kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный проекут

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научный проект на тему: "Тема любви в повести Тургенева "Ася""

Ученица 9 "Б" класса, средней школы № 9 г.Тараз  Сакович Татьяна 

Направление:  Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция:            Литература

Руководитель: Нурпеисова Наджия Ягьяевна учитель русского  языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«научный проекут»

Средняя школа №9


Автор проекта ученица


9 «Б» класса Сакович Татьяна


Научный проект

Тема:

Тема любви в повести

Тургенева «Ася»










Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: Литература

Руководитель: Нурпеисова Надежда Яковлевна учитель русского языка и литературы




2015 г.




Annotation


The actuality of investigations concerns the theme of love interpreted in the new modern positions of the novel by I.S. Turgenev “Asya”.

The scientific innovation of the job is individual analyzing of the forms and ways to express the theme of love in the given novel.

The object of investigations is the theme of love in the novel by I.S. Turgenev “Asya”.

The subject of investigations – forms and ways of expression the theme of love in the given novel.

The material of investigations - the novel by I.S. Turgenev “Asya”.

The purposes of investigation: is analyzing of the forms and ways expressing the theme of love

Hypothesis: the Turgenev’s vision of love at whole is tragic

The methods of investigations: analyzing and comparison

























1 ЭТАП

(2006-2007 гг.) – организационно-подготовительный.

Цель – определение педагогических условий, разработка основных положений авторской методики, способствующей формированию филологической компетенции учащихся.

Задачи:

  • определить и утвердить на НМО учителей русского языка и литературы тему исследования;

  • изучить научные работы по литературоведению, языкознанию, стилистике, психологии и методике преподавания русского языка и литературы;

  • выработать теоретические установки, необходимые для успешной реализации компетентностного подхода к филологической подготовке учащихся;

  • исследовать такие стороны проблемы, которые связаны с процессом развития основных понятий литературоведения, языкознания и стилистики;

  • разработать методические и психолого-педагогические основы работы.


Прогнозируемый результат:

  • написание теоретического раздела творческой работы;

  • разработка дидактического материала;

  • участие в теоретических дискуссиях.



2 ЭТАП

(2007-2008 гг.) – констатирующий.


Цель – изучение уровня филологической подготовки учащихся старших классов.


Задачи:

  • проанализировать уроки русского языка и литературы в старших классах с точки зрения эффективности применяемых методов;

  • провести констатирующий эксперимент, проанализировать уровень филологической подготовки учащихся;

  • внести коррективы в педагогическую концепцию с учетом объективного уровня филологической подготовки учащихся школы.



Прогнозируемый результат:


  • формулировка основных положений авторской методики;

  • написание подраздела 2.1 творческой работы;

  • выступление на внутришкольных семинарах учителей русского языка и литературы.






3 ЭТАП

(2008-2010 гг.) - опытно-экспериментальный.


Цель – апробация авторской методики в практике школы.


Задачи:

  • определить контрольную и экспериментальную группы (классы);

  • провести формирующий эксперимент;

  • в процессе обучения развивать филологические способности, учитывая индивидуальные возможности учащихся;

  • формировать такие качества личности, как: креативность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие.



Прогнозируемый результат:


  • формирование филологической компетентности; воспитание творческой личности, способной решать нестандартные проблемы;

  • выступления на педсоветах, методсеминарах школы с докладами о ходе эксперимента;

  • публикация научной статьи;

  • мастер-класс.






4 ЭТАП


(2010-2011) – заключительно-обобщающий.


Цель – проведение контрольной диагностики и сравнительного анализа экспериментальных данных, обобщение итогов опытно-экспериментальной работы.


Задачи:

  • проанализировать результаты эксперимента, выявить качественные изменения образовательного уровня учащихся;

  • уточнить основные положения и выводы творческой работы;

  • подготовить учащегося к конкурсу научных проектов;

  • оформить результаты эксперимента.



Прогнозируемый результат:


  • повышение качества филологической подготовки учащихся; устойчивый интерес к содержанию учебных предметов «русский язык» и «литература»;

  • презентация научного проекта учащегося, выполненного в рамках педагогического эксперимента, на городском конкурсе научных работ;

  • оформление результатов научного эксперимента в творческой работе;

  • проведение открытого урока по авторской методике.

Педагогическая концепция


Авторская методика ориентирована на развитие личности учащегося, учет его индивидуальных особенностей. Система работы над формированием филологической компетентности опирается на интеграцию содержания учебных предметов (русский язык и литература) и деление материала на блоки (учебные единицы). К каждой учебной единице разрабатывается диагностическое задание и коррекционный материал. Завершается каждый этап работы творческим проектом: либо литературно-творческим, либо научным (по выбору учащегося). Инновационное обучение способствует не только формированию филологической компетентности, но развитию способностей личности к активным действиям в беспрецедентных ситуациях.






































Содержание

Введение c. 1-2

1 Понятие о теме художественного произведения с. 3-7

2 Тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася» с.8-13

1.1 Средства раскрытия темы в сюжете произведения

1.2 Хронотопические средства реализации темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

1.3 Цветовая палитра повести как средство воплощения темы произведения

Заключение с.14-15

Список использованной литературы с.16-17

Приложение с.17-21



Журнал исследованя

Актуальность исследования определяется обращением к теме любви с новых, современных позиций интерпретации художественного произведения.

Анализу отдельных аспектов художественного мира повести «Ася» И.С. Тургенева посвящены работы многих исследователей.

Научная новизна исследования заключается в попытке самостоятельного анализа системы форм и средств воплощения темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

Объект исследования в научной работе – тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

Предмет исследования – формы и средства воплощения темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

Материал исследования – повесть И.С. Тургенева «Ася».

Цель исследования в научной работе – анализ системы форм и средств раскрытия темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

Исследовательские задачи:

  1. определить понятие темы художественного произведения;

  2. выявить средства раскрытия темы в сюжете произведения;

  3. проанализировать хронотопические средства реализации темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася»;

  4. проанализировать цветовую палитру повести И.С. Тургенева «Ася» как средство воплощения темы произведения.

Рабочая гипотеза: тема произведения реализуется на всех уровнях художественного текста; тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася» приобретает трагическое звучание.

Методы исследования:

  • целостный анализ;

  • сравнительно-типологический анализ.



1 Понятие о теме художественного произведения


В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного заключения, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

Целостный характер произведению придает, таким образом, не герой, а единство темы.

Слово «тема» произошло от древнегреческого слова thema – то, что положено в основу произведения. В искусствоведении оно используется в основном в двух значениях.

Во-первых, темами именуют наиболее существенные компоненты художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. В литературе это – значения ключевых слов, то, что ими фиксируется. Так, В.М. Жирмунский писал: «Каждое слово, имеющее вещественное значение является для художника поэтической темой, своеобразным приемом художественного воздействия» [4; 30]. Термин «тема» в близком значении используется и в музыковедении. Е.А. Ручьевская отождествляет тему с мотивом: «наиболее яркий (…) музыкальный фрагмент», элемент структуры, который «представительствует от данного произведения», - то, что «запоминается и узнается» [6; 5,8].

Во-вторых, тема – это фундамент художественного творения, то, что положено в основу произведения. Б.В. Томашевский, говоря о тематике произведения в субстанциальном смысле, выделял темы любви, революции, смерти и др. Ученый утверждал, что тема – это «единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес у читателей» [7;176-178]. С этой точкой зрения соглашаются и А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов: «Тема есть некая установка, которой подчинены все элементы произведения, некая интенция, реализуемая в тексте» [5; 150].

В процессе работы над научным проектом мы будем придерживаться второй точки зрения на тему художественного произведения.

В некоторых произведениях проблемный характер тем подчеркивается названием: «Недоросль», «Горе от ума», «Герой нашего времени», «Кто виноват?» и др. Во всех произведениях тематика реализуется в первую очередь в сюжете произведения. Раскрытию темы способствует композиция и образный строй произведения.

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как целого. Не уяснив всего многообразия изображенной картины жизни, мы не проникнем в ту сложность тематики.

Писатели не только ставят те или иные проблемы. Они ищут пути их решения, соотносят изображаемое с утверждаемыми ими общественными идеалами. Поэтому тема произведения всегда связана с его идеей. Тема задается автором сразу, к идее автор приходит по мере написания произведения. Читатель способен сразу осознать основную тему, идею постигает постепенно, в полной мере - лишь прочитав текст до конца.

Художественная тематика сложна и многопланова. М.М. Гиршман отмечал: «в произведениях как художественной целостности равно несомненными и равнодостойными являются человечество, народ и конкретная человеческая личность» [3;11]. Эта мысль развивается в «Теории литературы» В.В. Хализева. Ученый справедливо полагает, что на теоретическом уровне художественную тематику можно рассматривать как совокупность трех начал: «Это, во-первых, онтологические и антропологические универсалии, во-вторых - локальные (порой весьма масштабные) культурно-исторические явления, в-третьих - феномены индивидуальной жизни (прежде всего авторской) в их самоценности» [9;42].

В связи с темой научного проекта наибольший интерес представляет антропологический аспект художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать и разрушать, греховность и праведность и т.п.); во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека; в-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость); и, наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны; жизнь на родине и пребывание на чужбине и т.п.). Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко - поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению определенных целей.

В связи с повестью И.С. Тургенева «Ася» целесообразно отметить, что в искусстве запечатлевается индивидуальный, духовно-биографический опыт автора. При этом художественное творчество выступает как самопознание, исповедь. Так, во многих произведениях И.С. Тургенева нашли отражение переживания самого писателя, испытавшего волнения любви. Счастье любви не раз казалось близко и возможно для писателя: это роман с Татьяной Александровной Бакуниной, увлечение актрисой М.Г. Савиной, наконец, страстная, полная внутренней борьбы с собой, сорокалетняя привязанность к знаменитой певице и актрисе Полине Виардо.

Именно личные авторские переживания позволяют И.С. Тургеневу в тончайших психологических нюансах раскрыть тему любви. Любовь в его произведениях одухотворенная и чистая. Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на прочность в интимных и общественных отношениях.

Любящий человек прекрасен, окрылен. Однако любовь, по Тургеневу, трагична: перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга. Любовь у И.С.Тургенева – яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Поэтому писатель так чутко присматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной, той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. В любви, согласно концепции И.С.Тургенева, временное сливается с вечным [11] .

Герои Тургенева жаждут не обычного и доступного, а «бессмертного счастья». Счастливая любовь, как они ее понимают, призвана соединив двоих, не обособить их от реального мира, а соединить с ним, примиряя разобщенные в практической жизни человека конечную и вечную, относительную и абсолютную, материальную и духовную грани бытия, его «прозу» и «поэзию». Однако для этого влюбленный и сам должен уподобиться во времени вселенной, стать бессмертным, что никому из людей не дано. По словам Блеза Паскаля, «несоразмерность» смертного человека со Вселенной - вот главная и непреодолимая преграда для «бессмертного счастья» тургеневских героинь. Как на собственном опыте убеждается рассказчик повести «Ася», «у счастья нет завтрашнего дня; нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» [2].

Трагическое значение любви усугубляется для героев Тургенева трагической устремленностью к природе. Вечная стихия влечет к себе тургеневских героев своей беспредельностью, свободой и внутренним равновесием. Однако те же тургеневские герои не мыслят себя растворенными в природе, как в Боге, так как это означало бы утрату ими своей личной автономии. Безраздельная власть природы вызывает у них протест и отпор[9].

Однако трагические ноты в творчестве И.С. Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в жизни. Скорее наоборот: оно порождается страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле нетленную красоту.

Итак, в ходе работы над первым разделом научного проекта мы пришли к нижеследующим выводам:

  • тема есть некая установка, которой подчинены все элементы произведения, некая интенция, реализуемая в тексте;

  • тематика представляет собой совокупность трех начал: это - онтологические и антропологические универсалии, культурно-исторические явления, феномены индивидуальной жизни (прежде всего авторской);

  • в произведениях И.С.Тургенева тема любви одна из ключевых тем. Все его герои проходят испытание любовью. В любви, согласно концепции И.С.Тургенева, временное сливается с вечным.

2 Тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася»


    1. Средства раскрытия темы в сюжете произведения

Итак, композиция сюжета (воспоминания рассказчика о минувшем), сюжетные параллели («Фауст» Гете, «Евгений Онегин» Пушкина), психологические портреты, пейзажные описания и др.средства способствуют полному раскрытию темы любви в произведении.

Тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася» приобретает трагическое звучание, которое реализуется в сюжете произведения. Однако роковой финал отношений героев предопределен, он обусловлен особенностями психологического склада, темпераментами героев.

Покажем несовместимость героев в сопоставительной таблице:

Н.Н.

Ася

25 лет

17 лет

Дворянин, богач

Незаконнорожденная

Социально свободен

Социальная роль не определена

Неромантичен

Натура художественная, романтическая

Хорошо образован

Образование несистематичное

Живет обыденной жизнью

Мечтает воспарить над обыденностью

Воспринимает любовь как сладостный процесс

Воспринимает любовь как взрыв

Не готов принять жертву, стать наставником

Готова к самопожертвованию, «трудному подвигу»

Любовь рассудочная

Любовь безрассудная

Жизненная драма осознается много лет спустя (в развязке сюжета)

Жизненная драма осознается сразу (в кульминации сюжета)


1.2 Хронотопические средства реализации темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

Рассмотрим средства воплощения темы любви на уровне пространственно-временной организации.

Хронотоп Н.Н. горизонтальный, спокойный и размеренный: «Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липам, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, - а главное, своим хорошим вином» [8;10]. Время героя до встречи с Асей тянулось медленно, дни были похожи один на другой: « Я часто ходил смотреть на величавую реку и не, без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем» [8;10]

Хронотоп Аси необычен, приподнят над хронотопом Н.Н.( - Мы живем за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике, в одиноком домишке, высоко [8; 14]).

Хронотоп Аси, в отличие от хронотопа рассказчика, вертикальный, устремленный к небу: «Приютившись на берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте» [6;14].

Н.Н., который «не любил гор, утесов, водопадов», в момент сближения с Асей начинает казаться, что он тоже устремлен вверх. Однако эта устремленность для него преходяща. Даже в горы герой уходит не вследствие духовной потребности, а из-за обиды на друзей. В горах он, в отличие от героини, испытывает не экстаз, а умиротворение: «…бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака…» [8; 27].

Для Аси же ощущение полета, парения над землей жизненно необходимо: она сидит на уступе стены, прямо над пропастью, живо интересуется хорошо ли в горах, выше ли они облаков.

Ася, мечтает о сближении с Н.Н. в едином хронотопе:

- (…) Если б мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

- А крылья могут у вас вырасти, - возразил я.

- Как так?

- Поживите – узнаете, Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья [8;35].

Однако хронотопом, объединившим и вместе с тем разлучившим героев, становится не хронотоп неба, а хронотоп комнаты в доме фрау Луизе. Данный хронотоп является неестественным для Аси. Она, мечтавшая о крыльях, оказавшись в чужой комнате, в двусмысленной ситуации, сопоставляется с птицей в клетке: «Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка» [8;43].

Хронотоп комнаты оказался враждебным и для Н.Н. Независимый и свободный человек, он испытывает дискомфорт, переступая порог и попадая в совершенную темноту, ловя на себе приторно-лукавую улыбку вдовы бургомистра, вспоминая разговор с Гагиным. Сиюминутные впечатления вызывают в нем бурю ярости, в порыве которой он не понимает, что теряет любовь.

Таким образом, хронотопические средства способствуют воплощению темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

Драматический финал отношений Н.Н. и Аси предопределен хронотопическим решением образов: хронотоп Аси вертикальный, хронотоп Н.Н. – горизонтальный.

Хронотоп свидания (комната фрау Лиуизе, в которой с молниеносной скоростью произошло объяснение героев) трансформируется в хронотоп расставания. Данный хронотоп становится прообразом семейной жизни для героев повести: здесь Ася, мечтавшая о крыльях, ощущает себя птицей в клетке, а Н.Н. осознает потерю свободы, осуждение окружающих и груз обязательств. В пределах этого хронотопа каждый чувствует себя обманутым и оскорбленным. Любовные отношения в данном хронотопе невозможны.


1.3 Цветовая палитра повести как средство воплощения темы произведения

Тема любви в повести И.С. Тургенева раскрывается и через цветовую палитру.

В произведении преобладают зеленый и белый цвета, символизирующие молодость и чистоту. Главный герой, рассказывая историю своей первой любви, избирательно воспроизводит пейзажи Германии (зеленые лозы, зеленоватые волны, зеленые берега, белая стена), портреты ее жителей (белокурые немочки, белоголовые мальчишки), вспоминая то, что занимало и будило воображение много лет назад:

«Мне было весело смотреть на лица студентов; их объятия, восклицания, невинное кокетничанье молодости, горящие взгляды, смех без причины – лучший смех на свете, - все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед – куда бы то ни было, лишь бы вперед, - это добродушное раздолье меня трогало и поджигало» [8;12].

Большое значение в цветовой палитре повести имеют золотые и серебряные оттенки, излучаемые небесными светилами. Например:

  1. «Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката» [8;14].

  2. «Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку» [8;16].

  3. «Петух на высокой готической крыше блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки…» [8;10].

Воспроизведение рассказчиком давно увиденного в золотых и серебряных красках свидетельствует о значении пережитых в ту пору переживаний, которые спустя годы кажутся ему гораздо более значимыми, чем в юности. Н.Н. понадобилась четверть века для того, чтобы осознать, что молодость отнюдь не беспредельна, а в жизни, вопреки ожиданиям, больше не повторилось «жгучее, нежное, глубокое чувство», возбужденное когда-то Асей.

Раскрыть тему произведения позволяет и символическая деталь, трижды появляющаяся в тексте произведения – «маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей» [8;10]. Данная деталь соотносится с образом главной героини, юной и непорочной девушкой, чье сердце, оказалось пронзенным любовью. Красный цвет символизирует кровь, что говорит о глубокой ране, которую нанес ей любимый человек, не смогший вовремя ответить на ее душевный порыв.

Красный цвет в цветовой палитре повести создает подтекстный смысл произведения, позволяющий подтвердить самые страшные предположения Н.Н.: «…рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно тлеет в могиле…»[8;52] .

Градация цвета в описании картины смены дня ночью отражает авторское представление о наполненности человеческой жизни, необратимости ее течения: «День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь…» [8;15]. Данная пейзажная зарисовка выражает драматизм жизни главного героя, не успевшего разглядеть истинное счастье полной жизни и бездарно растратившего свое время.

Таким образом, цветовая палитра повести позволяет раскрыть основную тему произведения.

Наиболее значимыми в цветовой палитре повести являются цвета:

  • зеленый и белый: главный герой, рассказывая историю своей первой любви, избирательно воспроизводит пейзажи Германии, использует при описании зеленый и белый цвета, символизирующие молодость и чистоту;

  • золотой и серебряный: воспроизведение рассказчиком давно увиденного в золотых и серебряных цветах свидетельствует о значении пережитых в юности переживаний, которые спустя годы кажутся ему гораздо более значимыми;

  • красный: красное сердце на груди юной мадонны символизирует глубокую рану, которую нанес ей любимый человек, не смогший вовремя ответить на ее душевный порыв.

Градация цвета в описании картины смены дня ночью: огнистый - ясный и алый - бледный и смутный - черный - отражает авторское представление о необратимости течения жизни и выражает драматизм жизни главного героя, не успевшего разглядеть истинное счастье любви и бездарно растратившего свое время.

















Заключение

1. Тема есть некая интенция, реализуемая в тексте.

2. Все элементы художественного произведения: композиция сюжета (воспоминания рассказчика о минувшем), сюжетные параллели («Фауст» Гете, «Евгений Онегин» Пушкина), психологические портреты, цветовая палитра, пейзажные описания, пространственно-временная организация и др. – способствуют полному раскрытию темы любви в повести И.С. Тургенева «Ася».

3. Тема любви в повести приобретает трагическое звучание, которое реализуется в сюжете произведения. Однако роковой финал отношений героев предопределен, он обусловлен особенностями психологического склада, темпераментами героев, неспособностью воспарить над обыденностью. Это отражает концепцию любви Тургенева: в любви временное сливается с вечным. Но для этого влюбленный и сам должен стать бессмертным, что никому из людей не дано, потому счастливая развязка в тургеневской истории любви не возможна.

4. Драматический финал любовных отношений Н.Н. и Аси предопределен и хронотопическим решением образов: хронотоп Аси вертикальный, хронотоп Н.Н. – горизонтальный.

Хронотоп свидания (комната фрау Лиуизе, в которой с молниеносной скоростью произошло объяснение героев) в художественном мире повести трансформируется в хронотоп расставания. Данный хронотоп становится прообразом семейной жизни для героев: здесь Ася, мечтавшая о крыльях, ощущает себя птицей в клетке, а Н.Н. осознает потерю свободы, осуждение окружающих и груз обязательств. В пределах этого хронотопа каждый чувствует себя обманутым и оскорбленным. Любовные отношения в данном хронотопе невозможны.

5. Цветовая палитра позволяет глубже раскрыть тему произведения. Наиболее значимыми являются цвета:

  • зеленый и белый: главный герой, рассказывая историю своей первой любви, избирательно воспроизводит пейзажи Германии, использует при описании зеленый и белый цвета, символизирующие молодость и чистоту;

  • золотой и серебряный: воспроизведение рассказчиком давно увиденного в золотых и серебряных красках свидетельствует о значении пережитых в юности чувств, которые спустя годы кажутся ему гораздо более значимыми;

  • красный: красное сердце на груди юной мадонны символизирует глубокую рану, которую нанес ей любимый человек, не смогший вовремя ответить на ее душевный порыв.

Градация цвета в описании картины смены дня ночью: огнистый – ясный и алый – бледный и смутный – черный – отражает авторское представление о необратимости течения жизни и выражает драматизм жизни главного героя, не успевшего разглядеть истинное счастье любви и бездарно растратившего свое время.


Список использованной литературы

  1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М.: Худож. лит, 1983.

  2. Велкова Н.М. Философия любви в России. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Гиршман М.М. Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. – Донецк, 1996.

  4. Жирмунский В.М. Задачи поэтики// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

  5. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир»// Ученые записки Тартуского гос.ун-та. Вып.365.Тарту, 1975.

  6. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы – Л., 1977.

  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика - М., 1996.

  8. Тургенев И.С. Первая любовь – М.: Дет. лит., 1973.

  9. Хализев В.Е. Теория литературы.- М.: Высшая школа, 2001

  10. Чернышевский Н.Г. Письма без адреса. – М.: Современник, 1983.

  11. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 1997.













Любовь в жизни Аси






Что же должно было произойти в душе Аси?


















Тургенев с большим мастерством художника-психолога расскрывает самобытную натуруру Аси.




















Ася – натура художественная, романтическая, тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира







































































«Тургеневская девушка» - отннюдь некрасавица, героиня, которая сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
научный проекут

Автор: Нурпеисова Наджия Ягьяевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства