kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О "Думе" М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворени "Дума", написанное в 1838 году, посвящено трагической судьбе лермонтовского поколения. Одно из самых мрачных в поэзии Лермонтова, достаточно пессимистичной в целом. Многократно повторённое в стихотворении "мы" говорит о том, что это и приговор самому себе. Лирический герой - сам Лермонтов - не делает попытки как-то отмежеваться, чувствуя свою органическую принадлежность к поколению безвременья. Бросая жестокое обвинение своему поколению, Лермонтов воспринимал его как промежуточное, которому «уже дано понять, но не дано совершить.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О "Думе" М.Ю.Лермонтова »

М.Ю.Лермонтов "ДУМА"


В 1814 году, когда родился Лермонтов, Пушкину было 15 лет, Россия ещё остро помнила горечь бед и потерь Отечественной войны, но уже гордилась победой над Наполеоном. Эта победа укрепила веру лучших людей России в силы своего народа, заставила задуматься над его судьбой, вступить в борьбу за его освобождение. Лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, - юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности...

К 1829 году, когда Лермонтову исполнилось 15 лет, а Пушкину - 30, надежды на конституцию, прогрессивные преобразования, освобождение народа уже рухнули. Николай I не только отправил декабристов на виселицу или в Сибирь, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось (что с его стороны весьма логично). Ровесники Л. не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению... Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой подозрительности, страха, безнадёжности. Так, впрочем, всегда бывает после революционных выступлений...

Поколение Лермонтова, конечно, не смирилось: юноши тайно читали вольнолюбивые стихи, бунтовали против университетских профессоров, занимавшихся не наукой, а слежкой за студентами. (После участия в таком протесте Лемонтов был вынужден покинуть университет, а в итоге стал военным, к чему вовсе не стремился.) Но ровесники Лермонтова уже не могли идти дорогой декабристов, ошибки которых стали очевидны после их разгрома. Нового же пути молодёжь ещё не нашла.

А.И.Герцен писал:

"Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слёзы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!..- то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкаясь с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тягостный груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения."

В 30-е годы XIX в. честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекалась: Николаю I нужны были послушные чиновники, а не мыслящие люди. Жизнь должна была идти тихо, без бурь.

Рассказывали, что, начав читать "Героя нашего времени", Николай Павлович сначала похвалил Лермонтова, решив, что "герой времени" - это Максим Максимыч. Такой вариант императора вполне устраивал. Конечно, это недоразумение очень скоро разрешилось, и венценосный читатель был возмущен. Порядочный и исполнительный , но недалёкий и нерассуждающий служака устраивал его в качестве героя времени гораздо больше. Такими проще править.


Стихотворени "Дума", написанное в 1838 году, посвящено трагической судьбе лермонтовского поколения. Одно из самых мрачных в поэзии Лермонтова, достаточно пессимистичной в целом. Начинается стихотворение с категоричного суждения, по сути являющегося приговором:


Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее иль пусто, иль темно...


Многократно повторённое в стихотворении "мы" говорит о том, что это и приговор самому себе. Лирический герой - сам Лермонтов - не делает попытки как-то отмежеваться, чувствуя свою органическую принадлежность к поколению безвременья.

В I строфе поэт упоминает о примиренческих настрооениях сосланных на Кавказ декабристов, говоря об "ошибках отцов" и "позднем их уме". Действительно, историческая обстановка, сложившаяся в стране после разгрома декабрьского восстания, способствовала формированию того типа людей, о котором говорит поэт, более того, не могла не сказаться на характере и взглядах самого Лермонтова.

В этой же строфе появляется один из излюбленных образов лермонтовской поэзии - "тощий плод, до времени созрелый" - как символ всего поколения.

Две последующие строфы невозможно не соотнести с романом "Герой нашего времени". Создаётся впечатление, что перед нами - изложенная в стихотворной форме исповедь Печорина. Последняя строфа - мрачное пророчество о том, что ещё более суровый приговор поколению безвременья будет вынесен потомками.


С точки зрения поэтики:

Чередование шести- и пятистопного ямба, разная длина строк, очевидно, призваны показать взволнованность авторской речи.

Метафоры ("вянем без борьбы", "лучший сок навеки извлекли", "чаша наслажденья"), сравнения ("как пир на празднике чужом"), развернутое сравнение ("так тощий плод, до времени созрелый... " и далее по тексту)), лексический повтор ("мы"), антонимичные пары ("к добру и злу...", "и ненавидим мы, и любим мы..."), антитеза ("И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови..")


В.Г.БЕЛИНСКИЙ:

"Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло в тысячу раз ужаснейшее физической смерти."


С.Наровчатов о "Думе":

"Политические и общественные интересы глубоко проникли в духовный мир Лермонтова. Для понимания этого мира огромное значение имеет его знаменитая "Дума", одно из сильнейших стихотворений поэта. Современники восприняли его как программное. Оно появилось в годы формирования русской интеллигенции. Но до открытого изъявления общественной мысли было ещё далеко, и общество находилось в тяжёлой духовной апатии. Возмущаясь этой апатией, негодуя против людей, отрешившихся от какой бы то ни было борьбы, Лермонтов по-своему оценивал происходящее. "Дума" - это общественно- философское раздумье и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современникам.

Элегией эти стихи можно назвать лишь весьма условно - здесь налицо решительная эволюция жанра. Характерная для элегии спокойная грусть превращается в гневный сарказм, лирические раздумья переходят в резкое обвинение. Сама динамика мысли, отражающая движение стиха, имеет мало общего с элегическими размышлениями.

Бросая жестокое обвинение своему поколению, Лермонтов воспринимал его как промежуточное, которому «уже дано понять, но не дано совершить...»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О "Думе" М.Ю.Лермонтова

Автор: Крапивина Светлана Леонидовна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства