Методическая статья словеснику "Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?"
Методическая статья словеснику "Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?"
Жить в мире с людьми разных народов нашего общего земного шара – это условие выживания человечества: события экономической, экологической, политической жизни последних лет нас всех в этом убеждают…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая статья словеснику "Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?"»
Статья «Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?»
Горелышева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П. Зиновьева при УлГТУ
рабочий посёлок Вешкайма Ульяновской области
Нужно ли сегодня учить толерантности современных школьников?
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Два десятилетия назад все мы независимо от национальности были гражданами одной большой (шестой части суши) страны под названием Советский Союз, где всё, что происходило с одним народом, касалось и других. И проблемы, которые десятилетиями, а то и веками накапливались в межнациональных отношениях, мы все решали сообща, пытаясь сначала понять причины, прощупать их корни…
В 1991 году прозвенел погребальный колокол для великой державы. Вспомним из гимна: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю…» Съёжилась, сжалась держава, как шагреневая кожа. По сути, история повернулась вспять на девять десятилетий, тогда поэт эгофутурист Игорь Северянин тоже бил набатом:
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
И в следующем четверостишье уже более оптимистично:
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.
В истории, впрочем, нет сослагательного наклонения, будем исходить из реального мира, не вдаваясь в причины утраты великой державы. Прочь ностальгию. В этой связи приходит на память восточная поговорка: «Чтобы разгадать мир, надо смотреть на него разными глазами». Вспомним Михаила Булгакова с его «Мастером и Маргаритой», где у Воланда «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», и немудрено, что он умел вкрадываться пронзительным взглядом своих странных глаз сквозь толщу пространства и времени, чтобы увидеть связи мира. Разное выражение глаз на скорбных лицах древних фресок, на глиняных фигурках бухарских мастериц-сказочниц: искусство терпеливо и напряженно всматривается, чтобы отгадать загадки бытия.
Родной язык, обычаи, культура – это целый неповторимый мир. Но как должны раздвинуться горизонты этого мира, когда ты обрел второй, третий язык, вобрал в себя частичку другой культуры. Ведь каждый язык – это еще и новый взгляд, новое видение. Даже «съежившаяся» в новых границах Россия – это конгломерат не одного десятка наций и народностей, бережно хранящих свой фольклор, обычаи, традиции. И каждый народ привносит свою историю и культуру в общий поток истории и культуры других народов, как бы окунается в этот поток и соприкасается с мировым течением.
Эта мысль, уверена, смутит тех, кто сегодня на просторах бывшего Союза захвачен идеей своей национальной исключительности, опасаясь, что мировой поток, если в него окунуться, может «разбавить» национальную чистоту нежелательными для них духовными примесями. И вот, к сожалению, в странах СНГ стали всё заметнее проявляться признаки духовного обособления. Некоторые политики и культурные деятели бывших республик пытаются доказать преимущества своего народа, своих более древних культур и языка перед другими. Но ведь ни Авиценна, ни Навои, ни А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, ни великий кобзарь Т.Г. Шевченко не могут принадлежать какому-нибудь одному народу. Они – сыновья мировой культуры – и этим велики!
Некоторые наши дипломаты говорят, что духовная обособленность есть следствие роста национального самосознания, но с каких это пор национальное самосознание формируется на искусственном укорачивании мысли, на сужении взгляда на себя и окружающий мир? Думается, корни сегодняшних настроений, нацфобий – в искривлениях национальной политики. Тем более что для нетерпимости к инородцам сейчас есть благодатная питательная среда, связанная с экономической разрухой на окраинах России, неверие в скорейшее решение проблем развития.
В России проживает более сотни наций и народностей – огромное общежитие, составляющее 140 миллионов человек со своей самобытной культурой, обычаями, языком. Нет такого города, райцентра, посёлка, где бы жили только представители одной нации. Не исключение и наш рабочий посёлок – маленький «Вавилон»: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, белорусы., греки, грузины, турки… – представители 29 национальностей. Разнородная община, но живущая до сей поры в дружбе и согласии. Четыре основные группы жителей объединены общественными культурными автономиями. Православный храм Бориса и Глеба не мешает татарской мечети.
В связи с темой статьи вспомнилась мне удивительная китайская притча о ладной семье. Приведу её без купюр.
«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
-И мира тоже...»
Отличный принцип воспитания заложен в этой притче! Как говорится, не убавить, не прибавить…
Да, сегодня актуальна роль школы в формировании у учащихся разного возраста навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности. Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения необходимо развивать и воспитывать у учащихся.
Очень важный инструмент воспитания толерантности, на мой взгляд, – русская литература. Это признано во всем мире. Поэтому надо не сокращать часы на литературу в школе, а расширять! Нет лучше способа привить уважение к русской культуре и культуре других народов России, ведь литература – зеркало жизни, в ней находят отражение вопросы, волнующие наших соотечественников на протяжении многих веков, в том числе и вопросы толерантности.
Возьмем, к примеру, произведения школьной программы для общеобразовательной школы. Тема дружбы народов актуальна от древнерусской литературы – до современной. Немало и произведений, отлично иллюстрирующих проблему терпимого отношения к людям других народностей. Вспомним «Хождение за три моря Афанасия Никитина». В Индии, которую историки называют музеем культов и обычаев, вер и культур, религий и языков, расовых типов и различных укладов, А. Никитин проявил широкую терпимость, с одинаковым интересом и вниманием вглядывался в различные религиозные культуры, изучал нравы и обычаи разных национальных и кастовых групп, расспрашивал о важных событиях, происходивших в то время в «Индийской стране», с уважением относился к жизни чужого народа.
Нельзя не вспомнить на уроках литературы и о «всемирной отзывчивости» А.С. Пушкина. Сами названия его произведений говорят за себя: «Песни Западных славян», «Цыганы», «Подражание Корану», в котором поэту удалось проявить особую чуткость к религиозной святыне мусульман. Пушкин читал священную книгу в переводе Веревкина на русский язык и Савари – на французский. По сути дела он сделал поэтический перевод нескольких сур (глав), но посчитал кощунством слова Аллаха называть переводом, тем самым, проявив большое уважение к религиозным чувствам иноверцев.
Читая вместе с ребятами произведения о Великой Отечественной войне, мы понимаем, что тема дружбы народов красной нитью проходит по страницам этих книг. В «Альпийской балладе» В. Быков рассказал о трёх днях свободы бежавших из фашистского концлагеря русского военнопленного Ивана и итальянской девушки Джулии, оказавшейся случайно рядом с ним. В нечеловеческих условиях настигающей погони озверевших фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую судьбу. Эти трое суток свободы озарила короткая, но ослепительная, как молния, любовь. Русский солдат погиб, а «итальянская сеньора» через всю жизнь пронесла светлую память о нём, после войны разыскала его следы в России, нашла его родных и написала письмо односельчанам, чтобы рассказать правду о подвиге их земляка, ведь «никто не забыт и ничто не забыто». А они даже не знали языка друг друга!
Таким образом, художественные произведения для молодежи, написанные ранее или сейчас, подтверждают одну и ту же мысль – о терпеливом отношении к людям другой национальности, придерживающимся отличного от других мнения, о поиске компромисса и интересе к жизни во всем ее многообразии. Трагические времена, переломные моменты истории, отражающиеся в литературе, всегда служат ярким напоминанием человеку о том, что взаимопонимание, поддержка друг друга, общечеловеческие ценности и есть неотъемлемая часть нашей жизни, помогающая нам, людям разной веры, разных наций, сосуществовать вместе.
Сегодня жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной установки у школьников, становится актуальной задачей системы современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.
После захвата заложников в Беслане и взрывов в Москве и других городах школьники стали негативно относиться к детям с кавказской внешностью. Случались «детские митинги» с требованием убрать их из школы. Можно было услышать такие слова: «Зачем они нам? Почему по их вине погибают отцы и братья?» Потребовалось приложить немало усилий по воспитанию у детей толерантного сознания и искоренению неприязни, объяснить, что чеченский народ и боевики – это не одно и то же. Появилось поколение «детей войны», воспитанное на образах врага и борьбы с ним, с травмированной психикой – и мы прилагаем все усилия к преодолению в умах и сердцах подрастающего поколения экстремизма, национализма, религиозного фанатизма.
Как показывают проведенные нами социологические исследования, школьник воспринимает собственную семью как данность, которая такова, какова она есть. То есть ему не приходит в голову заниматься радикальной перестройкой данной среды, ведь «родителей не выбирают», так же, как не выбирают систему моральных, нравственных или ценностных ориентаций своей семьи. Совсем иначе дело обстоит в социальной среде школы. Здесь у ребенка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить необходимую множественность выбора, приобщить молодое поколение к искусству бесконфликтности, к умению жить «в мире непохожих людей и идей». Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, что есть в человеке.
Учитель должен помочь ребенку решить проблему, которая мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача – донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить. «Педагогика сотрудничества» и «дружба народов» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в нынешней школе. Современный ученик должен понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизни общества, не нанося вреда никому и не ущемляя права других людей.
Подводя итог своим размышлениям, нужно ли сегодня молодое поколение учить дружбе народов, отвечу утвердительно – безусловно! Жить в мире с людьми разных народов нашего общего земного шара – это условие выживания человечества: события экономической, экологической, политической жизни последних лет нас всех в этом убеждают…