kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку по теме "Стихотворение К.Бальмонта "Тише, тише.""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для лингвистического или комплексного анализа стихотворения, а также для проектной работы с учащимся.Очень интересное стихотворение поэта - символиста. Рассматривается  лексика, выразительные средства языка, представлено несколько интерпретаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по теме "Стихотворение К.Бальмонта "Тише, тише.""»

Тема: «Анализ художественного текста

( на материале стихотворения К.Бальмонта

«Тише, тише…»

из сборника «Только любовь»)











Стихотворение Константина Бальмонта «Тише, тише»

Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды,
Слишком долго вы молились, не забудьте прошлый свет.
У развенчанных великих, как и прежде, горды вежды,
И слагатель вещих песен был поэт и есть поэт.

Победитель благородный с побеждённым будет ровен,
С ним заносчив только низкий, с ним жесток один дикарь.
Будь в раскате бранных кликов ясновзорен, хладнокровен,
И тогда тебе скажу я, что в тебе мудрец - и царь.

Дети Солнца, не забудьте голос меркнущего брата,
Я люблю в вас ваше утро, вашу смелость и мечты,
Но и к вам придёт мгновенье охлажденья и заката, -
В первый миг и в миг последний будьте, будьте, как цветы.

Расцветайте, отцветайте, многоцветно, полновластно,
Раскрывайте всё богатство ваших скрытых юных сил,
Но в расцвете не забудьте, что и смерть, как жизнь, прекрасна,
И что царственно величье холодеющих могил.

В историю русской литературы Константин Бальмонт вошел как один из виднейших представителей символизма. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров.

Для поэтики символизма характерны:

• максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;

• поэтика намека и иносказания;

• недосказанность, затаенность смысла;

• элитарность, ориентация, на читателя-соавтора, творца;

• восприятие произведения поэта - символиста неоднозначно, субъективно.

В.Брюсов назвал Бальмонта «самым субъективным поэтом, какого только знала история нашей поэзии». Именно по этой причине одна за другой или у разных читателей появляются субъективные версии восприятия и понимания стихотворений замечательного поэта – символиста.

В этом можно убедиться, анализируя его стихотворение «Тише, тише», вошедшее в сборник 1903 года «Только любовь» .

Результаты проведенного в начале анализа стихотворения эксперимента на понимание текста дал возможность сравнить собственное понимание с мнением других читателей:

Выделение ключевых слов

Ассоциации

1.

Поэт, мудрец, царь, дети Солнца, цветы

Писатель ,холод, смерть

2.

Древних идолов, поэт, хладнокровен, мудрец, величье

Варвар, угасшая цивилизация, стоунхендж

3.

Поэт, победитель, дети Солнца, мгновенье, жизнь

Предсказанье, просьба, объяснение

4.

Поэт , победитель ,цветы, в расцвете ,могил

Смерть, величье, слава

5.

Победитель, заносчив, дети Солнца, голос меркнущего брата

«Отцы и дети», цивилизация, шёпот, молодежь, старость

6

ясновзорен, Дети Солнца, смерть, могил

завещание, просьба, память, нравоучение, предупреждение



Версия 1. Читать его необходимо шёпотом, так как, лирический герой - человек немолодой, возможно, старик, обращающийся к молодому поколению с прощальными словами. Это стихотворение - завет представителя старшего поколения к юному.

Чтобы доказать это, необходимо сделать лингвистический анализ текста.

Обращают внимание 2 группы слов – противоположных по значению. Стихотворение построено по принципу антитезы.

Дети Солнца

утро цветы. Расцветайте, отцветайте, первый миг юных сил, в расцвете жизнь

прошлый свет

меркнущего брата, заката миг последний смерть холодеющих могил

Дети в восприятии писателя – это прекрасные создания Божьего мира, недаром одному из своих рассказов о маленькой героине он дал название «Солнечное Дитя» . Мир детства соотносился в представлении К. Бальмонта и с растительными образами: ребенок для него – цветок – «светлый», «веселый», «редкий», «ничем не отравленный», «на который хочется смотреть еще и еще, и каждый, кто смотрит на этот цветок, сам расцветает улыбкой и солнечной радостью» . Цветок, цветы, – любимые Бальмонтом образы природного мира, – в мировой геральдике – олицетворение райского состояния, молодой жизни, жизнерадостности, красоты, нежности. Сравнению «дети – цветы жизни» под пером художника возвращается изначальный смысл, подчёркивающий в ребёнке хрупкость, незащищённость, солнечное очарование, красоту расцвета. В славянских мифах цветы символизируют мир, красоту и совершенство; юность, весну и расцвет. Однако из-за того, что век юности и красоты цветов скоротечен, их образ навевает печальные ассоциации; чувства отживают, наступает блёклая старость. Это заставляет задуматься о кратковременности человеческого бытия.

Постепенное угасание можно сравнить и с постепенным старением человека, и с угасанием его физических и творческих сил. Читая стихотворение, представляешь себе такую картину : старый человек,



называющий себя меркнущим братом, физически уже не в состоянии говорить громко – он едва слышно шепчет свои слова собравшейся вокруг него молодежи. В стихотворении Бальмонта много обращений, побудительных предложений, выражающих просьбу, совет, призыв пожилого человека к молодому поколению.

Чтобы создать впечатление его тихой речи – шепота , поэт использует прием аллитерации: применяет слова

- с шипящими согласными : тише, одежды, слишком, прошлый, развенчанных, прежде, вежды, вещих, побеждённым, заносчив, жесток, скажу, меркнущего, ваше, охлажденья, холодеющих;

среди фонетических повторов отметим обилие сонорных звуков [л], [м], [н] и их сочетаний, что придает стиху напевность, музыкальность и плавность. Кроме того, регулярное использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч], [ш’:] (всего 23) создает ощущение шуршания, шелеста, шепота таинственности и неизвестности. Среди гласных наиболее частотными являются [и] (51), [а] (50) и [у] (50). Эти звуки ассоциативно подтверждают мысль о цикличности движения, его постоянстве, непрерывности.

- с глухими согласными : совлекайте , свет, великих, поэт, песен, низкий, раскате, ясновзорен, хладнокровен, мудрец , царь, голос, смелость, последний будьте, как цветы, расцветайте, отцветайте, многоцветно, полновластно,
раскрывайте, всё, богатство, ваших, скрытых ,сил, в расцвете не забудьте, что и смерть, прекрасна, царственно.

Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на всём протяжении текста.

Автор преднамеренно использует игру звука для создания у читателя определенных впечатлений. Поэты стремится передать средствами фоники слуховые впечатления с помощью звукоподражания – это употребление слов, напоминающих звучанием слуховые впечатления от изображаемого явления (человеческой речи, шума, звуков природы). Цель звукоподражания сводится к тому, чтобы средствами фоники создать у читателя эффект «звукового присутствия».

Философское, мудрое завещание к неопытной юности поэт выразил в 3 - 4 строфах. Обращает на себя внимание употребление в этих строфах нескольких родственных слов от корня «цвет» : цветы, расцветайте, отцветайте, многоцветно, в расцвете. В этом приеме выражается эмоциональное состояние говорящего : его искренняя симпатия к новому поколению , к его смелости и мечтам, искреннее пожелание добра и счастья, успехов. Он сравнивает подрастающее поколение с цветами.

Бальмонт использовал мощь русского языка, экспериментировал, создавал неологизмы. В данном стихотворении неологизм Бальмонта - «многоцветно» (образованное поэтом наречие от прилагательного) .







Скрытый смысл выражения « расцветайте многоцветно « , возможно, заключается в следующем : предоставить возможность выражать «богатство скрытых сил» , ведь каждый человек – индивидуальность. Кроме того, недопустимо навязывание обществу однобокого принципа : эти нам нужны, а тех - надо «сбросить с парохода современности». Творческое многоцветье нашего мира - вот что завещал и герой стихотворения , и сам Бальмонт.

Герой стихотворения называет себя «меркнущим братом» , сравнивает старение человека с закатом солнца, с угасанием его света.

Метафора «холодеющие могилы» поражает своей глубиной, экспрессией и выразительностью. В выражении

Но в расцвете не забудьте, что и смерть, как жизнь, прекрасна,
И что царственно величье холодеющих могил.

– сожаление о вынужденном уходе из мира жизни.


Версия 2. Метафору «древние идолы» Бальмонт использует по отношению к поэтам, которых многие в обществе критикуют , указывая на недостатки.

Выражение «древние идолы» - это ,возможно, метафора очень емкая по смыслу.


Поэт переносит нас наОлимп, где живут и боги, и поэты, великие по своему статусу, увенчанные лавровыми венками. Он и подразумевает поэтов прошлых лет и современных. Часто их деятельность подвергалась критике, она часто указывала на недостатки, отрицала право на существование и признание.



В числе увенчанных лавровым венком славы был и К.Бальмонт, но его попытались развенчать молодые и дерзкие поэты.

Применяя устаревшую лексику, К.Бальмонт переносит нас в «давно минувшие» времена и приводит в пример автора «Слова о полку Игореве», который не всем своим современникам был по нраву, но остался в памяти народа как вещий Боян.

Употребляя по отношению к нему эпитет «слагатель вещих песен», Бальмонт утверждает его поэтическое бессмертие в памяти читателей : «был поэт и есть поэт».


В полемике с оппонентами поэт призывает быть благородными и хладнокровными и ровными.





Примечательно, что стихотворение часто приводят в связи с дискуссией, которая разгорелась между молодым поэтом- футуристом В.Маяковским и пожилым Бальмонтом. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Уже в 1896 году Валерий Брюсов писал о «школе Бальмонта».

 К моменту выхода сборника «Только любовь. Семицветник» (1903) поэт уже пользовался всероссийской славой. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. В начале столетия, Бальмонт достиг вершины стихотворной деятельности.

К 1903 году происходит, по общему признанию, резкий спад творчества Бальмонта. Брюсов писал: «Десять лет Бальмонт царил полновластно в нашей поэзии. Но теперь жезл выпал из его рук... Он — в прошлом». А впоследствии, назвав «вершинные» достижения Бальмонта, Брюсов отмечает: «Со сборника «Только любовь» начинается уже спуск вниз.» Характерно также, что в 1913 году, на чествовании Бальмонта в связи с его возвращением из эмиграции, Маяковский от имени молодого поколения поэтов заявил, что Бальмонт — это отжитое. В. Маяковский в свойственной ему манере говорил: «Стихи Бальмонта кажутся мне плавными и мерными, как качалки и турецкие диваны».  На сравнение стихов Бальмонта с качалками хотелось бы остановить внимание. При чтении стихотворения «Тише ,тише» вслух невольно обращаешь внимание на повышение голоса до середины строки и понижение от середины строки до ее конца. Следующая строка и все стихотворение полностью читается также – до конца . При этом плавный, размеренный ритм напоминает плавное движение качелей или кресел – качалок.

Версия 3.

Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды,
Слишком долго вы молились, не забудьте прошлый свет.

Идол - др.рус. идолъ (от греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения

1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы. Их изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах или на полях для массового поклонения 2. То же, что статуя (устар.). 3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.). 4.Употр. как постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц.

Совлечь одежды (книжн.) -
сделать явным, обнажить внутреннюю сущность чего-л.

Свет 1.Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с.. С. правды (перен.).

Пролить или бросить свет на что (книжн ) — разъясняя, сделать понятным, ясным. 

Свет `Библия. Ветхий и Новый заветы.` Слово свет часто употребляется иносказательно в свящ. Писании. Господь И. Христос нередко называется светом. Свет служит в свящ. Писании эмблемою знания, чистоты жизни, святости и радости и т.п. "Так да светит свет ваш пред людьми говорит Спаситель, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного"

Учитывая прямое и переносное значения этих слов и выражений , делаем вывод о том, что боги и кумиры, которым поклонялись раньше и преклоняются теперь , указывали людям путь в свету. Но не всегда отношение к праведникам и провидцам было однозначно. Часто их деятельность подвергалась критике, она часто указывала на недостатки, отрицала право на существование и признание. Подвергалась отрицанию и гонению вера в языческих богов,






в Христа, мировоззрение и творчество поэтов и писателей.


"Так да светит свет ваш пред людьми говорит Спаситель, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного" (Мат.5:16 ).



Обращает на себя глубокий по смыслу эпитет «ясновзорен». Скорее всего ,речь идет о необходимости объективного взгляда на историю и современность, с опорой на истинные нравственные ценности. К сожалению, в наше время молодежь, низвергая памятники, в то же время возводит в кумиры тех, с кого надо бы, говоря словами Бальмонта , «совлекать одежды», то есть дать объективную оценку (Гитлер ,Бандера). Не все исторические личности достойно вели себя при жизни.



Версия 4. К. Бальмонт пришел т к выводу, что революция является злом.

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Бальмонт напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным.


Кроме того многих великих , «как и прежде горды вежды», ведь они уверены в своей правоте. Но не всегда путь, указанный великим деятелем, может быть праведным. Об этом говорят значения слова «гордый» :



Кто прав, за кем правда, истина – это может знать только бог. Не даром поэт говорит : «В тебе мудрец и царь , если ты «не спеша», «вдумчиво» «совлекаешь с древних идолов одежды».

«Жил царь по имени Александр Великий. Он был великим полководцем м собрав огромную армию решил, что должен завоевать мир и стать великим и известным человеком, которого потомки назовут «Покорителем мира».

Итак, он начал свой поход и одержал победу. И вот после десяти лет непрерывных сражений, завоевав такую огромную часть света, Александр Великий дошел до берега реки Ганг. Он собирался завоевать богатейшую страну Индию.

Но за время походов царь очень устал, сомнения терзали его душу, и не было покоя в его сердце. Поэтому, узнав, что у берегов Ганги сидит великий мудрец, Александр очень захотел встретиться и побеседовать с ним о волнующих его вопросах. Он послал к мудрецу гонцов с приглашением.











Гонцы, подъехав к берегу великой реки, увидели старца, сидящего под деревом и наблюдающего за тем, какмедленно поднимается солнце над горизонтом. Гонцы крикнули: «Эй, старик, быстро поднимайся и иди к Великому Александру. Ты удостоен невиданной чести, сам царь зовет тебя для беседы!» Но старик, не повернув головы, спокойно ответил: «Я не пойду к вашему царю. Я занят». Удивленные гонцы спросили: «Чем же ты занят? Ты ничего не делаешь. Просто сидишь». Тогда старик ответил: «Я восход солнца наблюдаю». Гонцы предупредили старика, что его отказ может стоить ему жизни, так как Александр не привык, чтобы ему отказывали. Но старик больше не проронил ни слова.

Александр, узнав об отказе старика, очень разозлился и уже хотел наказать его, но затем подумал, может нужно прислать дары старику. И он отравил гонцов снова, уже с полной повозкой даров.

Гонцы, подъехав к берегу великой реки, опять увидели старца, сидящего на том же месте и наблюдающего за тем, как медленно опускается солнце над в воды Ганга. Гонцы крикнули: «Эй, старик, тебе очень повезло. Наш Александр добр и вместо смерти жалует тебе все эти дары. Быстро поднимайся и иди к нему для беседы!» Но старик, не повернув головы, спокойно ответил: «Я не пойду к вашему царю. Я занят». Удивленные гонцы спросили: «Чем же ты занят? Ты ничего не делаешь. Просто сидишь». Тогда старик ответил: «Я закат наблюдаю». Гонцы вновь предупредили старика, что его теперь отказ точно будет стоить ему жизни, так как Александр не просит дважды. Но старик больше не проронил ни слова.

Александр, узнав об отказе старика, еще больше разозлился и уже хотел убить его, но передумал. Так сильно душа его страдала и жаждала мудрых слов, что ночью, переодевшись в простого воина, Александр отправился сам на берег реки к старику.»

«Нам дорога цивилизация!» - утверждает герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов, несогласный с нигилистическим утверждениями Евгения Базарова ( о Пушкине : «Пора бросить эту ерунду», о старшем поколении: « пора отправить в отставку», «люди отставные». Нигилистические настроения выражали в начале 20 века футуристы, в их группе выступал молодой поэт В.Маяковский. Стихотворение «Тише, тише» можно воспринимать как предостережение молодежи от одностороннего взгляда на духовные ценности. А победителей ,по его мнению ,выберет время.

Философское, мудрое завещание к неопытной юности поэт выразил в 3 - 4 строфах. Обращает на себя внимание употребление в этих строфах нескольких родственных слов от корня «цвет» : цветы, расцветайте, отцветайте, многоцветно, в расцвете. В этом приеме выражается эмоциональное состояние говорящего : его искренняя симпатия к новому

















































































поколению , к его смелости и мечтам, искреннее пожелание добра и счастья, успехов. Он сравнивает подрастающее поколение с цветами.

Бальмонт использовал мощь русского языка, экспериментировал, создавал неологизмы. В данном стихотворении неологизм Бальмонта - «многоцветно» (образованное поэтом наречие от прилагательного) . Скрытый смысл выражения « расцветайте многоцветно « , возможно, заключается в следующее : предоставить возможность выражать «богатство скрытых сил» , ведь каждый человек – индивидуальность. Кроме того, недопустимо навязывание обществу однобокого принципа : эти нам нужны, а тех - надо «сбросить с парохода современности». Творческое многоцветье нашего мира - вот что завещал и герой стихотворения , и сам Бальмонт. Герой стихотворения называет себя «меркнущим братом» , сравнивает старение человека с закатом солнца, с угасанием его света. Метафора «холодеющие могилы» поражает своей глубиной, экспрессией и выразительностью. В выражении

Но в расцвете не забудьте, что и смерть, как жизнь, прекрасна,
И что царственно величье холодеющих могил.

– сожаление о вынужденном уходе из мира жизни.

Ёмкая по содержанию метафора «величье могил» говорит о том, что великий человек и после смерти остается великой личностью, если оставил в истории значительный след. Применяя эпитет царственно по отношению к слову «величье» , поэт намекает на то, что, даже свергнутых , царей и после смерти продолжают называть царями,но царствовать можно не только на троне, но и во всех областях жизни. Все зависит от личности человека, от размаха его таланта. Поэт предупреждает людей о том, что и поверженные кумиры требуют к себе почтения. Автор убежден, что истинное великодушие не допустит заносчивости победителя перед побежденным. Любой расцвет неизбежно окончится, и поэт призывает людей с одинаковой мудростью и благородством переживать как первый, так и последний миг. Поэт убежден: все, что есть в мире, прекрасно и человек должен в полную меру оценивать это. Важно отметить, что применение в стихотворении книжных, устаревших слов, старославянизмов придает ему величавость и торжественность , а также оправданно по замыслу : передать в речи мысли пожилого человека, вероятно, на склоне лет. Кроме того, поэт учитывает физическое состояние героя стихотворения. Поэт использовал сложные предложения, чтобы передать размеренность , неторопливость его речи .


Версия 5. Самой интересной представляется версия четвертая.

Стихотворение К.Бальмонта написано сатурнийским стихом и представляет собой эпитафию – надгробную надпись. Эпитафии отличаются своеобразным синтаксисом - предложения в них побудительные, в них выражается просьба , совет, предостережение, завет. В стихотворении Бальмонта тоже много обращений, побудительных предложений, выражающих просьбу, совет, призыв к молодому поколению.

САТУРНИ́ЙСКИЙ СТИХ, или сатурнов стих (лат. — versus saturnius) — древнейший стих италийской народной поэзии. Сохранился

















Сохранился































в немногочисл. надписях (эпитафиях) и отрывках из поэм Ливия Андроника и Невия; затем был вытеснен заимствованным у греков гекзаметром. По-видимому, первоначально ритм стиха был тоническим, осн. на счете ударений, но потом, под влиянием греч. метрики, стал учитывать также долготу и краткость слогов. Сильная цезура делит стих на два полустишия (первое обычно длиннее); часта аллитерация. В рус. переводе обычно звучит 6-стопным ямбом с женской цезурой и сдвигами ударений:

На Мальту переходит | римлянин, и остров
Пустошит, жжет и грабит, | вражье добро ничтожа...

(пер. из Невия).


Сатурнийский стих, древнейший размер в рим. стихосложении, смесь ямбов и трохеев; был вытеснен греч. гекзаметром.

Сатурнийский стих САТУРНИЙСКИЙ СТИХ - первоначальный стихотворный размер у античных римлян; на его древность указывает его название от древнейшего италийского бога Сатурна.. В его основе лежит ямбический и трохеический (хореический) ритм, близко подходящий к прозаической речи. Самая частая форма сатурнийского стиха:

———U ——U || —UU U—U


Цезура является обязательным его элементом.

Слабые части стоп могут заменяться долгими слогами, в свою очередь разлагающимися на два кратких, а в некоторых случаях слабые части могут сокращаться.

Был заимствован жрецами для религиозных гимнов; им писались эпитафии на гробницах полководцев; он употреблялся римскими поэтами до Энния (нач. IIв. до н.э.), который заменил его перенесенным из Греции дактилическим гекзаметром и тем самым положил начало грецизации латинского стихосложения.

 С горделивостью звучит предсмертная автоэпитафия Энния (надгробная надпись самому себе):

 Да не оплачет слезами никто ни меня, ни надгробье.
Плачем. Зачем? По устам рею живых - я, живой!
               (Пер. М.Л. Гаспарова) 


Это тоже заметно , если обратить внимание на то, что в стихотворении гласные попеременно тянутся и произносятся кратко ( как в греческом языке произносятся долгие и краткие гласные).

Пример сатурнийского стиха из поэмы Невия о Первой Пунической войне (перев. М. Гаспаров):


Сами лучше желают || погибнуть на месте,

Чем к своим родичам || вернуться с позором.

Если ж им не помогут, || доблестным героям,

Срам будет великий || народу меж народов.



Пример эпитафии в поэзии К.Бальмонта :


Два друга здесь лежат, чьи жизни слиты были,

Да не разделится их память никогда,

Пусть будет дружен сон - земной их смертной пыли.

При жизни - их сердца сливалися всегда. 1822



Говоря о 5 версии анализа стихотворения Бальмонта - импрессиониста «Тише ,тише» , важно отметить, что применение аллитерации имеет в нем звукоподражательное значение : вызывает у читателя впечатление о едва слышном шуршании венков и цветов на кладбище и приводит к мысли о метафоре - противопоставлении им живых цветов и венков ,которыми при жизни награждали выдающихся людей своего времени.






Словарь

Меркнуть

- постепенно утрачивать яркость.
- переставать светить.
- безл. Темнеть, смеркаться.
- утрачивать блеск, живость, выразительность (о взгляде, взоре).
- тускнеть, терять интенсивность (о цвете, красках).
- перен. Утрачивать силу, значение.
- утрачивать ясность, отчетливость (о мысли, сознании и т.п.).  - угасать. Идол -

др.рус. идолъ (от греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения

1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы. Их изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах или на полях для массового поклонения

2. То же, что статуя (устар.).

3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.).

4.Употр. как постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц.

Великий

1. необычайно гениальный.

2.обладающий какими-л. качествами в самой высокой степени (о человеке).
3.выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам и т.п.

большой по размеру

Древний

1. существовавший или возникший в отдалённом прошлом, очень давний. Древние предания. Древние языки. Древняя история (до 5 в. н. э.). Обычаи древних (сущ.; древних народов).

2. очень старый. Д. старик. Доживший до глубокой старости, дряхлый. Древний старик.

3. существовавший в отдаленном прошлом, происходивший в ранние исторические эпохи. Древняя Греция. Древние народы. || Возникший в отдаленном прошлом, Очень давний, старинный. Древний обычай. Древняя крепость. В Риме сохранилось много древних памятников искусства.

4. в знач. сущ. древние, древних, ед. нет. Древние народы (книжн. устар.).

Фразеологический оборот

Совлечь одежды (книжн.) -
сделать явным, обнажить внутреннюю сущность чего-л.

Свет

1.Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с.. С. правды (перен.).

Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).

2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу).

3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.

4. В некоторых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Пересмотреть решение в свете последних событий. В свете каком (видеть, представлять) — в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.

Пролить или бросить свет на что (книжн ) — разъясняя, сделать понятным, ясным. 

Свет `Библия. Ветхий и Новый заветы.`
Слово свет часто употребляется иносказательно в свящ. Писании. Господь И. Христос нередко называется светом. Свет служит в свящ. Писании эмблемою знания, чистоты жизни, святости и радости и т.п. "Так да светит свет ваш пред людьми говорит Спаситель, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного"

Развенчать

противопол. увенчать, лишить венца, королевства, царства, владычного сана;

  • *лишить венца славы, общего уваженья, отречься от признания за кем прежней славы и доблести. Развенчанный Наполеон. Развенчанный клеветою герой.

Разве́нчанный, развенчанная, развенчанное; развенчан, развенчана, развенчано.1. прич. страд. прош. вр. от развенчать (книжн.). Писатель, развенчанный критикой.2. перен. Лишенный славы, потерявший известность, имя (книжн.). Развенчанный герой. Развенчанный писатель.

Вежды -  

(устаревш.) веко ,глаза; «сомкнуть вежды»

Вещий -
(устаревш.) прил.
1) нар.-поэт. способный предвидеть, предсказывать будущее.
2) а) свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее.
б) содержащий предсказание, предвидение чего-л.
3) устар. умный, мудрый (о человеке).

Слагатель (устар.) -
1) то же, что: сочинитель.
2) народный певец, сочинитель народных песен, былин и т.п.

благородный

2. - высоконравственный, самоотверженно честный и открытый 

Ровный.
3) перен. разг. уравновешенный, спокойный (о человеке: его характере,  о поведении).

Хладнокровный

- выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный.

Низкий

5. подлый, бесчестный. Низкая личность. Н. поступок.

(возможно низкого уровня развития : 4. - не достигающий средство уровня, средней нормы, небольшой, незначительный. Н. уровень знаний.

Дикарь
1. Человек, находящийся на первобытной ступени развития. 
2. разг. Нелюдимый, застенчивый человек. 
3.перен. Невоспитанный, невежественный человек. // Грубый, жестокий человек. 

Значение слова дикарь по словарю синонимов:
Дикарь – варвар, вандал. Перен. Грубый, некультурный человек, варвар (неодобрит.). Заносчивый

1. Высокомерный, самоуверенный, дерзкий. 
2. Преисполненный самоуверенности, дерзости,  чванный 

Раскаты

1. Прерывистый, длительный гул, разносящийся далеко вокруг. 
2. Прерывистые, громкие, далеко разносящиеся звуки музыки, человеческого голоса, трели соловья и т.п

Клика, -и, ж. (презр.).

Группа сообщников, объединившихся для достижения своих целей. Преступная к.

Бранный 
бранная, бранное (церк. книжн.,( поэт. устар.). Боевой, военный. Бранные доспехи.

Клик, -а, м. (высок.). Возглас, зов. Победные клики.

Гордый

1. Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство.
2. Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое (высок). Гордые
мечты.
3. чем. Испытывающий чувство гордости (во 2 знач.). Горд успехом.
4. Чересчур самоуверенный, надменный, самолюбивый (разг.).

Тихо

1.негромко, ти́ше.

2. о спокойной, мирной жизни, об отсутствии каких-л. столкновений, боевых действий, общественных беспорядков и т.п. В городе т. На передовой т. У нас всё т.

3. о состоянии душевного покоя, умиротворённости. На сердце, на душе т.

4.медленный, не быстрый.

Многоцветный

1.пестро раскрашенный, с пестрыми красками (устар.). Многоцветная ткань. Многоцветный луч.

2.то же, что многокрасочный (тип.).

3. со множеством цветков (бот.).

4.полн. ф. Выполненный в нескольких красках, цветах, многокрасочный (спец.). Многоцветная печать. Многоцветные иллюстрации.

сущ. многоцветность, -и, ж.

Холодеть

2) а) Становиться холодным от ослабления кровообращения.

б) перен. Становиться бесстрастным, утрачивая пыл; охладевать. Стынущий.


Литература      

 1.Бальмонт К. Стихотворения. Вступ. ст. Л. Озерова. М., 1990.

2.Брюсов В. К. Бальмонт. Будем как Солнце. М.1990.

3. Горин С. В. Случай модернизированной элегичности у К.Д. Бальмонта: стихотворение «Уходит светлый май. Мой небосклон темнеет…». Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке • № 3 • 2010

4. Крохина Н. П. «Религия звёзд и цветов» в поэзии К. Д. Бальмонта № 4 (24), 2012 Гуманитарные науки. Филология.

5. Куприяновский П.,  Молчанова Н. Бальмонт. Молодая гвардия, Москва, 2014

6. Михайлов А.Маяковский. Маяковский. Жизнь замечательных людей. Молодая гвардия, Москва, 1988
 7.Молчанова Н. А. «Всю жизнь хочу создать из света, звука…». Вопросы поэтики лирики К. Д. Бальмонта. Воронеж, 2011.

8.  Орлов  Вл. Бальмонт. Жизнь и поэзия .Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969.

9.Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В.Банникова.М.,1993.

10. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. М.1979.

11.Соколова Л.А Мир цветов в поэзии К.Бальмонта: Славянские традиции и авторская интерпретация 2009. Вестник Новгородского государственного университета №52



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Материалы к уроку по теме "Стихотворение К.Бальмонта "Тише, тише.""

Автор: Волкова Найля Наильевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства