kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс на тему "Приёмы работы с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приеёмы работы с текстом с использованием элементов технологии РКМЧП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Приёмы работы с текстом"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2

имени А.С. Пушкина











Мастер- класс

на тему

«Приёмы работы с текстом»






Ноздрова Марина Богдановна,

высшая категория
















Трубчевск

2010


Цели: познакомить с технологией развития критического мышления через чтение и письмо;

на примере изучения обзорной темы «Творческая биография В.В. Набокова» в 11 классе показать несколько приёмов ТРКМЧП


  1. Теоретическая часть


Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цели технологии РКМЧП

     Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость.

     Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

     Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

     Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

     Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.



Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

  1. Практическая часть

Работа с текстом (стадия вызова и осмысления)

Графическая организация текста – средство для развития мышления. По существу это схематизация и систематизация материала. Это помогает более чёткому осмыслению информации, её представлению и оценке.


Таблица Донны Огл


Знаю

Хочу узнать

Узнал


Первые две графы позволяют осмыслить тему, самостоятельно поставит цели и задачи. Третья графа заполняется после прочтения и разметки текста

Если текст, с которым вы работали, не дал исчерпывающей информации, возникли новые вопросы, то таблицу можно расширить.


Знаю

Хочу знать

Узнал

Хочу узнать

(новые вопросы)

Узнал (новые источники информации)


Прочтение текста

ИНСЕРТ – самоактивирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. (interactive noting system effective reading and thinking).

Можно предложить во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно).


Кластер – разбивка на «гроздья» (большие и малые смысловые единицы).

Установите связи между «веточками»- «грозди»

Если хотите остановиться на каком-то смысловом блоке, сделайте «веточку» посочнее.



Работа с текстом «Биография В. Набокова» с использованием данных приёмов.





















  1. Приложение


НАБОКОВ Владимир Владимирович (12 (24) апреля 1899, Петербург — 3 июля 1977, Монтре, Швейцария), русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. В литературной истории XX в. этот автор занимает уникальное место, и определяется оно в первую очередь его двуязычием. Уроженец России, он пронес память о родине через годы, материализовал ее в десятках произведений самого разного жанра. В то же время Набоков считается классиком новейшей американской прозы.

Набоков родился в семье видного юриста-либерала, потомственного дворянина В. Д. Набокова. Дед писателя, Д. Н. Набоков, занимал пост министра юстиции при Александре II. Мать, Елена Ивановна, происходила из известного рода золотопромышленника-миллионера Рукавишникова. Детство писателя прошло в Петербурге. Накануне 1917 г. он успел окончить Тенишевское училище, где отличался не только успехами в учебе, но и в спорте. В 1918 юный Набоков вместе с семьей сначала бежал в Крым, а затем в 1919 эмигрировал из России. Семья Набоковых обосновалась в Берлине, а будущий писатель поступил в Кембриджский университет (знаменитый «Тринити-колледж»), который успешно закончил в 1922.

После учебы в Кембридже осел в Берлине (1922-1937). Затем судьба привела его на два года во Францию, а накануне вторжения дивизий гитлеровского вермахта в Париж. В 1940 Набоков вместе с женой и сыном Дмитрием (впоследствии певцом Миланской оперы и пропагандистом отцовского литературного наследия) пересек Атлантику и почти 20 лет оставался в США, сочетая писательство с преподавательской деятельностью сначала в одном из колледжей, затем в крупном университете США — Корнельском, где читал курсы русской и мировой литературы. В 1945 Набоков получил американское гражданство. Здесь же он сделал себе достойное имя как энтомолог — интерес к бабочкам, пробудившийся еще в юные годы, развился не только в страсть любителя, но и в профессиональное занятие. В 1959 Набоков возвратился в Европу и поселился в Швейцарии, где провел оставшиеся годы жизни.

Ещё в первой половине 1920-х гг. Набоков издал поэтические сборники «Горний путь» и «Гроздь», перевод «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла («Аня в стране чудес»). Свои произведения он публиковал под псевдонимом «В. Сирин» («сирин» - слово, означающее мифическую райскую птицу и, видимо, ассоциировавшееся для Набокова с именем Гоголя, тождественного обозначению птицы, утки гоголя).

В 1926 г. было издано первое большое прозаическое произведение Набокова – роман «Машенька». Произведение построено как воспоминание русского эмигранта о прежней жизни в России, оборванной революцией и Гражданской войной. В «Машеньке» были найдены дорогие и притягательные для Набокова темы, присутствующие или доминирующие в большинстве русских и английских романов, созданных им позднее. Это тема безвозвратно потерянной России как подобия утраченного рая и тема всё уничтожающего времени и воспоминания, вступающего с ним в борьбу.

Вместе с метафорическим образом России через все книги Набокова проходит ещё одна тема, одна ключевая оппозиция: противостояние творческой, то есть независимой, личности любым попыткам покушения на свою свободу. Эта тема определяет строение таких романов, как «Защита Лужина» (1929), «Отчаяние» (1936), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1938).

Единственный из романов Набокова, переведенный на русский самим автором, - «Лолита» - вышел в свет в 1955 в Париже. В 1958 г. он был напечатан в Америке, год спустя — в Англии. Роман принес писателю огромную, хотя и не лишенную скандальности, славу и финансовую независимость. Это позволило Набокову оставить преподавание и полностью посвятить себя литературе.

В.В. Набоков — писатель для писателей, творчество его — литература литературы, гигантская библиотека, на полках которой стоят без всякого порядка сочинения авторов разных эпох и народов. На страницах его книг звучит неумолчная перекличка Шекспира и Толстого, Шиллера и Лермонтова, Эдгара По и Бодлера, Данте и Чехова. Особое место занимает Пушкин — эталонная, в глазах Набокова, величина, недаром он десять лет потратил на английский перевод «Евгения Онегина». Стремясь к максимальной точности, Набоков переложил роман прозой и сопроводил его гигантским по объему комментарием.

Последнее крупное произведение Набокова, роман «Ада» (1969) — это практически интертекст, смешение самых разнообразных стилистических традиций, встреча самых различных авторов. Его справедливо считают введением в постмодернистскую литературу с ее сильно выраженным пародийным началом и разнообразием жанров.

Американский писатель Джон Апдайк заметил о Набокове: «Дважды изгнанник, бежавший от большевиков из России и от Гитлера из Германии, он успел создать массу великолепных произведений на умирающем в нем языке для эмигрантской аудитории, которая неуклонно таяла. Тем не менее в течение второго десятилетия пребывания в Америке он сумел привить здешней литературе непривычные дерзость и блеск, вернуть ей вкус и фантазию, а себе — снискать международную известность и богатство»































К


В.В. Набоков


В России

«Ада»

1969


За

рубежом


Преподаватель в университете

США

Германия

Франция

Свободная личность

Утерянная Россия


Основные темы

Особенности творчества

Мать из семьи миллионера

Отец-юрист


Учёба

Детство в Петербурге


Умер в 1977

Швейцария

«Машенька»

1926


«Защита Лужина»

1929

Тенишевское училище

«Лолита»

1955

«Литература в литературе»


Романы

«Приглашение на казнь»

1938


«Дар»

1937

ластер по теме «Творческая биография В. Набокова» (11 класс
)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс на тему "Приёмы работы с текстом"

Автор: Ноздрова Марина Богдановна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства