kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урки литературы должны быть увлекательными и практико-ориентированными: это требование ФГОС и требование времени. Сделать уроки таковыми мне помогает включение в работу заданий, предполагающих вооружение обучающихся знаниями о важной роли разных профессий образования и творчества в жизни людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока" »

Г.В.Косникова,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова

Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока

(из опыта работы)

Уроки литературы должны быть увлекательными и практико-ориентированными: это требование ФГОС и требование времени. Сделать уроки таковыми мне помогает включение в работу заданий, предполагающих вооружение обучающихся знаниями о важной роли разных профессий, образования и творчества в жизни людей. Занимаясь профориентационной работой на уроках литературы в 5 классе, мы стараемся реализовать две основные задачи: знакомить с миром профессий и формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Для этого мы включаем в материалы урока задания следующего рода.

Знакомясь с учебником литературы, предлагаем ребятам прочитать сведения, расположенные на обороте титульного листа, и выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника (автор-составитель, редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик, корректор, художник). Далее можно строить работу по-разному: например, у меня есть возможность доступа в сеть Интернет и я предлагаю ребятам подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д., распределив задания по вариантам. Предлагаю построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности. Такая работа, на мой взгляд, необходима детям. Взрослея, они с удовольствием принимают участие в общественной жизни гимназии, а потом и города. Чтобы выполнить любой классный проект, например, выпустить газету, подготовить выступление, ребятам необходимо четко сознавать, что для этого необходимо, в том числе и какую творческую группу надо создать для работы. Литературное образование школьников незаменимо в социализации ребят. А вопрос о том, как надо относиться к учебнику и почему, поможет нам в реализации второй задачи.

Богатейший материал для работы в данном направлении представляет для нас устное народное творчество. Например, работая над пословицами, мы, конечно, зададим вопрос: «Какое отношение к труду, к человеку дела звучит в русских народных пословицах?» При этом можно добавить к имеющимся в учебнике такие пословицы как:

Не ленись за плужком – будешь с пирожком.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда.

Но практика показывает, что пятиклассникам очень интересны задания творческие, в игровой форме. Например, вставить пропущенные профессии в русских пословицах. Причем такое задание я предлагаю выполнить детям в группах, чтобы была возможность обсудить предлагаемые варианты. Обязательно у каждой группы есть толковый словарь, иногда дети знают, как звучит пословица, а о значении слов не догадываются. Между командами можно устроить соревнования.

Все …(бондаря), да не многих благодарят.

Шить не будешь –… (портным) не станешь.

И…(швец), и …(жнец), и на дуде игрец.

Какова …(пряха), такова на ней и рубаха.

Не котел варит, а …(стряпуха).

С удовольствием дети решают и шуточные вопросы, предполагающие знания о профессиях. Например,

- К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место?» (Маляры).

- Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека …?» (парикмахер, маникюрша, гример, труд).

А вот изучая частушки, загадки предлагаем написать частушку или придумать загадку о людях какой-нибудь профессии.

Такие задания оживят урок, сделают его жизненно-ориентированным, интересным для ребенка. Много интересных идей можно найти на сайте http://www.zanimatika.narod.ru , которым я с удовольствием пользуюсь. Там же можно разместить и свои материалы.

Изучая поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы обязательно смотрим и анализируем отрывок из художественного фильма А. Птушко. Работая над профориентацией школьников, можно, конечно, просто задать вопрос: «Люди каких профессий работают над созданием кинофильма?»

Я предлагаю ребятам заранее подготовленную работу с заданием, соотнести название профессии с её определением, т.е. таблица может выглядеть следующим образом:

Название профессии

деятельность

а) режиссер

1.Занимается организацией и постановкой определенной шоу-программы, будь то кинофильм, театральный спектакль и т.д.

б) актер

2.Исполнитель ролей в спектакле и кино

в) оператор

3.Занимается съемкой фильмов и телепередач

г) художник по костюмам

4.Создает одежду для героев фильмов, помогает актерам в их перевоплощении

д) звукооператор

5.Специалист по звукозаписи и обработке звука в кино, на ТВ, в концертных залах

е) гример

6.Мастер, преобразующий внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений

ж) монтажер

7.Соединяет отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение

В классе с более высоким потенциалом (либо для отдельных детей) мы можем предложить только правую (только левую) половину таблицы, а вот вторую половину дети должны восстановить самостоятельно. Домашней работой может служить задание продолжить заполнение таблицы, указав ФИО людей, работавших над фильмом, или подумать, какие из школьных предметов необходимы для получения 1-2 вышеназванных профессий. Для этого еще в начале года в конце тетради по литературе, мы выделяем 1-2 листа и составляем таблицу, потом обращаемся к ней постоянно, внося названия профессий и отмечая школьные предметы, необходимые для ее получения. В будущем эту таблицу можно расширить, добавить, например, учебные учреждения, в которых можно профессию получить, качества личности, необходимые для данной профессии. Такую таблицу можно разместить и на стенде в кабинете.

Школьный предмет;

профессия

Русский язык

Литература

История

Математика

ИЗО

Биология

Физика

Химия

ОБЖ

редактор

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Продолжить формирование уважительного отношения к труду, к научному труду помогают басни И. Крылова «Осел и ось», «Свинья под дубом». Примером отношения к своей работе может служить и Герасим из повести И.С. Тургенева. Но это произведение дает возможность задуматься о трансформации профессий во времени. Предлагаем ребятам вспомнить, какие профессии встречаются в тексте:

Дворецкий – управляющий домом или загородным поместьем.

Прачка – работница, занимающаяся стиркой белья.

Кастелянша – женщина, заведующая бельевым хозяйством (в больнице, общежитии, доме отдыха, гостинице).

Башмачник – мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви.

Дворник – работник, в обязанности которого входит поддержание чистоты во дворе и на улице.

Вспоминаем, чем занимаются эти герои произведения. Потом размышляем о том, сохранились ли профессии, как они изменились, изменились ли их названия (мажордом, сапожник, кутюрье).

Познакомить обучающихся с миром профессий в области «Человек- природа» позволяют темы «Русская природа в творчестве поэтов и писателей ХХ века , «Мир братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского». На уроках природоведения ребята знакомятся с профессиями кинолог, дрессировщик, орнитолог, ветеринар, эколог, грумер, ихтиолог, геолог. Работая над поэзией, мы почти всегда обращаемся к средствам художественной выразительности. Вот я и предлагаю ребятам подобрать эпитеты, характеризующие людей данных профессий. Обычно обращаюсь и к перифразу. Ребята с удовольствием рассуждают над тем, кого называют ловцами подземных бурь (сейсмолог), зверским доктором (ветеринар), ухажером деревьев (садовник), а потом и сами пытаются создать перифраз.

Замечательным материалом для профориентирования является изучение творчества Н. Гоголя. Знакомясь с детством писателя, мы анализируем отрывок из книги Л. Полторацкого «Детство Гоголя», а именно встречу Никоши с В.В. Капнистом. Мы беседуем о том, как нужно относиться к увлечениям ребенка, другого человека вообще? Почему? «Васюткино озеро» В.П. Астфьева – прекрасный материал для того, чтобы заинтересовать детей профессией спасателя, «Сказки по телефону» Дж. Родари – профессией писателя, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо дает возможность сделать вывод, что человек способен освоить множество профессий, если он хочет и умеет учиться. На уроках литературы у ребят есть возможность попробовать себя в роли экскурсовода, диктора, рекламного агента, художника, редактора и т.д., если учитель предоставляет такую возможность. Советую педагогам обратиться на сайт www.moeobrazovanie.ru. Уже несколько лет подряд мы участвует в предлагаемых здесь литературных проектах, связанных с выбором профессии.

Деятельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самоопределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой. В результате систематической работы по профориентации уже к концу обучения в среднем звене большинство обучающихся определят для себя сферу своей деятельности, а в старшей школе уверенно и точно сделают выбор будущей профессии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Косникова Галина Владимировна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства