо четко сознавать, что для этого необходимо, в том числе и какую творческую группу надо создать для работы. Литературное образование школьников незаменимо в социализации ребят. А вопрос о том, как надо относиться к учебнику и почему, поможет нам в реализации второй задачи.
Богатейший материал для работы в данном направлении представляет для нас устное народное творчество. Например, работая над пословицами, мы, конечно, зададим вопрос: «Какое отношение к труду, к человеку дела звучит в русских народных пословицах?» При этом можно добавить к имеющимся в учебнике такие пословицы как:
Не ленись за плужком – будешь с пирожком.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда.
Но практика показывает, что пятиклассникам очень интересны задания творческие, в игровой форме. Например, вставить пропущенные профессии в русских пословицах. Причем такое задание я предлагаю выполнить детям в группах, чтобы была возможность обсудить предлагаемые варианты. Обязательно у каждой группы есть толковый словарь, иногда дети знают, как звучит пословица, а о значении слов не догадываются. Между командами можно устроить соревнования.
Все …(бондаря), да не многих благодарят.
Шить не будешь –… (портным) не станешь.
И…(швец), и …(жнец), и на дуде игрец.
Какова …(пряха), такова на ней и рубаха.
Не котел варит, а …(стряпуха).
С удовольствием дети решают и шуточные вопросы, предполагающие знания о профессиях. Например,
- К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место?» (Маляры).
- Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека …?» (парикмахер, маникюрша, гример, труд).
А вот изучая частушки, загадки предлагаем написать частушку или придумать загадку о людях какой-нибудь профессии.
Такие задания оживят урок, сделают его жизненно-ориентированным, интересным для ребенка. Много интересных идей можно найти на сайте http://www.zanimatika.narod.ru , которым я с удовольствием пользуюсь. Там же можно разместить и свои материалы.
Изучая поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы обязательно смотрим и анализируем отрывок из художественного фильма А. Птушко. Работая над профориентацией школьников, можно, конечно, просто задать вопрос: «Люди каких профессий работают над созданием кинофильма?»
Я предлагаю ребятам заранее подготовленную работу с заданием, соотнести название профессии с её определением, т.е. таблица может выглядеть следующим образом:
Название профессии
деятельность
а) режиссер
1.Занимается организацией и постановкой определенной шоу-программы, будь то кинофильм, театральный спектакль и т.д.
б) актер
2.Исполнитель ролей в спектакле и кино
в) оператор
3.Занимается съемкой фильмов и телепередач
г) художник по костюмам
4.Создает одежду для героев фильмов, помогает актерам в их перевоплощении
д) звукооператор
5.Специалист по звукозаписи и обработке звука в кино, на ТВ, в концертных залах
е) гример
6.Мастер, преобразующий внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений
ж) монтажер
7.Соединяет отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение
В классе с более высоким потенциалом (либо для отдельных детей) мы можем предложить только правую (только левую) половину таблицы, а вот вторую половину дети должны восстановить самостоятельно. Домашней работой может служить задание продолжить заполнение таблицы, указав ФИО людей, работавших над фильмом, или подумать, какие из школьных предметов необходимы для получения 1-2 вышеназванных профессий. Для этого еще в начале года в конце тетради по литературе, мы выделяем 1-2 листа и составляем таблицу, потом обращаемся к ней постоянно, внося названия профессий и отмечая школьные предметы, необходимые для ее получения. В будущем эту таблицу можно расширить, добавить, например, учебные учреждения, в которых можно профессию получить, качества личности, необходимые для данной профессии. Такую таблицу можно разместить и на стенде в кабинете.
Школьный предмет;
профессия
Русский язык
Литература
История
Математика
ИЗО
Биология
Физика
Химия
ОБЖ
редактор
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Продолжить формирование уважительного отношения к труду, к научному труду помогают басни И. Крылова «Осел и ось», «Свинья под дубом». Примером отношения к своей работе может служить и Герасим из повести И.С. Тургенева. Но это произведение дает возможность задуматься о трансформации профессий во времени. Предлагаем ребятам вспомнить, какие профессии встречаются в тексте:
Дворецкий – управляющий домом или загородным поместьем.
Прачка – работница, занимающаяся стиркой белья.
Кастелянша – женщина, заведующая бельевым хозяйством (в больнице, общежитии, доме отдыха, гостинице).
Башмачник – мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви.
Дворник – работник, в обязанности которого входит поддержание чистоты во дворе и на улице.
Вспоминаем, чем занимаются эти герои произведения. Потом размышляем о том, сохранились ли профессии, как они изменились, изменились ли их названия (мажордом, сапожник, кутюрье).
Познакомить обучающихся с миром профессий в области «Человек- природа» позволяют темы «Русская природа в творчестве поэтов и писателей ХХ века , «Мир братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского». На уроках природоведения ребята знакомятся с профессиями кинолог, дрессировщик, орнитолог, ветеринар, эколог, грумер, ихтиолог, геолог. Работая над поэзией, мы почти всегда обращаемся к средствам художественной выразительности. Вот я и предлагаю ребятам подобрать эпитеты, характеризующие людей данных профессий. Обычно обращаюсь и к перифразу. Ребята с удовольствием рассуждают над тем, кого называют ловцами подземных бурь (сейсмолог), зверским доктором (ветеринар), ухажером деревьев (садовник), а потом и сами пытаются создать перифраз.
Замечательным материалом для профориентирования является изучение творчества Н. Гоголя. Знакомясь с детством писателя, мы анализируем отрывок из книги Л. Полторацкого «Детство Гоголя», а именно встречу Никоши с В.В. Капнистом. Мы беседуем о том, как нужно относиться к увлечениям ребенка, другого человека вообще? Почему? «Васюткино озеро» В.П. Астфьева – прекрасный материал для того, чтобы заинтересовать детей профессией спасателя, «Сказки по телефону» Дж. Родари – профессией писателя, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо дает возможность сделать вывод, что человек способен освоить множество профессий, если он хочет и умеет учиться. На уроках литературы у ребят есть возможность попробовать себя в роли экскурсовода, диктора, рекламного агента, художника, редактора и т.д., если учитель предоставляет такую возможность. Советую педагогам обратиться на сайт www.moeobrazovanie.ru. Уже несколько лет подряд мы участвует в предлагаемых здесь литературных проектах, связанных с выбором профессии.
Деятельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самоопределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой. В результате систематической работы по профориентации уже к концу обучения в среднем звене большинство обучающихся определят для себя сферу своей деятельности, а в старшей школе уверенно и точно сделают выбор будущей профессии.