kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мне нравится мой возраст (образы ровесниц на страницах художественной и публицистической литературы XIX-XX вв.) Жанр «Исследование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

 Мы  стали старше.  Кажется, что этот возраст повлиял на нас и изменил   восприятие окружающего мира. Поменялось практически все: характер, вкусы, предпочтения и т.д.  Иным стало и   отношение к образам литературных героинь.     Изучение периода молодости  – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. Этот путь   только начинается, он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время оформляются формы поведения, черты характера и способы эмоционального сопереживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Важно, чтобы это оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример.

Цель нашей работы выяснить,  как в литературе представлена сущность девушки, как понимали её предназначение и как   русские  писатели отвечали на сложный вопрос : в чем прелесть возраста девушки.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. изучить имеющуюся литературу XIX-XX вв., входящую в школьную программу    7 - 8 класса («Школа 2100»);
  2. выявить многообразие литературных образов девушек и сопоставить данные ;
  3. обозначить для себя литературный нравственный идеал и сделать вывод.

Объектом исследования выступают литературные произведения XIX - ХХ века, в которых авторы рассматривают особенности взросления и самопознания девушек 13 – 17 лет, как собирательные образы разных людей;  справочная литература, другие источники.

Методы:   исследовательский, обобщающий.

Практическая значимость: работа может служить пособием для учащихся и преподавателей литературы или как наглядность, раздаточный материал на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«2015 РАБОТА !!!»



Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….. 2 стр.

  2. Основная часть. Тема ровесницы в литературе …………………............….. 3 стр.

    1. «Бедная Лиза» ( по повести М. Карамзина)………………………..…..... 3 стр.

    2. Своеобразие тургеневской Аси. ………….…………………………..…4 стр.

    3. Корчевская кузина в произведении А.И.Герцена «Былое и думы»......... 6 стр.

2.4. Образ юной Эвелины в повести Короленко «Слепой музыкант»…………7 стр.

2.5. Светлый образ Ассоль (по повести «Алые паруса»)…………………....…8 стр.

2.6. Лена Бессольцева в произведении В. В.Железникова «Чучело»……… …9 стр.

3. Заключение…………………………………………………………….……...….11 стр.

4. Список используемой литературы……………………………….….......…..... 12 стр.

5. Приложение 1………………………………………………….……………….…13.стр.

6. Приложение 2………………………………………………….……………….…14 стр.

7. Приложение 3……………………………………………………………………..16 стр.





















1. Введение

Мы стали старше. Кажется, что этот возраст повлиял на нас и изменил восприятие окружающего мира. Поменялось практически все: характер, вкусы, предпочтения и т.д. Иным стало и отношение к образам литературных героинь. Изучение периода молодости – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. Этот путь только начинается, он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время оформляются формы поведения, черты характера и способы эмоционального сопереживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Важно, чтобы это оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример.

Цель нашей работы выяснить, как в литературе представлена сущность девушки, как понимали её предназначение и как русские писатели отвечали на сложный вопрос : в чем прелесть возраста девушки.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. изучить имеющуюся литературу XIX-XX вв., входящую в школьную программу 7 - 8 класса («Школа 2100»);

  2. выявить многообразие литературных образов девушек и сопоставить данные ;

  3. обозначить для себя литературный нравственный идеал и сделать вывод.

Объектом исследования выступают литературные произведения XIX - ХХ века, в которых авторы рассматривают особенности взросления и самопознания девушек 13 – 17 лет, как собирательные образы разных людей; справочная литература, другие источники.

Методы: исследовательский, обобщающий.

Практическая значимость: работа может служить пособием для учащихся и преподавателей литературы или как наглядность, раздаточный материал на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях.



2. Тема ровесницы в русской литературе.

Роль девушки всегда зависела от того времени, в котором она жила. По-разному относились к ней в семье и в обществе. Она была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и властной хозяйкой своей судьбы. И лично нам близка и интересна эта тема. Хочется найти своё место, понять своё предназначение в этом мире. Естественно, нас заинтересовало, как же в литературе представлена роль девушки в обществе, как понимали её предназначение.

Литературные произведения - это безграничный океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Из этих творений можно извлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять и в нашей повседневной жизни.

Разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, живописи, скульптуры, на киноэкране. Образ девушки бывает прекрасным и безобразным, но чаще чарующим. К нему относятся нежно любящие, способные на самопожертвование ради других, они свято хранят традиции прошлого (Приложение 1).

2.1. «Бедная Лиза» ( по повести М. Карамзина)

Как правило, в критической литературе образы, представленные писателями, относят к идеалу женского характера, наполненного высокой одухотворенной красотой. По мнению многих литературоведов, тип девушки-страдалицы, молчаливо несущей свою неразделенную любовь, готовую на самопожертвование, берет свое начало с карамзинской «Бедной Лизы».

Судьба бедной Лизы достаточно тщательно прописана в русской литературе. Это сочетание греха и святости, искупление своего греха, жертвенность. Похожие характеристики можно обнаружить во многих героинях русской литературы. В отличие от большинства окружающих ее, Лиза жила преимущественно внутренней духовной жизнью.

Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами, «нежными страстями». Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину Эрасту.

Чудесный образ девушки Лизы нарисован с глубокой симпатией писателя и с светлой печалью. Это чувство раскрывает во всей полноте ее женское начало, ее романтич­ность, лиричность. По мнению Карамзина, Лиза максимально приближена к природе, к её началам. Это как раз и составляет прелесть девушки. Также как и природа, она постоянна, но постоянна в своей непрерывной изменчивости.

Современным девушкам следует поучиться у Лизы скромности, терпению. Нам понравился этот литературный персонаж своей чистотой и естественностью.

2.2. Своеобразие тургеневской Аси.

И. С. Тургенев - мастер художественных описаний, создатель необыкновенных по силе и психологической правде образов русских людей. В героинях его произведений отража­ются различные черты характера русских женщин. Девушка или женщина в книгах Тургенева, будь она образованной дворянкой или скромной крестьянкой, является для автора предметом восхищения, она несет в себе какую-то тайну, домашнее тепло, самоотверженность.
«Тургенев, - говорил Л.Н. Толстой, - сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин».
Именно любовь сопровождает тургеневских героинь на пути нравственного и духовного развития. В творчестве И.С. Тургенева выделяется целая галерея образов, условно названных «тургеневскими девушками».  Это, как правило, героини незаурядные, с богатым внутренним миром, полные искренности, любви и самоотверженности. Одна из таких «тургеневских девушек» - Ася, героиня одноимённой повести.

Рассматривая образ героини, мы начинаем понимать сущность всех тургеневских девушек. Вырисовывая свою героиню, Тургенев широко использует принцип: изображение обстановки, окружающей героя, должно находиться в соответствии с характером, с натурой, с внутренним миром.
Мы согласны с мнениями, высказанными в русском литературоведении ведущими тургеневедами, в частности Лебедевым в том, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты в самых разных сословных обществах». 

До 9 лет Ася, незаконнорожденная дочь русского дворянина и его крепостной Татьяны, росла в деревне, в крестьянском доме. В душе отец-барин считал себя виноватым перед девочкой, поэтому ничего ей не запрещал. Ася знала, что отец её любит, но она «скоро поняла своё положение».
Девушка хотела, чтобы весь мир забыл о её происхождении. Гордость и самолюбие заставляли её страдать: «Она стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда …». Она «никак не хотела подойти под общий уровень», была независима и упряма. На уроке она могла открыто сказать, что «лесть и трусость – самые дурные пороки». 
Мы видим, что у Аси честный, открытый, независимый характер. Она не хочет считаться с правилами общепринятой морали, не принимает фальши и лицемерия общества. Гагину, её брату, пришлось увести её за границу, но он опасался, что она кого - нибудь полюбит и он не сумеет на неё повлиять. Ася встретила, полюбила Н.Н. и не скрывает своей любви. Она назначала герою свидания, посылала ему записки. Эти поступки были совершенно неприличны для девушки . В сцене последнего объяснения героев автор ярко раскрывает нравственное превосходство девушки над неуверенным героем Н.Н..
Богатая душа, способность к тонким чувствам, желание яркой, осмысленной жизни, сильная любовь, готовность к самопожертвованию – все эти черты характера героини делают её образ незабываемым. Тургенев показывает быстрые смены её настроения. Ася то шаловлива, одушевлена, весело смеётся, хотя в её смехе чувствуется что-то неестественное, что одновременно отражается в её жестах и наружности, то «лицо бледнеет, черты становятся больше, строже и проще». Однако, несмотря на жизненные трудности, Ася стала девушкой чуткой, постоянно размышляющей, самобытной. К тому же у неё « ни одно чувство не бывает вполовину».
Героиня Тургенева изображена в тот момент, когда она по – своему, но глубоко и трудно проходит через испытание первой любовью. Основа «Аси» взята из биографического факта, дорогого самому автору. «Я пережил и перечувствовал это лично. Это моя собственная история» , – говорил Тургенев. Необычайно бережно повествует Тургенев о зарождении чувства любви, о необъяснимых словами «безымянных ощущениях», в которых чередуются «и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни».
Итак, в повести «Ася» чудесным воплощением идеала «тургеневской» девушки стала главная героиня. Основными чертами этого образа можно назвать целомудренность, одухотворенность, внешнюю красоту и способность к самопожертвованию. Её образ является важным фактором создания общего понимания идеала русской женщины И.С. Тургеневым. Того идеала, который многие ищут всю жизнь.
2.3. Корчевская кузина в произведении А.И. Герцена «Былое и думы».

Александр Иванович Герцен — писатель, философ. Раннее детство писателя прошло в Новоселье — родовом имении Яковлевых, расположенном на Волге близ города Корчевы Тверской губернии (ныне Конаковский район). Здесь Герцен впервые встретился с Татьяной Кучиной ( Пассек), которую впоследствии называл «корчевской кузиной».
Детская дружба Герцена и Татьяны Кучиной, начавшаяся в Новоселье, стала более тесной с момента поступления Кучиной в Московский пансион. Когда А.И. Герцен достиг периода юности, отношения с кузиной изменились, главное место в их жизни заняли теперь не игры, а совместные чтения, беседы, споры, в процессе которых развивался внутренний мир обоих.
В своих мемуарах «Былое и думы» А.И. Герцен очень тепло и сердечно рассказал об этой отроческой дружбе и той роли, которую сыграла Татьяна Кучина в его жизни: «Я думаю, что влияние кузины на меня было очень хорошо; теплый элемент взошел с нею в мое келейное отрочество, отогрел, а может, и сохранил едва развертывавшиеся чувства, которые очень могли быть совсем подавлены иронией моего отца. Я научился быть внимательным, огорчаться от одного слова, заботиться о друге, любить; я научился говорить о чувстве. Она поддержала во мне мои политические стремления, пророчила мне необыкновенную будущность, славу, — и я с ребячьим самолюбием верил ей, что я будущий «Брут или Фабриций».
После его смерти Т. Кучина написала книгу воспоминаний «Из дальних лет». Эта книга явилась в русской литературе первым, посвященным А.И. Герцену, мемуарным памятником (Приложение 2).

Корчевская кузина помогла Саше Герцену ярче и полнее увидеть жизнь во всех ее эмоциональных красках. Именно ему она доверила «сердечные тайны»; с ней он научился сопереживать, любить.

2.4. Образ юной Эвелины в повести Короленко «Слепой музыкант».

Вначале никто не замечает слепоты новорожденного мальчика в семье Попельских, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Позднее доктор подтверждают страшную догадку.

Дядя Максим решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петра, что излишняя забота может повредить развитию мальчика. Мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. У Петруся нет друзей, деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петра. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина не  сразу догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями, они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь.

Юная Эвелина была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. Общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру.

Эвелина понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. И мы понимаем, что писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви (Приложение 2).

2.5. Светлый образ Ассоль ( по повести А. Грина «Алые паруса»)

Для чувственной и тонкой души Александра Грина юность была тем рубежом, который разделяет сказку и злую реальность. Чувство радости жизни, мотивы преодоления всех препятствий пронизывает все его творчество.

В душе Ассоль жили две девушки, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов», сама была воплощением поэзии. Мечтая и волнуясь, Ассоль жила в ожидании чуда. Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности». Собирателю сказок и песен Эглю, например, нравится, что имя это так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. «Что бы я стал делать,— задумчиво говорит он Ассоль,— называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности? Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование?»
В чем же источник очарования Ассоль? В ее душе столько чистоты, непосредственности, естественности, готовность видеть мир глазами ребенка. Другу своему, угольщику Филиппу, Ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда Филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. И Филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. «Эти минуты были для нее счастьем,— написал Грин. — Нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния». И какое же торжество над грубым, обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей Каперны вдруг возникает корабль с теми самыми алыми парусами.
Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. И может быть, именно поэтому Грэй и не захотел никого другого, кроме Ассоль. Вот как в феерии Грина счастливо, почти по-сказочному, неизбежно сплетаются судьбы, воля и свойства характеров.

Итак, богатая душа, способность к тонким чувствам, желание яркой, осмысленной жизни, сильная любовь – все эти черты характера героини Ассоль делают её образ незабываемым (Приложение 2).


2.6.

Лена Бессольцева из произведения В. В. Железникова «Чучело».

    Одной из ярких и эмоциональных повестей Железникова  является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между  Леной Бессольцевой,  прозванной Чучелом,  и классом.

      Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта?

Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее стремление к правде, ее смелость в любви, способность к самопожертвованию  и прощению  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.  Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять  лжи и сохранить духовное начало (Приложение 2).

      В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Димку Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись . Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов  предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее  рода.

      Таким образом, Лена Бессольцева не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.     

На наш взгляд, произведение доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души  будет ставиться все острее. Однако жестокость одноклассников, под руководством лидеров класса, не имеет границ. Одноклассники быстро забывают предательство Димы и переносят свою агрессию на Лену, которой объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело, символизирующее Лену. После того как Бессольцева ушла из школы, подростки поняли, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что-то предпринимать было уже поздно. 

“Чучело” — произведение, лишённое всяких внешних эффектов. Сюжет его прост. Источник притягательности этой книги – в богатстве человеческого содержания, которое открывается очередному новому поколению.






Заключение
Мир юной девушки…Это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли многих. Это незабываемая галерея сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. И в XIX веке, следуя традициям своих предшественников, авторы тоже создают удивительные образы, достойные преклонения (Приложение 1)
Кто и когда мог их понять! Ими восхищались и ненавидели, их любили и презирали. Но никто не смог до конца понять логики их поступков. Многие писатели пытались создать идеальный образ юной девушки (Приложение 3).

















Список использованной литературы

  1. Грин А. Алые паруса. - М.: Олимп; АСТ, 1996.- («Школа классики»).

  2. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 2000

  3. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1992.

  4. Русская литература XIX века. Учеб. Хрестоматия. В 2 ч.- М.: Просвещение, 1995.



Приложение 1

Литературная героиня

Век

Жизненная позиция, семейные ценности

1

Лиза

(«Бедная Лиза»)

XVIII- нач. XIX

В отличие от большинства окружающих ее, Лиза жила преимущественно внутренней духовной жизнью. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами. Она максимально приближена к природе, к её началам.

2

Корчевская кузина («Былое и думы»)

XIX

Детская дружба Герцена и Татьяны Кучиной, начавшаяся в Новоселье, стала более тесной с момента поступления Кучиной в Московский пансион

3

Ася

(«Ася»)

XIX

Девушка хотела, чтобы весь мир забыл о её происхождении. Гордость и самолюбие заставляли её страдать. Она «никак не хотела подойти под общий уровень», была независима и упряма. Богатая душа, способность к тонким чувствам, желание яркой, осмысленной жизни, сильная любовь, готовность к самопожертвованию.
Ася стала девушкой чуткой, постоянно размышляющей, самобытной

4

Эвелина Яскульская («Слепой музыкант»)

XIX

Красивая девушка спокойна и рассудительна. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви».

5

Ассоль

(«Алые паруса»)

XX

Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности». Самый звук ее имени, странный и непривычный для слуха, предвещал встречу с существом, не похожим на других.

6

Лена Бессольцева («Чучело»)

XX

Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять  лжи и сохранить духовное начало.

Она оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись

Приложение 2

Литературная героиня

Взгляд на любовь

Цветовая гамма окружения

Социальное положение

1

Лиза

(«Бедная Лиза»)

Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. 

Белый

Крестьянка

2

Корчевская кузина

(«Былое и думы»)

«Я думаю, то влияние кузины на меня было очень хорошо; теплый элемент взошел с нею в мое келейное отрочество, отогрел и сохранил едва развертывавшиеся чувства… Я научился быть внимательным, огорчаться от одного слова, заботиться о друге, любить; я научился говорить о чувствах. Мне одному она доверила тайну любви к одному офицеру…»

Белый, нежно-розовый

Дворянка

3

Ася

(«Ася»)

Стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Она была предельно открыта своему чувству и, в то же время, не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки. 

Белый, нежно-розовый

Незаконнорожденная

4

Эвелина Яскульская

(«Слепой музыкант»)

Эвелина рядом с Петром превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Многообразие красок

Семья богатых деревенских помещиков

5

Ассоль

(«Алые паруса»)

Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в предсказание Эгля. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. 

Алый, белый

Дочь рыбака

6

Лена Бессольцева («Чучело»)

Только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы.  Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.

Резкое противопоставление ярких красок и серых тонов

Советская школьница



Приложение 3

Литературные героини

Образ героинь в живописи

Образ героинь в кино

Лиза

«Бедная Лиза»

О. А. Кипренский,

«Бедная Лиза», 1827

Режиссер Гаранин Спектакль «Бедная Лиза»


Корчевская кузина

«Былое и думы»


Режиссер Лев Елагин

Автобиография, роман «Былое и думы»

1969-1972

Ася

«Ася»


Режиссер Иосиф Хейфиц

Мелодрама «Ася». 1977

Эвелина

«Слепой музыкант»



Режиссер Татьяна Лукашевич

Драма «Слепой музыкант» 1960

Ассоль

«Алые паруса»

Ассоль. Елена Прудникова.

Режиссер Александр Птушко

Мелодрама «Алые паруса» 1961

Лена Бессольцева

«Чучело»

Режиссер Ролан Быков

Драма «Чучело». 1983



6


Просмотр содержимого документа
«2015 титульн л»


IX районные «Филологические чтения» имени Н.Н.Пайкова

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иванищевская средняя школа»

Ярославского муниципального района



Лукашова Анастасия Романовна,

Конечак Полина Сергеевна,

обучающиеся 8 класса , 14 лет.



Конкурсная работа.

Мне нравится мой возраст

(образы ровесниц на страницах художественной и публицистической литературы XIX-XX вв.)

Жанр «Исследование»

Педагог – наставник:

Старчикова Эльвира Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории



д. Иванищево,

Ярославский муниципальный район, 2015 год.

Просмотр содержимого презентации
«2015 мой возраст»

Мне нравится мой возраст (образы ровесниц на страницах художественной и публицистической литературы XIX-XX вв.)  Лукашова Анастасия, Конечак Полина , обучающиеся 8 класса  МОУ Иванищевская СШ 2015 год

Мне нравится мой возраст

(образы ровесниц на страницах художественной и публицистической литературы XIX-XX вв.)

Лукашова Анастасия,

Конечак Полина ,

обучающиеся 8 класса

МОУ Иванищевская СШ

2015 год

Цель нашей работы выяснить, как в литературе представлена сущность девушки и её предназначение. Как писатели отвечали на сложный вопрос : в чем прелесть возраста девушки? Задачи:

Цель нашей работы выяснить, как в литературе представлена сущность девушки и её предназначение. Как писатели отвечали на сложный вопрос : в чем прелесть возраста девушки?

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу XIX - XX вв., входящую в школьную программу 7-8 кл.;
  • выявить многообразие литературных образов девушек и сопоставить данные ;
  • обозначить для себя литературный нравственный идеал и сделать вывод.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Н. М. Карамзин

«Бедная Лиза»

  • Лиза жила внутренней духовной жизнью.
  • Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами, «нежными страстями».
  • Она максимально приближена к природе, к её началам. Это как раз и составляет прелесть девушки.
И. С. Тургенев  «Ася»

И. С. Тургенев «Ася»

  • «Тургенев, - говорил Л.Н. Толстой, - сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты». Ася не хочет считаться с правилами общепринятой морали, не принимает фальши и лицемерия общества.
  • Богатая душа, способность к тонким чувствам, желание яркой, осмысленной жизни, сильная любовь, готовность к самопожертвованию – все эти черты характера героини делают её образ незабываемым.
А. И. Герцен  «Былое и думы»

А. И. Герцен «Былое и думы»

  • В мемуарах «Былое и думы» А.И. Герцен очень тепло и сердечно рассказал о дружбе и той роли, которую сыграла Татьяна Кучина в его жизни: «Я думаю, что влияние кузины на меня было очень хорошо; теплый элемент взошел с нею в мое келейное отрочество, отогрел, а может, и сохранил едва развертывавшиеся чувства. Я научился быть внимательным, огорчаться от одного слова, заботиться о друге, любить; я научился говорить о чувстве».
В. Г. Короленко  «Слепой музыкант»

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

  • Эвелина в жизни Петра была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла ему преодолеть своё горе и найти счастье.
  • С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого.
  • Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве.
А. Грин  «Алые паруса»

А. Грин «Алые паруса»

  • Мечтая и волнуясь, трогательная и романтичная Ассоль жила в ожидании чуда. Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности».
  • Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину. Понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками.
В. К. Железников  «Чучело»

В. К. Железников «Чучело»

  • Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников.
  •    Она находит в себе силы терпит все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме.      
  •   Лена не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить.
Выводы

Выводы

  • Незабываемая галерея сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, объединяет их высокая духовность и нравственная чистота.
  • Красота, обаяние, богатый духовный мир наших ровесниц во все времена вдохновляли многих. Многие писатели пытались создать идеальный образ девушки.
Литературные героини Лиза «Бедная Лиза» Образ героинь в живописи Корчевская кузина «Былое и думы» Образ героинь в кино Кипренский , «Бедная Лиза», 1827 Режиссер Гаранин Спектакль «Бедная Лиза»   Ася «Ася» Наташа Ростова «Война и мир» Режиссер Лев Елагин Автобиография, роман «Былое и думы» 1969-1972   Режиссер Иосиф Хейфиц Мелодрама «Ася». 1977     Эвелина «Слепой музыкант» Режиссер Сергей Бондарчук Киноэпопея «Война и мир» 1965-1967 Ассоль «Алые паруса»   Лена Бессольцева «Чучело»   Режиссер Татьяна Лукашевич Драма «Слепой музыкант» 1960 Режиссер Александр Птушко Мелодрама «Алые паруса» 1961 Режиссер Ролан Быков Драма «Чучело». 1983

Литературные героини

Лиза

«Бедная Лиза»

Образ героинь в живописи

Корчевская кузина

«Былое и думы»

Образ героинь в кино

Кипренский ,

«Бедная Лиза», 1827

Режиссер Гаранин

Спектакль «Бедная Лиза»

 

Ася

«Ася»

Наташа Ростова

«Война и мир»

Режиссер Лев Елагин

Автобиография, роман «Былое и думы»

1969-1972

 

Режиссер Иосиф Хейфиц

Мелодрама «Ася». 1977

 

 

Эвелина

«Слепой музыкант»

Режиссер Сергей Бондарчук

Киноэпопея «Война и мир» 1965-1967

Ассоль

«Алые паруса»

 

Лена Бессольцева

«Чучело»

 

Режиссер Татьяна Лукашевич

Драма «Слепой музыкант» 1960

Режиссер Александр Птушко

Мелодрама «Алые паруса» 1961

Режиссер Ролан Быков

Драма «Чучело». 1983

1

Образ

Взгляд на любовь

Лиза

2

Корчевская кузина

Цветовая гамма окружения

3

Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. 

6

Белый

«Я думаю, то влияние кузины на меня было очень хорошо; теплый элемент взошел с нею в мое келейное отрочество, отогрел и сохранил едва развертывавшиеся чувства… Я научился быть внимательным, огорчаться от одного слова, заботиться о друге, любить; я научился говорить о чувствах. Мне одному она доверила тайну любви к одному офицеру…»

Социальное положение

Ася

8

Эвелина Яскульская

Стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Она была предельно открыта своему чувству и, в то же время, не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки. 

Крестьянка

Белый, нежно-розовый

9

Белый, нежно-розовый

Ассоль

Эвелина рядом с Петром превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Дворянка

Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в предсказание Эгля. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. 

Лена Бессольцева

Многообразие красок

Незаконнорожденная

Только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы.  Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.

Семья деревенских помещиков

Алый, белый

Дочь рыбака

Резкое противопоставление ярких красок и серых тонов

Советская школьница

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Старчикова Эльвира Алексеевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства