Методические рекомендации по изучению А.И. Солженицына в школе
Методические рекомендации по изучению А.И. Солженицына в школе
ПЛАН
Введение. Из истории вопроса.
Основная часть. Обзор проблем.
Практическая часть (примерные уроки с элементами анализа).
Заключение (нужно ли всё-таки изучать А.И. Солженицына в школе и как это делать?)
1. Принято считать, что изучение творчества А.И. Солженицына в нашей стране началось в конце 80-х годов ХХ века. Однако еще в советской школе на уроках литературы учителя обращались к произведениям автора.
В середине 50-х годов ХХ века началась одна из самых острых и продолжительных дискуссий, в которой приняли участие ученые, педагоги, психологи, социологи, писатели, по проблемам целей и задач изучения словесности, методов достижения этих целей, содержания школьного курса и принципов его построения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по изучению А.И. Солженицына в школе»
Методические рекомендации по изучению А.И. Солженицына в школе
«Проблемы и специфика анализа Солженицынского текста на уроках (на примере рассказа "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛаг")».
ПЛАН
Введение. Из истории вопроса.
Основная часть. Обзор проблем.
Практическая часть (примерные уроки с элементами анализа).
Заключение (нужно ли всё-таки изучать А.И. Солженицына в школе и как это делать?)
1. Принято считать, что изучение творчества А.И. Солженицына в нашей стране началось в конце 80-х годов ХХ века. Однако еще в советской школе на уроках литературы учителя обращались к произведениям автора.
В середине 50-х годов ХХ века началась одна из самых острых и продолжительных дискуссий, в которой приняли участие ученые, педагоги, психологи, социологи, писатели, по проблемам целей и задач изучения словесности, методов достижения этих целей, содержания школьного курса и принципов его построения.
Следующая волна упреков в адрес методистов, программ и учебников по литературе в формализме, рассудочности, трафарете, шаблоне, схематизме, отсутствии эмоциональности приходится на лето - осень 1960 года. Теперь уже не только в специализированных (педагогических и филологических) периодических изданиях, но и в газетах. В центре очередной дискуссии, развернувшейся в конце 1962 года, стал вопрос о задачах преподавания литературы в школе.
Начало 1960-х годов - период обновления содержания школьного литературного образования. Истина в полемике, конечно, не была найдена. Но участники едины в одном: школьное преподавание литературы нуждается в перестройке: следует бороться с вульгаризаторским толкованием художественных произведений, казенщиной и схематизмом, с отсутствием творческой атмосферы на уроке литературы, скованностью педагогов-словесников, ограниченностью школьных программ и учебников.
Результаты исследований показали, что школа не только не оказывает влияния на формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся, но и закрепляет стереотипное мышление и схематическое восприятие художественных произведений. Школьные программы по литературе не соответствуют современным задачам эстетического воспитания ни со стороны содержания, ни со стороны методики. Интерес у школьников возникает лишь тогда, когда они знакомятся с внепрограммными произведениями, связанными с проблемами современности. Изучая такие произведения, учащиеся должны усвоить понятие о диалектике и противоречиях жизни, о сложности человека; перед ними выступит ряд ситуаций и конфликтов, настраивающих на спор, на дискуссию, не допускающих простого, однозначного решения.
Принятые в 2004 году «Стандарты по литературе» и «Примерные программы», определяющие обязательный минимум произведений для чтения и изучения, закрепляют место Солженицына в школьной программе: в среднем школьном звене следует изучать «Матрёнин двор», в старшем - «Один день Ивана Денисовича». В профильный уровень добавляются фрагменты из «Архипелага ГУЛАГ». После этого все авторские программы ориентируются на «Стандарт», дополняя обязательный перечень такими произведениями, как «В круге первом», «Раковый корпус», «Красное колесо» и другими с пометами «Общая характеристика» или «Для внеклассного чтения». Среди проблем, обсуждаемых в связи с введением «Архипелага ГУЛАГ» в школьную программу и входящих в сферу методики преподавания литературы, следует отметить спор о правомерности сокращения исходного текста, о возможности изучения в школе адаптированной литературы.
Основными задачами современной школы являются обогащение духовного мира учащихся на основе знакомства с лучшими образцами русской литературы, формирование высокого художественного вкуса, умение самостоятельно анализировать произведения художественной литературы, приобщение учащихся к богатству русского языка, многообразию его возможностей при передаче мыслей и чувств, овладение навыками продуктивной речи.
Демократизация общества, усиление свободы слова и печати выдвинули также перед современной школой, как русской, так и национальной, задачи гуманизации обучения, отказа от идеологических подходов в процессе изучения художественной литературы, которая перестает быть иллюстрацией политических идей и выступает в своем исконном качестве как "искусство слова". В соответствии с этим в ныне действующие программы по литературе, в основу которых положен художественно-эстетический принцип отбора материала, включаются произведения ранее не изучавшихся авторов, чье творчество было запрещено и "забыто" по определенным причинам, большей частью - политическим. Одним из таких писателей является А.И. Солженицын. Его книги признаны литературоведением и критикой как выдающиеся, а сам прозаик оценивается как великий русский писатель.
2. Проблема изучения творчества А.И. Солженицына в школе возникла относительно недавно. В творчестве писателя встают и проблемы вечного характера: вопросы нравственного становления и развития личности, соотношения добра и зла в человеке. Такое соединение вечного (философского) и исторического (сиюминутного) оказывает объективное влияние на специфику тематики, поэтики, жанрового своеобразия произведений художника. Писатель "верен" нескольким главным темам, чем определяется внутреннее единство, целостность его творчества. Это темы России (подлинной, "нутряной"), тема народа, репрессий и тоталитарного государства, определяемая как "лагерная". Писатель открывает для русской литературы новые формы организации художественного материала: "опыт художественного исследования", "повествование в отмеренных сроках", в которых наиболее отчетливо проявляется такая особенность творчества А. И. Солженицына, как сложное соединение художественного, публицистического, автобиографического, документального начал.
Отличительная черта произведений А. Солженицына — оригинальный язык, являющийся одновременно как новаторским, так и традиционным. Синтаксис писателя "мощно русифицирован" в духе русских пословиц. Потерянный лад языка художник ищет в народной речи, что приводит к широкому употреблению в его произведениях диалектных говоров, неправильных синтаксических и грамматических конструкций. Для произведений А. И. Солженицына характерен и особый стиль, проявляющийся в иронии, сатире. Он является одним из важных компонентов проявления авторской позиции в произведении. Это тот "цемент", который скрепляет исполинскую энергию письма, показывает миру писателя-борца (Ж. Нива).
Анализ произведения — наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В. В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. У современного школьника вместе с расширением круга чтения растет желание расширить и понимание новых для него авторов.
Произведения художника глубоко символичны. Символика его творений зачастую отсылает к русской классической литературе (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), традициям средневековья, библейской образности, которые наиболее ярко проявляются в его ранних произведениях (рассказах "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича", романе "В круге первом"). В связи с этим отличается своеобразием система образов в творчестве писателя, в которой действуют как образы конкретных людей, так и образы-символы, образы-архетипы. Она также не противоречит «монистической» позиции художника — его верности одной идее (поиску истины, Божьей правды). Это определяет основное композиционное построение его произведений (антитеза), а также критерии оценки героев, в которых писатель категоричен: честность — лицемерие, духовность — бездуховность, героизм — трусость и т. д.
Герои А. Солженицына — простые русские люди, крестьяне, в ком "жестокая эпоха культивирования зависти и злобы" (А. Латынина) не убила высоких качеств. Главная их черта — принадлежность к "нутряной" России (несоветской!): Матрена, Шухов, Спиридон Егоров и др. Такие образы-персонажи являются субъективными носителями авторской позиции в повествовании. Эту функцию носит и автобиографический герой, цель присутствия которого заключается также и в том, чтобы "подтвердить достоверность происходящего, того, что сам автор был свидетелем и участником событий " (В. Лавров).
Ученики средних классов легче воспринимают сюжет и характеры, труднее — авторскую позицию, "взаимосцепление" сцен и образов. Старшеклассники активно воспринимают композицию, идейное содержание, а также отдельные особенности стилевой манеры автора". Характерной особенностью восприятия художественной литературы является удовлетворение личных потребностей, что приводит к субъективности восприятия в процессе понимания идейного содержания произведения и заставляет учителя преодолевать ее на уроке. Принципиально важна мысль о том, что нетуниверсального пути анализа. В нем должны сочетаться "свобода" и "необходимость", а сам он должен быть вариативным, гибким. Отличительная его черта — целостность. Главное — не анализ отдельного персонажа, но "всей системы образов, структуры произведения в целом" (Г.А. Гуковский). Важная тенденция современного школьного анализа — внимание к эстетической природе произведения, его поэтике, жанровой специфике. С этой точки зрения особое место отводится изучению отдельного произведения в контексте всего творчества писателя.
Наиболее эффективными признаются метод творческого чтения (приемы выразительного чтения, пересказа), репродуктивный метод (слово учителя, лекция, историко-бытовой, историко-литературный, лексико-грамматический комментарии). Особое место отводится использованию наглядности на уроке: использование в ходе анализа опорных схем, позволяющих не только наглядно представить структуру того или иного художественного текста, но и выявить те элементы произведения, которые непосредственно включены в школьный анализ.
В процессе анализа рассказов писателя "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" наряду с проблемным подходом значительное внимание уделяется анализу "вслед за автором",пообразному анализу, в ходе которых раскрывается характер главных героев, специфика системы образов, что обеспечивает глубокое понимание идейно-тематического ядра произведений. Особое место отводится выявлению авторской позиции в повествовании, чему способствует стилистический анализ, обращение к "необычному" языку изучаемых произведений. В этой связи широко используются приемы словарно-фразеологической работы, историко-бытовой, историко-литературный комментарии, прием выразительного чтения.
На первом этапе значительное место отводится актуализации таких тем в творчестве писателя, как тема "нутряной" России, выживания человека в условиях тоталитарного государства, нравственного выбора.
Второй этап предполагает обращение к монографической теме "Творчество А.И. Солженицына", в ходе которого глубоко изучается биография писателя, его философская, гражданская позиция, художественные мышление и метод, а также осуществляется анализ глав такого известного произведения, как "Архипелаг ГУЛАГ" (идейно-тематический, стилистический, композиционный). Помимо названных приемов, здесь широко используются и такие активные формы обучения, как эвристическая беседа, самостоятельные выступления учащихся в виде докладов, сообщений, самостоятельного анализа отдельных образов. На протяжении всей системы уроков по творчеству писателя особое место отводится использованию приема моделирования как наиболее эффективно раскрывающему сюжетно-композиционные особенности произведений А.И. Солженицына, специфику системы образов.
3. Значительное место отводится изучению крупнейшего его произведения — "Архипелаг ГУЛАГ". Планирование урока-лекции по изучению биографии А.И. Солженицына представляется следующим образом:
1. Возвращение изгнанника на родину (монтаж из газетных материалов 1994 года). 2. Трагический путь писателя: а) детство, юность; б) арест, лагерь, ссылка; в) большая литература. А.Т. Твардовский; г) травля, лишение гражданства. 3. "Вложенная цель" художника: темы прозы, публицистики, художественное своеобразие писателя.
На уроке широко используются наглядность (портреты писателя, выставка его книг), музыкальное оформление (соль-минорная баллада Ф. Шопена, отрывок из симфонического вступления к опере М.П. Мусоргского "Хованщина"). Лекция активизируется самостоятельными выступлениями учащихся: небольшие сообщения о публицистике писателя ("Жить не по лжи", "Нобелевская лекция"), отдельных страниц биографии художника, выразительное чтение отрывков из мемуарной литературы ("Бодался теленок с дубом").
Следующий урок посвящен обзорному изучению "опыта художественного исследования" "Архипелаг ГУЛАГ". Это одно из самых необычных творений художника: художественно-публицистическое исследование целой эпохи, в котором А.И. Солженицын проявляет себя не только как историк, политик, публицист, но и как художник - сатирик и "тончайший лирик" (М. Шнеерсон). В ходе обзора учитель сосредоточивает внимание старшеклассников не столько на идейно-тематическом пласте произведения, сколько на его жанровом аспекте, определении его художественного своеобразия. Урок строится в форме лекции с элементами беседы. Учащиеся получают предварительные задания:
1) групповые: прочитать главы "Арест", "Голубые канты", "К высшей мере", "Женщина в лагере", "Караваны невольников", "Побеги с моралью и побеги с инженерией";
2) индивидуальные: подготовить самостоятельные выступления информационного плана о произведениях "лагерной" прозы как в русской, так и в литературе других народов (А. Ахматовой, В. Шаламова, И. Салахова, Р. Мухаммадиева, А. Гилязова и др.), а также рассказ об истории создания и выхода в свет книги А.И. Солженицына.
Вводная часть урока связана с выяснением читательского восприятия произведения писателя. Учитель выясняет, что прочитанные главы оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на старшеклассников. Чтение их, говоря словами исследователя творчества А.И. Солженицына М. Шнеерсон, "- и душевная пытка, и очищение", "... очищение при соприкосновении с трагическим в искусстве". Однако учащимся не под силу самим разобраться в сложной образной системе произведения, особенностях его композиционного построения, своеобразии жанровой природы. Документально-фактический материал, изложенный старшеклассниками в ходе предварительной беседы, позволяет выявить лишь идейно-тематическую направленность повествования: это обвинительный акт против Системы гостоталитаризма "огромное обвинительной заключение, построенное по результатам самоотверженной работы" (Вс. Сурганов). Рассказ об истории создания и выхода в печать "Архипелага ГУЛАГ", а также сообщения учащихся о произведениях схожей проблематики как в русской, так и в татарской литературе продолжают разговор о тематике и проблематике книги А.И. Солженицына. Докладчики подчеркивают, что, несмотря на идейно-тематическую близость произведений "лагерной" прозы ("Реквием" А. Ахматовой, "Колымские рассказы" В. Шаламова, "Черная Колыма" И. Салахова, "Давайте, помолимся!" А. Гилязова и др.) "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына отличается жанровым своеобразием. Поэтому вторая часть занятия посвящена именно этому вопросу: определение специфики нетрадиционного для русской литературы жанра - "опыт художественного исследования. Особенности его определяются рядом черт. Главными из них, по мнению ученых-специалистов, являются: парадоксальное сочетание лирики и публицистики, наличие иронии и сатиры, особенности внутреннего композиционного по строения текста, специфика образной системы.
Пласт А указывает на конфликт произведения, его основное противоречие - борьбу тоталитарного государства и Человека. На уровне пласта Б представлены типы людей в тоталитарном государстве: палачи, "овцы-кролики", беглецы, святые люди. Пласт В отражает степень свободы каждой категории. несвобода, стремление к свободе внешней, свобода внутренняя. Пласт Г - пласт автора-повествователя, в котором указывается его место в системе образов.
Предлагаемая схема помогает сфокусировать внимание учащихся, разобраться в композиции и образном ядре произведения.
СХЕМА 3
А: ГОСУДАРСТВО (СИСТЕМА)
беглецы святые люди и овцы-кролики"
НЕСВОБОДА стремление свобода (СТРАХ) к внешней внутренней свободе
ОБРАЗ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ
Учитель объясняет представленную схему и особое внимание сосредоточивает на главе "Голубые канты" и се обсуждении, поскольку в ней как нельзя лучше представлены основные черты, определяющие своеобразие жанра книги, перечисленные выше. Парадоксальное сочетание документального материала, свидетельств очевидцев с авторской иронией и сатирой, философские рассуждения, риторические вопросы писателя и их ассоциативная взаимосвязь с русской классической прозой XIX века, особенно романами Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы" - все это становится объектом разговора учителя с учащимися о художественной стороне "исследования". В данной главе замечательно представлен и Солженицын-сатирик, и Солженицын-лирик. Непосредственное чтение на уроке главы "Побеги с моралью и побеги с инженерией" позволяет понять особенности трансформации конфликта произведения в данном отрывке, раскрыть авторскую позицию, специфику ее проявления (подтекст, ирония, языковые средства). Анализ главы позволяет выявить одну из главных проблем в творчестве А.И. Солженицына: проблему нравственного выбора человека в экстремальных условиях. Учащиеся выделяют субъективность изображения, наличие сюжетности (качество такого жанра, как новелла), лирические и философские отступления, речевые характеристики героев и т.п.
Особое внимание на уроке уделяется и тем страницам произведения, которые позволили Л. Чуковской определить жанр "Архипелага ГУЛАГ" как "лирический эпос или эпическую лирику". Таково начало второй главы (часть третья), которое можно охарактеризовать как стихотворение в прозе о Соловецком острове, или, например, концовка главы "Фашистов привезли!" Таким образом, учитель с учащимися, рассуждая о "великой книге" А.И. Солженицына, в ходе лекционной беседы раскрывает не только писателя-борца, политика, историка, психолога, но прежде всего художника.
Ещё одним произведением А.И. Солженицына, всколыхнувшим советское общество, привлекшим внимание творчески работающих учителей, заставившем говорить и о писателе и трагических событиях нашей недавней истории, явился рассказ «Один день Ивана Денисовича». Преподаватели-энтузиасты, разрабатывая учебные курсы и программы, в том числе по литературе, подходили к процессу творчески.
«Один день Ивана Денисовича» - есть та нравственная, смысловая, образная основа, которая может вызывать отклик в душе школьников. Как построить урок, чтобы этот отклик случился, чтобы ребенок не просто получил сумму знаний, а испытал что-то вроде катарсиса, духовного очищения? Это зависит от учителя - как он сумеет подготовить учеников к восприятию непростых жизненных ситуаций, которые есть в книгах писателя».
доктор филологических наук А. Урманов.
Задуман "Один день..." на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 гг. Осуществлён в 1959 сперва как "Щ- 854 (Один день одного зэка)".
Солженицыну важно было не прославиться, а сказать правдивое слово о странице в истории жизни общества. И коль речь идёт об изучении повести в школе, то лучшего эпиграфа к теме "Уроки Солженицына", пожалуй, и не подберёшь: "Слово правды весь мир перевесит".
Книга несла не только новое и страшное о российской действительности, не только давала портрет одного дня страны. Она о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.
Темой этой книги стало утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. Повесть отвечала на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, "...ни единой долькой не отступиться от лица".
Сюжет строится на сопротивлении живого - неживому, Человека - Лагерю: "Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит" (А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. - М., 1990, с. З. Далее цитируется по этому изданию.)
С чеховской лаконичностью и точностью русского слова передана в повести суть лагерной философии, которая движет сюжет внутреннего сопротивления человека ГУЛАГу.
Подчиняясь сюжету, организуется и группировка образов: каждый день разыгрывается драма сопротивления Лагерю: Алёшка - баптист, Сенька Клевшин, Павло - помбригадира, Тюрин. Другие -проигрывают и обречены на гибель: Цезарь Маркович, шакал Фетюков, десятник Дэр, придурни. Погибают и те, кто бережёт себя "на чужой крови". Так обозначается конфликт повести.
Проблема, т.е. самый главный вопрос, который разрешает автор: что такое Лагерь и как в нём человеку выжить?
Идея заключена в намерении автора создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь с его обыденностью.
Приступая к работе над текстом, одновременно выясняем проблематику произведения.
Лагерь как воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой - одна из ведущих проблем произведения Солженицына.
У А.Т. Твардовского есть размышление об "изнанке" человека, одерживающей верх в моменты помрачения души и разума:
Ты не явь, а только сон дурной.
Бездарность и веселье.
Тебя, как пугало земли,
Зачав с угрюмого похмелья,-
На белый свет произвели...
Ты - только тень.
Одной из главных граней оценки человека становится отношение к работе. Это определяет взаимоотношения людей в лагере, в шуховской бригаде. А когда была закончена работа - Иван Денисович переживает свой "момент истины", и никто на свете не может ему помешать. Это законная гордость внутренне свободного человека за дело, которое им выполнено как надлежит мастеру.
Ещё одна проблема - расточительство народных сил. Бессрочный, бесконечный абсурд, через который прошёл наш многострадальный народ, в деталях представлен на страницах повести.
Так возникает проблема нравственного, духовного суда над всем происходящим. Осознание настоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми.
Невесёлые вести из дома Ивана Денисовича раскрывают проблему превращения "ВОЛИ" в своего рода "ЗОНУ". Выясняется, что на воле тоже нет должного порядка, а есть строй, в сущности, мало отличающийся от лагерного. Личное духовное сопротивление, защита человеком бренности своего внутреннего мира могут противостоять абсурдности духа "воли" или "зоны". Источник духовной силы герой находит в полезном труде- Работа как противостояние Лагерю. Гнуться, чтобы не сломаться, для этого нужно больше силы и стойкости, чем для того, чтобы упираться.
Разложение и распад в самом основании Лагеря. Эта зараза, культивирующаяся в недрах ГУЛАГа, расползается повсюду, давая метастазы далеко за колючую проволоку, утверждаясь на воле: в производстве, культуре и других областях жизнедеятельности человека. В лагерной системе, как в зеркале, отражается политика государства, направленная на лишение самостоятельного мышления и поведения человека. Год за годом шло великое разорение здравого смысла и самого умения думать.
Искусство как источник духовной силы человека. Люди в Лагере остаются людьми, помогают друг другу освоить науку выживания, поддерживают, как могут, слабого.
Освобождение от иллюзий ко многим приходит слишком поздно. Одним из главных инструментов освобождения становится правда. Люди, несущие правду другим, заметны везде и всегда.
Духовный спор персонажей повести сопровождает мощь доводов каждого из незаурядных людей. Лагерь собрал их множество, со своими голосами и лицами.
Многое и разное сошлось в ГУЛАГе.
Именно многоликость и многоголосие Лагеря лишают кого-либо из персонажей повести права быть полномочным и единственным выразителем правды о Лагере и о сопротивлении ему человека. Солженицын - художник эпический. Ему для выражения правды нужны были все голоса вместе взятые, чтобы быть услышанным.
Изучение рассказа "Один день Ивана Денисовича" в 9 классе, опирающееся на особенности его восприятия учащимися, предполагает постановку и решение следующих задач двух уроков: 1) раскрыть художественное своеобразие рассказа, обусловленность его "особого" языка идейно-тематическим содержанием; 2) выявить авторскую позицию в произведения концепцию выживания человека в экстремальных условиях сталинского лагеря.
На первом уроке ставится основной вопрос; "Прав ли критик М. Лифшиц, утверждавший, что в "Одном дне..." "автор не изображает никаких чрезвычайных ужасов?". Сравнительный анализ "Одного дня..." с другими произведениями "лагерной" прозы как в русской, так и литературе разных народов: рассказами В. Шаламова "Ягоды", "На представку", романом И. Салахова "Черная Колыма" (глава "Сабантуй") позволяет выявить литературные приемы изображения автором лагерной действительности. Учащиеся делают вывод о том, что А. Солженицын, не изображает сцен смерти, откровенной жестокости, как это делают, например, В. Шаламов или И. Салахов. Он ограничивается показом одного "почти счастливого" дня одного зека, чем и определяется художественное своеобразие рассказа.
Усиленное внимание к языку "Одного дня... ", определение его специфических черт позволяют выявить особенности языковой структуры произведения. Ими оказываются прием несобственно-прямой речи, широкое использование писателем лагерной и диалектной лексики. Учащиеся приходят к важному выводу: А. И. Солженицын изображает лагерь через сознание главного героя — Шухова. Образ автора и образ Ивана Денисовича порой сливаются в одно целое, что достигается использованием в тексте личного местоимения "мы".
Особенности композиции произведения, хронотопа, построенного по принципу сжатия времени и пространства (день = лагерь) можно проследить по схеме, которую предлагает учитель. На ней представлены основные пласты произведения: А — лагерь; Б — образы бригадников; В — образ главного героя, через призму сознания которого читатель видит лагерное пространство.
На втором уроке (урок-исследование) рассматривается основная проблема произведения: "Выжить ли любой ценой или сохранить в себе человеческое достоинство?". Подбор эпиграфов с разнонаправленными мнениями по этому вопросу способствует созданию атмосферы поиска на занятии. Решение проблемы урока достигается обращением учащихся к анализу системы образов в произведении, их сравнительно-сопоставительной характеристике. Главная задача учащихся — выявить жизненную позицию каждого из героев, авторское отношение к ним, что позволяет раскрыть концепцию выживания человека в лагере. Анализируя образы основных героев в рассказе, учащиеся приходят к выводу самого писателя: в лагере духовно выживают те, кто еще на воле развил в себе высокие нравственные качества. Это такие герои, как Алешка-баптист, Тюрин, Шухов. В связи с проблемой рассказа вычленяется характерная для творчества А.И. Солженицына антитеза внутри системы образов — разделение зеков на людей и нелюдей, чему способствует рассмотрение такого литературного приема в произведении, как зооморфизм (лейтенант Волковой, шакал Фетюков).
Особое место на уроке отводится анализу образа главного героя. Определяются основные его качества — умение и желание трудиться (актуализация сцены кладки кирпичной стены на ТЭЦ), "малая вера" (Ж. Нива), не заросшая "плевелами" (разговор с Алешкой-баптистом), умение отличить добро от зла. Определяется авторское отношение к нему, взаимосвязь с образом "праведницы" Матрены. Учащиеся отмечают, что путь выживания главного героя в лагере по А. И. Солженицыну наиболее гармоничен: он выживает духовно и физически.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» — это рассказ о том, как человек из народа соотносит себя с насильно навязанной реальностью и ее идеями. В рассказе существуют особые мерки пространства и времени. Лагерь — это особое время, которое почти неподвижно. Дни в лагере катятся, а срок — нет. День — это мера измерения. Все дело в самом материале изображения. Герои — это не вымышленные персонажи, а реальные люди. И люди эти поставлены в такие условия, где им приходится решать задачи, от которых самым прямым образом зависит их жизнь и судьба. Есть в рассказе и еще одно время — метафизическое, которое присутствует и в других произведениях писателя. В этом времени — другие ценности. Здесь центр мира переносится в сознание зека. В связи с этим очень важна тема метафизического осмысления человека в неволе. Горечь потерь сквозит в рассказе. С категорией времени связаны и отдельные слова в самом тексте рассказа. Например, это первые и последние строки. Интересно представлено и пространство в рассказе. Читатель не знает о том, где начинается и где заканчивается пространство лагеря, кажется, будто оно заполонило всю Россию. Само пространство лагеря оказывается враждебным для зеков. В человеке пробуждаются животные инстинкты. Подобное описание полностью противоречит канонам русской классики XIX века. Герои Солженицына бегут от пространства. Они чувствуют себя куда безопаснее в тесных камерах, в душных бараках, где они могут позволить себе хотя бы свободнее дышать.
Через судьбу одного человека — Ивана Денисовича — автор вкладывает судьбу миллионов, невинно арестованных и осужденных. Герой Солженицына во многом стал предметом злостных обвинений в среде критиков. По их представлению, этот цельный народный характер должен быть практически идеальным. Солженицын же изображает человека обыкновенного. Таким образом, в рассказе Солженицын воссоздает основные черты той эпохи, когда народ был обречен на невероятные муки и лишения, представлен сгусток судьбы миллионов советских людей, вынужденных расплачиваться за честную и преданную службу годами унижений, мучений, лагерей.
Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.
На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы
Итоги двух уроков могут фиксироваться в домашней письменной работе (сочинении-размышлении) на темы: "Страна под названием ГУЛАГ" (по главе "Арест"), "Палачи и жертвы" (по главе "Голубые канты"). Предлагаются также такие сочинения: "Не стоит село без праведника", "Один "почти счастливый" день", которые имеют целью актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущих этапах изучения творчества писателя.
4. Александр Исаевич Солженицын уже давно удостоился титула «живого классика». Вышедшие из-под его пера произведения воспринимаются как явления первой величины, не только в русской, но и в мировой литературе. Можно по-разному относится к его творчеству, однако, вне всякого сомнения, его произведения читаются и будут читаться и поклонниками его творчества и противниками. Объем произведений, созданных А.И. Солженицыным огромен, а написанное о нем - вовсе не поддается исчислению, ведь его книги представляют собой колоссальный интерес для литературоведения, для теории литературы, как в России, так и за ее рубежами. Творчество А.И. Солженицына - художника с мировым именем уже оказало и продолжает оказывать значительное влияние на современную не только русскую, но и мировую литературу.
И в замысле, и в структуре произведения, и в последующей его жизни для Солженицына первоочередное значение имеет жизненный материал, главенство которого является стержневой составляющей не только композиции, но и сюжета, жанра, шире – всего творчества писателя. Материал и задача не разделимы. Наблюдения А.И. Солженицына над текстами организуются триадой автор – произведение – читатель.
Российское литературоведение исходит из понимания произведения художественной литературы, как сложноорганизованного целого (особого мира, «вселенной», созданной автором), а отсюда уже и проистекает необходимость познания его внутренней структуры, выявления отдельных его составляющих и корреляционной зависимости между ними.
Современная система школьного литературного образования, построенная в соответствии с новой концепцией, в качестве одной из насущных задач выдвигает знакомство учащихся с новыми именами писателей и поэтов, чьи произведения ранее не были включены в программы по русской литературе. Одним из таких писателей является А.И. Солженицын, творчество которого в литературоведении и критике определяется как выдающееся, его произведения - как высокохудожественные, наполненные правдой жизни, а сам прозаик - как великий русский писатель. Изучение произведений А.И. Солженицына становится важным этапом и необходимым звеном в системе литературного образования как русских, так и национальных школ.
Глеб Нержин, герой романа "В круге первом", думал, что со временем люди, прошедшие через лагерь, "облегченно затопчут своё тюремное прошлое... и даже скажут, что это было разумно, а не безжалостно, - и, может быть, никто из них не соберется напомнить сегодняшним палачам, что они делали с человеческими сердцами! Но тем сильнее за всех за них Нержин чувствовал свой долг и своё призвание. Он знал в себе дотошную способность никогда не сбиться, никогда не остыть, никогда не забыть".
Таким человеком и написан "Один день Ивана Денисовича".
Выдающимся литераторам в нашей стране честь воздается, к сожалению, посмертно. И нередко только после ухода из жизни осознается масштаб личности писателя и глубина художественных прозрений. Александр Исаевич Солженицын стал классиком русской литературы еще при жизни и занял достойное место в школьных программах. Однако события последних лет показывают, что его судьба в школе будет непростой.
Очевидно, что в настоящее время творчество А.И. Солженицына, как выражаются кинокритики,-не формат для современной школы. Недаром три десятка лет Солженицын не был «допущен» в школу. Но разве можно утверждать, что содержание учебных программ, учебно-методических пособий и учебников по родной литературе, истории и культуре уже достигло совершенства? Разве современная школа закрыта для освоения новых исторических источников, для изучения новых литературных произведений? Разве уже утеряна надежда, что российская школа всё же начнёт заниматься обновлением содержания образования, а не только внедрением новых технологий?
Что же нужно делать, чтобы творчество А.И. Солженицына заняло достойное место в учебно-воспитательном процессе российской школы, а не только в программах 9 и 11 классов по литературе?
Прежде всего необходимо бережно-текстуальное, а не обзорно-поверхностное изучение творческого наследия А.И. Солженицына. Именно такой подход поможет российской школе подняться на более высокий уровень преподавания и русской литературы, и родной истории, и обществознания, и других предметов гуманитарного цикла.
Нужно также не бояться отступать от того догматизированного подхода в преподавании в школе русской литературы, истории и культуры в целом, который сложился в годы запрета и Достоевского, и Солженицына. Школа должна учесть горькие уроки XX века. Как сказал сам Александр Исаевич в своём видеообращении на вручении ему Российской Государственной премии 12 июля 2007 года: «И этот наш горький отечественный опыт ещё как может пригодиться при повторе неустойчивых общественных состояний, предупредить нас от новых губительных срывов. Мы не можем ещё когда-нибудь их себе позволить».
Список используемой литературы.
Гольденберг И.З. О преподавании литературы в школе.
Т.В. Гегина. "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына: Природа Художественной правды.
С. Залыгин. Вступительная статья//Новый мир. 1989 №8.с.7
А. Зорин. «Внебрачное наследие Гулага»// Новый мир.1989.№8.с.4
В. Лакшин. Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.,1989. С.208
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formy-khudozhestvennogo-povestvovaniya-v-maloi-proze-i-solzhenitsyna#ixzz2mWMIDtqP.
«Между двумя юбилеями (1998–2003)»: Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах. М.: Русский путь, 2005.А. Солженицын. Бодался теленок с дубом// Новый мир. 1991.№6.с. 18
А. Солженицын. Рассказы// малое собрание соч. Т.3
Сараскина Л. «Александр Солженицын». М.: Молодая гвардия, 2008. Серия «Жизнь замечательных людей».
Л.Я. Шнейберг. Начало конца Архипелага Гулаг// От Горького до Солженицына. М: Высшая школа, 1997.