Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Актуальность и практическая значимость осмысленного чтения для повышения уровня читательской грамотности".»
1 слайд:
Тема : Актуальность и практическая значимостьосмысленного чтениядля повышения уровня читательской грамотности.
2 слайд:
Задача - научить ребенка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу - собеседника.
3 слайд:
Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!
( В. Берестов)
4слайд:
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения.
5слайд:
А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.
Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Во все времена великие люди призывали к чтению.
А. П. Чехов сказал: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение».
Тема чтения всегда актуальна, но почему?
- Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.
- Развивает речь, память, мышление, логику.
- Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.
6 слайд:
Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место в жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.
7 слайд:
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.
8 слайд:
Лев Семёнович Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
9 слайд:
Умение читать — важный фактор для ускорения развития читательских навыков. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой, так как резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу.
В период обучения грамоте учебно – методический комплект образовательной системы «Школа России», в который входит учебник «Азбука» Всеслава Гавриловича Горецкого ещё используется мною книга для чтения Лидии Алексеевны Обуховой «Как хорошо уметь читать!»
В книгу включены доступные тексты, игры, загадки. Которые помогают первоклассникам преодолеть трудный этап обучения чтению. Задания позволяют сформировать у учеников универсальные учебные действия, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Дальнейшее развитие читательских навыков помогает мне серия тетрадей –тренажёров для 1-4 классов «Смысловое чтение» автора Марка Васильевича Беденко. Данное пособие представляет авторский учебный курс. Тексты подобраны с учётом возрастных особенностей, разной природы позволяют подготовить детей к заданиям, требующим творческого подхода. Задания и вопросы отслеживают причинно-следственные связи, которые готовят к пониманию экологических, экономических, правовых механизмов, закладывая таким образом базу для дальнейшего глубокого образования.
Хорошо помогает мне хоровое орфографическое и орфоэпическое чтение. При орфографическом (слоговом) чтении темп замедлен, артикуляция работает с напряжением, четко произносится каждый звук в слове. При орфоэпическом (выразительном) чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства. Скорость высокая необходимая для передачи информации. Такую речь мы применяем в устном общении. Практика показывает, что дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее обычным – орфоэпическим чтением – сначала читаем, как пишем, затем читаем как общаемся. Этот метод мною испытан и применён на практике. Он приносит много плюсов –Это скорость, выразительность с соблюдением интонации и пауз при чтении, а значит восприятие и понимание текста. Дети принимают это легко, как само собою разумеющееся. Вышеуказанный перечень методических комплектов с четкими и небольшими по объёму текстами помогает в реализации в повышении читательской грамоте
10 слайд:
Большими возможностями для формирования у ребенка устойчивого интереса к чтению книг является уголок чтения, который расположен в нашем классном уголке.
11 слайд:
Здесь ребенок может самостоятельно получить информацию рекомендованной литературы для дополнительного чтения, а также видеть свой читательский рост, что и является мотивацией дальнейшего читательского развития.
Уголок создан с учётом возрастных особенностей. Он представляет собой открытую книгу, на которой помещены фигурки-героев из сюжетов разных произведений. Там можно встретить Царевну-лягушку; медведя, играющего на пне из сказки «Вершки и корешки»; черепаху Тортиллу из сказки «Золотой ключик»; речку кисельные берега; медвежонка, катающегося на облачке в образе белогривой лошадки; сказочную избушку с резными изразцами, кто его знает может в этой самой избушке Илья Муромец провёл 30 лет своей жизни, а пройдя через мостик к нему пришли те самые старцы, которые и подняли богатыря на ноги и др.
Также на книге мы видим символы нашей Родины – матрёшки, берёзы, страницы, сделанные в дизайне триколора, сам лес – олицетворение природы родного
края. Перейдя через мост, мы попадаем в сельскую местность, где стоит домик на берегу небольшого озера и маленький мостик на котором во времена бабушек крестьянки полоскали бельё; самобытный колодец, когда-то из него носили воду на коромысле; а в кустах сидит зайчик, пришедший на огород полакомиться морковкой. Вся эта наглядность совместно с произведениями воспитывает в детях любовь к родному краю.
Сюжет развивается после дождя, о чем говорит сказочная радуга, которая выходит из озера и упирается в тучку тоже сказочную. Она не случайно здесь осталась.
12 слайд:
Облачко ждёт своих читателей, тех что потрудившись совершенствовали свои умения в трудном звании читатель. Все они сидят на ней сильно скучившись так как их много и на облачке места не хватает. Оно им очень и очень радо. Но есть
детки , которые тоже старались, но им пока не удаётся успех в чтении, но и они также стараются попасть на облачко и покататься со всеми.
13 слайд:
Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес!