kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Малые фольклорные жанры Дразнилки. Как к ним относиться?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование на тему "Малые фольклорные жанры" по русской литературе в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Малые фольклорные жанры Дразнилки. Как к ним относиться?»

Из опыта работы

Малые фольклорные жанры

Дразнилки. Как к ним относиться?

Разработка урока-исследования по литературе в 5 классе

Работа учителя русского языка и литературы МБОУ «Конарская СОШ»

Цивильского района Чувашской Республики


Введение в тему:Как часто мы слышим, что ребята дразнят друг друга в школе, во дворе. А когда и почему появились дразнилки? Зачем обижать человека, который и так плачет («Рева-корова, дай молока! Сколько стоит? Три пятака!») или имеет необычноеимя, или нестандартную внешность («Алка – скакалка», «Толстая бочка – родила сыночка!»)? Эта тема достаточно актуальная и неоднозначная. Что такое дразнилка и как к ней относиться? На эти вопросы мы попытаемся ответить на данном уроке.

назад  вперед Цель урока:

1.Изучить дразнилки как детский фольклор.

Задачи:

1.Узнать, что такое дразнилка и какие разновидности дразнилок встречаются в речи

2.Пронаблюдать, как дразнятся учащиеся нашей школы.

3.Разработать рекомендации для учеников по защите от дразнилок.

Учащиеся были разделены на группы и выполняли определенные задания

Выступление 1-й группы

Дразнилки— это вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физические недостатки и внешность ("Рыжий красного спросил: — Где ты бороду краси́л?"), занятия и профессия ("Портной-швец, Не хочешь ли щец?.."), социальная и национальная принадлежность, черты характера. В дразнилках постоянна установка на юмор, игру слов, обмен рифмованными остротами. Дразнилки нередко используются во время детских ссор.

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. 
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. 
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. 
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило – собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. 
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. 

Дразнилки ( по "Толковому словарю русского языка" В. И. Даля это слово Тамбовской губернии) - это выражения, которыми умышленно сердили кого-либо."Бабка - ёжка, костяная ножка!" Дразнилки сложены почти на все русские имена: "Федя - бредя, съел медведя.", " Прокоп – укроп, медный лоб, сам с аршин, голова с кувшин "и т.д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов. Достается плаксам и ябедам. Не только взрослые учат ребят уму-разуму. Но дети сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Ну а если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: "Кто как обзывается, тот так и называется!", "Шел - шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!".

Кулачные бои, раздоры, столкновения - постоянные явления старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, некоторые из них стали фамилиями. Дети тоже принимали участие во взрослых потасовках. Они тоже давали прозвища, но в более мягких формах, часто рифмуя. Так и получались дразнилки.

Выступление 2-й группы –Какие виды дразнилок бывают?

По своему виду дразнилки бывают:

1.Дразнилки на имена. Алёша-белёшаСтóит три гроша: Шейка – копейка, Алтын – голова, По две денежки нога – Вот и вся ему цена. Борис-барбарис На веревочке повис. Как веревка оборвется, Так Борис перевернется. 

Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. Чисти картошку, Ешь понемножку. 

2.Дразнилки о внешности.От горшка три вершка. Рыжий красного спросил:«Где ты бороду красил?» - «Я не краской, не замазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал».

Губы, губы два аршина, по губам бежит машина, за машиной машинист: «Губы стой, остановись!»

3.Дразнилки, высмеивающие черты характера или поведение человека

Смех без причины - признак дурачины. Жадина-говядина, злая шоколадина. Ябеда-корябеда, турецкий барабан, кто на нем играет, тот противный таракан. Командир полка – нос до потолка,уши до лампочки, а сам лезет к мамочке!
4.Прочие дразнилки. Тили-тили тесто, жених и невеста! Самолет, самолет посади меня в полет, а в полете пусто, Выросла капуста, а в капусте тесто - выросла невеста!


Выступление 3-й группы –Когда и почему дразнятся дети?

Дразнятся дети, желая достичь самых разных целей.

Игра. Достаточно часто дразнилки звучат для того, чтобы начать игру (один начинает дразниться, другой за ним бегает, при этом оба смеются).

Увеселение окружающих. В этом случае дети хотят, чтобы над их шуткой посмеялись, но цели обидеть другого ребенка у них нет. Они хотят быть в центре внимания.

Проба на «прочность». В этом случае дразнилки нужны, чтобы спровоцировать обиженного на какие-то активные действия. Возможно, это происходит из-за неприязни детей друг к другу. Возможно, из желания «померяться силами» (особенно у мальчиков). Ребенок знает, что дразнилки не останутся без ответа, и начинает этот бой.

Самоутверждение. Награждая сверстника обидными эпитетами, постоянно дразня его, такой ребенок желает утвердиться за счет него. Он осознает, что обижает или даже унижает другого, и именно это возвышает его в собственных глазах, а иногда позволяет занять лидирующую позицию. То есть в этом случае унижение другого – это не цель, а средство.

Привлечение внимания взрослых. Некоторые дети, не умея получать похвалы от взрослых, привыкают привлекать их внимание плохим поведением. Обзывательства в сторону других детей – это одно из средств для этого. Ребенок знает, что если он будет дразниться, и причем достаточно громко, взрослых это не оставит равнодушными. А это как раз то, чего он добивается. Такие дети используют и другие средства: бьют других детей, портят вещи, мешают на уроках и т.д.

Выплеск агрессии. Ребенок полностью осознает, что своими словами может обидеть другого. Более того, именно в этом его цель – обидеть, задеть побольнее. Возможно, другой ребенок только что не отдал ему игрушку или, напротив, отобрал у него что-то. И в порыве злости малыш произносит обидные слова.

Зависть. Дети могут завидовать друг другу из-за игрушек, одежды и других «статусных» вещей (поездок за границу, крупных покупок). Тогда обидные слова – это средство восстановить «справедливость» («ничего, что у нее новое платье, зато она неуклюжая, как слон»).

Самозащита. Если ребенка обзывают, он обычно обзывается в ответ.


Выступление 4-й группы - Как дразнятся дети в нашей школе?

Из 44 зафиксированных дразнилок больше всего дразнилок на фамилии – 11. Например: Чижиков –Чижов, Паучок –Павлова, Моргунчик –Моргунов, Лапоть –Лапин, Орёл – Орлов,

Казак – Казаков, Сорока – Сороки, Соловей – Соловьёв, Степашка – Степанов.

Дразнилки, характеризующие человека – 8. Например: Лапша – растяпа, Вжик – быстрый, круть-верть– неусидчивый, Февраль – изменчивый характер, соня-засоня– сонный.

Дразнилки, характеризующие человека по физическим данным – 6. Например: Яйцеголовый - по форме головы, Жираф – по росту, Косолапый – по походке, Лопоухий – по форме ушей.

Дразнилки, источником которых являются литературные герои, героимультфильмов и кинофильмов – 6. Например: Алиса в стране чудес, Чип и Дейл,Лунтик, Тимур и его команда, Гризли – из мультфильма, Шрек.

Дразнилки на имена – 5. Например:Вася, конечно, Вася, не кто ж его не знает; Хмуриться не надо, Лада; Коля, Коля, Николай – сиди дома, не гуляй.

Переводы – 4.Например: Чакаков – Сорокин, Варманов – Леснов, Шурри – Белов.

Сокрашения от фамилии, имени, отчества – 3. Например: ГТМ, КВН, ВКа.

Дразнилки на деятельность – Например: боксер – ходит на секцию по боксу, Алла Пугачева- хорошо поет


Выступление 5 группы – Результаты социологического опроса

Среди учеников нашей школы мы провели социологический опрос «Как вы относитесь к дразнилкам?» по следующим вопросам:

1.Как Вы реагировали на то, что Вас в детстве дразнили и обзывали.а)не обращали внимания, б)отвечали тем же, в)смеялись над этим,г)обижались не очень долго.

2.Что советуете своим детям, оказавшимся в аналогичной ситуации?

3. Как дразнили вас в детстве?
4.Как ведете себя сейчас, во взрослом возрасте, если вас поддразнивают и обзывают
.


Результаты анкеты:В анкетировании приняли учащиеся 3,6, 7, 8, 9 , 10, 11 классов. Всего 76 человек.1.Как Вы реагировали на то, что Вас в детстве дразнили и обзывали. а)не обращали внимания – 33 (43%),б)отвечали тем же – 29 (38 %),в)смеялись над этим – 3 (3,9 %), г)обижались не очень долго - 11 (14 %)2.Что советуете своим детям, оказавшимся ваналогичной ситуации?Не обращать внимания – 50 (65%),Не обижаться - 15 (19%),

Отвечу тем же – 3 (3.9 %),Махаться кулаками – 1 (1.3%),Ничего не делать – 1 (1.3%),Никак – 2 (2.6 %),Никого не слушать – 1 (1.3%),Обижаться на долго – 1 (1.3%),Не реагировать - 1 (1.3%),Объяснять - 1 (1.3%).3.Как дразнили вас в детстве?По разному – 2 (2.6 %),Не дразнили или прочерк – 67,Пальчик – 2 (2.6 %),Майар – 1 (1.3%),Костичек – 1 (1.3%),Палыч – 1 (1.3%),Шпендель – 1 (1.3%),Чиган-1(1.3%).
4.Как ведете себя сейчас, во взрослом возрасте, если вас поддразнивают и обзывают.Смеюсь – 4 (5.2%); Никак – 20 (26%); Не обращаю внимания – 20 (26 %); Отвечаю тем же – 15 (19%); Дам сдачи – 17 (22%).

Большинство учащихся не обращают внимания на то, что их дразнят. Они советуют не обижаться на дразнилки. На третий вопрос «Как дразнили вас в детстве» большинство ответило, что никак или поставили прочерк. Учащиеся не хотят распространяться о том, как их обзывают или дразнят. Вызывает тревогу то, что 22% учащихся ответили, что дадут сдачи, если над ними будут дразниться.



Выступление 6-й группы:

Как отвечать на дразнилки?

Практически каждый школьник имеет какое-нибудь обидное прозви­ще, кличку, дразнилку. О том, как можно избавиться от драз­нилок, не прибегая к экстренным ме­рам, рассказывает специалист кли­ники "Инсайт", клинический психо­лог, консультант по проблемам се­мьи Людмила Юрганова.

Когда родителям нужно идти в школу? Родителям вмешиваться в дела ребенка стоит только в трех случаях. Во-первых, когда дразнилки носят непристойный характер. Во-вторых, когда они связаны с социальным по­ложением семьи: "Ты нищий, а я бо­гатый". В-третьих, когда обидные клички напоминают ребенку о его дефектах или заболеваниях: "хро­мой", "косой", "безрукий". Во всех остальных случаях ребенок должен сам разбираться в ситуации.

Лезть в драку не имеет смысла.Когда обзыва­ют, хочется тут же подбежать к обид­чику и стукнуть его. Нужно знать,что сразу лезть в драку не имеет смысла. Ведь тот, кто дразнит, возможно, только и ждет, чтобы за ним погнались на потеху всем остальным детям

Один, два, три, четыре, пять...Еще один способ сдержать себя - это замедлить реакцию. Перед тем, как бросаться на обидчика, лучше сосчитать до 10, а потом уже бежать давать сдачи. Возможно, через десять секунд "товарищ" уже успеет растеряться, потому что не увидит обычной реакции, а ты немного остынешь. Ты можешь злиться, но не теряй способности думать в это вре­мя.

Как обезоружить противника? Если дразнилка связана с осо­бенностями фигуры, то нужно помнить, что у тебя, помимо этого незначи­тельного недостатка, есть масса дру­гих положительных качеств. Например, в ответ на очередное обзывание можно  спокойно  сказать: "Да,  яжиртрест, но я лучше тебя играю хоккей". Наверняка в такой ситуации обидчик не найдет, что ответить, и окажется обезоруженным.

Да, я  такой... Еще один похожий способ: в ответ на "обзывалку" сказать обидчику; "Да, я такой, и что дальше?"

Как ты меня раньше обзывал?

Не забывать, что дразнил­ки - это дело времени, а не причина  для обиды   на   всю оставшуюся

Жизнь

Подведение итогов урока:

Совместная работа всех групп и педагога, перекрестные вопросы и ответы по теме высуплений

1.Дразнилки как малый фольклорный жанр

Дразнилки— это вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена, физические недостатки и внешность, занятия и профессия, социальная и национальная принадлежность, черты характера. В дразнилках постоянна установка на юмор, игру слов, обмен рифмованными остротами. Детские дразнилки прочносвя

заны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговоркамиОни отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. 

2.Почему ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько: 1)Самоутверждение (вот такой Петя плохой, Сережа глупый, Маша смешная, один я - умный и хороший). 2) Привлечение внимания окружающих к недостаткам какого-нибудь мальчика или девочки с целью отвлечения внимания от собственных недостатков: "Пусть все дразнят Лиду, потому что у неё длинный нос, авось не заметят моих кривых зубов". 3) 3ависть: "Миша учится лучше всех? Так значит, он Ботаник или Очкарик. Дразнильщикипытаются таким образом как бы обесценить достижения или преимущества другого.

3.В нашей школе дети тоже дразнятся по разным причинам. Для этого они используют как традиционные дразнилки, описанные в детском фольклоре, так и придуманные самостоятельно. Чаще всего дразнилки происходят от названий имён, фамилий, из строчек литературных произведений, сокращений фамилии, имени, отчества. Также предметом высмеивания становится рост, фигура, характер ребёнка. Чаще дети дразнятся в младших классах.

4.Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?

а)Не поддаваться эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит тебя дразнить.

б)Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

в)Научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. (Кто обзывается, тот сам так называется).

г)Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять.


Литература:

1.Иванец И.И., Ингерлейб М.Б. Трудный ребёнок: если он не такой, как все… Шаг за шагом к успеху/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с

2.Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.

3.Халах самахлахе хрестоматии .- Шупашкар . Чавашкенекииздательстви, 2003. – 415 стр.

4.Фольклор народов России. В 2. : Т.1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 320 стр. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

5.http://www.mamamo.ru/bib/draznilki.html

6.http://www.unn.ru/folklore/fdraznil.htm

7.http://www.clinica.nsk.ru/?page=otvetnadraznilku





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Малые фольклорные жанры Дразнилки. Как к ним относиться?

Автор: Васильева Татьяна Михайловна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства