kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно исследовательская работа по литературе "Отражение исторических событий в творчестве В.И. Селезнева".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно исследовательская работа по литературе "Отражение исторических событий в творчестве В.И. Селезнева".(Авторы: Мельникова Виктория Викторовна, ученица 10 «а» класса МБОУ-СОШ №3.  Кочуро Елена Романовна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №3)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно исследовательская работа по литературе "Отражение исторических событий в творчестве В.И. Селезнева".»



Всероссийский конкурс научно-исследовательских,

изобретательских и творческих работ обучающихся


«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

______________________________________________________









Направление: Литературоведение и литературное творчество


Тема: Отражение исторических событий в творчестве В.И. Селезнева









Авторы:

Мельникова Виктория Викторовна,

ученица 10 «а» класса МБОУ-СОШ №3

Кочуро Елена Романовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №3


Место выполнения работы: Брянская область, г. Клинцы, МБОУ СОШ №3 им. С. Орджоникидзе












1. Содержание:

I. Введение___________________________________________________3 стр.

II. Основная часть:

  • Биография ___________________________________________4-5 стр.

  • Александр Пересвет______________________________________6 стр.

  • Клинцы_______________________________________________7-8 стр.

  • Поэма «706 продотряд»________________________________ 9-11 стр.

  • Великая Отечественная война__________________________ 12-14 стр.

  • Юрий Гагарин_________________________________________15 стр.

  • Чернобыль_____________________________________________16стр.

  • Война в Чечне__________________________________________17 стр.

  • Литература в именах_________________________________ 18-20 стр.

  • Сборник_______________________________________________21 стр.

III. Заключение_______________________________________________22 стр.

IV. Список используемой литературы____________________________23 стр.

V. Приложение ____________________________________________ 24-33 стр.




























  1. Введение

Актуальность: Мы изучаем творчество великих мастеров слова, но забываем о поэтах-земляках, которые внесли неоспоримый вклад в развитие русской литературы. Поэтому в преддверии юбилея нашего поэта-земляка, Владимира Ивановича Селезнева, мы решили обратиться к его творчеству. Есть мнение, что история движется по спирали. Все происходящие сейчас события так или иначе перекликаются с событиями, которые происходили ранее. Поэтому важно знать и адекватно оценивать последствия тех событий, которые сейчас принято называть вехами истории. Они ,как правило, находят отражение в литературных произведениях. И важно вынести из них определенные исторические уроки. Для этого мной и было проведено данное исследование.

Истории

Услышу отголоски

Сквозь времени

Необратимый бег.1

Предмет изучения – жизненный и творческий путь В.И. Селезнева.

Объект изучения – произведения Владимира Ивановича Селезнева, связанные с историческими событиями нашей страны.

Цель данного исследования: через творчество Селезнева проследить отношение автора к истории родной страны.

Задачи:

1) узнать, какие исторические события нашли отражение в творчестве

В.И. Селезнева;

2) понять отношение поэта к этим событиям;

3) выявить художественные приемы, которые использовал автор при изображении тех или иных исторических событий;

4) создать сборник со стихотворениями Селезнева на тему истории.

Методы: анализ лирического произведения, сравнительно-сопоставительный анализ формы и содержания текста в сопоставлении с историческими событиями

Новизна нашей работы заключается в том, что до нашего исследования никогда ранее в творчестве Владимира Селезнева не были рассмотрены произведения, посвященные историческим событиям.

Практическая значимость: изученный материал может быть использован на уроках литературы при изучении краеведения, а также на занятиях «Литературной гостиной».



  1. Основная часть.


1. Биография

Страницы

Вечной памяти потрогай –

В судьбе народа

Соединены

Эпоха революций

С эпохой

Последней

(И последней ли?)

Войны...

В.И. Селезнев2


Каждый уголок России бережно хранит в своем сердце имена людей, прославивших его. Среди них встречаются великолепные политики, ученые, врачи, художники и музыканты, поэты, спортсмены. Брянская земля родила и воспитала немало талантливых людей, которые смогли пронести свое дарование через жизнь и развить его. Среди них есть и человек, о творчестве которого сегодня пойдет речь: Владимир Иванович Селезнев, автор стихотворных сборников «Краснолесье», «Стодольское озеро», «Межа», «Славянское поле», чье творчество было пронизано любовью к большой и малой родине, к людям, вдохновлявшим его.

Владимир Иванович Селезнев родился 4 февраля 1948 года в селе Перетин Гордеевского района в семье простых рабочих. Мать поэта, Домна Кондратьевна, была трактористкой, а отец, Иван Антонович, работал молотобойцем. Их долгая дружба перетекла в искреннюю и сильную любовь, которая смогла пережить все испытания жизни на пути к семейному счастью. Владимир горячо любил своих родителей и был благодарен им за все то, что они ему дали. В будущем он посвящает им сборник под названием «Межа».

«Межу» я посвящаю,– думается, тут никакой натяжки – светлой памяти матери Домны Кондратьевны и отца Ивана Антоновича Селезневых, потомственных малограмотных крестьян, в то же время не утративших высоких общечеловеческих качеств душевных до конца дней своих».

Первыми любовь к чтению Володи заметили именно его родители, они же постарались развить это в мальчике. В шесть лет его принимают в школу, где его тягу к творчеству тоже замечают. Помимо литературы он увлекается и музыкой. Стихи поэт начинает писать именно здесь. Закончив восемь классов, Владимир переезжает в Клинцы, чтобы получить дальнейшее образование в текстильном техникуме. Но судьба мальчика складывается так, что он решает вернуться в школу, чтобы закончить десять классов и поступить в летное училище. Для этого он выбирает третью среднюю школу. После успешной сдачи выпускных экзаменов в жизни Владимира Ивановича происходит приятное событие, которое сам поэт считает днем выхода на дорогу литературы: 9 мая 1965 года в Клинцовской газете «Труд» на свет выходит первое стихотворение автора.

Во время учебы в Брянске статьи, очерки, зарисовки регулярно выходят в таких газетах как «Брянский комсомолец» и «Брянский рабочий», а во время службы – в армейской прессе.

Расцвет творчества поэта приходится на студенческие годы. Именно общение с товарищами по поэтическому цеху придает его произведениям особую весомость и новую смысловую ценность. Циклы его стихов появляются в столичном журнале «Наш современник», в альманахе «Поэзия». В это же время его произведения начинают переводить на якутский, украинский и латышский языки. Карьера Владимира Ивановича Селезнева как поэта развивается стремительно: после окончания московского литературного института им. А.М. Горького его принимают в Союз писателей России. С 1998 года по 2005 год он становится главным редактором газеты «Труд»,а с 2005 года редактирует газету колхоза «Прогресс» Клинцовского района. С 2008 года Селезнев является редактором поэтической страницы «Пегас» в газете «Ваше личное дело». Стихотворения Владимира Ивановича долгое время украшают литературные издания, выпущенные на территории Брянщины. Его имя мелькает в различных журналах и сборниках, а стихи ложатся на музыку композиторов-земляков: А. Карасика, Л. Сехина, Латенкова и А. Кошмана. Так, например, к стихотворению «Мои Клинцы» написал музыку Леонид Сехин, а к «Старой раките» – Алексей Кошман.

В 2002 году Селезнев был удостоен Брянской областной премии им А.К. Толстого «Серебряная лира».

В 2012 году поэта не стало.

















2. Александр Пересвет

Владимир Селезнев отражал многие исторические события в своем творчестве. Самое раннее связанно с именем брянского боярина, монаха Троице-Сергиевого Монастыря, причисленного к лику святых, Александра Пересвета. О нем он пишет в стихотворении «Улица Пересвета» (Приложение 1).

Легенда о Пересвете говорит о том, что Сергий Радонежский по просьбе князя Дмитрия со своим благословением передал двух монахов-бойцов ,Александра Пересвета и его брата Ослябя, в распоряжение предводителя русского войска, предсказав при этом победу над противником.

Именно поединок Пересвета с татарским богатырем Челубеем принято считать началом Куликовской битвы. В «Сказании о Мамаевом побоище» и в Никоновской летописи, датирующейся XVI веком, дано описание этого сражения. Воины были на конях, в Сказании говорится о том, что Пересвет и Челубей «ударились крепко копьями, едва земля не переломилась под ними, ,и ,свалившись оба с коней на землю, скончались». Также подвиг Александра прославляется в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в «Повести о Куликовской битве».

Считается, что это сражение воодушевило русских воинов и послужило истинной причиной победы в Куликовской Битве.

Владимир Иванович посвящает это стихотворение своему другу Вячеславу Позднякову3, рано ушедшему из жизни. Но оно, как и другие его стихотворения-посвящения, не проникает в детали биографии, а является собирательным. Владимир Иванович называет своего друга «Пересветом». Но при этом он не соотносит образ Позднякова с образом древнерусского героя. «Пересветами жива/Испокон веков Россия», - пишет Селезнев, превращая имя святого в имя нарицательное. «Пересветами» поэт называл тех людей, которые жили не для собственной выгоды, а во благо Отечества, ставили перед собой цель сделать мир лучше, подобно Александру Пересвету. Таковым он считал Вячеслава Позднякова.

Таким образом, стоит отметить, что в данном стихотворении Селезнев взял только имя, значимое для истории, и наполнил своим содержанием.







3. Клинцы

Мой городок отыщешь не всегда

На картах нашей родины – но только

Клинцы, как остальные города,

Страны огромной маленькая долька.4

В. И. Селезнев.

Несмотря на то, что Владимир Селезнев родился и вырос в селе Перетин Гордеевского района, своей малой родиной поэт называл не только его. Большую роль в его жизни сыграл город Клинцы. Можно сказать, что именно здесь он провел большую часть своей сознательной жизни: в Клинцах он продолжил учиться после окончания школы , здесь же в газете «Труд» впервые вышли его стихотворения. Владимир Иванович любил этот город. Об этом говорят не только произведения, посвященные ему, но и активное участие поэта в общественной жизни города Клинцы.

Клинцы были основаны старообрядцами во главе с Василием Клинцовым в 1707 году. Свое название город получил как раз от фамилии основателя. За историю своего существования Клинцы находились в составе и Суражского уезда, и Малороссии, и Черниговской, и Гомельской губерний, и Орловской области, и только в 1944 году город стал частью Брянской области. В свое время он славился своей суконной фабрикой, основанной Барышниковым. Есть сведения, что Клинцы называли «Манчестером Черниговской губернии» из-за различных промышленных фабрик и заводов, продукцию которых, произведенную здесь, поставляли во многие города России.

За прожитые годы шар земной

Десятки раз, пожалуй, окольцован

Сукном – и было соткано оно

Потомками Василия Клинцова.

В стихотворении «Стодол – сто утренних долин...» Владимир Иванович говорит о вовлеченности Клинцов в исторические события страны, участие в которых стерло все рамки, разделяющие города и народы, «сто судеб» соединило в одну для противостояния бедам и трудностям.

Стодол – сто доль...

Мой край святой

В былые времена

Изведал горюшка с бедой

До маковки, сполна.

Красноармейская звезда

Взбудила всю страну,

Сто доль, сто судеб навсегда

Соединив в одну.


Как и любой город, Клинцы подарили России не одного талантливого человека. Имена этих людей можно найти в посвящениях Владимира Селезнева. Одним из таких людей является Евгений Беляев. В стихотворении, посвященном этому человеку можно проследить часть его истории, узнать, какой вклад в развитие культуры страны он внес.

Успех пресняковым оставив

В Кремлевских и прочих дворцах,

Пел песню Евгений Беляев

О нас, о себе, о Клинцах.5

В этом четверостишии вновь встречается прием, уже использованный поэтом ранее. Фамилию артиста В.В. Преснякова поэт превращает в имя нарицательное, говоря о том, насколько оно малозначимо в сравнении с творчеством прославленного земляка. Евгений Беляев же всю свою жизнь отдал Брянскому краю, своей родине, обладая не меньшим талантом, чем «пресняковы», и этим заслужил их уважение и любовь.Владимир Селезнев любил Клинцы, это отражалось не только во множестве стихов, описывающих красоты города, восхваляющих людей, которые живут здесь, но и в активной общественной деятельности, которую он вел. (Например, создание памятников, организация концертов и др.)

















4. 706 продотряд

Есть в творчестве Селезнева поэма, посвященная 706 продотряду, в состав которого входили и его земляки. Ее поэт начал писать, когда еще был студентом. Их было двадцать четыре. Все они были рабочими текстильной фабрики и думали о том, что идут на благородное дело, спасают Красную армию от голода. Шел 1918 год.

Собирают, говорят,

Продовольственный отряд

В путь-дороженьку уже

На неделюшке.

Но не поле убирать,

А скорее – умирать...

Когда обстановка продовольственного кризиса ухудшилась, добровольцев, зачисленных в продотряды по рекомендациям партийных организаций, начали отправлять в деревни для сбора излишков хлеба, чтобы передать их голодающим детям, рабочим и красноармейцам. Такая же задача была поставлена и перед клинцовским отрядом. В Москве группе добровольцев присвоили порядковый номер 706 и отправили в Уфимскую губернию. Активная деятельность продотрядов вызывала бурное недовольство у тех, кто должен был отдавать этот хлеб. Вскоре оно переросло в открытый мятеж и желание расправиться с обидчиками. В селе Малая Елань, куда клинцовские добровольцы прибыли для переговоров со штабс-капитаном Юсуповым и сыном священника Виноградовым, продотряд ждала жестокая расправа: на них набросились с топорами, кистенями, вилами и обрезами. Помощника комиссара отряда Ивана Громова, а также Петра Неурожаева (Волынского), Фому Чистякова, Ефима Сорокина, Архипа Жукова, Матвея Лугового и еще девять бойцов зверски убили, а тела их спустили в речку под лед.

      Из двадцати четырех продотрядовцев в живых осталось пятеро: больные тифом они лежали в госпиталях. После разгрома банды кулаков тела клинчан извлекли из-подо льда и похоронили в Мензелинске. По мотивам поэмы в городе Клинцы архитектором Николаем Андрюшиным был создан памятник 706 продотряду.

Как и другие произведения, поэма «706 продотряд» была подвергнута критике. Она была оценена автором статьи «Под сенью Тютчева и Толстого» Юрием Ивановым отнюдь не в лестном ключе. Он писал: «Однако трудно согласиться с публикацией в новое время такой однозначной вещи, как «706 продотряд», растянутого повествования о подвигах военно-продовольственного отряда... Это подобно, допустим, нынешнему пролитию слез возле памятника Дыбенко6в соседнем Новозыбкове. Как можно современному поэту не учитывать коррекции реальной историей революционных пропагандистских мифов, по старинке вещать явно анархичное...»

Но у меня сложилась своя точка зрения об этом произведении Владимира Селезнева, её я и хочу сейчас изложить.

Итак, поэма «706 продотряд» разделена автором на девять частей, подробно описывающих события. Перед каждой частью написаны небольшие исторические справки, поясняющие смысл, вложенный в содержание. Первая часть говорит о формировании на Стодоле отряда добровольцев. Эта часть отличается особой напевностью, которой удалось добиться за счет использования такого стихотворного размера как хорей.Также в этой части ярко выражены фольклорные элементы, характерные для русских народных песен и сказок. Например,слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «волюшка», «шинелюшка», «полюшко», «зернышко». Сложные существительные, такие как «гуси-лебеди», «ткачи-бородачи», «путь-дороженька», «страх-лепет», являются прямой отсылкой к русскому народному творчеству. Характерным является и использование образов говорящих животных. Так, в поэме Селезнева вести людям приносят гуси-лебеди.

Что за вести принесли?

Что там видится вдали

На деснянской стороне,

Гуси белые?..

Во второй и третьей частях поэмы, где Владимир Иванович описывает путь продотряда до Москвы и впоследствии до Уфимской губернии, фольклорные особенности тоже прослеживаются: есть сложные существительные («кутерьма-непогодица», «правда-матушка», «чаем-ужином», формы глаголов и существительных («колосилися» «попросилися», «положенье», «сводит злобою», «ребятушки», «хлебушек»). Одна из ярких деталей, прослеживающаяся на протяжении всего произведения и восходящая к устному народному творчеству, инверсия (Приложение 2).

В четвертой главе мы узнаем о заговоре штабс-капитана Юсупова и сына священника Виноградова против участников 706 продотряда. Если в предыдущих частях события описывались глазами добровольцев, то в этой части читатель узнает противоположную оценку всему происходящему, так как теперь это все видит и оценивает штабс-капитан Юсупов. Этот прием позволяет Селезневу представить продотрядовцев как исключительно положительных героев. И в этом отчетливо просматривается субъективизм поэта, мы узнаем о его отношении к событиям.

Когда побольше трупов,

Поласковей народ...

Штабс-капитан Юсупов

Свирепо брагу пьет.

В пятой части поэмы описывается вечер в соседней деревне. По моему мнению, эта часть была введена Селезневым, чтобы более близко показать русский народ. Пятая часть поэмы – собрание различных «частушек-говорушек», звучащих из уст девушек, которые влюблены в комиссара Иванова-Громова, бывшего душой 706 продотряда.

На его бы на листы

Сердца резолюцию:

Полюби меня, как ты

Любишь революцию...

Шестая часть поэмы построена на размышлениях Сорокина Ефима, одного из продотрядовцев, которые приоткрывают его душу и заставляют читателя почувствовать себя на месте героя. По-моему, это было сделано поэтом В. И. Селезневым для того, чтобы контрастно сопоставить стремления добровольцев 706 продотряда и мятежников из Малой Елани. При прочтении седьмой главы, заканчивающей рассказ о судьбе добровольцев, читатель, по замыслу поэта, должен был почувствовать то, что ощутили в далеком 1920 году люди, близко знавшие участников продотряда, узнав об их гибели.

Чтобы там, на родине,

Знали все подряд:

До конца он выстоял,

Военпродотряд.

Последние части поэмы возвращают читателя из начала ХХ века ко времени, в котором жил автор. Здесь также чувствуется, что «поэма невольно получилась поминальной». Это замечает и Б. М. Петров.7. Мы узнаем о создании памятника «706 продотряду», в котором участвовал и молодой поэт Владимир Селезнев.

Селезнева упрекали в желании перепечатать эту поэму в сборнике «Славянское поле», в частности рецензенты, обвиняли и в излишнем патриотизме при рассмотрении этой темы, но поэт не хотел отказываться от этого произведения. Я не позволяю себе оценивать поэму с точки зрения литературной значимости, но я разделяю точку зрения автора в историческом аспекте: образы продотрядовцев не являются отвлеченными или вымышленными, они действительно существовали, и это часть нашей истории, часть трагических событий Гражданской войны.

5. Великая Отечественная война

В 1941 году на всю страну прогремело страшное известие: началась Великая Отечественная война. Она не обошла стороной ни один уголок нашей необъятной Родины, везде посеяв свои семена, которые, прорастая, приносили горе в каждый дом, разрушая и уничтожая живые души. Ни один поэт не мог оставить это событие незамеченным. О войне и ее последствиях было создано множество произведений, пылающих чувством патриотизма или пропитанных слезами скорби о погибших. Тема войны была пропущена каждым через призму собственного восприятия, основана на собственных воспоминаниях или на рассказах близких, прошедших войну, испытавших всю тяжесть военных лет. Владимир Иванович узнал о жестокости войны со слов отца, прошедшего через огонь, и выстоявшего, и оставшегося в живых.

Отца Владимира Иванович Селезнева, Ивана Антоновича, призвали в армию всего через несколько недель после свадьбы с Домной Кондратьевной. Восемь лет старший Селезнев служил, защищал свою Родину, боролся за мирное небо над головой. Уже после войны он вспоминал те тяжелые времена, говорил о том, что ему удалось пережить. Сначала Финская война, полуостров Ханко, потом Великая Отечественная, блокадный Ленинград, поход на запад, и, в конце концов, взятие Берлина. Год за годом, сражение за сражением, день за днем. Война прошла, раны и шрамы давно затянулись, но воспоминания до самого заката жизни оставались свежими, а события в них, казалось, произошли только вчера. О том, что сражался, и сражался мужественно, говорят медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» - и орден Красной Звезды.

Сам Владимир Иванович Селезнев не принимал участия ни в отгремевших войнах, ни в локальных конфликтах, но он делал все возможное, чтобы сохранить память о них. Большинство стихотворений на военную тему не содержат описаний сражений. Поэт больше размышляет о последствиях войны, о судьбах ветеранов. В этом прослеживается его собственная позиция по отношению к произошедшим событиям. Он поднимает проблему сохранения памяти в своих произведениях. Особенно ярко это выражено в стихотворении «Когда умрет последний фронтовик», где главной художественной особенностью является кольцевая композиция и звучит уверенность в том, что память о войне будет жить, потому что о ней снято много фильмов и написано много книг ( Приложение 3).

Это же тема поднимается в еще нескольких произведениях: «Нам, родившимся после войны» и «Брестская крепость».

Размышляя о судьбе ветеранов, Владимир Селезнев создает не одно стихотворение, среди них «Ветераны» (1984 г.), «Солдат»(2002 г.)8, «Антонич» и «Старая песня». В последнем звучит яркая фраза, которую смело можно назвать авторским афоризмом.

В живых оставшиеся знают

Простую истину одну:

Солдаты войн не начинают,

Солдаты ходят на войну.

В подобных произведениях Владимир Иванович создает образ старика-ветерана, многое пережившего и испытавшего, но не сломленного жизненными обстоятельствами. Сквозной темой в этих стихотворениях является тема последнего фронтовика, очень беспокоящая Селезнева.

А пока с улыбкой невозможной,

Припадая на костыль, звенит

В сутолоке железнодорожной

Горсточкой медалей инвалид.

Поэма «Брестская крепость», над которой Селезнев работал в течение пяти лет, впоследствии получала самые разнообразные отзывы. Например, Б. М. Петров в одной из своих статей, посвященных Владимиру Селезневу, упоминая первые и ничем не примечательные произведения на военную тему, говорит о «Брестской крепости»: «Такова же незапоминающаяся поэма «Брестская крепость». В то время считалось, что советский поэт должен писать такие поэмы, вот Селезнев и вымучивал ее пять лет». Но, несмотря на это, через строки поэмы Владимир Иванович выражает свое отношение к войне и к памяти о ней (Приложение 4).

В данных строках передать это поэту помогают такие приемы как градация («душа саднит, душа болит, душа немеет») и антитеза, использованная в первых трех строках. В каждой части этой поэмы есть слова, в которых отражена боль и скорбь всего народа. В части поэмы, посвященной памятнику «Жажда», являющемуся частью мемориального комплекса, ярко звучит мысль о том, что военные подвиги солдат пробуждают в людях послевоенного поколения жажду к жизни (Приложение 5).

От отца Владимир Иванович узнал, что смерть на поле боя обыденна. «На войне как на войне», - фраза известная многим. Но как смириться со смертью беспомощных детей, женщин, стариков, которых заживо сжигали?! Этому нет объяснения! С этим нельзя смириться! Трагической страницей в жизни Брянщины можно назвать судьбу небольшого поселка Речечка, расположенного в 15 километрах от Клинцов. Страшное событие произошло всего за один день до освобождения нашего города от захватчиков. От освобождения от фашистской оккупации Речечку и Клинцы отделяли всего только два дня, но жители поселка так и не дождались этого радостного момента. Жители Речечки, среди которых были дети и старики, были заживо сожжены. Владимир Иванович Селезнев не смог остаться равнодушным к произошедшему. В его сердце, как и в сердцах других клинчан, это событие отозвалось глубокой скорбью. Для всех было важно сохранить память об этих страшных событиях, чтобы никогда это не могло повториться. И тогда Владимир Иванович вместе со своими друзьями решает создать мемориальный комплекс «Речечка».

«Вместе с Николаем Андрюшиным, - вспоминает поэт, - мы задумали оригинальное решение комплекса. Белорусскую Хатынь копировать не стали. На один из фрагментов требовались слова – своеобразное завещание погибших нам, живым. Две недели не находил себе места. Даже специально ходил на братское кладбище.»9

Так родились слова, помещенные на каменных скрижалях при входе на мемориал (Приложение 6).

И вот в 1985 году состоялось торжественное открытие памятного комплекса. После этого и было написано стихотворение «Речечка», которое сам автор находил схожим по соотношению с традициями русского фольклора с плачем Ярославны из «Слова о полку Игореве» (Приложение 7).

Небольшая по объему поэма вместила в себя горькие события тех далеких дней, об издевательствах немцев, «звериная злоба» которых «вершила расправу», и о будущем, которому не суждено свершиться – «мгновение, искорка, вздох».

Первая и третья части поэмы создают обрамляющую композицию. В последней части образ сожженной деревни перерастает в тысячи таких деревень:

Россия, Россия,

Какие потери

Тебе понести удалось!..

Здесь снова звучит тема памяти.

Таким образом, поэту удалось, на мой взгляд, достаточно точно передать то, что чувствовали люди, пережившие войну. Здесь нет громких фраз и детального описания сражений, но любой из нас, прочитавших эти строки, поймет, что о той страшной войне надо помнить, чтобы она не повторилась.



6. Юрий Гагарин

Юрий Гагарин. Это имя известно всему миру. Именно он стал первым человеком, полетевшим в космос.Случилось это в 1961 году. Этот полет был огромным шагом в будущее для всей страны. Слава Гагарина стремительно набирала высоту, он побывал во многих городах Советского Союза, в их числе оказался и город Клинцы. Этот знаменательный момент надолго остался в памяти у клинчан: в краеведческом музее по сей день хранятся фотографии, репортажи и статьи о посещении первым космонавтом нашего города.

В творчестве Владимира Селезнева есть одно стихотворение, посвященное Гагарину. Только оно совсем не о его эпохальном полете. Скорее, наоборот, о трагическом событии, связанном с именем первого космонавта: о его гибели через семь лет после головокружительного успеха, в 1968 году. Юрий Гагарин погибает в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полет.

Уж последний автограф подарен.

Шлемофон. Самолет.

Улетает полковник Гагарин

В свой последний полет.

Кажется, что Селезнев не может примириться с тем фактом, что из жизни так молниеносно ушел великий человек. Он пытается понять, что чувствовал он, понимая неизбежность приближающейся смерти. Кольцевая композиция, по моему мнению, использована не просто так. В данном стихотворении она обозначает замкнутый цикл размышлений, при котором одна мысль возвращает к другой, и эта цепочка не имеет конца, то есть она говорит о бессмертии:

Что он чувствовал в тесной кабине,

Взяв штурвал на себя,

Где знакомая песня турбины

Била в грудь, торопя


Ту черту, за которой не сыщешь

Ни друзей, ни забот...

Улетает полковник Гагарин

В свой последний полет.

Важная деталь заключена в строки «Где знакомая песня турбины/Била в грудь...». Мне кажется, смысл этих слов в том, что и сам Юрий Гагарин не ожидал, что что-то близкое и знакомое может так внезапно его подвести. Селезнев также часто акцентирует внимание на слове «последний», желая подчеркнуть невозвратимость этой потери.

7. Чернобыль


Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года. Это самая крупная атомная авария в истории человечества, унесшая жизни более чем 600 000 человек, которую нельзя вспоминать без дрожи.Всего за несколько дней после произошедшего радиоактивными выбросами были заражены не только ближайшие города, но и территории, находящиеся в отдалении. Некоторые города Брянской области тоже оказались под влиянием радиации. Тогда еще никто не знал, какие последствия нас ждут.

Владимир Иванович Селезнев посвятил этой трагедии два стихотворения: «Чернобыль (1993 г.) и «Зона» (1995 г.). В каждом из них отражена горькая правда о жизни людей, живущих в Чернобыльской зоне.

Переваривая

Телеинформацию,

Здесь доныне

Земляки мои живут.

Не зерно и не деньгу,

А радиацию

Облученными лопатами

Гребут.

В этом стихотворении Селезнев рассказывает о жизни людей через 9 лет после аварии, когда уже каждый смирился с выпавшей долей и воспринималпоследствия с горькой усмешкой. Для изображения этого Владимир Иванович рисует образ деда Петра, которой «произжевает» свой век в Клинцах.


- Вот получим гробовые10,

Ох, и выпьем же

Русско-горькой!

Будет толк и будет прок...

Владимир Иванович Селезнев не мог оставаться равнодушным к последствиям чернобыльской аварии. Как настоящий гражданин, он искал способы, которыми можно компенсировать нанесенный выбросами радиации вред. Вместе со своими друзьями он активно участвовал в создании Чернобыльского закона, который вступил в силу в 1991 году.




8.Война в Чечне


Чеченская война отразилась в истории в двух этапах, поочередно шедших друг за другом. Первый этап компании пришелся на 1991 год. В условиях распада СССР Чеченская республика заявила о приобретении суверенитета и выходе из состава СССР и РСФСР. С этого момента стали складываться предпосылки к военным действиям, в подробности которых я не буду вдаваться.

Владимир Селезнев создал стихотворение «Чечня», посвященное погибшему офицеру-десантнику Олегу Ворожанину, уроженцу клинцовской земли, посмертно удостоенному звания «Герой России». В этом произведении отражено ярко-негативное отношение поэта к этому историческому событию. Он называет войну «бесславной», а в третьей строке резко критикует действия, предпринимаемые российскими властями (Приложение 8).

Интересным является то, что Селезнев через несколько лет включит это стихотворение в поэму «Одоевский»11, посвященную русскому поэту-декабристу. В начале главы, где упоминается Чеченская война, та, в которой принимал участие ещё Л.Н.Толстой, Владимир Иванович сопоставляет ее с теми кавказскими войнами, свидетелем которых он стал сам, и говорит:

Видно, годы

Ничему не научили,

Ничему не научили

И века,

Коль имперская замашка

В новой силе

Расцветает

По примеру сорняка.


Владимир Селезнев считал, что очень важно поднимать подобные темы в творчестве, замечая, что люди так и не смогли научиться принимать ошибки прошлых поколений, как уроки для настоящей и будущей жизни. Он желал обратить внимание современников на эту проблему.



9. Литература в именах


Имена литературных деятелей также являются частью нашей истории, потому что эти люди внесли неоценимый вклад в развитие культуры нашей страны, вдохновили десятки и сотни людей идти по их стопам, приносить пользу обществу, творить. Но в последнее время эти имена упоминаются все реже, особенно среди представителей молодого поколения. Для того, чтобы пробудить в нас память об этих великих людях, Владимир Иванович и создает произведения, посвященные великим поэтам-землякам: Ф.И. Тютчеву, А.К. Толстому, И.П. Бороздне.

В этих произведениях Селезнев поднимает различные актуальные проблемы. Например,в стихотворении «Романс» я нашла отражение беды нового поколения. Удивительным мне показалось то, что произведение, написанное еще в 1975 году, так точно передает бич общества ХХI века (Приложение 9).

Также я заметила, что в каждом произведении, так или иначе относящемся к какому-либо литературному имени, читается восхищение не только творчеством и талантом поэта, но и его личностью. (Приложение 10).

Алексею Константиновичу Владимир Иванович посвящает еще одно произведение, где в лучших традициях он рисует природу аллей парка, используя известные всем толстовские строки (Приложение 11).

Несколько стихотворений посвящены и Федору Тютчеву: «Овстуг», «Тютчев», «Гравюра». В них также Селезнев отдает дань творчеству поэта-земляка, подчеркивая его бессмертие. (Приложение 12).

Особую роль в творчестве Владимира Селезнева занимает поэма «Наденька», в которой поэт пишет о жизни Ивана Петровича Бороздны, о его любви к своей жене, бывшей для него музой. Иван Бороздна – правнук основателя Стодола И.Л. Бороздны. Именно здесь происходят некоторые ключевые события из жизни поэта.

Поэма «Наденька» состоит из одиннадцати частей, в каждой из которых Селезнев раскрывает несколько разных моментов из жизни Ивана Бороздны. Первая и последняя части поэмы соединены кольцевой композицией, которая, как уже было замечено, нередко используется в произведениях поэта.

По моему мнению, Владимиру Ивановичу очень точно удалось передать отношение Бороздны к своей жене (Приложение 13).

Главной особенностью этой поэмы признают восьмую главу, написанную, по совету Б.И. Петрова, «онегинской строфой», из нее мы узнаем о судьбе Наденьки. Борис Михайлович был главным вдохновителем Селезнева. Поэт сам заявил об этом, прислав Борису Михайловичу сборник с поэмой «Наденька», подписав:

«Борису Михайловичу, вдохновителю «Наденьки», семидесятилетнему от шестидесятилетнего, с любовью и глубочайшим уважением...»

Так Петров подсказал Селезневу тему для поэмы, как когда-то Пушкин Гоголю подал идею для написания «Мертвых душ» и «Ревизора».

В той самой восьмой главе поэт углубляется в раскрытие образа Надежды Львовны, описывая ее жизнь, начиная с детских лет и заканчивая замужеством (Приложение 14).

В этом отрывке поэт метафорично сравнивает Надежду с типичными женщинами тех времен, акцентируя внимание на яркой индивидуальности избранницы Бороздны.

В девятой главе Владимир Иванович использует уже знакомый нам прием: он обращается к мотивам русской песни. Соловьи на Стодольском озере говорят с Надей. В их речи и прослеживается напевность, которая создается благодаря большому количеству протяжных гласных звуков (ассонанс).

Камышинка долу гнется,

Сколько не грусти...

Дева, дева... Он вернется...

Он уже в пути...

Поэма наполнена звуками и красками. Звонкость птичьего пения создается при помощи аллитерации и ассонанса:

Тиви-тиви... Девять, девять...

Двести двадцать пять...

Дева, дева, дева, дева,

Хватит горевать...

В заключительных строках поэмы Селезнев превозносит любовь не только над житейской суетой, но и над божествами, над всем миром (Приложение 15).

Стоит заметить, что особое место в творчестве Владимира Селезнева занимали поминальные произведения, среди которых нередко мелькали литературные имена. Одно из таких произведений называется «Запоздалой строкой на прощанье спешу к тебе, Коля...». Оно посвящено поэту-земляку и другу Селезнева Николаю Поснову12.

Отличительной чертой таких стихотворений и поэм является отсутствие биографической точности и восхваления черт и качеств человека, которому посвящено произведение. Вместо этого при создании поминальных произведений Селезнев глубоко проникает в личность человека, в его творчество, цепляется в описании за маленькие детали.

Кто к чему привык...

Да не будем судить, Бога ради.

Он любил чистовик –

Обязательно в общей тетради.

В поэме «Запоздалой строкой на прощанье спешу к тебе, Коля...» очень ярко прослеживается авторское отношение к Николаю Поснову, бывшему Селезневу близким другом. Создается впечатление, будто Владимир Иванович в очередной раз приоткрывает свою душу для читателя (Приложение 16).

Отдельные главы посвящены и творчеству Поснова. Владимир Селезнев обращается напрямую к стихотворениям Николая Ивановича, упоминая строки из его произведений. Рядом с теплыми воспоминаниями о былом стоит и жестокая реальность, напоминающая о смерти поэта (Приложение 17).

В последней главе поэмы Владимир Иванович намекает на пророческий дар, живущий в сердцах поэтов, на примере последний моментов жизни Поснова. Говорит о душе, нежелающей сдаваться.

Но он-то, наверное, знал,

Наверное, чувствовал все же:

Метался, любил, ревновал,

Неспетые песни итожа...

В творчестве Владимира Ивановича Селезнева часто появлялись и другие литературные имена, но мы решили остановить внимание только на произведениях, содержащих отсылки или прямые посвящения великим поэтам-землякам, чтобы напомнить о необходимости сохранения памяти о них и их творчестве
















10. Сборник

В процессе работы над этим проектом у нас возникла идея оформить и издать сборник, который включил бы в себе все стихотворения В.И. Селезнева, в которых бы нашли отражения исторические события. Появление подобного сборника предоставило бы нам возможность не только собрать воедино все найденые произведения, но и познакомить с ними как можно больше людей.

Сейчас, когда оформление сборника полностью завершено, обложка и иллюстрации разработаны и выполнены(приложение 19), в ближайшее время мы планируем, наконец, выпустить его. Несколько экземпляров будут подарены библиотекам города Клинцы, работники которых оказали помощь в поисках информации по нашей теме, также сборники появятся в школьной библиотеке.


























  1. Заключение


Таким образом, исходя из поставленной цели, мы пришли к выводу, что тема исследования актуальна и возможно продолжение ее разработки на примере творчества других поэтов-земляков.

Нам удалось узнать, что в творчестве Владимира Селезнева отражение нашли события времен Древней Руси, создание Клинцов, вехи Гражданской войны, Великая Отечественная война, трагическая судьба Юрия Гагарина, последствия аварии на Чернобыльской АЭС и Чеченская война. Также Селезнев нередко обращался к творчеству поэтов-земляков, посвящая их памяти свои творения. Именно в произведениях на эти темы прослеживается четкая гражданская позиция автора. Становится понятно, что Селезнев никогда не оставался равнодушным к прошлому и будущему своей страны. И это было выраженно не только в стихотворениях и поэмах Владимира Ивановича, но и в его активной общественной деятельности.

Свое отношение к историческим событиям поэт передавал через использование различных средств выразительности. Нам удалось установить, что излюбленным приемом Владимира Селезнева являлась кольцевая композиция, позволяющая создать целостность мысли, неразрывный цикл размышлений. Также характерным для лирики Селезнева является литературное обобщение, используемое, в основном, в стихотворениях, которые кому-либо посвящены. Интересным является и то, что в произведениях-посвящениях Владимир Иванович никогда не углубляется в черты биографии человека, его больше интересует эмоциональная составляющая: те чувства и ассоциации, которые лирический герой вызывает у автора.

Итак, именно благодаря таким людям, как Владимир Иванович Селезнев, героическое прошлое России не будет забыто. Конечно, оно будет оценено неоднозначно, но неоспоримо то, что эти уроки истории послужат примером тому, как избежать более серьезных потерь. Его творчество, как и творчество других поэтов-земляков, должно быть востребовано, а для этого очень важно проводить литературные встречи, вечера памяти и называть улицы их именами.











  1. Список используемой литературы


    1. Брянские писатели: антология. – Брянск, 2003. - С. 308-315

    2. Статья. ДехановВ. - Небрежно расставлены вехи… – Брянский рабочий. 2008. – 15 февр. (№22-24). – 22 с.

    3. Статья. ИвановВ. – Наделен талантом светлым и многогранным. – Газета «Труд», 2013 г. – №13, 3с.

    4. Статья. ИвановЮ. доктор филологических наук. – Беречь души свеченье. – Из книги «Под сенью Тютчева и Толстого». – Брянск. Издательство Брянского госуниверситета. 2001 г. (70-82 с.) – Газета «Труд», 2002 г. -№ 102, 2 с.

    5. Край родной, любимый сердцем… – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2009. – 320с.

    6. Статья. Мельникова И. – Юбилей без юбиляра. – Газета «Труд», 2013 г.-- 3с.

    7. Статья. Петров Б.М. действительный член РГО РАН. – Высокий отблеск озарил лицо.

    8. Статья. Петров. Б.М. – Истоки добра и вдохновения. Перетинские мотивы в творчестве поэта Владимира Селезнева –«Знамя» (Злынковский район).– 2003. – 22 февр.

    9. Статья. Петров Б.М. действительный член РГО РАН. — Помаши нам рукой на краю перейденного поля. – Газета «Ваше личное дело», 2013 г. №20, 10с.

    10. Селезнев В.И. Краснолесье. Сборник стихов. – Тула: Приокское книжное издательство, 1982. – 23 с.

    11. Селезнев В.И. Стодольское озеро: Стихи. – Тула: Приокское книжное издательство, 1986. – 72 с.

    12. Селезнев В.И. Межа: Стихи, поэмы. – Брянск, издательское товарищество «Дебрянск», 1994. – 120с.

    13. Селезнев В.И. Славянское поле. Стихотворения и поэмы. – Издательство Клинцовской городской типографии, 1998. – 287 с.

    14. Селезнев В.И. Двести десять строк. Венок сонетов. 2-е издание. – Брянск, Издательство «Наяда», 2004. – 32с.

    15. Селезнев В.И. Предзимье. Сборник стихов и поэм. – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2008. – 88 с.

    16. Селезнев В.И. Написанное сердцем. Сборник стихов. – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2013. – 126 с.

    17. Статья. УшаковаН. – Кружился первозданный снег. – Газета «Ваше личное дело», 2008 г. – №22,


V. Приложение


Приложение 1.





Пью живительный настой,

Доброй памяти внимаю.

С благодарностью святой

Однозначно понимаю,

Что во все во времена

На Руси в минуты стужи

Были, были имена

И фамилии не хуже.

На дорогу дерева

Тени бросили густые.

Пересветами жива

Испокон веков Россия.

Приложение 2.

Завели ветры буйные

Перепевы печальные,

Где поля неоглядные

До поры колосилися.

Приложение 3.

Когда умрет последний фронтовик,

Не отболят залеченные раны, -

Войну напомнят нам киноэкраны

И корешки потершиеся книг,

Когда умрет последний фронтовик.

Приложение 4.

Об этом трудно говорить,

Ну а молчать –

Еще труднее.

Душа саднит.

Душа болит.

Душа от ужаса немеет.

Приложение 5.

Но память о прошлой войне

Обрушится камнем стотонным...

Вздымается жажда во мне,

Как в воине этом

Бетонном –

К входящему

Летнему дню,

К работе обыденной жажда,

К родному в окошке

Огню,

К березовой рощице каждой...

Приложение 6.

Родимые!

Вы слышите нас, мертвых?

Мы жить хотели,

Радоваться солнцу.

И вот мы стали лесом и травой.

Запомните живые:

Берегите

Спасенный мир

Во имя светлой жизни!

Приложение 7.

За мемориалом -
Лесная опушка, 
В речушке - живая вода...
Кукует кукушка,
Вещует кукушка,
Считает кукушка года
Святая печаль
Неживого колодца
И боль перелесков пустых.
Как память, встает
Каждодневное солнце
Для нас, приходящих, живых.

Приложение 8.

На штыках не удержать

Державных тронов,

Плох политик

С волчьим скрежетом зубов.

Дефицит в России

Вовсе не патронов,

Дефицит

Аналитических умов.

Приложение 9.

В плену бесконечной лавины

Солидных и тощеньких книг,

Мы в чем-то, увы, неповинны,

Коль так беззащитны в тот миг,

Когда в суете привокзальной

Транзистор обрушит на нас

«Средь шумного бала, случайно...»–

Старинный толстовский романс.

Приложение 10.

Витиями влекомый

В неизвестность,

Разительно сберег,

Народ простой

И Вашу

Древлерусичскую честность,

И вашу неподкупность,

Граф Толстой.

Приложение 11.

Рассвет серебристые росы

В траве незаметно зажег.

И гнутся над омутом лозы

На узенькой речке ложок.

Приложение 12.

Он таким, наверно, и останется

В поколеньях будущих времен.

И его душа, святая странница,

Новые умы возьмет в поклон...

Приложение 13.

Уповая на Божью милость,

На любой невезучей версте

Их любовь, чтобы там ни случилось

Никогда не оставит в беде.

У любви не бывает скорбящих,

Не бывает чужих и своих.

Если радость – на всех приходящих,

Если счастье – одно на двоих.

Приложение 14.

Итак, она звалась Надиной.

Надеждой Львовной, стало быть,

Никифоровой. Ей картиной,

Которую легко прибить

На стенку вровень с остальными,

Обрамленными и цветными

Рисунками в парадный ряд,

Не стать. Так факты говорят.

Приложение 15.

А давай помолчим,

Пусть продолжит рассказ

Та въездная аллея,

Словесным владея искусством.

Здесь любили до нас,

И обжитый богами Парнас

Восхищенно завидовал

Испепеляющим чувствам.

Приложение 16.

Эх, нервы где бы

Взять стальные,

Перо б не выронить из рук:

Ушел, ушел в миры иные

Единомышленник и друг.

Приложение 17.

Великой истории груз

Накатывал новую тему.

Жила колокольная Русь

И шла из поэмы в поэму.

Кто знал, что всего-то одну

Ему остается до схода

Прожить затяжную весну

2005 года?..

Приложение 18.



18.1. Владимир Иванович Селезнев.





































18.2. Сборники В.И. Селезнева























































18.3. Подпись поэта на форзацах сборников.












18.4. Юрий Гагарин в г. Клинцы.























18.5.Процесс работы над исследованием.

18.6.Литературный вечер в честь 70-летия В.И. Селезнева Друзья Селезнева Виктор Пугачев и Анатолий Медведев.

18.7. Выставка на литературном вечере, посвященном 70-летию Селезнева.

19.Обложка сборника и примеры иллюстраций




1Славянское поле. Стихотворения и поэмы. – 1998 г. стр. 197 («Отголоски»).

2Славянское поле. Стихотворения и поэмы. – 1998 г. стр. 197 («Отголоски»).

3Вячеслав Акимович Поздняков(1947-1979гг) – поэт и писатель, член литературного объединения «Горизонт» в Трубчевске.

4Здесь и далее: Славянское поле. Стихотворения и поэмы. – 1998 г.

5Предзимье. Сборник стихов и поэм. – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография

6Павел ЕфимовичДыбенко — российский революционер, советский политический и военный деятель, 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР, командарм 2-го ранга.

7 «Высокий отблеск озарил лицо», Б.М. Петров – член РГО РАН

8Предзимье. Сборник стихов и поэм. – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2008 г. стр. 72.

9Край родной, любимый сердцем… - Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2009 г. стр. 288

10«Гробовыми» в Чернобыльской зоне называют государственное пособие для постоянно проживающих на зараженной территории.

11Одоевский Александр Иванович- русский поэт-декабрист. Родился в Петербурге, происходил из старинного княжеского рода. Служил в гвардии. В 1825г. вступил в Северное тайное общество, за участие в восстании 14 декабря 1825 г. Был приговорен к 8 годам каторги. В 1837 г. Переведен из Сибири рядовым на Кавказ, где умер, заболев лихорадкой. Поэзия Одоевского проникнута гражданскими свободолюбивыми мотивами. Он обращался к героическому прошлому русского народа ( «Зосима», 1827-29, и др.). верность революционным идеалам проявилась в ответе Одоевского на послание Пушкина ссыльным декабристам ( «Струн вещих возгорится пламенные звуки...», 1827), из которого В.И. Ленин взял эпиграф к газете «Искра»: «Из искры возгорится пламя».

12 Николай Иванович Поснов – член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии им. Ф.И. Тютчева «Русский путь».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Авторы: Мельникова Виктория Викторовна, ученица 10 «а» класса МБОУ-СОШ №3. Кочуро Елена Романовна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №3

Дата: 26.11.2018

Номер свидетельства: 487697


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства