kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по предмету "Родная литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом пособии  раскрыта специфика видов и форм самостоятельной работы студентов по предмету "Родная литература". Учебно-методическое пособие включает задания и комментарии к их выполнению. Предлагаемая форма занятий предполагает повышение компетентности студентов, станет источником их саморазвития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по предмету "Родная литература"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично

механизированной сварки (наплавки)

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА



























2021

РАССМОТРЕНО:

Цикловой комиссией

Гуманитарных, социально- экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин по подготовке квалификационных рабочих и служащих


Председатель ЦК

______________ Т.Б. Ожеховская

«14» сентября 2021 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР ППКРС

_________________ Л.Б. Заводчикова

«15» сентября 2021 г.











Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой предмета «Родная литература» для подготовки по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).




















Разработчик: Т.А. Безденежных, преподаватель ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

Пояснительная записка


Самостоятельная работа студентов определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

По дисциплине Родная литература практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

  • самостоятельные, контрольные, творческие работы (эссе);

  • индивидуальные задания (подготовка сообщений, докладов, работа с таблицами, характеристиками героев и др.);

  • изучение лекционного материала, составление конспектов с использованием рекомендованной литературы;

  • работа с терминологией, определениями;

  • самостоятельная работа с художественным текстом;

  • тестирование, разработанное преподавателем;

  • подготовка к контрольным работам, зачёту;

  • отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций.

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, во время внеклассных мероприятий, дома, в библиотеке.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности, опытом творческой деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду; наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; консультационная помощь. 

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.



Самостоятельная работа 1.

Напишите эссе «Чему учит книга?»


Эссе - это литературный жанр малого объёма, который предполагает, что автор высказывается по той или иной позиции или проблеме.

Изучите, какой должна быть структура эссе, какие признаки отличают эссе от других жанров, как грамотно выразить свои мысли на бумаге.

Как начать эссе

Часто случается, что мы испытываем трудности с тем, чтобы начать эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается впоследствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. 

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

Вступительная часть

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

Утверждение.

Пояснение.

Пример.

Итоговое суждение.

Заключение

Возможные направления рассуждений:

  1. Гипотеза.

Если книги не исчезли из нашей жизни, то для чего они нужны? Чему они нас могут научить?

  1. Тезис. Я думаю, что книга занимает особое место в современном мире и всегда будет с нами.

  2. Аргументы. Общение с книгой – это событие (опора на устные высказывания о книге)

Чтение помогает остановить ход времени (отдохнуть с книгой, побыть наедине со своими мыслями, переживаниями)

Чтение помогает стать интересным собеседником, обогащает твой внутренний мир. Минуты радостного общения с книгой.

Чьи мысли о книге совпадают с моими?

  1. Вывод.

Исчезнет ли удивительный культурный феномен под названием «книга»? Или же всегда книга будет с нами?










Самостоятельная работа 2.

Дайте письменный ответ:

«Чем запомнилось вам творчество А.Иванова?»


Отзыв на творчество писателя – это обмен впечатлениями о книгах автора, выражение своего отношения к поступкам героев, изображенным событиям, своего мнения о том, как к героям относится автор: сочувствует им или осуждает, высмеивает или восторгается.

Главным является выражение вашего личностного отношения к творчеству писателя, его отдельному произведению.

Правильно, здесь у нас ключевое слово эмоция.

Написать отзыв на самом деле очень легко. Прислушайтесь к своему сердцу, сосредоточьтесь на своих эмоциях и внутренних ощущениях, и разрешите вашим пальцам писать. У вас обязательно получится самый лучший отзыв. 

Можно воспользоваться готовым планом:

  1. Что ты знаешь об авторе?

  2. Отразите общее впечатление о творчестве А.Иванова.

  3. Каковы его основные темы творчества?

  4. Что больше всего понравилось лично вам и почему?

  5. Подумайте, о какой книге вы хотели бы рассказать.

  6. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  7. О чем вы размышляли после прочтения? Что запомнилось, что показалось необычным?

  8. Над какими вопросами данное произведение заставило задуматься? Чему научило?


Самостоятельная работа 3.

Заполните таблицу, используя знания романа

или дополнительную информацию.


Имя

Должность, статус

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов



Матвей Петрович Гагарин



Филофей



Касым



Йохан Ренат



Аввакум



Пантила




Дополнительная информация:

Пленный швед, епископ, губернатор, бухарский торговец, князь остяков, историк и картографист, раскольник, архитектор.


Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона.

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля.

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев. Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны.

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Руководитель села Певлор, принявший христианство.


Самостоятельная работа 4.

Дайте письменный ответ: «Мотивы творчества писателя П.П.Бажова»


Используя данный материал о жизни и творчестве писателя, а также материал видеофрагмента https://yandex.ru/video/search?text=бажов%20биография%20экскурсия&from=tabbar о Бажове П.П., дайте ответ.

Павел Петрович Бажов (1879-1950) – известный советский писатель, фольклорист.

Родился  Павел Петрович 15 января 1879 года в посёлке Сысертский завод в семье рабочего. Детство провёл в Сысерти. Учился в Сысертском земском мужском училище («заводской школе»), где был одним из лучших учеников класса. В 1890 году с семьей переезжает в посёлок,  обучается в Екатеринбургском духовном училище, где он учился с 10 до 14 лет. В 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. По финансовым обстоятельствам (его отец к тому времени умер) не смог поступить в университет, а продолжать духовное образование и стать священником не захотел, поступил на работу учителем русского языка сельской школы в селе Шайдуриха.

Через несколько месяцев по протекции перешел преподавателем в Екатеринбургское духовное училище, в котором учился сам.

Во время революции 1905 года участвовал в маёвках и даже был ненадолго арестован.

До 1917 года был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. Был видным деятелем Советской власти в Камышлове и даже городским главой.

Первая писательская деятельность П.П.Бажова пришлась на годы  Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историей Урала, однако, П.Бажов больше всего известен как фольклорист. А в 1939 году вышла книга «Малахитовая шкатулка», которая практически определилиа дальнейшую судьбу Бажова.

Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова, как нельзя лучше, проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» - это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

Вскоре писатель, благодаря этой книге, получил Сталинскую премию, был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию.

Скончался 3 декабря 1950 года в Москве от рака лёгких. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.



Самостоятельная работа 5.

Р абота с текстом сказа Павла Петровича Бажова «Жабреев ходок»

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте сказ П.П.Бажова

  2. Выпишите устаревшие и диалектные слова, выделенные жирным шрифтом, и переведите их на современный язык.

  3. Ответьте письменно на вопрос: «Чему учит этот сказ?»


В Косом-то Броду, на котором месте школа стоит, пустырь был. Пустополье большенькое, у всех на виду, а не зарились. Нагорье, видишь. Огород тут разводить хлопотно, — поту много, а толку мало. Ну, люди и обегали. Всяк выбирал себе полегче, да посподручнее.

А раньше-то, сказывают, тут жилье было. Так стрень-брень избушечка, на два оконца, передом напрочапилась, ровно собралась вперевертышки под гору скакать. Огородишко тоже, банешка. Однем словом, обзаведенье. Не от силы завидное, а на примете у людей было. По всей округе эту избушку знали. Жил тут старатель один, Никита Жабрей прозывался. Мужик в годах. Как говорится, детинка с сединкой. Молодым впору такого дедком звать, а еще в полной силе. На работе редкий против него выдюжит. Из себя был старик видный, только такой молчун, будто вовсе говорить не умеет, и характером — не задень. Никого близко к себе не подпускал. Недаром, видно, его Жабреем звали.

Этот Жабрей в одиночку больше старался, места новые искал и, случалось, находил. Придет тогда в деревню и сам скажет:

— Вот, мужики, там-то попадать золотишко стало.

И, верно, стараться можно. Когда и вовсе ладно. Только за Жабреем еще одну тайность знали. Не один раз он при больших деньгах бывал. Никто, понятно, не видал, откуда те деньги Никите приходили, а по народу разговор шел, что он тайным купцам по золотому делу самородки сдавал. И будто все самородки на одну стать: как лапоточки, ростом махонькие, а веские. И то еще диво — как по ступенькам на прибыль шли; сперва были по фунтику, потом больше да больше, а стать одна — лапоток!

Тайные купцы, да и старатели тоже сильно охотились подглядеть, в каком месте Жабрей такие лапоточки добывает, да толку не выходило. Никита, видишь, знал, что за ним досматривают, и свою сноровку имел. Водит-водит за собой этих доглядчиков, а как темно станет — он в лес. Найди-ко, в какое
место за ночь он по лесу уберется.

К жабреевой жене подсыл делали, а тоже зря. Жабреиха, видишь, как раз
мужу подстать. Старуха, прямо сказать, колючая, без рукавиц к ней не подходи, и на разговор крутая. Кто без заделья придет, так она дальше порогу и в избу не пустит. Не успеет человек усы расправить да вымолвить:

— Здравствуй, бабушка!

А она его торопит:

— Еще что скажешь? По какому делу пришел?

Тот, понятно, курлыкает:

— Как, мол, живете-можете со старичком-то? Все ли по-хорошему?

— А так, — отвечает, — живем: в люди не ходим, себе не зовем, а незваного по рылу помелом.

Поговори вот с такой!

Какие бабеночки с задельем подбегали, будто взаймы перехватить того-другого по хозяйству, с теми по-разному обходилась. Иной сразу отрежет:

— Не припасла про тебя, и напредки ко мне не ходи!

Другой без отказу дает, что попросит. Мучки там, маслица, картошки, либо еще чего и про отдачу никогда не спросит, а лишнего слова все равно не скажет. Только гостьюшка пристроится посудачить, Жабреиха таз да вехотку в руки и говорит:

— Беги-ко, Степаня, домой! Ребята ведь у тебя. Дела-то побольше моего.
Я вон и то мыть собралась, а ты сидишь, будто от простой поры!

Так и жили Жабрей с Жабреихой от людей на отшибе.

Случалось, конечно. Жабрею и в артелках стараться. Это когда он новое место укажет. С почтеньем его принимали. Работник без укору, не то, что за двоих, за троих ворочает и по золоту знающий — кто такому откажет. Только не подолгу он на людях жил. Чуть что выйдет — сейчас в сторону. На артели, известно, мало ли бывает. Перекоры по работе пойдут, мошенство какое откроется, поучить, может, кого требуется, а Жабрею это невперенос. Послушает, как народ загамит, да и выронит свое словечушко:

— Загудело, комарино болото! Слушай, кому охота, а мне не с руки!

Скажет так-то, плюнет, подхватит кайлу да лопатку, ковш да мешок за спину — и пошел. Коли получка есть,- и то не покажется.

Раз так-то ушел — и надолго. В живых его считать перестали, а он и объявился. По самой-то троицкой воде, как все ручейки на полную силу играют, выплыл.

Год тогда, сказывают, худой издался. С золотишком заминка вышла. Ну, старателям и вовсе невесело было. Большой праздник, а им и погулять не на что. Толкуют об этом, жалуются, смекают, к кому бы припаиться на стаканчик, да тут и увидели — по полевской дороге идет Жабрей, и все на нем новешенькое. Примета ясная — при деньгах он, и сейчас на всю деревню гулянка будет.

Так и вышло. Первым делом зашел Никита в кабак, сыпнул на стойку рублей и говорит целовальничихе:

— Цеди, Ульяна, всем допьяна! Пускай ни один комар не гудит, что Никита Жабрей свою долю в кошельке зажал, людям не показал. Гляди — вот она!

А сам сыплет да сыплет рубли…


Самостоятельная работа 6.

Отличие сказки от сказа. Заполните таблицу.


Сказ – это необычный жанр, в котором переплетены правда (реальные события, быт людей) и художественный вымысел (фантазия автора). Это рассказ человека, который либо сам был участником событий, либо передавал то, что слышал от других.


Сказка

Сказ






Самостоятельная работа 7

по повести В.П.Астафьева «Людочка»


Задание: напишите письмо-поддержку Людочке


Как написать сочинение "Письмо литературному герою"?

Письмо герою, также как и остальные письма, нужно писать, придерживаясь основных правил эпистолярного жанра. Бумажные письма - это особая, уходящая культура. Остановимся на признаках данного жанра:

  • в текстах писем присутствуют и монологи, и диалоги;

  • определенная композиция, особенно в деловых письмах;

  • частое обращение к получателю.

Письмо - это иногда единственная форма общения, которая возможна между людьми, не имеющими возможности поговорить лично.

Несколько полезных советов

Совет № 1. Старайтесь поймать настроение и вдохновение, когда будете писать. Героиня книги должна получить письмо, проникнутое хорошим настроением, почувствовать искреннее отношение.

Совет № 2. Вспомните все детали произведения, которые помогли вам раскрыть характер героини. Найдите в тексте наиболее понравившиеся моменты и проанализируйте их. Подчеркните самые поворотные моменты в жизни Людочки.

Совет № 3. Перед написанием письма Людочке обдумайте, какую информацию вы хотите донести до неё: предостеречь её от поступков, похвалить, поддержать. Будьте откровенны с адресатом.


Структура сочинения

Как правило, большинство сочинений имеют стандартную структуру. Обычно они состоят:

- вступления;

- основной части;

- заключения.

Письмо обязательно должно начаться с обращения к героине. Расскажите ей, почему вы решили написать, что именно вас на это воодушевило. В основной части сочинения расскажите, как вы относитесь к ее поступкам, выразите свое отношение к ним. Заканчивая сочинение, не забудьте подвести итог размышлениям и попрощаться с героиней.


Образец (по роману И. Гончарова "Обломов")

Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич Обломов. После долгих размышлений, наконец, пришло решение написать Вам письмо. Что подтолкнуло к этому решению? Поговаривают, что Вы много времени проводите, лежа на диване в старом халате. Илья Ильич, как же можно самые лучшие годы прожить взаперти, в душной комнате, в скуке, ведь Вы упускаете так много! Выйдите на улицу, а заодно прихватите и Захара, посмотрите, какой свежий воздух, какие милые барышни прогуливаются по бульварам, здесь вокруг все дышит жизнью. Зачем Вы хороните себя в столь молодом возрасте? Жизнь Ваша застыла на одном месте. Дни тянутся, а ничего не меняется, лишь один Захар становится все более наглым и чаще отлынивает от работы. Недавно Вам пришло письмо, в котором сообщается, что дела в имении обстоят скверно. При бездействии Вы потеряете его. Ради Бога, не доверяйте Тарантьеву, ведь он - первостатейный мошенник, и очень жаль, что Вы этого не видите. Он же Вас обдерет как липку!

Обращение к детству героя и пожелания. Продолжение

Илья Ильич, вспомните детство, вспомните, каким Вы были любознательным, живым мальчуганом, пока стремление к знаниям не убили близкие. Именно они сотворили того увальня, который расположился на диване. И только в Ваших силах изменить это положение. В молодости Вы увлекались поэзией. Где это все? Куда подевались юношеские мечты, влюбленность в жизнь? Как Ваш мир уменьшился до старого дивана? А любовь... Неужели Вам не хочется полюбить? Да, наверное, только любовь смогла бы поднять Вас с дивана и заставить жить. Но нужна истинная любовь, горячая, такая, которая сможет пробудить жизнь в Вас. Илья Ильич, непременно прислушайтесь к советам своего доктора. Ведя такой образ жизни, Вы не проживете долго: начнутся проблемы с сердцем. Дорогой Илья Ильич, прощаюсь и очень надеюсь, что Вы внемлете моим советам и поменяетесь.


Самостоятельная работа 8

по творчеству В.П.Астафьева.

В тетради закончите предложение: “В его книгах...”

Мотивы творчества писателя:

  • сельская тема;

  • военная проблематика;

  • экологические проблемы

  • …………………………..

Самостоятельная работа 9.

Прочитайте на выбор произведение В.Астафьева о войне.

«Виктор Астафьев: мастер военной прозы».

 

«...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое». 

Виктор Астафьев 

Виктор Петрович Астафьев много написал о войне:


  1.  «Где-то гремит война» – в этом рассказе явно показано единство русского народа во время войны.

Семнадцатилетний паренек, который учится в ФЗО в глухой Сибири. Для них война действительно гремит где-то, но, конечно же, как и везде, здесь голод, да еще к тому же и зима со свирепыми морозами. Тетка Августа осталась вдовой, и, находясь в бедственном положении, она зовет еще очень молодого племянника на помощь. Он идет, несмотря на невыносимый холодный и жгучий ветер, обморозив ноги, руки, лицо, он все-таки приходит на помощь. Парень знает, что ему всегда помогут, главное добраться до жилья. Чалдон приютил его, отогрел, спас обмороженные конечности, покормил. Герой добирается до своей тетки, становится почти во главе семейства. Во время нового года, приходит письмо от сестры мужа Августы, который погиб, где говорится, что он подделал похоронку и женился на другой. Конечно же, и в войну были и подлые, низкие люди, которые занимались мародерством. Но в такой хороший новогодний вечер об этом думать не хочется, ведь все вместе, за одним столом, и ничего не страшно, и все горести можно делить на всех, и все радости. Год издания – 1967. Этот год Астафьев провел в Перми.

  1. Повесть «Звездопад» – лирическая по своему содержанию. Это повествование о любви: «она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет». Действие повести происходит в госпитале в Краснодаре. Герой, находясь на излечении после ранения, полученного на фронте, встречается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом про­слеживает зарождение и развитие этой любви, которая обо­гатила душу героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья», – утверждает автор.

  2. «Пастух и пастушка», повесть, получившая признание читателей и критики. В произведении два временных аспекта – настоящее время и события войны – ожесточённые бои после освобождения Сталинграда. Писатель запечатлевает героический подвиг Советской Армии, её солдат и офицеров, в кровавых напряжённых битвах освобождающих родную землю от фашистских захватчиков. Батальные картины в повести исполнены с подлинным мас­терством и выразительностью: «Казалось, вся война была сей­час здесь, в этом месте, кипела в растопленной яме тран­шеи, исходя удушливым дымом, рёвом, визгом осколков, звериным рычаньем людей».

Грохот к лязг войны, смертельная опасность, какая заключена в каждом бое, не может, однако, заглушить человеческое в человеке. В огне боя погибают старики – пастух и пастушка, погибают вместе, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в свой смертный час.

  1. «Прокляты и убиты».  Одно из самых драматичных, трагичных и правдивых произведения.

Молоденьких мальчишек, новобранцев, с призывных пунктов свозили в «карантин». Это в самом деле была «чертова яма», преисподняя, где ломали характеры, души, судьбы. И выживал не всегда лучший, сильнейший, а тот, кто сумел затаиться, спрятаться, схитрить. Бессмысленно короткие жизни. Бессмысленные смерти.
Во второй книге тех же героев переводят в действующие войска, где их подразделение штурмом берет плацдарм на другом берегу реки. И они оказываются бок о бок, вчерашние друзья и недруги, они должны вместе противостоять общему врагу.

«Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума»». Получил Государственную премию РФ за это произведение.

  1. «Так хочется жить». Это роман, герой которого хочет жить вопреки страшным испытаниям жизни.

Это правда о войне, о своем фронтовом опыте, обо всем, что выпало на долю 18-летнего солдата, брошенного судьбой, страной и начальством в жесткую круговерть, где кроваво вершилась «проклятая работа войны». В конце повести автор прослеживает жизнь своего героя вплоть до наших дней, мучительно размышляя о том, почему так несчастливо складывались судьбы многих хороших, честно служивших Отечеству людей, и как надо жить, чтобы не вырождался человеческий род, и даже накануне гибели, как когда-то на фронте, вырвались слова: «Так хочется жить!»

  1. «Обертон». Герои повести, подобно автору, ушли на фронт мальчишками и вынесли весь ужас войны. В обыкновенных замордованных солдатиках писатель открывает могучую жизненную силу и удивительную душевную чистоту, благодаря которым им удается остаться людьми среди агрессии, злобы и тупой бесчеловечности.

Главного героя – Сергея Слесарева на фронте ранили в ногу. Его подлечили в госпитале, сочли годным к нестроевой службе и весной 45-го года отправили в село Ольвия на Украине, работать на военно-почтовом пункте.


Самостоятельная работа 10.

Написать небольшой отзыв по фильму «Дважды рожденный», поставленный режиссёром Аркадием Сиренко по сценарию Виктора Астафьева и Евгения Федоровского.

Памятка «Правила написания рецензии на фильм, книгу»

Рецензия - это критический разбор и оценка какого-либо художественного произведения, фильма.

Работа над рецензией на фильм:

1. Заголовок. Заголовок в первую очередь должен заинтересовать читателя, но если фантазии нет, в этом случае лучше написать конкретно "Отзыв о фильме..." или "Рецензия на фильм...", как бы скучно это ни было. Заголовок должен содержать в себе название фильма, ведь читатель должен знать предмет обсуждения. Можно заключить в заголовок основную мысль рецензии, причем не больше одного короткого предложения.

2. Введение. После интригующего заголовка нужно не менее интригующее начало, чтобы прочитав 2-3 предложения не возникло желание закрыть страницу и больше не возвращаться никогда. Кстати, 2-4 предложения вполне достаточно для вступления, как правило, это несколько общих фраз, подготавливающих почву для дальнейшего повествования.

3. Краткий сюжет. Сюжет нужно описывать очень кратко, не раскрывая ключевых моментов и основных поворотов в фильме. Ни в коем случае не рассказывать концовку, чтобы не навлечь на себя проклятие читателя. Описать общее поверхностное представление о фильме, чтобы не пропадало желание его посмотреть.

4. Анализ фильма. Здесь нужно описать работу актёров, насколько они справились с поставленной задачей, и какая, собственно, задача перед ними стояла. Проанализировать сюжет: выявить наличие слабых и сильных моментов, насколько полно он раскрыт, его интересность и оригинальность. Затронуть работу режиссера: постановка и подача материала, удалось ли ему донести основную идею. По возможности описать работу оператора, декорации, спецэффекты и т.д.

5. Собственное впечатление о фильме. Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме. Оно должно быть более объективным и основываться на проделанном выше анализе.

6. Заключение. В заключении нужно сделать выводы и резюмировать свою оценку фильму. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм, и для какой аудитории он больше подходит. Закончите какой-нибудь запоминающейся фразой. Последнее предложение должно кратко, но емко отображать ваши основные выводы на счет фильма. Именно в конце лучше всего написать насколько вам понравился фильм и стоит ли его смотреть. Например: «В целом фильм получился весьма интересным и увлекательным, несмотря на далеко не звездный актерский состав», - вполне подходящая концовка.

План рецензии на кинофильм (спектакль):

– Жанр фильма.
– Кто является автором сценария, кто поставил фильм. 
– Ключевые актеры и их герои.
– В какое время и где происходят события.
– Краткое описание завязки.
– Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.
– Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия. 
– Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма. 
– Личное впечатление.

Самостоятельная работа 11.

Тема небольшого исследования: поэты города Лысьвы.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал, который вы соберёте, необходим для расширения представления о поэтах родного края.


Подготовьте сведения о поэтах родного города.


ФИО поэта

Произведения

Основные темы





Самостоятельная работа 12.

Изучите самостоятельно жизнь и творчество поэта.

Подготовьте 2-3 вопроса для встречи с автором.


  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________

  3. __________________________________________________________


Самостоятельная работа 13.

Напишите отзыв о встрече с поэтом.


Отзыв – это ваше личное мнение о том, как состоялась встреча . Было ли вам интересно, что именно? Чем запомнилась творческая личность? Опишите запомнившиеся эпизоды, поступки, дайте им оценку. Ваш вывод, рекомендации.



Самостоятельная работа 14.

Напишите эссе «Современному человеку поэзия нужна?»

Предлагаем для работы использовать материалы, рекомендации к самостоятельной работе 1.

Самостоятельная работа 15.


Выучить наизусть одно стихотворение М.Решетниковой на выбор.


Почитать и выбрать стихотворение М.М.Решетниковой вы можете, перейдя по ссылке: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.lysva-library.ru%2Fpoets%2F%23&cc_key=


Подготовка выразительного чтения наизусть

Заучивание стихов не только труд, но и удовольствие, если это уметь делать. Необходимо следовать следующим советам:

1.Никогда не учите построчно.

2.Внимательно прочитайте стихотворение два-три, лучше вслух, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и значение отдельных строк.

3.После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть.
4.Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительности чтения.

5.Присоедините к первому четверостишию второе, ко второму – третье и т.д., сверяясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком.

6.Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге.

7.Обязательно повторите стихотворение вечером или утром следующего дня.

Время на выполнение задания: 30-45 минут.


Самостоятельная работа 16.

Письменный отзыв на одно из произведений Пермских писателей (на выбор):

- Н. Горлановой

- Л.Юзефовича

- В.Богомолова

- А. Решетова

- Д. Мамина-Сибиряка


Самостоятельная работа 17.

Прочитайте рассказы Мамина-Сибиряка


Рассказы вы можете найти, перейдя по ссылкам:

http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/

https://deti123.ru/rasskazi/mamina-sibiryaka


Самостоятельная работа 18.

Тест «Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка»



1. Где родился Мамин-Сибиряк?

1. На Висимо-Шайтанском заводе

2. В Москве

3. В Таганроге

2. Кем был младший брат Мамина-Сибиряка?

1. Музыкантом

2. Депутатом II Государственной думы

3. Художником


3. Где Дмитрий Мамин-Сибиряк поучил образование? 1. Пермская духовная семинария 2. Императорская медико-хирургическая академия 4. Все ответы верны 4. Когда Мамин-Сибиряк начал заниматься литературным трудом?

1. В 1880-е годы

2. В 1890-е годы

3. В 1870-е годы

5. Как называлось первое крупное произведение Мамина-Сибиряка?

1. Роман «Приваловские миллионы»

2. Роман «Приемыш»

3. Повесть"Вешние воды»

6. В каком году был опубликован роман «Горное гнездо»?

1. В 1881

2. В 1884

3. В 1890

7. Какой роман является одним из последних в творчестве Мамина-Сибиряка?

1. «Падающие звезды»

2. «Обыкновенная история»

3. «Звездопад»

8. В каком году умер Мамин-Сибиряк?

1. В 1910

2. В 1912

3. В 1914

9. Где похоронен Мамин-Сибиряк?

1. В Санкт-Петербурге

2. В Екатеринбурге

3. В Москве

10. Когда был открыт дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка?

1. В 1930 году

2. В 1946 году

3. В 1958 году

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10












Самостоятельная работа 19.

Написать отзыв о романе Д.Мамина-Сибиряка «Дикое счастье»



Воспользуйтесь памяткой к написанию отзыва в материалах к самостоятельной работе №10.

Конец формы


Самостоятельная работа 20.


Составьте характеристику главного героя Гордея Брагина романа

Д.Мамина-Сибиряка «Дикое счастье»


План характеристики героя литературного произведения

  1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

  2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

  4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

  5. Род занятий.

  6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  7. Анализ имени.

  8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Самостоятельная работа 21.

Читать современную прозу о войне



Каждый из современных писателей, коснувшийся в своем творчестве темы войны, по-своему её раскрывает. Но при всей разности подходов их объединяет одно - неравнодушие к судьбе человека, попытка понять и осмыслить цену войны и цену победы, феномен «человека на войне».

Предлагаем вашему вниманию рекомендательный список литературы, который позволит ознакомиться с современной прозой об Афганской и Чеченской войнах:

  1. «На войне и после…» книга Александра Мухаметшина, посвящена ветеранам боевых действий на Северном Кавказе города Лысьвы.

  2. «За тревожным горизонтом» Алексей Шеромов. Бойцам сводного батальона 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии сборник рассказов Алексея Шеромова о воине в России. В нём представлены личные воспоминания автора о боевых действиях на Северном Кавказе в 1995 году, в которых ему довелось участвовать. 19-20-летние солдаты срочной службы показаны в самых разных ситуациях, в том числе и критических. А российские офицеры - это профессионалы высокого класса, готовые на всё, чтобы уберечь молодых бойцов…

https://www.lysva.ru/blog/files/6828_5d4275f26e0b8.pdf


Самостоятельная работа 22.

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака (на выбор)

Реальное восприятие лирического стихотворения индивидуально. Оно может ассоциироваться с какими-то жизненными воспоминаниями, быть близко и значимо, но постижение стихотворения ни в коем случае не должно подменяться описанием личных впечатлений от этого стихотворения.


Примерный план анализа лирического произведения:

1. История создания; период творчества, к которому относится стихотворение; обстоятельства жизни поэта, послужившие основой для создания произведения; лицо, которому посвящено.

2. К какому направлению относятся творчество поэта и конкретное стихотворение?

3. К какому типу лирики относится стихотворение?

4. Определить тему, основную авторскую мысль, авторскую позицию.

5. Рассмотреть развитие лирического сюжета (движение мысли и чувства лирического героя).

6. Охарактеризовать, какие художественные средства автором использованы: композиция (размер, рифма, ритм); тропы (эпитет, сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, олицетворение, метафора, параллелизм); стилистические фигуры (повтор, риторический вопрос, обращение, антитеза, градация, инверсия, умолчание); поэтическая фонетика (аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора); синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

7. Высказывания критиков, мнение литературоведов.

8. Личное восприятие произведения.


Самостоятельная работа 23.

Прочитать роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»


Ссылка на книгу: https://librebook.me/doktor_jivago


Советы «Как читать роман вдумчиво»


Что­бы чи­тать вни­ма­тель­нее и глуб­же, нуж­но дать себе вре­мя и не спе­шить. Мы ча­сто ста­ра­ем­ся ис­кать со­ве­ты и лай­фх­а­ки по тому, как чи­тать быст­рее. Возмож­но, ско­рость дей­стви­тель­но важ­на для ака­де­ми­че­ской ли­те­ра­ту­ры, но для чте­ния в удо­воль­ствие раз­ре­ши­те себе идти в сво­ем тем­пе. Что де­лать, если вы заме­ча­е­те, что от­вле­ка­е­тесь:

к чте­нию кри­ти­че­ски

  • вер­ни­тесь к мо­мен­ту, с ко­то­ро­го пе­ре­ста­ли сле­дить за хо­дом сю­же­та, пе­ре­чи­тай­те его;

  • дер­жи­те ря­дом сло­варь (или от­крой­те вклад­ку с он­лайн-сло­ва­рем), если чи­та­е­те кни­гу с непро­стой лек­си­кой или на ино­стран­ном язы­ке;

  • пе­ре­чи­ты­вай­те кни­гу с на­ча­ла с боль­шим вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит;

  • чи­тай­те с ка­ран­да­шом и мар­ке­ром в ру­ках, а так­же ис­поль­зуй­те за­клад­ки-стикеры — на них мож­но вы­де­лять важ­ные идеи из кни­ги, что­бы было про­ще их вспо­ми­нать.

Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга — это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

  • под­хо­ди­те ста­рай­тесь по­смот­реть на то, что вы чи­та­е­те, с раз­ных сто­рон. Что вам нравится, а что — нет? По­че­му? Ко­гда вы оце­ни­ва­е­те сла­бые и силь­ные стороны тек­ста, по­сле про­чте­ния он на­мно­го луч­ше со­хра­нит­ся у вас в па­мя­ти. По­про­буй­те опре­де­лить, со­глас­ны вы с мне­ни­ем ав­то­ра или нет, нра­вит­ся ли вам тех­ни­ки по­вест­во­ва­ния в кни­ге. Если не мо­же­те при­ду­мать во­про­сы, найди­те их в ин­тер­не­те — на­при­мер, по­ищи­те во­про­сы, ко­то­рые пред­ла­га­ют об­су­дить в книж­ных клу­бах.


Самостоятельная работа 24.

Опишите эпоху, в которую развиваются события романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»


Подготовьте конспект на заданную тему. Предлагаем воспользоваться информацией, перейдя по ссылкам:

https://arzamas.academy/materials/614

https://infourok.ru/otrazhenie-sobitiy-revolyucii-goda-v-romane-b-pasternaka-doktor-zhivago-1871857.html

Как работать с конспектом

Конспект – это краткое письменное связное изложение содержания текста. Это одна из форм преобразования и сокращения материала.

Конспект позволяет сгруппировать предлагаемый материал таким образом, чтобы он работал на поставленную задачу, учитывая причинно-следственные связи между излагаемым материалом, выделял главное и второстепенное. Конспектирование позволяет предельно полно изучить предлагаемый материал, создать в своих мыслях образ изучаемого события, явления.

В ходе конспектирования акцентируется внимание на главном, существенном, формируется умение работы с текстами разных стилей. Фактический материал выстраивается как система доказательств основных теоретических положений. Можно выделить два вида конспекта:1) составленный по одному источнику – параграфу, статье, брошюре, отдельной главе; 2) составленный по нескольким источникам, посвящённым одной теме.

Требования к результативному конспектированию:

1. Внимательно прочитайте источник(и).

2. Определите главную мысль и затем отбирайте материал, который развивает эту мысль в логической последовательности..

3. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его план.

4. Составленный план проанализируйте, сократите в нём те части, без которых содержание этого текста может быть понято правильно. Некоторые части можно объединить.

6. План может быть кратким (он предполагает перечень вопросов, по которым ведется изложение) или развернутым (он предполагает разделение пунктов на подпункты, в которых осуществляется конкретизация вопросов). В развернутом плане могут быть в наличии основные мысли, вокруг которых разворачивается основное изложение конспектируемого материала.

7. Проверьте, раскрывает ли план основное содержание проблемы, вопроса, помогает ли усвоить материал, понять проблематику произведения и роль отдельных героев или значение определённых языковых явлений в зависимости от тематики конспекта.

8. Текст конспекта делится на части или абзацы. Особое внимание обращается на установление смысловых связей между предложениями и частями текста.

9. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами предложения.

10. Конспект пишется своими словами, но в нём используются и слова автора, также могут использоваться цитаты.

11. Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте, хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными частями; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из источника; верно ли поставлены знаки препинания.



Самостоятельная работа 25.

Герои романа "Доктор Живаго": краткая характеристика, составьте описание в таблице

План работы над характеристикой литературного героя в самостоятельной работе №20.

Имя

Характеристика

Юрий Живаго


Тоня, его жена


Лариса Антипова


Виктор Комаровский



Дайте характеристику одному из второстепенных героев романа (на выбор)

Павел Антипов (Стрельников)

Евграф Живаго

Веденяпин Николай

Александр и Анна Громеко

Марина (неофициальная жена Юрия)








Самостоятельная работа 26.

Рассказы Л.Кассиля

для детей старшего возраста о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны Л. А. Кассиль работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала.    Кассиль писал   рассказы, посвящённые будням Великой Отечественной войны: "Дорогие мои мальчишки", "Улица младшего сына", "Рассказ об отсутствующем», "Линия связи", "Зелёная веточка", "Главное войско " и другие. Предлагаем вам познакомиться с творчеством писателя:

https://ruslit.traumlibrary.net/book/kassil-rebyata/kassil-rebyata.html

Подготовьте презентацию одного из рассказов Л.Кассиля о войне.


Презентация


Электронная учебная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Этот вид работы требует от вас координации навыков по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.

Общие рекомендации:


1. Дизайн должен быть простым и лаконичным.

2. Может быть два типа слайдов: для титульных и для основного текста.

3. Каждый слайд должен иметь заголовок и нумерацию.

4. Нельзя использовать в стилевом оформлении более 3 цветов и более 3 типов шрифта.
5. Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.

6. Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике её изложения.

7. Заголовки должны быть краткими, точка в конце не ставится.

8. Текстовая информация представляет собой тезисы, они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот.

9. Размер шрифта: 28-38 (заголовок), 22-32 (основной текст).
10. Должно быть минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных.

11. Текстовая информация не должна содержать орфографических и пунктуационных ошибок.

12. Курсив, подчёркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Самостоятельная работа 27.

Подготовьте сообщение на тему "Мои ровесники в военных рассказах Льва Абрамовича Кассиля»


Как подготовить сообщение (доклад)?

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

  • Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

  • Тщательно изучите материал по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

  • Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).

  • Составьте план сообщения (доклада).

  • Напишите текст сообщения (доклада).

Помните!

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

  • Не делайте сообщение очень громоздким.

  • При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

  • В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

  • Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

  • Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Самостоятельная работа 28.


Подготовьте характеристику (с цитатами) основных героев произведения Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки»

Ссылка для работы с текстом произведения: https://www.litmir.me/br/?b=82225&p=1


Персонаж

Характеристика персонажа

Цитаты

Капка Бутырев



Валерка Черепашин



Тимка



Арсений Петрович Гай



Рассказчик





Самостоятельная работа 29.

Подготовьте письменный отзыв на книгу

краеведа Лысьвы Н.М. Парфенова


Воспользуйтесь памяткой к написанию отзыва в материалах к самостоятельной работе №10.

Самостоятельная работа 30.

Подготовьте реферат: «Чему меня научила родная литература»


Составление реферата - это изложение существенной информации, содержащейся в тексте-первоисточнике, включая фактические сведения и выводы. Содержание информации, отбираемой из первоисточника, обусловливается темой реферата. При изучении литературы вы можете провести самостоятельное исследование с целью глубже, полнее узнать поэтический мир, идейно-тематическое содержание художественного произведения. Готовя реферат, предлагаем вам проанализировать художественную литературу, исторические источники, литературоведческие работы. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.

Структура реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тема реферата, фамилии и инициалы студента и преподавателя (под руководством которого выполнялась работа), город, год выполнения работы.

Далее следует оглавление реферата, в котором перечисляются названия всех его структурных частей с указанием страниц.

Собственно текст реферата состоит:

а) из введения, в котором даётся обоснование выбранной темы, её актуальности, кратко характеризуются тексты-первоисточники, описываются цель, задачи и структура реферата;

б) основной части, где раскрывается содержание по теме реферата;

в) заключения, содержащего выводы по теме реферата.

Содержание работы должно быть связано с целью и задачами, обозначенными во введении. Основная часть может быть поделена на главы (количество глав определяется характером темы видом реферата) и параграфы. Выводы должны быть связаны с поставленными целью и задачами.

В конце реферата следует список использованной литературы с указанием библиографических данных: автора, названия текста-первоисточника, где (в каком городе), в каком издательстве и когда издан реферируемый источник. Список даётся в алфавитном порядке. Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы: таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок.

Все приведенные в тексте шифровые данные, цитаты и заимствованные суждения должны быть подтверждены ссылкой на источники.

Объем работы, как правило, в пределах 5-15 печатных страниц. Работа выполняется через одинарный интервал 14 шрифтом. Размеры оставляемых полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.

Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила: текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.



Самостоятельная работа 31.

Прочитайте произведения пермских авторов (на выбор)


В Перми и Пермском крае в разные времена проживали многие известные люди. Каждый из них вошёл в историю и получил известность в определенной сфере.

Сегодня речь пойдёт о писателях, которые родились или проживали в Перми и крае. Возможно, вы кого-то из них не знаете. Информация будет полезной.


Виктор Петрович Астафьев: "Гражданский человек", "До будущей весны".

Павел Петрович Бажов: сказы

Владимир Иванович Воробьёв

Аркадий Петрович Голиков (Гайдар)

Нина Викторовна Горланова: "Безымянка", "Дом со всеми неудобствами", "Светлая проза"

Лев Иванович Давыдычев

Алексей Михайлович Домнин: "Дикарь", "Матушка-Русь", "Поход на Югру".

Алексей Викторович Иванов: "Охота на "Большую Медведицу", "Сердце Пармы".

Василий Васильевич Каменский: "Стенька Разин", "Емельян Пугачёв".

Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин-Сибиряк): "От Урала до Москвы".

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин): "Сивцев Вражек", "Охранное отделение и его секреты", "Вольный каменщик".

Фёдор Михайлович Решетников: "Подлиповцы", "Глумовы", "Горнорабочие", "Рабочие лошади".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безденежных Татьяна Александровна

Дата: 04.11.2021

Номер свидетельства: 590432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства