Статья посвящена творчеству М.Ю.Лермонтова. В ней дается представление современного человека о самых сильных человеческих чувствах через трагедию героев драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» в спектакле Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««О Любви и Безумии, о Ревности и Мести » »
XII Сократовские педагогические чтения «Общечеловеческая ценность художественных произведений М.Ю. Лермонтова о смысле бытия, о назначении человека, о счастье, о любви, о свободе, о Родине».
Сурова Надежда Андреевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая Гора Борзинского района.
«О Любви и Безумии, о Ревности и Мести »
(представление современного человека о самых сильных человеческих чувствах через трагедию героев драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» в спектакле Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса)
М.Ю. Лермонтов – один из любимых моих поэтов и писателей. Изучение его творчества в моей практике вызывает особую трепетную подготовку. Люблю Печорина с его внутренними противоречиям. Люблю Мцыри с его любовью к воле, свободе. Люблю Парус «одинокий», который «в бурях ищет покой». Люблю Демона с его сатанинской страстью. Люблю Арбенина с его раздирающей душу ревностью и местью…
Драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад» в школьной программе мы только упоминаем, но не изучаем. Это произведение о великой Мести, построенной на Любви и Ревности. А ведь эта философская пьеса написана 20-летним поэтом! Это единственное произведение, написанное Лермонтовым для сцены. Но свою первую постановку драма увидела только в 1852 году! Я согласна с мнением известного советского литературоведа К.Н.Ломунова, что в лермонтоведческой литературе Лермонтову-драматургу уделялось недостаточное внимание. С самого начала Лермонтов буквально воевал с царской цензурой за свой «Маскарад». Сегодня Лермонтов-драматург заново рождается и живет на сценах театров.
«Природа театра подходила лермонтовской натуре, - считает советский и российский театровед и педагог Б.Н. Любимов.- Возможно, в этой природе театрального искусства Лермонтов увидел отражение собственного внутреннего спора, из которого он и родился как поэт». Может быть. Может быть, обратившись к драматургии, молодой Лермонтов не столько пробовал реализовать свои амбиции, сколько искал способ творить, открывая читателю его (читателя) и свою душу.
10 октября 2014 г. на телеканале «Культура» была представлена видеоверсия спектакля Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова "Маскарад" в постановке Римаса Туминаса, которая на меня произвела потрясающее впечатление (а если бы это было «вживую» в самом театре?! Мне довелось побывать в этом театре - очень впечатляет!). Это одна из самых ярких и необычных современных постановок! Этот спектакль идет с 2010 года (а впервые постановка этой драмы появилась на знаменитой сцене в июне 1941 года, но не вошла в репертуар из-за начавшейся войны).
На портале «Weekend» прочитала красивую легенду. «Как-то раз созвало Безумие к себе на чай друзей. Все пришли, было весело, пели, плясали, а после торта Безумие предложило сыграть в прятки: "Я считаю до 100, а вы прячетесь. Первый найденный будет снова считать до 100...". Первым нашли Любопытство - оно выглядывало в надежде увидеть, кого найдут первым. Висящим на заборе, Безумие нашло Сомнение - оно висело вне решительности, с какой стороны забора все же лучше спрятаться... Всех нашли - и Любопытство вдруг спросило: "А где же Любовь?" Все стали искать. Безумие в поисках забрело далеко-далеко, и вдруг оказалось в прекрасном благоухающем розовом саду... В кустах что-то зашуршало. Безумие раздвинуло розовые ветви и услышало вскрик. Это была Любовь, шипы роз прокололи ей глаза. Безумие металось, ломая руки, извинялось, просило на коленях прощения...вплоть до того, что пообещало Любви остаться навсегда с ней. Любовь согласилась. И вот с тех пор Любовь слепа, и Безумие всегда неотлучно находится рядом с ней и водит её за руку...». До сих пор живет выражение, основанное на этой легенде: «Любовь слепа и безумие водит её за руку».
Я считаю, что одной из таких легенд о любви и безумии является пьеса М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Почему Любовь водит Безумие за руку? Это один из самых животрепещущих вопросов и для молодежи XXI века, ибо «каждый ждет Любви, но не хочет, чтобы она была безумна» (из ответов моих одиннадцатиклассников). Разные ответы на этот вопрос дают спектакли разных театров страны. «Новое прочтение», «Перечитывая заново», «Чтение классики по-новому» - такие курсы встречаются в интернете (например, «Перечитывая заново" в рамках цикла ACADEMIA), но суть Великого произведения всегда остается, если оно находит созвучие, близкое представлению современного человека о себе самом, т.е. «трогает душу», «берет за душу». В год 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова известные театры страны (Александринский театр, театр им Вахтангова, Государственный академический Малый театр с Н. Клюевым в главной роли, Тверской Драматический театр) представили пьесу Лермонтова «Маскарад». Я думаю, это не случайно. Потому что драма в стихах "Маскарад"- это беспощадная правда о жестоком мире, где нравственность ходит «по острию ножа, где злословят, шутят, морочат, оставаясь неузнанными – свобода от всех и самого себя. Это театр характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений» (К Ломунов). Бездумно начатая интрига обрастает домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя. Это ли не современно и не своевременно?
Вся трагедия драмы дана в символе маскарада, ибо, по Лермонтову, «что есть жизнь, как не маскарад, как не игра?» Спектакль театра им. Вахтангова символичен по своей природе, как символична и сама драма. Одним из символов в спектакле становится и памятник за оградкой в виде ангела-Нины (героини пьесы). Актриса-Нина в полный рост стоит на постаменте как символ чистоты и безвинности. За что такому человеку уготована смерть? И чудовищные танцы вокруг – жизнь-то продолжается: кто следующий? А этот белый снег во время всего спектакля, который напоминает людям о чистоте помыслов. И ком снега, который катают по сцене, к концу спектакля разрастается до невероятных размеров. Его и сдвинуть-то трудно. Домыслы отяжелевают и становятся общественным мнением. Как же жить, если в основе этого кома ну ничего существенного нет? И нет человеческой жизни… И не одной... Этот огромный снежный ком в финале прокатится по главному герою, как прокатывается каток истории. Он больше не нужен здесь. Он чужой.
Евгений Князев в роли Арбенина просто ошеломляет! Сколько нечеловеческого безумия вложено актером в поисках мщения! Его Арбенин «точно жаба, раздутый от своей гордыни», этот Арбенин ни на какую любовь к Нине не способен. Его распирает любовь к себе.
Главного героя – Арбенина – режиссер Римас Туминас не оправдывает, но и не считает его злодеем, убийцей и рассматривает как жертву. Каждый может попасть в такую или похожую ситуацию. Нам всегда кажется, что другие могут ошибаться, но только не мы, мы всегда правы. Но наши действия подчинены судьбе, року. Они и управляют нами. Бояться надо не прокурора, а Бога, и тогда не поднимется рука на другого человека. Арбенин попытался жить по законам божьим, он хотел изменить себя, и это стоило ему больших усилий. Он просил помочь ему в этом. Но люди, как правило, не помогают тем, кого они уже однажды определили как вора, убийцу или злодея. «Трудно воспринимается стремление человека измениться, и подчас своим равнодушием и безверием люди вынуждают совершать преступления. "Маскарад" – это правда о людях и о жестоком мире", – уверен режиссер спектакля. Арбенин, как Отелло, убивает свою любимую жену, но удовлетворения не получает. Да еще и узнает правду! Главный герой сходит с ума. Вот оно Безумие, которое идет об руку со слепой Любовью и ведет по страшному пути Мести к гибели, к Смерти. Услышь, Человек! Увидь, Человек! К чему может привести слепая любовь и ревность.
Ревность, говорят, признак сильной любви. Что вы, ревность – это путь к гибели любви и гибели любимых людей. Меня очень тронул взгляд Римаса Туминаса на великую драму Лермонтова. Его "Маскарад" – еще одна интерпретация великого произведения великого писателя талантливым режиссером. Это сказочный гротеск, трагифарс, который разворачивается под музыку бессмертного вальса Арама Хачатуряна. Новый спектакль и новый взгляд. "История, которую мы рассказываем, она совершенно другая, очень простая, не требующая каких-то переломов. При всей феерии, при всем празднике мы должны успеть рассказать судьбы. 10 секунд – и судьба должна быть видна, понятна. Всегда надо искать опасность! Мы ее не чувствуем, ничего не боимся, мы такие довольно защищенные, закрываемся и… вперед, и в мечтах завтра, послезавтра…! А этого не будет! Ни завтра, ни послезавтра! Есть только сегодня! Только сейчас! Все. Дальше пора умирать. Праздник кончается, жизнь кончается, театр кончается, все кончается… Но пока не кончилось – надо играть, пока не кончилось – надо умирать, сыграв!"- так говорит сам режиссер. Сколько восклицательных знаков, эмоциональных предложений! И весь спектакль построен на сильнейших эмоциях. И эта ОПАСНОСТЬ, которую надо искать, тоже потрясает.
Замечательный спектакль, который заставил в очередной раз взять в руки драму «Маскарад» и с удовольствием перечитать!
К сожалению, мы не имеем возможности смотреть спектакли «вживую» из-за отдаленности театров. Но спасибо каналу «Культура», который благодаря видеоверсиям выдающихся спектаклей, приобщает нас не только к театру, но и к русской классической литературе, в частности, к моему любимому М.Ю. Лермонтову. Я соглашаюсь с оценкой
Римаса Туминаса о своем спектакле: «Этот спектакль, как полет пули, попавшей прямо в сердце Лермонтова на дуэли». Хочется добавить, что и в сердца зрителей ПОПАДАЕТ тоже! В полете и попадании в сердце – главное в этом спектакле.
На факультативных занятиях по литературе с моими нынешними выпускниками мы порассуждали о драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», посмотрели видеоверсию этого спектакля и попытались ответить на вопросы о главных человеческих чувствах: о Любви, о Ревности и Безумии, о Мести.
Список используемой литературы.
К Ломунов. Сценическая история «Маскарада» Лермонтова. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/jt/jt1-552-.htm
О.Нетупская. Драмы Лермонтова на современной сцене в свете романтизма и антиромантизма. Вступительное слово Б. Н. Любимова «Новый мир», 2002, № 3
Римас Туминас. Из документального фильма «Маскарад». Уроки режиссуры. Октябрь, 2014
Видеоверсия спектакля «Маскарад» Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова на телеканале «Культура»