Методическая разработка.Литературное чтение "Добро и зло в калмыцких народных сказках."
Методическая разработка.Литературное чтение "Добро и зло в калмыцких народных сказках."
Добро и зло в калмыцких народных сказках
Введение «Калмыцкие народные сказки».
У каждого человека навсегда в памяти остаются любимые сказки, любимые герои. Через сказки мы учимся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Калмыки издавна славятся сокровищами своего фольклора. Поистине народной мудростью преисполнены калмыцкие народные сказки. Они отличаются большим разнообразием, учат нас анализировать, рассуждать, давать оценку героям и их поступкам.
Основная часть «Сказка – ложь, да в ней намек…»
2.1. Цель работы: исследовать добро и зло в калмыцких народных сказках.
2.2. Задачи:
1.Учиться правильно находить главную мысль сказки
2. Получить подтверждение тому, что в сказках добро всегда побеждает зло
3. Развивать познавательные и творческие способности, воображение, умение анализировать, давать оценку героям и их поступкам
4. воспитывать любовь к калмыцким народным сказкам, к родному языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка.Литературное чтение "Добро и зло в калмыцких народных сказках." »
Что за прелесть эти сказки!
( А.С. Пушкин).
Добро и зло в калмыцких народных сказках
Введение «Калмыцкие народные сказки».
У каждого человека навсегда в памяти остаются любимые сказки, любимые герои. Через сказки мы учимся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Калмыки издавна славятся сокровищами своего фольклора. Поистине народной мудростью преисполнены калмыцкие народные сказки. Они отличаются большим разнообразием, учат нас анализировать, рассуждать, давать оценку героям и их поступкам.
Основная часть «Сказка – ложь, да в ней намек…»
2.1. Цель работы: исследовать добро и зло в калмыцких народных сказках.
2.2. Задачи:
1.Учиться правильно находить главную мысль сказки
2. Получить подтверждение тому, что в сказках добро всегда побеждает зло
3. Развивать познавательные и творческие способности, воображение, умение анализировать, давать оценку героям и их поступкам
4. воспитывать любовь к калмыцким народным сказкам, к родному языку
Исследовательская работа была поделена на следующие этапы:
первый – теоретический ( изучение калмыцких народных сказок « Хутхур шаазга», «Инядтя богшурга», «Мектя арат», Зурмн богшурга хойр»)
второй – практический (рисование иллюстраций к изученным сказкам) см. фото
третий - заключение
2.3. Метод работы: исследование.
2.4. Объект исследования: калмыцкие народные сказки.
У каждого человека навсегда в памяти остаются любимые сказки, любимые герои. Через сказки мы учимся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Калмыки издавна славятся сокровищами своего фольклора. Поистине народной мудростью преисполнены калмыцкие народные сказки. Они отличаются большим разнообразием, учат нас анализировать, рассуждать, давать оценку героям и их поступкам.
В своей работе я исследовала сказки о животных. Эти сказки просты по сюжету, несложны по композиции и небольшие по объёму.
Целью моей работы было исследование добра и зла в калмыцких народных сказках. Я хотела узнать, что хотели передать нам авторы в той или иной сказке, какова их мораль? В своей работе я пыталась доказать, что через образы животных наши предки хотели показать положительные и отрицательные черты характера человека. В сказках, которые я цитировала, добро и зло идут рядом, но все они объединены одним призывом, что надо творить добро, прощать зло и в любых ситуациях оставаться человеком.
В каждой сказке о животных через их образы народ высмеивает человеческие пороки: в образе льва, волка изображаются глупые, безжалостные люди, в образе сороки – двуличные, сварливые, лживые, в образе медведя, слона, верблюда – сильные, но ленивые и недалекие люди. В то время приветствуются трудолюбие и честность в образе муравья, ласточки и воробья. Совершенно ясно, что в этих сказках осуждаются дурные, несправедливые поступки. Так, в сказке «Хутхур шаазга» сорока наделена такими отрицательными человеческими чертами, как лживость и подлость:
« Увидев под деревом медведя, сорока слетела к нему и сказала:
- Медведь, медведь. Волки собираются в стаю и хотят тебя изловить.
Услыхав такую весть, косолапый пустился наутек. Дальше полетела сорока и увидела волка: - Волк, волк, там лисы собрались, хотят тебя пленить. Услыхав эту весть, волк тоже бросился бежать. Сорока также обманула и лису, сказав ей, что на нее хотят напасть зайцы. Так, сорока своим враньем в лесу сеяла раздор между лесными жителями.
В сказке « Мектя арат» показана хитрость, коварство лисы и невежество, глупость козла: - Здесь очень прохладно. Водичка вкусная. – говорит лиса. Козел и прыгнул в колодец. Хитрая лиса прыгнула козлу на спину и выбралась из колодца.
Во многих калмыцких сказках герои преодолевают трудности и несмотря ни на что , всегда веселы и добры. Это хорошо показано на примере сказки «Веселый воробей». Сюжет сказки прост: угрюмую ворону злило веселье маленького воробья, и она придумывала трудности, с которыми не смог бы справиться воробей. Но воробей никогда не унывал и всегда находил выход. Сказка заканчивается словами: «Хороша жизнь, чудесна! Жить надо не унывая. Стойким будь, бодрым будь, веселым будь!»
Следующая сказка, которую я исследовала – «Воробей и Суслик». В ней показана дружба птицы и зверька. Вызывает добрую улыбку финал этой сказки: - Ну, друг, приближается зима и теперь мы долго не увидимся. Ты живи в добром здравии в теплой норке, а весной мы с тобой встретимся.
- И тебе, Воробей, хорошо перезимовать. Я буду ждать встречи с тобой.
Вся сказка пронизана добротой, надеждой на светлое будущее. Через пожелания животных доброго здравия и удачной зимовки народ учит нас доброжелательному и внимательному отношению друг к другу. Мудрость этой сказки, я считаю, можно изложить русской пословицей: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
В сказках добро всегда побеждает зло, как бы ни происходили действия, зло в итоге всегда наказывается. Поэтому, прочитав много интересных сказок, я рисовала к ним иллюстрации, переводила на русский язык, оценивала поступки героев и пришла к выводу, что через свои сказки мой народ хотел передать нам свои лучшие человеческие качества, чтобы мы могли оценить, как красив, выразителен и богат наш язык, как во все времена осуждалось зло и приветствовалось добро. Мне очень хочется, чтобы каждый ребенок, читающий калмыцкие народные сказки, становился добрее, совершал добрые поступки.
Подводя итог своей исследовательской работе, я представляю вашему вниманию свою небольшую сказку « Весенняя история», героем которой является маленький сайгачонок – символ нашей родной степи. Считаю, что это самое кроткое и безобидное животное, которое нуждается в нашей охране и защите.
Подводя итог своей исследовательской работе, я представляю вашему вниманию свою небольшую сказку « Весенняя история», героем которой является маленький сайгачонок – символ нашей родной степи. Считаю, что это самое кроткое и безобидное животное, которое нуждается в нашей охране и защите.
Добро и зло в калмыцких народных сказках
Мне всегда было интересно узнать, как это происходит, в чем состоит мораль сказки, как добро побеждает зло. Для своего исследования я выбрала калмыцкие народные сказки о животных. Эти сказки просты по сюжету, несложные и небольшие. Калмыцкие народные сказки мудрые, учат нас анализировать, давать оценку героям и их поступкам. В своей работе я пыталась доказать, что через образы животных наши предки хотели показать положительные и отрицательные черты характера человека. В сказках, которые я исследовала, добро и зло идут рядом, но все они учат, что надо творить добро, прощать зло и всегда оставаться человеком.
В каждой сказке о животных народ высмеивает плохие черты человека: в образе льва, волка изображаются глупые, безжалостные люди, в образе сороки – двуличные, лживые, в образе медведя, слона, верблюда – сильные, но ленивые и недалекие люди. В то же время нас радует трудолюбие и честность в образе муравья, ласточки и воробья. В этих сказках осуждаются плохие, несправедливые поступки. Так, в сказке «Хутхур шаазга» сорока наделена такими отрицательными человеческими чертами, как лживость и подлость:
- Медведь, медведь. Волки собираются в стаю и хотят тебя изловить.
Услыхав такую весть, медведь пустился наутек. Дальше полетела сорока и увидела волка: - Волк, волк, там лисы собрались, хотят тебя пленить. Услыхав эту весть, волк тоже бросился бежать. Сорока также обманула и лису, сказав ей, что на нее хотят напасть зайцы. Так, сорока своим враньем в лесу сеяла раздор между лесными жителями.
В сказке « Мектя арат» показана хитрость, коварство лисы и невежество, глупость козла: - Здесь очень прохладно. Водичка вкусная. – говорит лиса. Козел и прыгнул в колодец. Хитрая лиса прыгнула козлу на спину и выбралась из колодца.
Во многих калмыцких сказках герои преодолевают трудности и несмотря ни на что , всегда веселы и добры. Это хорошо показано на примере сказки «Веселый воробей». Сюжет сказки прост: угрюмую ворону злило веселье маленького воробья, и она придумывала трудности, с которыми не смог бы справиться воробей. Но воробей никогда не унывал и всегда находил выход. Сказка заканчивается словами: «Хороша жизнь, чудесна! Жить надо не унывая. Стойким будь, бодрым будь, веселым будь!»
Следующая сказка, которую я исследовала – «Воробей и Суслик». В ней показана дружба птицы и зверька. Вызывает добрую улыбку финал этой сказки: - Ну, друг, приближается зима и теперь мы долго не увидимся. Ты живи в добром здравии в теплой норке, а весной мы с тобой встретимся.
- И тебе, Воробей, хорошо перезимовать. Я буду ждать встречи с тобой.
Вся сказка пронизана добротой, надеждой на светлое будущее. Мудрость этой сказки, я считаю, можно изложить русской пословицей: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
В сказках добро всегда побеждает зло, зло в итоге всегда наказывается. Поэтому, прочитав много интересных сказок, я рисовала к ним иллюстрации, переводила на русский язык, оценивала поступки героев и пришла к выводу, что через свои сказки наш народ хотел передать свои лучшие человеческие качества, чтобы мы могли оценить, как красив и богат наш язык, что нельзя творить зло. Мне очень хочется, чтобы каждый ребенок, читающий калмыцкие народные сказки, становился добрее, совершал хорошие поступки.
Подводя итог своей исследовательской работе, я представляю вашему вниманию свою небольшую сказку « Весенняя история», героем которой является маленький сайгачонок – символ нашей родной степи. Считаю, что это самое кроткое и безобидное животное, которое нуждается в нашей охране и защите.
Содержание
Введение «Калмыцкие народные сказки».
Основная часть « Сказка – ложь, да в ней намёк…».
Цель работы.
Анализ сказок.
Заключение «Чему учат сказки?».
Список литературы.
Список литературы:
Калмыцкие сказки: сборник/калм. Яз. Сост.: В.Д. Бадмаева. – Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. – 440 с.: ил.
Книги для чтения. Сост.: Шуграева В.К. – Элиста: Джангар, 1994 г.
Б. Амбекова «Цецн булг», 2007 г., г. Элиста.
Е. Нохашкиева « Цаган седкл»
Журнал «Байр», 2009 г., № 10.
Калмыцкие народные сказки Сост: В. Арбакова.- Элиста: Джангр, 1997г