Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Разум и чувство"»
Пилипенко Надежда Анатольевна, МБОУ «СОШ №12 с УИОП», учитель русского языка и литературы.
Мастер- класс«Подготовка к итоговому сочинению по литературе».
(Направление «Разум и чувства»).
Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.
Жан Жак Руссо
Цель:
поделиться опытом по организации работы с учащимися при подготовке к итоговому сочинению.
I.Вступление мастер-класса.
Сочинение – это слово, которое вызывает негатив, прежде всего, у учеников. Поэтому начать я хочу со стихотворения, которое можно предложить учащимся:
Успех
Не можешь быть сосной на вершине холма, Будь деревцем, что растет в долине, но только будь Самым стройным деревцем у ручья, Будь кустом, если не можешь быть деревом.
Не можешь быть кустом - стань травой И сделай дорогу счастливее; Не родился щукой - будь просто окунем, Но лучшим окунем в озере!
Все не могут быть капитанами, Кто-то должен быть и матросом. Для всех нас здесь найдется работа Работа бывает и большой, и малой,
И мы должны делать то, что должно быть. Не можешь быть широкой дорогой - будь тропинкой, Не можешь быть солнцем - будь звездой; Победитель ты или проигравший - это неважно, Покажи лучшее, что в тебе есть! Дуглас Мэллок
Найти свое место в жизни сложно.…Но нужно помнить : успех не приходит к тому, кто не трудится….Чтобы быть кем-то, нужно что-то делать… Показать в себе лучшее… Пробуй.....
II. Основная часть мастер-класса.
Работа над сочинением.
Свое выступление я назвала «Подготовка к итоговому сочинению». Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение 11-классники уже два раза, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам.
Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. Сейчас много информации об этом в Интернете, кое-что я позаимствовала оттуда (к чему изобретать велосипед, когда он уже изобретен), буду рада, если сегодняшнее мое выступление будет полезно для вас.
Конечно, работу над сочинением предваряем прочтением книг. В любом классе есть ученики, которые не читают, даже если это небольшой рассказ. Поэтому по каждому направление тем в классе мы прочитали по нескольку произведений. Это нужно тем ученикам, которые не читают вообще.
Итак, представим себя на месте ученика. Какой-то багаж знаний у них есть. Произведения прочитаны. Перед ним темы сочинений. Я разработала памятку для учащихся (я думаю, подобные есть у всех, может, чем-то различаются) и хочу предложить ее вашему вниманию. В печатном виде памятки будут более подробные.
Памятка для учащихся по подготовке к сочинению по литературе
Я определяю, какая из тем кажется мне наиболее конкретной и понятной, какие из подходящих художественных произведений я знаю лучше всего. Я внимательно читаю формулировку темы, внимательно выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл, пытаюсь своими словами коротко сформулировать тему.
Я формулирую тезис сочинения. Для этого в теме-вопросе отвечаю на вопрос, тему – повествование превращаю в вопрос и отвечаю на него. Если тема представляет собой цитату, объясняю, как я понимаю эту цитату, формулирую тезис. Использую толкование «опорных» слов и их взаимосвязь.
ОПОРНЫЕ СЛОВА – это не так просто, как оказалось. Некоторым детям сложно их найти. Предлагаю такой способ: толкование слов темы сочинения и анализ их взаимосвязи. Это поможет сформулировать тезис сочинения.
Даю клише к итоговому сочинению.
Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе.
– Для вступления к сочинению;
– Примеры вступления;
– Переход к основной части;
– Адресация к литературному произведению;
– Собственное понимание мысли автора произведения;
– Выводы и заключение.
Рассуждения к вступлению и вопросы по теме.
Вступление. Ключевые слова: разум, чувства…
Общие рассуждения по теме
1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.
2. Каждый из нас сталкивался с ...
3. С давних времен человек размышлял о ...
4. Как часто мы слышим о ...
5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.
6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …
7. Приём «Цитата». «...,» - писал известный ... . В этих словах звучит .... Действительно, ...
8. Приём «Ключевое слово»:
а) определить тему текста,
б) выделить ключевое понятие,
в) раскрыть смысл этого понятия.
9. Приём «Аллегория».
Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером.
Вопросы по теме
1. Что же самое главное ...?
2. Зададимся вопросом: почему..? В чем же причина ..?
3. Невольно задаешься вопросом: зачем..?
4. Почему же нужно ..?
5. Как мы должны относиться к ..?
6. Задумаемся: должны ли мы..?
Примеры вступления.
1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей статье ... .
3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что ... . Другие подчёркивают ... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...
4. «...»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ....
5. Люди часто размышляют о том, что .... (О том, что ..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....
7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с .... (Риторические вопросы).
8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья ... .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают ... (Определить проблему в виде вопроса).
9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье .... Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
4. Обратимся к произведениям художественной литературы
5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Обращение к произведению.
1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...
2. Тема (противоборства разума и чувства и т.п.) затрагивается в романе... (автор, название).
3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении... (автор, название).
4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).
6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор, название).
7. Вспомним героя повести... (автор, название).
8. Обратимся к роману... (автор, название).
9. Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента.
1. Автор повествует о...
2. Автор описывает...
3. Автор подчеркивает...
4. Поэт показывает...
5. Писатель размышляет о...
6. Писатель обращает наше внимание на...
7. Он ставит нам в пример...
8. Он осуждает...
9. Он акцентирует внимание читателя на...
10. Он утверждает...
Выводы и заключение.
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2. Невольно напрашивается вывод...
3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... 5.
6. Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...
7. (Цитата)«...,», - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что ....
8. В заключение хочется выразить надежду на то, что...
9. Итак, можно сделать вывод, что...
10. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...
Работа с аудиторией учителей.
Сегодня Вы на месте учеников. Поразмышляйте над темой: « Раздумья о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человечества, которые влияют на его устремления и поступки.
«Что правит миром – разум или чувство?» На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает, планирует, контролирует. Однако человек существо не только разумное, но и наделённое чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно чувства заставляют его творить, изобретать. Менять мир. Не будь чувств, разум не создавал бы свои выдающиеся творения.
(Но я сразу держу в голове, что возьму произведение Джека Лондона «Мартин Иден» и В. Каверина «Два капитана» и помню образы Мартина, Сани Татарникова и другие).
Я подбираю аргументы и доказательства тезиса (Когда я выбирала тему, то произведения уже держал в голове)
Задаю возможные вопросы по теме….
«Что правит миром – разум или чувство? Разум и чувства: гармония или противоборство? Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? Должен ли разум брать верх над чувствами? Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти? И другие».
Аргументы:
Доводы по поводу того, должен ли разум брать верх над чувствами, встречаются у А. Масса в произведении «Трудный экзамен». Девочка Аня Горчакова понимает, что нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу несмотря ни на что. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства. Мы должны уметь справляться с ним, прислушиваться к разуму, который подсказывает нам правильное решение.
Однако не всегда разум даёт верные советы. Обратимся к повести А. Лиханова «Лабиринт», в которой герой принёс чувства в жертву разуму: он отказался от любимого дела в пользу заработка. Теперь он чувствует себя глубоко несчастным. «будто раненный он смертельно».
2) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие одно другое? Этот спор, что важнее – разум или чувство –ведётся с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Здесь проблему влияния чувств и разума человека можно рассмотреть, обратившись к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – расчётливая Элен Курагина. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств.
Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.
Практическая работа с аудиторией учителей.
Работа по группам.
Анализируя тему и выделяя в ней ключевые слова, сформулируйте тезис сочинения. Подберитеаргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
Что правит миром: разум или чувство?
Должен ли человек жить, повинуясь чувствам??
Осмысливаю вступление и заключение. Они должны быть логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы.
Особую трудность в написании сочинений представляют вступление и заключение.
Раздаю распечатки с видами вступлений.
Вступления к сочинению
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты.
Историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
сравнительное (проведение литературных параллелей);
При написании сочинения я предлагала детям аналитическое вступление (ассоциативное вступление) (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом) : чувство – это внутреннее душевное состояние и эмоциональные переживания человека; разум – способность мыслить и действовать, опираясь на логику и факты.
Раздаю варианты заключений
Варианты заключений Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
заключение-вывод
заключение-следствие. Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…). А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы. Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая. Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.
Столкнулась с трудностью, что дети путают заключение в сочинениях по русскому языку и по литературе. В сочинениях по тексту заключение предполагает выход из проблемы…намечает пути решения проблемы. В итоговых сочинениях по литературе иначе:
Практическая работа с аудиторией учителей.
Давайте поговорим о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Попробуем рассмотреть разум и чувства как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.1-ый вариант рассмотрит разум и чувство на примере одного литературного героя, 2-ой вариант – на примере двух героев одного литературного произведения.
Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой) От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному. Тип мостика, его характеристика, примеры. 1. Риторический вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящена повесть А.Лиханова?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» 2. Прямая связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем эту повесть…» «Ещё хочу сказать, что…» 3. Переход-соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
4. Переход- противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для М. Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Л. Н.Толстой» 5. Внутренняя связь. Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла
«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…» Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.
Выражение личной позиции
Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа. Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется», правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе. Предвосхищение непонимания неправильного хода мысли вопроса, опережения в ходе мысли
Вряд ли следует удивляться тому, что…
Почему, однако, нельзя воспользоваться
Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..
Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…
В литературе уже было обращено внимание на …но...
Может возникнуть вопрос...
Возникает вопрос:…
Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…
Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…
Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…
Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...
Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…
Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…
Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…
Но здесь всё гораздо сложнее
Логично ли…?
Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…
Разумеется, такой подход вполне допускает…
Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас…
Об экономии и говорить не приходится…
Конечно… претерпят изменения.
Разумеется, предварительно потребуется…
Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.
Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
III. Заключение мастер-класса.
Если ты считаешь себя разбитым, Ты действительно разбит Если ты думаешь, что не посмеешь, значит, не решишься Если тебя хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, То почти наверняка проиграешь, В битвах жизни не всегда побеждает Самый сильный или самый быстрый, Но рано или поздно тот, кто побеждает, Оказывается тем, кто считает себя на это способным.
Пример разработки заданий для ОГЭ, литература
Пилипенко Надежда Анатольевна,
учитель МБОУ "СОШ №12 с УИОП" г. Старый Оскол,
Белгородской области
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен
выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на
написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную
тему.
Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения
учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного
письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-
новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный
способ решения проблемных задач.
Эта часть экзаменационной работы позволяет в полной мере оценить
степень овладения выпускниками жанром связного содержательного
высказывания, степень сформированности умения интерпретировать
художественный текст, последовательно излагать свою точку зрения и
аргументировать её.
Выполнение задания части 2 оценивается по следующим
универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания
конкретных текстов.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4,
требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий
(содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по
первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим
критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного
сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении
менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая
работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого
балльного уровня не меняется.
Критерии Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию
(при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости
формулирует свою точку зрения;
убедительно обосновывает свои тезисы;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию
(при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости
формулирует свою точку зрения,
но
не все тезисы убедительно обосновывает;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
2 25
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,
не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета
авторского замысла);
и (или) не обосновывает свои тезисы;
и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.
1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;
и (или) допускает более 4-х фактических ошибок
0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа
произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют
2
б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении
1
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и
обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их
оценкой, ссылки на текст произведения)
2
б) текст привлекается,
но
не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)
1
в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения
а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части
высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет
необоснованных повторов и нарушений логической последовательности
2
б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части
высказывания логически связаны между собой,
но
мысль повторяется;
и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри
смысловых частей высказывания);
и (или) есть отступления от темы сочинения
1
в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;
и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;
и (или) нет связи между частями и внутри частей
0
5. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок 3
б) допущены 3 речевые ошибки 2
в) допущены 4 речевые ошибки 1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет
понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
0
Максимальный балл 12
Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?
Примерный ответ
Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и уснуть.
Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герой пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразна: автор хочет найти такое место на земле, где он будет понят другими, обретет покой и надежду:
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло свети луч лампады
Умирающим огнем.
Мотивы одиночества пронизывают все творчество Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.
Комментарий. Оценка по критерию К1.
Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как отражена тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что одиночество является одной из основных в творчестве поэта. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Экзаменуемый формулирует свою точку зрения, привлекая текст; но не все тезисы убедительно обосновывает; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Оценка по критерию К1: 2 балла.
2.2 В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия?»
Примерный ответ
Поэзия - не игра, не забава, это главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство.
Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия». С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?
Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».
Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».
Комментарий. Оценка по критерию К1.
Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Оценка по критерию К1: 3 балла.
2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?
Примерный ответ
К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:
Я покинул родимый дом,
Голубую покинул Русь...
Стихи С.Есенина — удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина — прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».
Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», — говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести — сладость.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.
Комментарий
Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как изображена Россия в творчестве С. Есенина. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что чувство родины является основным в творчестве поэта, при анализе стихотворений учитывал авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Оценка по критерию К1: 3 балла.
2.2. Как раскрывается тема войны в лирике А.А. Ахматовой?
Примерный ответ
Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":
... молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
– И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Но идея "Мужества" не сводится только к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.
И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.
Комментарий. Оценки по критерию К1.
Экзаменуемый недостаточно глубоко и полно раскрывает проблему сочинения, поверхностно и односторонне отражает авторский замысел. При анализе стихотворений ограничивается изложением своей точки зрения, отчасти подменяет анализ цитированием, не обосновывая свои тезисы.
Оценка по критерию К1: 1 балл.
2.2 Как в лирике А. Блока передается мир чистоты и красоты?
Примерный ответ
В лирике А. Блока лейтмотивом звучит мечта о всеобщем объединении мира, из глубин которого вырастает мир чистоты и красоты. Современная жизнь, по мнению Блока, погрязла в хаосе. Душа поэта стремится к объединению, слиянию сил добра, победе их над миром, пораженном пороком.
Главным достоинством предметов и явлений является их чистота, приобщенность к общей Мировой Душе, гармоничное сочетание со всеми реалиями жизни. Мировая Гармония или Душа предстает в стихотворениях Блока в образе женщины, Прекрасной Дамы.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю тайный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Именно это объединение, появление спасительной красоты предчувствует поэт. Предчувствие в лирике Блока так же важно, как и само чувство, и всегда опережает мысль. Мир Блока – мир полутонов и тонких ощущений, царство интуиций и тайн.
Ожидание чуда или повторение прекрасного мгновения из прошлого постоянно присутствуют в лирике Блока. Такое мироощущение придает силы лирическому герою, который верит, что сейчас вот-вот что-нибудь случится, что-нибудь, что сделает жизнь прекраснее, лучше или вернет былое счастье.
Напряжение ожидания настраивает читателя на чуткое прочтение стихотворений, на ожидание явления, которое у Блока непременно должно быть прекрасно.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду,– тоскуя и любя.
Блок разговаривает с нами через палитру цветов и гамму звуков. Звук и цвет – важнейшие выразительные элементы в его поэзии. Контраст и полутона создают неповторимые образы, таинственную атмосферу близости прекрасного, которая всегда присутствует у Блока.
Мелодичность его стихотворений настраивает нас на лирический лад, ведет по пути, который прошел в своих грезах и мечтах сам герой.
Мир страданий, реальный, погрязший в суете и лжи, угнетает, поэтому герой стремится к той жизни, которая должна утвердиться на земле, но время её ещё не пришло. Постоянный поиск царства истины проводит поэта через невзгоды и трудности жизни, оставляя душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы, ищущей, неспокойной. Герой Блока открывает читателю мир, недоступный обычному взгляду, делится тем, что смог он увидеть благодаря поэтическому таланту и особому настрою души.
Я вам поведал неземное.
Я всё сковал в воздушной мгле.
В ладье – топор. В мечте – герои.
Так я причаливал к земле.
Герой Блока – это не одинокий человек среди пустынного мира, не лирик, оставшийся наедине с природой. Его герой находится среди толпы, средь шумного города, вокзалов, площадей. Лирика Блока прорывается к нам сквозь шум толпы, она близка и нашей сегодняшней жизни. И в многолюдных городах Поэт умеет слушать тишину, находить островок спокойствия и чувствовать связь с высшим миром:
В ночи, когда тревога,
И город скроется во мгле –
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!
Образ родины у Блока предстает в виде бескрайней равнины, дорог ,вьюг, метелей. Любовь к родине даёт герою надежду и утешение. Это самая чистая и верная любовь. Родина для Блока – это мир, где родились и куда уйдут все мечты, мир, тесно переплетающийся невидимыми нитями с судьбой самого поэта. Он ищет в родине спасенья, отрады, веры. Сам поэт говорил, что его лирика – о России, о её судьбе. Истинно русский дух, все прощающий, верящий в свет будущего, ищущий идеалы, помнящий о них в любой беде – это родина у Блока. Россия окутана тайной, полна сил и спокойна, как мать.
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.
Комментарий. Оценка по критерию К1.
Экзаменуемый раскрывает проблему сочинения, учитывает авторский замысел, формулирует свою точку зрения. Экзаменуемый раскрывает проблему взаимосвязи человека и природы, демонстрирует понимание психологического состояния лирического героя. Следует отметить умение учащегося убедительно обосновывать доводы, развивающие тезисы. В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения А.А. Блока. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Оценка 3 балла
2.2 Как взаимосвязаны человек и природа в лирике В.А. Жуковского?
Примерный ответ
Особое место в многогранном творчестве Жуковского В.А. отводится пейзажной лирике. Эстетика Жуковского наиболее полно воплотились в его элегических произведениях, в центре которых – человек с его сложнейшим взаимоотношением с окружающим миром, с природой. В стихотворении «Невыразимое» художник поэтизирует внешний мир, показывая через него тончайшие душевные переживания личности. Герой Жуковского – чуткая, духовно богатая личность, со сложной и тонкой внутренней жизнью. В душе этого героя находят отклик почти все явления внешнего мира: «пламень облаков, дрожанье вод блестящих, пожар пышного заката».
Тема природы в стихотворения «Невыразимое» соединяется с темой мечты и воспоминаний. Такое соединение объясняется тем, что поэт, оставаясь наедине с природой, находит в ней молчаливого и внимающего собеседника, чья внутренняя жизнь столь же таинственна и неподвижна, как и его собственная; на лоне природы можно помечтать, предаться сладким воспоминаниям. Внешний мир предстает не чем-то посторонним поэту, но увиденным в момент духовного слияния с природой. Не случайно сразу после описания ручья Жуковский обращается к музе:
И есть слова для их блестящей красоты…
Создавая картины природы, автор стремится найти в них созвучие своей душе, передать личное восприятие природы, связанное с ним конкретное переживание, настроение. Например, вьющийся ручей близок душе Жуковского своим сверканием, своей тихой гармонией. Душа поэта в описываемую минуту светла, тиха своей внутренней умиротворенной гармонией. Так природный пейзаж становится под пером художника «пейзажем души».
Комментарий. Оценка по критерию К1.
Экзаменуемый раскрывает проблему сочинения, учитывает авторский замысел, формулирует свою точку зрения. Даёт оценку состояния лирического героя, демонстрирует понимание психологической глубины его настроения. Вместе с тем следует отметить недостаточное умение учащегося приводить доводы, развивающие тезисы. В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения В.А. Жуковского. Однако указанные недочеты не оказывают существенного влияния на выставление итогового балла. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Оценка 2 балла
2.2 Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
Примерный ответ
Поэзия А.А. Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем саду…». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки – тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них - у дуба, у березы…». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?
Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке их стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою …» - эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла.
На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» - «Шепот, робкое дыханье…». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься, как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила способна запечатлеть и подарить нам.
Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Б.Пастернака: «Ты – вечности заложник, у времени в плену».
Комментарий. Оценка по критерию К1.
Экзаменуемому удалось достаточно глубоко и убедительно раскрыть проблему соотношения мотивов мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Формулируя свою точку зрения, экзаменуемый обосновывает тезисы на сплетении вечности и мгновения «в нерасторжимое единство». В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения А.А. Фета. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.