Научно-практическая конференция "Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся на уроках литературы"
Научно-практическая конференция "Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся на уроках литературы"
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция "Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся на уроках литературы"»
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм– это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на
все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же
мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных
наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное
была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи
довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области
воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на
боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а
также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных
занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям
представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.[31, с.243]
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были
ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность
темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм
российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции.
Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг.
россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно,
- писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей,
которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не
сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что
мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы
зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173]
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-
патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая
Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания
патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых
условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы
обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не
растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть),
защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство,