kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно–музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А. Некрасова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно–музыкальная композиция,  посвящённая творчеству Н.А.Некрасова. (7-10 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно–музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А. Некрасова»

Тема ресурса: Литературно – музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А.Некрасова

Возрастная категория: 7-10 класс

Предметная область: литература

Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 имени А.А.герасимова города Рыбинска Комиссарова И.К.

Описание ресурса: Литературно – музыкальная композиция, посвящённая творчеству Н.А.Некрасова.

Цели:
Образовательные:
1) знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
2) обогащение знаний уч-ся;
Развивающие:
1) развитие выразительности речи;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения работать в коллективе;
4) выработка опыта публичного выступления.
Воспитательные:
1) воспитание культуры чтения;
2) формирование нравственного мировоззрения;
3) воспитание художественного вкуса;
4) привитие интереса к русской классической литературе.

Программное обеспечение: Г.И. Беленький «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013 г.


 Звучит музыка.

Стихи мои! Свидетели живые 
За мир пролитых слёз! 
Родитесь вы в минуты роковые 
Душевных гроз 
И бьётесь о сердца людские, 
Как волны об утёс. 


Николай Алексеевич Некрасов – гордость нашей литературы, её слава, её украшение.


Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
И сегодня будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жён декабристов и тяжёлая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии) в 1821 году. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер.

Неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. Здесь провёл своё детство Николай Алексеевич Некрасов. Именно из Грешнёва Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».

Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию, где обучался до 1837 года.

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, и тот оставил его без материальной поддержки.

Ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».

«Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Между тем, он много сочинял, хотя опубликовать стихи было сложно. Он размышлял в них о жизни, о людях.

Николай Алексеевич Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал о них.
Отрывок из стихотворения «Саша»

Беды и чаяния крестьянских детей он понимал очень хорошо.

Однажды, в студёную зимнюю пору. 
Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нём с доброй улыбкой.
Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», Михаила Васильевича Ломоносова.
Стихотворение «Школьник»

В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. Он преодолевает романтические увлечения юности, создавая глубоко реалистические стихи.

Ведущий Много стихотворений посвятил он описанию тяжёлой жизни крестьян. Свою лирику он представлял в образе простой русской крестьянки, униженной и оскорблённой.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Много стихотворений поэт посвятил Ярославской земле, реке Волге. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от непосильной работы.

Отрывок из стих. «На Волге»

«Несжатая полоса»


 Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.
Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.

Грустную картину показывает поэт в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне-ходоки пришли из деревни за помощью к барину в город, а их не пускают.

Стих. «Размышления у парадного подъезда»

Тяжёлый труд простых людей с болью и негодованием описывает Некрасов в стихотворении «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога»


Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.
По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники».
Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала любимой народной песней «Коробушкой».

Народная песня «Коробушка».


В центре многих произведений Некрасова – образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.
Есть женщины в русских селеньях

« Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнётся под тяжёлым грубым колесом».

Романс «Тройка»


В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник ».

В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».


Опять бесконечная тянется дорога, «проторённая цепями», и по ней в мёрзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина. Очень ярко и правдиво показал поэт судьбы русских дворянок в поэме «Русские женщины»


Отрывок из поэмы «Русские женщины»


В 1868-1878 годах – Некрасов – редактор журнала «Отечественные записки»

По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются А.Н.Островский, Г.И.Успенский..


Еще в конце 1861 года Некрасов осуществил свою мечту – приобрел имение, где летом мог отдыхать и работать. Карабиха была куплена у родственников бывшего ярославского губернатора князя М.Н. Голицына. Старинная барская усадьба, построенная еще в екатерининские времена, раскинулась на холме, неподалеку от Московско-Ярославского шоссе. В центре усадьбы – строгий архитектурный ансамбль: двухэтажный барский дом с изящным бельведером; справа и слева – два больших каменных флигеля. С бельведера и с веранды главного дома, обращенной к югу, открывался живописный вид на окрестности.
Между 1862 и 1875 годами Некрасов провел в Карабихе десять летних и осенних сезонов

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.


Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Русь» - одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.
В нём величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера. В нём – трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.


Но главное во всех произведениях Некрасова – вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.


Николай Алексеевич Некрасов скончался в 1878 году. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

Ты к нам приходишь через бездну лет.
По – прежнему язвительный и нежный,
Мятежный и трагический поэт.


Настоящему Поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее:


Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни Родине слагал! 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комиссарова Ирина Константиновна

Дата: 09.08.2017

Номер свидетельства: 425141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства