kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Название работы «Поверх барьеров» (Феномен великого поэта Владимира Семеновича Высоцкого)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Высоцкий-разный, и войти в его систему можно с разных сторон.Но все пути ведут к "перекресткам мирозданья",заряженным мощной нравственной энергией, к глобальным вопросам человеческого бытия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Название работы «Поверх барьеров» (Феномен великого поэта Владимира Семеновича Высоцкого)»

XXII районная конференция членов школьных научных обществ

Муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района





Секция «Литературоведение»



Название работы «Поверх барьеров»

(Феномен великого поэта Владимира Семеновича Высоцкого)

Авторы работ:

Одекова Айнура, 10 класс

Кучерявая Анастасия, 10 класс

Место выполнения работы:

МБОУ СОШ №1с. Летняя Ставка,

Туркменского района,

Ставропольского края

Руководитель:

Айполатова Эльмира Джанполатовна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1







2018 г.

Проблема исследования: в чём сила, своеобразие и неповторимость В.С.Высоцкого?

Объектом исследования является актер, поэт и певец В.С.Высоцкий.

Предметом исследования – песни и стихи В.С. Высоцкого.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Высоцкий - разный, и войти в его систему можно с разных сторон. Но все пути ведут к "перекресткам мирозданья", заряженным мощной нравственной энергией, к глобальным вопросам человеческого бытия. Все, что происходит в его поэзии, многоголосой и многообразной, - движется в их мощном силовом поле. Содержание этих "нужных вопросов", структура и смысл (по Высоцкому) мира, в котором живет человек, этика его существования в этом мире, - важнейшие аспекты, подлежащие прояснению в разговоре о поэтической системе Высоцкого.

Теоретической основой проведенного исследования стали стихи, песни, роли в кино и театре В.С. Высоцкого.

Основная часть материалов данной работы была получена в ходе изучения жизни и творчества В.С.Высоцкого. Также использованы сборники стихов, песенные альбомы разных лет. К материалам, собранным в ходе исследования относятся: фотографии, статьи, музыкальные произведения.

Метод исследования – анкетирование, опрос, анализ, работа с информацией.

Новизна исследования связана с массовой популярностью и новаторским характером авторской песни Владимира Высоцкого.

В чем же состоит его популярность? В честь этого человека присуждают премии, его песни мы слышим до сих пор, его произведения изучают в школе, про него снимают фильмы… Почему именно Высоцкий? Чем же привлекает он людей уже нескольких поколений?

Цель проекта: Открыть для себя нового Высоцкого, “голосом и словом которого кричит время!”


Задачи проекта:

  • Познакомиться с жизнью и творчеством В.С.Высоцкого;

  • Изучить психологические загадки личности поэта (метод уретрально-мышечной психологии);

  • определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80-х годов,

  • способствовать воспитанию музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С.Высоцкого;

  • Выявить степень популярности В. Высоцкого среди других поэтов;

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты нашего исследования могут быть использованы при изучении русской литературы в школе, в вузе, на факультативе.

Оглавление

I.Введение

II. Основная часть

Глава №1. «…А память - как колодец глубока .

Попробуй заглянуть – наверняка.

Лицо - что - не ясно отразится…»

Глава №2. Психологические загадки личности.

2.1.Вектор Вождя

2.2.Звуковая тайна души (вектор звука)

2.3.Великая простота всякой сложности…

Глава №3. Для каждого свой, для всех один.

IV. Заключение.

V.Библиографический список.

I.Введение

«… И, улыбаясь, мне ломали крылья,

мой хрип порой похожим был на вой,

и  я немел от боли и бессилья и лишь шептал:

"Спасибо, что живой…"

2018 год является знаменательной датой в культурной жизни России. 25 января исполнилось бы 80 лет великому русскому поэту Владимиру Высоцкому. Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют горные вершины, театры, корабли, планеты. Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938 - 25 июля 1980) - советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр, автор прозаических произведений.  Он  сыграл десятки ролей в театре,  в кинематографе. Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году. Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен. В рамках школьной программы изучению творчества В. Высоцкого отводится мало учебного времени, поэтому, участвуя в этом проекте, мы расширили знания о жизни творчестве этого выдающегося поэта, популярнейшего барда, обладающего замечательной харизмой. Проследили эволюцию тем и образов в его поэзии, постарались определить, какое место и значение имело его творчество в литературном процессе конца ХХ-го века. У нас появилась возможность понять, почему жизнь поэта и артиста сложилась именно так, а не иначе.

II. Основная часть

Глава №1. «…А память - как колодец глубока.

Попробуй заглянуть – наверняка.

Лицо - что - не ясно отразится…»

Жизнь Владимира Высоцкого, короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. "Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е.Евтушенко.

Высоцкий по сей день является кумиром миллионов людей в России и за ее пределами. Это говорит о его уникальном таланте автора и исполнителя песен, его обаянии, как человека, и прекрасном воплощении образов в спектаклях и фильмах. Но лишь после смерти ему были отданы официальные почести: присуждена Госпремия СССР, стали выпускаться диски с его песнями и сборники стихов.

«Своя колея» — ежегодная (с 1997 г.) премия, вручаемая людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню В. Высоцкий, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. «Это не премия за достижение в области литературы и искусства, — отмечает Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого). — Главным критерием для нас в определении лауреатов были люди, способные твердо следовать в жизни своей колее, несмотря ни на какие препятствия и повороты судьбы» Премия «Своя Колея» была учреждена в 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре правительства Москвы. Премия вручается ежегодно (за прошедший год) в канун дня рождения Владимира Высоцкого — 25 января. Идея премии принадлежит сыну поэта Никите.

Лауреатам вручается почётный знак, номерная золотая медаль, на одной стороне которого высечен профиль Высоцкого, нарисованный им самим, с его автографом. В церемонии награждения обычно принимают участие лауреаты премии предыдущих лет. (Приложение №)

Чтобы сохранить память о Высоцком, открыто десять музеев в разных городах России и в ближнем зарубежье.(Приложение № ) Владимиру Семеновичу по всему миру поставлено около 50-ти памятников, барельефов и скульптурных композиций, около 30-ти мемориальных досок.(Приложение № ) Его именем названо почти 200 улиц и 25 природных объектов. Жизни, творчеству актера, воспоминаниям посвящено много документальных фильмов, например: «Четыре встречи с Владимиром Высоцким»,  «Марина Влади. Моя правда», «Смерть поэта», «Только Высоцкий. Автопортрет», «Высоцкий. Последний год» и другие.

В основу художественных фильмов «Страсти по Владимиру», «Копейка», «Фартовый», «Высоцкий. Спасибо, что живой» легли эпизоды действительной жизни Владимира Семеновича.

Глава №2. Психологические загадки личности.

2.1.Вектор Вождя.

«В своих песнях я всегда говорю «я» не от ячества, так мне легче», — признавался Высоцкий. Легче, потому что это ответственность, писать от первого лица, потому что так легче растащить на составляющие нити «канат, натянутый, как нерв» — жизнь из нескольких жизней одновременно. Легче, потому что «я» Владимира Высоцкого находится в абсолютном внутреннем соответствии русскому народу, русскому менталитету.

В терминах системно-векторной психологии такой менталитет называется уретрально-мышечным такое психическое определяется уретральным вектором вождя стаи. В чем феномен «широкой русской души», каковы особенности менталитета русского народа? Чем мы так отличаемся от остального цивилизованного мира? В России господствует уретрально-мышечный менталитет, который мог сформироваться только в условиях жизни на обширных степных территориях  - открытых пространствах. Ведь уретральный вождь (В.С. Высоцкий) призван задавать движение своей стаи вперед, в будущее, и расширять ее присутствие территориально, а широкий неограниченный простор – место для приложения его энергии. Суть уретрального вектора – отдача от себя всем, на благо всей стаи, неограниченно и вдоволь. В.С.Высоцкий - уретральный человек, он не терпит ограничений, он их просто не видит, не замечает, в любой момент готов уйти «за флажки», для него не существует правил. Высоцкого часто спрашивали, не летал ли он на истребителе, не плавал ли на подводной лодке, не сидел ли в тюрьме. Люди не могли представить себе, что такие песни могут быть плодом фантазии автора. Они и не были фантазиями, они шли из глубин психического, от самого сердца, отдающего себя людям без остатка. Он пел то, что хотели услышать, отдавал по нехваткам. Уретральная мера — единственная отдающая из всей восьмимерной матрицы психического, именно поэтому она так притягательна для всех остальных мер, мер получения. На уровне человека это выражается в невероятном обаянии и силе воздействия на людей. Таким обаянием и мощью, несомненно, обладал Высоцкий. (Приложение № «Характеристика уретрального вектора»)





2.2.Звуковая тайна души (вектор звука)

У Владимира Высоцкого есть три замечательных качества:

1. Высокая плотность мысли в текстах. Я люблю насыщенные смыслом тексты.

2. Высокая энергетика и ритмичность песен. Я люблю ритм.

3. Широкий диапазон тем – петь Высоцкого можно всю жизнь, меняя песни каждый день, и это не надоест.

Невозможно любить Высоцкого и не петь его. Однако научиться петь Высоцкого ещё сложнее, чем освоить в совершенстве его гитарный аккомпанемент. Даже если у человека имеются великолепные вокальные данные, это вовсе не гарантирует, что он сможет хорошо спеть Высоцкого.Конечно, какого-то «единственно правильного» исполнения Высоцкого нет и не может быть. Как же быть? Видимо, нужно искать золотую или хотя бы серебряную середину. То есть петь одновременно и по-своему, и «по-высоцки». Петь своим голосом и в своём темпераменте, но безукоризненно попадая во все смысловые интонации песен.

Кстати, на счёт интонации. Высокий имел довольно приличный баритон диапазоном, наверное, в две октавы минимум. То есть мог петь и низким, и вполне высоким голосом, пусть и с добавлением хрипотцы. Но всё же голос у него был специфический и совсем не оперный. «Раньше про мой голос говорили – пропитой, а теперь из уважения говорят – с трещиной». Голос Высоцкого – это не голос профессионального певца, но это голос профессионального актёра! У Владимира Высоцкого был великолепно поставленный, хорошо разработанный и отлично настроенный актёрский голос. Высоцкий в основном вытягивал песни за счёт мастерского управления интонациями и филигранного произношения гласных и согласных звуков. В этом – одна из причин того, почему его манеру пения так трудно повторить (не говоря уж про его энергию).

Владимир Семёнович не смог или не захотел перейти на «опору», то есть всю жизнь пел связками, а не грудью. Многие, присутствующие на его спектаклях и концертах, говорили, что страшно было смотреть на его мощную шею со вздутыми, колоссально напряжёнными венами и мышцами. В результате Высоцкий усилил и без того уникальную окраску и энергетику своего голоса, но заплатил за это как минимум хроническим ларингитом (воспалением гортани).

Вернёмся к особенностям пения Высоцкого. Теперь можно кое-что сформулировать, что приблизит нас к пониманию секретов его исполнительского мастерства. Да, его уникальный голос, его энергия и магия, его уникальный талант как поэта и актёра, его масштаб личности навечно останутся достоянием только самого Высоцкого. Но кое-какие технические секреты и нюансы вполне может освоить любой желающий.

Чтобы хорошо петь Владимира Высоцкого, необходимо:

1. Безукоризненно знать текст песни, чтобы, как говорится, от зубов отскакивал. Тексты у Высоцкого очень насыщенные, сложные, плотно сбитые. Нужны хорошая память и кристально ясное сознание. Я заметил, что стоит, например, выпить рюмку-другую, и уже тяжело читать и петь Высоцкого – спотыкаешься на словах.

2. Нужно максимально чётко и точно произносить все слова, все звуки, все гласные и согласные. Владимир Семёнович не мямлил, не шамкал, не глотал, не бубнил, не шепелявил, не картавил, не заикался. Напротив, особенность Высоцкого в том, что он чётко пропевал не только гласные звуки, но и согласные! Всем нам знакомы его твёрдые и тягучие «эл-л-л», «эм-м-м», «эн-н-н», «эр-р-р», его чёткие и жёсткие «к» и «х».

И пр-рипадочный мал-лый – придур-р-рок и вор-р-р,
Мне тайком-м из под скатер-рти н-нож показал-л-л.

3. Нужно максимально точно попадать в смысловые и разговорные интонации. Интонация – от слова «тон». Если сфальшивить тон, то и смысл будет фальшивым. То есть прежде, чем петь всю песню, нужно каждую строчку, каждую фразу проработать по отдельности, стараясь попадать в нужные интонации и чётко выговаривая слова. А это невозможно без того, чтобы...

4. Максимально вжиться в песню, в её смысл, влезть в шкуру героя песни, от лица которого она поётся. Как это мастерски делал сам поэт и актёр Владимир Высоцкий. Почувствовать, представить себя или иноходцем, или истребителем, или моряком, или штрафником, или волком, или микрофоном...

5. Хорошо освоить гитарный аккомпанемент со всеми нюансами и сложностями. Собственно, мы этим и занимаемся на страницах нашего самоучителя. (приложение № «Информационная карта барда»)


2.3.Великая простота всякой сложности…

Сегодня утверждает себя согласие между реальной правдой жизни и словом литератора, поэта, публициста. Этот союз есть не что иное, как первое условие, необходимое для рождения подлинного искусства и литературы. Условие это слишком долго нарушалось, а психология пишущих слишком долго искажалась и уродовалась, чтобы уповать на мгновенные перемены. Они будут долгими, и процесс этот мучителен.

Вопреки всем сложным обстоятельствам времени, Высоцкий был абсолютно правдив в своем творчестве. И первая его особенность — кратчайшее расстояние между реальностью, правдой факта — и поэзией, которая, как известно, факты всегда так или иначе преобразует.

Иногда казалось, что он творит не задумываясь, просто рассказывает о том, что кругом делается. Услышал забавный разговор двоих у телевизора — и запомнил. Увидел, как люди в очереди стояли, о чем переговаривались,— и рассказал. Было удивительно, с какой быстротой и естественностью он рифмует то, что в жизни отнюдь не согласовано и не "рифмуется". В песенный строй его стиха легко укладывалось "немелодичное", вступало "непоэтичное". Тот "сор", из которого, как сказала Ахматова, "растут стихи, не ведая стыда", в текстах Высоцкого нередко представал в ошеломляющей неприглядности, почти буквальной необработанности, однако странным образом выказывал свой поэтический, артистический норов.

Жизнь богаче выдумки — мы еще раз убеждались в этом, слушая Высоцкого. Его "выдумки" опирались на замечательную свободу поэтической фантазии, но более всего — на энергию самой жизни, ее постоянное многообразное шевеление под любым прессом. Многие тексты Высоцкого вплотную притерты к житейским обстоятельствам. Перебрасываются ли репликами солдаты в окопе или в строю, пишет ли жена письмо мужу на сельхоз-выставку, рассуждает ли о международном положении или о собственном положении в милиции тип, которого забрали "у детского грибочка",— все это реальные монологи и диалоги, к которым как бы и не притрагивалось перо поэта. Таково первое, поверхностное, но сильное впечатление. Впечатление силы—именно от реальности. Задумываться о характере поэтической работы — не есть обязанность читателя. Изучение текстов (и беловиков, и черновиков), анализ авторского исполнения убеждают, что у Высоцкого был свой поиск. Он тщательно искал слово, у которого особый облик. Плотью этого слова был живой звук, интонация. Не всегда песенный звук, но всегда устный, то есть разговорный, живущий в разговоре, в общении человека с миром. Автор шел не от литературной, письменной речи, не от принятых канонов стихосложения, но от того душевного порыва, который ищет непременного, обязательного выхода в живую речь, и там тоже живет по своим душевно-психологическим законам — то длительным, многословным, почти бесконечным потоком, то предельным лаконизмом краткой реплики, чему-то подводящей итог.По черновикам рукописей и количеству отброшенных строф видно, как хлестала в Высоцком энергия словотворчества.

Была своя правда и закономерность в том, как, в какой форме поэзия Высоцкого вступила в нашу жизнь. Имеет смысл это вспомнить. (Приложение № «Стихотворения Высоцкого Владимира, сгруппированные по темам, которые затрагивал поэт».)

Глава №3. Для каждого свой, для всех один.

Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере!

За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснял:» Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.

Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми... Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить…


IV. Заключение.

V.Библиографический список 


  • Аннинский Л.А. Барды- М.: Согласие, 1999 


  • И.Л. Альми Статьи о поэзии в прозе 


  • Влади М.В. Владимир, или Прерванный полет- М.: Аст, 2004 


  • Высоцкий В.С. Монологи со сцены- М.: Аст, 2000 


  • Высоцкий В.С. Нерв- М.:Современник, 1988 


  • Высоцкий В.С. Сочинения- М.:Локид, 1999 


  • Казаков А., журнал «Литературная Россия» №8, «Тема моих песен – 


жизнь», 1986 





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Руководитель: Айполатова Эльмира Джанполатовна, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства