kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия. «Маленькие жизни Холокоста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о детях -жертвах Холокоста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия. «Маленькие жизни Холокоста»»

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

«Маленькие жизни Холокоста»


Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Берёзовская СОШ» Поворозник Наталья Владимировна.

Цели:
Образовательная:
ознакомление обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
повышение информационной грамотности обучающихся;
продолжение формирования аналитических умений обучающихся при работе с историческими источниками;
Развивающая:
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
развитие навыков монологической речи;
формирование умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативных навыков;
Воспитательная:
Воспитание у школьников стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Задачи:
Способствовать  пониманию учащимися проблем, связанных  с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.
Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам  России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.
Формировать патриотизм, гражданственность.
Материалы и оборудование:
ПК, мультимедиа проектор, колонки.
Презентация, буклет.
Методы: наглядные, словесные


Ход мероприятия

1 ведущий

27 января 2018 г. исполняется 73 года с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы будем сегодня говорить.

1ноября 2005 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила , что день 27 января ежегодно будет отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.


На экране «Дети – жертвы Холокоста» или 27 января Международный день памяти жертв Холокоста)
(Текст за кадром)
«Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна! 
(Звучит музыка Лолашвили «Еврейская». Мальчик со скрипкой в руках на сцене. Танец.)
«Все быть могло иначе, но началась война!»
(Взрыв)
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
1. Ты часто горе видела людское,
2. Ты миллионы лет цвела для нас,
3. Но испытала ль ты хотя бы раз
4. Такой позор и варварство такое?
(В записи и на экране «Холокост»)
Звучит еврейская музыка – doyna.


Чтец

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко-

Теперь же в небесах лишь след его парит.

1 ведущий

Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

(Звучит марш немецких солдат. Выходят дети с листовками в руках. Скандируют) 
Выходят 3 ученика

1 ученик

Вы не должны иметь прав.

2 ученик

Вы не имеете права жить среди нас

3ученик

Вы не имеете права жить.

(Голос за кадром)
1. В 30 годы еврейские дети страдали больше других.
2. Мы не понимали, почему немецкие дети не хотят с нами дружить и даже разговаривать?
3.Почему нас выгоняют из школ, из университетов?
1. Почему для нас закрыты городские парки?
2. Почему?
3.Почему?
4.Почему? (Пауза)

2 ведущий

Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.  

Бухенвальдский набат

3 ведущий

Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более шести десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)

1 ведущий

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

Выходят ученики исследователи слайды презентации

1историк

Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти.  Ими было принято свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.


2историк

Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» – значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.


3историк

Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.

(Голос за кадром)
По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошел в ноябре 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушены синагоги, погибли люди, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
(Мальчик подходит к патефону ставит пластинку. Звучит тревожная музыка из фильма)

Чтец читает стихотворение Фридриха Золотковского (слайды детей в лагерях)

Дети войны

Во мне печалью стынет сердце, 
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться, 
когда сминает душу горе?..

Вот я узнал, что в здешнем крае 
и дети в лагерях томились. 
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской
                                слезы лились. 
Могли они понять, кто правый, 
кто виноват, когда их разум 
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу?!...

Душа любая ждёт на свете 
покоя, и любви, и воли... 
Но плачут, ещё плачут дети 
от ненависти, зла и боли… Фридрих Золотковский


1 ведущий В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев.


2ведущий

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги, и мы принимаем все предосторожности, необходимые  во взаимоотношениях с врагами». (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). 

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

3ведущий

В 1942 году  нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В  Освенцим, Треблинку, Майданек и другие  концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере  Белжец  было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона  евреев.

(Голос за кадром. Хор детей на еврейском языке)
После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Два треугольника – звезда.
Щит праотца.  Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.
(Звучит «Колыбельная для ангела» из фильма)
«Мама, отчего ты плачешь, 
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда.
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет «фрейлехс»…Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь_
Их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь, мама? Отчего ты пла…» (Выстрел)
1 ведущий
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  
Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

2 ведущий Однажды во дворы домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у них брали кровь для раненых немцев.
(Приглушенный звук метронома )(Текст за кадром) 
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
(Звучит музыка к спектаклю «Поминальная молитва»)       
(У участников постановки в руках рыжий песок)                                                                   
1.Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка                                                                           
2. Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?                                                               
3. Это, может быть, резвые ноги ребёнка,                                                                        
4. Что за белою бабочкой гнался межой;                           
5. Или ручки, – дитя ими тянется к маме,                                                               
6. Обнимая за шею, ласкается к ней…                                                                                 
1. Или был этот щебень большими руками,
2. Что с любовью к груди прижимали детей.                                                                  
3. Этот пепел, который разносится с ветром,                                                                  
4. Был глазами, смеялся и плакал порой,                                                                           
5. Был губами, улыбкою, музыкой, светом,                                                                  
6. Поцелуями был этот пепел седой.
1. Был сердцами, тревогою, радостью, мукой, 
2. Был мозгами, сплетеньем извилин живых,–3. Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,
4. Точно белым по чёрному вписано в них.                                                                     
6. Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
(Текст за кадром. Звучит музыка «Аллилуийя» из кинофильма «Штрафбат»)
3 ведущий

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. 
Звучит музыка С.Рахманинова concerto 2.

Чтец

«Мужчины мучили детей.                                                                                               
Умно. Намеренно. Умело.                                                                                             
Творили будничное дело,                                                                                      
Трудились – мучили детей.                                                                                           
И это каждый раз опять, –                                                                                                 
Кляня, ругаясь без причины…                                                                                               
И детям было не понять,                                                                                               
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.                                                                                                    
Побои, голод, псов рычанье?                                                                                             
И дети думали сперва,                                                                                                          
Что это за непослушанье.  
Они представить не могли                                                                                               
Того, что было всем открыто:                                                                                                   
По древней логике земли,                                                                                                 
От взрослых дети ждут защиты.    
А дни всё шли, как смерть страшны,                                                                                
И дети стали образцовы,                                                                                                     
Но их всё били. Так же. Снова.                                                                                          
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.                                                                                               
Они молили. И любили.                                                                                                    
Но у мужчин «идеи» были,                                                                                            
Мужчины мучили детей»
1 ведущий Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр.    

2 ведущий В оккупированном фашистами Киеве в «Бабьем Яру» были убиты тысячи детей вместе с родителями. А также в Белоруссии,  России и других захваченных советских территориях  проходили массовые казни.  Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней.  Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний.

3 ведущий Жители села Хатынь  были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«Бандеровцами», каратели  не жалели никого, в том числе и детей.

В Киеве нацисты сделали пробу уничтожения всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
А люди подходят и падают в яму, на камни…                                                     
(Песня Розенбаума «Бабий Яр», 1 куплет )(Голос за кадром)
30 июля 1941 года немцы заняли город Голованевск Одесской области. Началась дикая расправа с еврейским населением.  
(Звучит музыка «Нашествие»)
Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…
Да разве забудешь такое?

Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.


(Голос за кадром) 
В июле1942 года немцы захватили Ростов-на-Дону. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет. Опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Было уничтожено более 27 тысяч евреев. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке».
(Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. 
Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, 
Мирно колосится поле, не звучат взрывы, 
Не горят деревни и города.    
                       (Звучит «Адажио»)
Ведущий1

Что может быть страшнее смерти ребёнка?
Смерти бессмысленной и жестокой, 
смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.
«Да воцарится мир в душах людей злой воли,                                                          
И да   положит это конец мщению                                                                                 
И разговорам о казнях и насилии.                                                                                   
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,                         
Она вне пределов человеческого понимания,                                                         
Из-за неё так много мучеников в этом мире».
Ведущий2

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Прислушайся к своему сердцу, 
загляни себе в душу, 
посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – 
Человек!
Протяни руку не для удара, а для помощи. 
Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Ученица1
1.Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,                             
Ученица2

2.Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,                                  
Ученик3

3.Чтоб на деле детей от беды защитить,                                                                     
Ученик4

4.Раньше, чем  позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети начальных классов

1.Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.                                                                  
2.Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти.                                                
3.Чтоб на деле детей от беды защитить,                                                                    
4.Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.


Ведущий 1. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ведущий 2. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ведущий 3 Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Слайд . Минута молчания.

Слайд  “Бухенвальдский набат” (3-й куплет)

Заключительная песня «Нам этот мир завещано беречь»






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка внеклассного мероприятия. «Маленькие жизни Холокоста»

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 19.10.2017

Номер свидетельства: 433410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства