kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая статья словеснику "Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жить в мире с людьми разных народов нашего общего земного шара – это условие выживания человечества: события экономической, экологической, политической жизни  последних лет нас всех в этом убеждают…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья словеснику "Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?"»

Статья «Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?»

Горелышева Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П. Зиновьева при УлГТУ

рабочий посёлок Вешкайма Ульяновской области


Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?

Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Два десятилетия назад все мы независимо от национальности были гражданами одной большой (шестой части суши) страны под названием Советский Союз, где всё, что происходило с одним народом, касалось и других. И проблемы, которые десятилетиями, а то и веками накапливались в межнациональных отношениях, мы все решали сообща, пытаясь сначала понять причины, прощупать их корни…

В 1991 году прозвенел погребальный колокол для великой державы. Вспомним из гимна: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю…» Съёжилась, сжалась держава, как шагреневая кожа. По сути, история повернулась вспять на девять десятилетий, тогда поэт эгофутурист Игорь Северянин тоже бил набатом:

Прошли лета, и всюду льются слезы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

И в следующем четверостишье уже более оптимистично:

Но дни идут – уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб.

В истории, впрочем, нет сослагательного наклонения, будем исходить из реального мира, не вдаваясь в причины утраты великой державы. Прочь ностальгию. В этой связи приходит на память восточная поговорка: «Чтобы разгадать мир, надо смотреть на него разными глазами». Вспомним Михаила Булгакова с его «Мастером и Маргаритой», где у Воланда «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», и немудрено, что он умел вкрадываться пронзительным взглядом своих странных глаз сквозь толщу пространства и времени, чтобы увидеть связи мира. Разное выражение глаз на скорбных лицах древних фресок, на глиняных фигурках бухарских мастериц-сказочниц: искусство терпеливо и напряженно всматривается, чтобы отгадать загадки бытия.

Родной язык, обычаи, культура – это целый неповторимый мир. Но как должны раздвинуться горизонты этого мира, когда ты обрел второй, третий язык, вобрал в себя частичку другой культуры. Ведь каждый язык – это еще и новый взгляд, новое видение. Даже «съежившаяся» в новых границах Россия – это конгломерат не одного десятка наций и народностей, бережно хранящих свой фольклор, обычаи, традиции. И каждый народ привносит свою историю и культуру в общий поток истории и культуры других народов, как бы окунается в этот поток и соприкасается с мировым течением.

Эта мысль, уверена, смутит тех, кто сегодня на просторах бывшего Союза захвачен идеей своей национальной исключительности, опасаясь, что мировой поток, если в него окунуться, может «разбавить» национальную чистоту нежелательными для них духовными примесями. И вот, к сожалению, в странах СНГ стали всё заметнее проявляться признаки духовного обособления. Некоторые политики и культурные деятели бывших республик пытаются доказать преимущества своего народа, своих более древних культур и языка перед другими. Но ведь ни Авиценна, ни Навои, ни А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, ни великий кобзарь Т.Г. Шевченко не могут принадлежать какому-нибудь одному народу. Они – сыновья мировой культуры – и этим велики!

Некоторые наши дипломаты говорят, что духовная обособленность есть следствие роста национального самосознания, но с каких это пор национальное самосознание формируется на искусственном укорачивании мысли, на сужении взгляда на себя и окружающий мир? Думается, корни сегодняшних настроений, нацфобий – в искривлениях национальной политики. Тем более что для нетерпимости к инородцам сейчас есть благодатная питательная среда, связанная с экономической разрухой на окраинах России, неверие в скорейшее решение проблем развития.

В России проживает более сотни наций и народностей – огромное общежитие, составляющее 140 миллионов человек со своей самобытной культурой, обычаями, языком. Нет такого города, райцентра, посёлка, где бы жили только представители одной нации. Не исключение и наш рабочий посёлок – маленький «Вавилон»: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, белорусы., греки, грузины, турки… – представители 29 национальностей. Разнородная община, но живущая до сей поры в дружбе и согласии. Четыре основные группы жителей объединены общественными культурными автономиями. Православный храм Бориса и Глеба не мешает татарской мечети.

В связи с темой статьи вспомнилась мне удивительная китайская притча о ладной семье. Приведу её без купюр.

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

-И мира тоже...»

Отличный принцип воспитания заложен в этой притче! Как говорится, не убавить, не прибавить…

Да, сегодня актуальна роль школы в формировании у учащихся разного возраста навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности. Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения необходимо развивать и воспитывать у учащихся.

Очень важный инструмент воспитания толерантности, на мой взгляд, – русская литература. Это признано во всем мире. Поэтому надо не сокращать часы на литературу в школе, а расширять! Нет лучше способа привить уважение к русской культуре и культуре других народов России, ведь литература – зеркало жизни, в ней находят отражение вопросы, волнующие наших соотечественников на протяжении многих веков, в том числе и вопросы толерантности.

Возьмем, к примеру, произведения школьной программы для общеобразовательной школы. Тема дружбы народов актуальна от древнерусской литературы – до современной. Немало и произведений, отлично иллюстрирующих проблему терпимого отношения к людям других народностей. Вспомним «Хождение за три моря Афанасия Никитина». В Индии, которую историки называют музеем культов и обычаев, вер и культур, религий и языков, расовых типов и различных укладов, А. Никитин проявил широкую терпимость, с одинаковым интересом и вниманием вглядывался в различные религиозные культуры, изучал нравы и обычаи разных национальных и кастовых групп, расспрашивал о важных событиях, происходивших в то время в «Индийской стране», с уважением относился к жизни чужого народа.

Нельзя не вспомнить на уроках литературы и о «всемирной отзывчивости» А.С. Пушкина. Сами названия его произведений говорят за себя: «Песни Западных славян», «Цыганы», «Подражание Корану», в котором поэту удалось проявить особую чуткость к религиозной святыне мусульман. Пушкин читал священную книгу в переводе Веревкина на русский язык и Савари – на французский. По сути дела он сделал поэтический перевод нескольких сур (глав), но посчитал кощунством слова Аллаха называть переводом, тем самым, проявив большое уважение к религиозным чувствам иноверцев.

Читая вместе с ребятами произведения о Великой Отечественной войне, мы понимаем, что тема дружбы народов красной нитью проходит по страницам этих книг. В «Альпийской балладе» В. Быков рассказал о трёх днях свободы бежавших из фашистского концлагеря русского военнопленного Ивана и итальянской девушки Джулии, оказавшейся случайно рядом с ним. В нечеловеческих условиях настигающей погони озверевших фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую судьбу. Эти трое суток свободы озарила короткая, но ослепительная, как молния, любовь. Русский солдат погиб, а «итальянская сеньора» через всю жизнь пронесла светлую память о нём, после войны разыскала его следы в России, нашла его родных и написала письмо односельчанам, чтобы рассказать правду о подвиге их земляка, ведь «никто не забыт и ничто не забыто». А они даже не знали языка друг друга!

Таким образом, художественные произведения для молодежи, написанные ранее или сейчас, подтверждают одну и ту же мысль – о терпеливом отношении к людям другой национальности, придерживающимся отличного от других мнения, о поиске компромисса и интересе к жизни во всем ее многообразии. Трагические времена, переломные моменты истории, отражающиеся в литературе, всегда служат ярким напоминанием человеку о том, что взаимопонимание, поддержка друг друга, общечеловеческие ценности и есть неотъемлемая часть нашей жизни, помогающая нам, людям разной веры, разных наций, сосуществовать вместе.

Сегодня жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной установки у школьников, становится актуальной задачей системы современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.

После захвата заложников в Беслане и взрывов в Москве и других городах школьники стали негативно относиться к детям с кавказской внешностью. Случались «детские митинги» с требованием убрать их из школы. Можно было услышать такие слова: «Зачем они нам? Почему по их вине погибают отцы и братья?» Потребовалось приложить немало усилий по воспитанию у детей толерантного сознания и искоренению неприязни, объяснить, что чеченский народ и боевики – это не одно и то же. Появилось поколение «детей войны», воспитанное на образах врага и борьбы с ним, с травмированной психикой – и мы прилагаем все усилия к преодолению в умах и сердцах подрастающего поколения экстремизма, национализма, религиозного фанатизма.

Как показывают проведенные нами социологические исследования, школьник воспринимает собственную семью как данность, которая такова, какова она есть. То есть ему не приходит в голову заниматься радикальной перестройкой данной среды, ведь «родителей не выбирают», так же, как не выбирают систему моральных, нравственных или ценностных ориентаций своей семьи. Совсем иначе дело обстоит в социальной среде школы. Здесь у ребенка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить необходимую множественность выбора, приобщить молодое поколение к искусству бесконфликтности, к умению жить «в мире непохожих людей и идей». Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, что есть в человеке.

Учитель должен помочь ребенку решить проблему, которая мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача – донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить. «Педагогика сотрудничества» и «дружба народов» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в нынешней школе. Современный ученик должен понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизни общества, не нанося вреда никому и не ущемляя права других людей.

Подводя итог своим размышлениям, нужно ли сегодня молодое поколение учить дружбе народов, отвечу утвердительно – безусловно! Жить в мире с людьми разных народов нашего общего земного шара – это условие выживания человечества: события экономической, экологической, политической жизни последних лет нас всех в этом убеждают…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горелышева Светлана Алексеевна

Дата: 14.06.2021

Номер свидетельства: 583342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства