Просмотр содержимого документа
«Методический материал для изучения басни "Квартет" И.А.Крылова»
Басня «Квартет» существенно отличается от других басен И.А.Крылова. И это должно обязательно выразиться в чтении. Дети должны и в словах автора, и в репликах героев почувствовать «весёлое лукавство ума» великого баснописца.
Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери-актёры говорят, как люди, действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя все повадки и особенности. Эти качества Крылов умело соединяет с теми человеческими недостатками, которые подвергает осмеянию
Анализ следует вести таким образом, чтобы за весёлой, яркой сценкой дети почувствовали мастерство писателя и поняли основную мысль басни, её серьёзное, мудрое поучение, большую нравственную основу.
Итак, басня прочитана. Начать разговор лучше с первых строк басни. Здесь всё важно, каждое слово имеет смысл, и надо только помочь ребятам это увидеть. Перечитаем начало басни. Всего девять строк, а понять из них можно очень много. Попробуем понять, каково отношение баснописца к своим героям, верит ли он, что у них что-то получится. Дети видят слова «… ударили в смычки, дерут..» и объясняют: играть не умеют, Крылов им не верит. Нельзя так обращаться с музыкальными инструментами. Конечно, толку не будет.
Помогаем ребятам почувствовать иронию автора, насмешливое отношение к участникам квартета. Кто играет? Проказница Мартышка-существо вертлявое, несерьёзное. Козёл, лишённый музыкальных способностей; упрямый и туповатый Осёл и Мишка, неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Рассматриваем иллюстрации к басне. Дети замечают, что звери не только играть, но и держать инструменты не умеют. Козёл пытается играть, как на гитаре; Осёл положил скрипку грифом на плечо…
А как много скрывается за словом Крылова! «Затеяли сыграть…» - что это значит? В основе слова лежит что-то случайное, развлекательное, лёгкое. Далее читаем: «…пленять своим искусством…» Какая самонадеянность, какое самомнение!
Вывод делаем: звери ещё не заговорили, а мы уже понимаем, что музыки не будет, и быть не может, потому что под липкой собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды.
Дальше начинается сама сценка, мы узнаём новые подробности и одновременно готовим детей к выразительному чтению.
Как следует читать за Мартышку и Осла? Они говорящие герои басни. Осёл немного сказал. В чём же секрет, который он сыскал? Отвечая на вопрос, мы убеждаемся , что Осёл глуповат. А Мартышка тараторит : «…стой, братцы, стой. Погодите… вы не так сидите…у нас запляшут лес и горы» Она хвастливая и самоуверенная.
Что можно сказать о других героях? Все спорят только о том, кому и как сидеть. Обращаясь к Соловью, они просят рассадить их правильно.
Кто же разоблачает их невежество? Кто стал их судьёй? Соловей. Самая музыкальная птичка.
Автор очень умело подобрал героев. Соловью можно верить – он справедливый и знающий судья.
А как в этой басне высказывается главная мысль? Дети находят её в словах Соловья: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…» и понимают, что мораль басни может быть выражена словами действующего лица.
Так о ком же басня? Кого она высмеивает? Опираясь на свой небольшой жизненный опыт, пятиклассники делают вывод: конечно, басня высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.