kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно–музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А. Некрасова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно–музыкальная композиция,  посвящённая творчеству Н.А.Некрасова. (7-10 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно–музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А. Некрасова»

Тема ресурса: Литературно – музыкальная композиция «Я песни Родине слагал», посвящённая творчеству Н.А.Некрасова

Возрастная категория: 7-10 класс

Предметная область: литература

Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 имени А.А.герасимова города Рыбинска Комиссарова И.К.

Описание ресурса: Литературно – музыкальная композиция, посвящённая творчеству Н.А.Некрасова.

Цели:
Образовательные:
1) знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
2) обогащение знаний уч-ся;
Развивающие:
1) развитие выразительности речи;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения работать в коллективе;
4) выработка опыта публичного выступления.
Воспитательные:
1) воспитание культуры чтения;
2) формирование нравственного мировоззрения;
3) воспитание художественного вкуса;
4) привитие интереса к русской классической литературе.

Программное обеспечение: Г.И. Беленький «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», Москва, «Просвещение», 2013 г.


 Звучит музыка.

Стихи мои! Свидетели живые 
За мир пролитых слёз! 
Родитесь вы в минуты роковые 
Душевных гроз 
И бьётесь о сердца людские, 
Как волны об утёс. 


Николай Алексеевич Некрасов – гордость нашей литературы, её слава, её украшение.


Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
И сегодня будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жён декабристов и тяжёлая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии) в 1821 году. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер.

Неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. Здесь провёл своё детство Николай Алексеевич Некрасов. Именно из Грешнёва Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».

Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию, где обучался до 1837 года.

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, и тот оставил его без материальной поддержки.

Ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».

«Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Между тем, он много сочинял, хотя опубликовать стихи было сложно. Он размышлял в них о жизни, о людях.

Николай Алексеевич Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал о них.
Отрывок из стихотворения «Саша»

Беды и чаяния крестьянских детей он понимал очень хорошо.

Однажды, в студёную зимнюю пору. 
Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нём с доброй улыбкой.
Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», Михаила Васильевича Ломоносова.
Стихотворение «Школьник»

В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. Он преодолевает романтические увлечения юности, создавая глубоко реалистические стихи.

Ведущий Много стихотворений посвятил он описанию тяжёлой жизни крестьян. Свою лирику он представлял в образе простой русской крестьянки, униженной и оскорблённой.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Много стихотворений поэт посвятил Ярославской земле, реке Волге. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от непосильной работы.

Отрывок из стих. «На Волге»

«Несжатая полоса»


 Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.
Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.

Грустную картину показывает поэт в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне-ходоки пришли из деревни за помощью к барину в город, а их не пускают.

Стих. «Размышления у парадного подъезда»

Тяжёлый труд простых людей с болью и негодованием описывает Некрасов в стихотворении «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога»


Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.
По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники».
Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала любимой народной песней «Коробушкой».

Народная песня «Коробушка».


В центре многих произведений Некрасова – образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.
Есть женщины в русских селеньях

« Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнётся под тяжёлым грубым колесом».

Романс «Тройка»


В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник ».

В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».


Опять бесконечная тянется дорога, «проторённая цепями», и по ней в мёрзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина. Очень ярко и правдиво показал поэт судьбы русских дворянок в поэме «Русские женщины»


Отрывок из поэмы «Русские женщины»


В 1868-1878 годах – Некрасов – редактор журнала «Отечественные записки»

По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются А.Н.Островский, Г.И.Успенский..


Еще в конце 1861 года Некрасов осуществил свою мечту – приобрел имение, где летом мог отдыхать и работать. Карабиха была куплена у родственников бывшего ярославского губернатора князя М.Н. Голицына. Старинная барская усадьба, построенная еще в екатерининские времена, раскинулась на холме, неподалеку от Московско-Ярославского шоссе. В центре усадьбы – строгий архитектурный ансамбль: двухэтажный барский дом с изящным бельведером; справа и слева – два больших каменных флигеля. С бельведера и с веранды главного дома, обращенной к югу, открывался живописный вид на окрестности.
Между 1862 и 1875 годами Некрасов провел в Карабихе десять летних и осенних сезонов

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.


Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Русь» - одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.
В нём величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера. В нём – трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.


Но главное во всех произведениях Некрасова – вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.


Николай Алексеевич Некрасов скончался в 1878 году. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

Ты к нам приходишь через бездну лет.
По – прежнему язвительный и нежный,
Мятежный и трагический поэт.


Настоящему Поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее:


Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни Родине слагал! 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комиссарова Ирина Константиновна

Дата: 09.08.2017

Номер свидетельства: 425141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства