kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные проблемы общества в современной литературе на примере произведений В. М. Шукшина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассказывает об основных проблемах общества 20-21 века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы общества в современной литературе на примере произведений В. М. Шукшина.»

Нравственные проблемы общества в современной литературе на примере произведений В. М. Шукшина.

Писатели-деревенщики, рассказывающие о современной жизни в деревне, освещают не только социально-экономические вопросы, сколько духовную жизнь крестьянства, её нравственно-психологические конфликты. Шукшин - писатель глубоко народный. Он никогда не выискивал материал для творчества намеренно, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть обыденность и размеренность жизни, которая нас так тяготит и душит, она-то и создавала ему и «сюжеты», и «интриги», и «характеры». Его притягивала к себе жизнь обычных людей, где под внешней прозаичностью жизни он мог разглядеть нечто необычное – те качества, которые совместно создавали русский на­циональный характер. У него вызывает интерес преимущественно нравственный мир человека.

В течение всего творчества он не выходит за пределы деревенской темы. Шукшин сродни русским писателям, современникам и предшественникам, своей искренней тревогой за Россию, в которой происходит безжалостное разорение деревень. Проблема сельского жителя, оторванного от привычной обстановки и не нашедшего новой поддержки в жизни, стала одной из основных тем рассказов В. Шукшина.

     Шукшин воплотил народное понятие о труде, который существует ради жизни, но не ради богатства. Никогда в селе не пользовались уважением народа люди, рвущиеся за деньгами. А потому обидно старику Байкалову из рассказа «Игнаха приехал», что сын его, Игнатий, расходует свою богатырскую силу в городе на бесполезное развлечение зрителей. Не может русский крестьянин уважать такой труд. Горько осознавать отцу, что сын погнался теперь за материальным достатком – городской квартирой, деньгами… Не приносят радости старикам щедрые подарки сына, уехавшего из деревни.
     Любовь к земле, на которой они родились, к ее людям, преданность им до конца – вот что объединяет автора и его персонажей. Всю свою жизнь Шукшин рвался на родину, в родной дом, на Алтай. Родное село, неторопливое течение деревенской жизни в нем, простая и уютная обстановка родительского дома, атмосфера любви, взаимопонимания, уважения, внимания, порядок и гармония во всем – об этом Шукшин не забывал упоминать в своих рассказах.

 Человек, живущий в деревне, работающий на земле, за обычной работой, в привычном быту, обремененный тревогами и нуждами – это образный потенциал рассказов Шукшина. Чувствуется неизменная симпатия автора к этим скромным и неприметным труженикам, хотя среди них встречаются и не совсем покорные люди, и не совсем добрые натуры.

С момента появления первых рассказов Шукшина возникло понятие «шукшинский герой». В толковании говорилось о «человеке в кирзовых сапогах», то есть жителе сельской глубинки. Русский человек в рассказах писателя парадоксален и непредсказуем. Это можно увидеть в рассказах «Дядя Ермолай» и «Степка».

Главный герой рассказа «Степка» - молодой парень, которому осталось отбыть срок наказания три месяца, сбежал, и, не прячась, вернулся в родное село. Понимал, что его неизбежно поймают, что отбывать заключение будет годы, но все равно сбежал, оттого что тосковал по дому: «Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть, - говорил Степка арестовавшему его милиционеру. – А то меня сны замучили – каждую ночь деревня снится… Хорошо у нас весной, верно?»[1,c.80].
Неслучайно, что отца Степки зовут Ермолай. У Шукшина в рассказах часто встречаются одинаковые фамилии и имена– Байкаловы, Князевы. Рассказы, повести, сценарии, фильмы складываются в целую картину русской жизни, на которой изображены и сельские, и городские жители, причем здесь можно разглядеть не только различные человеческие судьбы, но даже разные времена.

Рассказы Шукшина, хоть и относились "к деревенской прозе", все же отличались от ее основного течения тем, что интерес автора был сконцентрирован не столько на основах народной морали, сколько на сложных душевных состояниях, которые испытывали персонажи. Город и привлекал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отпугивал своим безразличием к жизни отдельно взятого человека. Шукшин воспринимал эту ситуацию как личную трагедию. «Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…»[2,c.382]


Использованная литература:

  1. В.М. Шукшин. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий,1992г.,- 480с.»

  2. В.М. Шукшин. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5.[Текст] // Шукшин В.М.. Екб: ИПП «Уральский рабочий»,1992г.,- 512с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Еременко Юлия Анатольевна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства