kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно- музыкальная гостиная «В словах и звуках вечный ключ сердец…».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адресована учащимся 9-11 классов. Она напралена на установление внутренней связи литературы и музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно- музыкальная гостиная «В словах и звуках вечный ключ сердец…».»





Литературно- музыкальная гостиная

«В словах и звуках вечный ключ сердец…».



Автор программы учитель русского языка, литературы и музыки МОУ «СОШ п. Липовский» Жулина Вера Владимровна.









































Пояснительная записка.

Программа литературно-музыкальной гостиной « В словах и звуках вечный ключ сердец…» адресована учащимся 9-11 классов. Она рассчитана на 25 часов и направлена на установление внутренних связей литературы и музыки. Необходимо показать, что эти виды искусства тесно связаны между собой и помогают эмоционально воспринимать художественное произведение. Программа курса способствует улучшению литературного, художественного и эстетического образования учащихся, помогает формировать высокий эстетический вкус, имеет большую образовательную и воспитательную силу.

Задачи:

-развитие образного мышления учащихся, устной и письменной речи;

-развитие творческого воображения учащихся;

-приобщение учащихся к художественным ценностям;

-показать, что музыкальные звуки показывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир.

Литература:

1. Асафьев Б. «О музыке Чайковского; Избранное». - Л., 1972. 2.Бараков В.Н. О народности поэзии Н.Рубцова. ж. «Литература в школе» №3 1993 год.

3.Глумов А.Н. «Музыкальный мир Пушкина». - М-Л., 1955.

4.Курбанов В.О. «Взаимосвязь музыки и литературы».- Баку,1972. 5.Кремлев Ю.А. «О месте музыки среди искусств ».- М. //«Myзыка». 1966

6..Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста. Москва «Просвещение».

7.Машенко Н.М. «Использование музыки на уроках литературы».

8. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. «Дрофа» Москва 2007 год

9.Павловский А. « Марина Цветаева» ж. «Литература в школе» №3 1993 год

10..Шлифштейн С.И. «Глинка и Пушкин». - М.-Л., 1950.









Тематический план.

Тема.

1.

Введение.

Лирический и музыкальный образ.

2.

Картины родной природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и П.И.Чайковский «Времена года»

3.

Образ зимней природы и внутренний мир лирического героя (Г.Свиридов «Зимняя дорога», «Зимнее утро», М.Яковлев «Зимний вечер» на стихи А.С.Пушкина.

4.

Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель»

5-6

М.Глинка и А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

7.

Единство формы и содержания романсов о любви на слова А.С.Пушкина.

8

М.Глинка и А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье».

9.

Разучивание романса.

10-11.

Открытое мероприятие «Пушкин и музыка»

12.

М.Ю.Лермонтов в музыке.

13

И.С.Тургенев и Полина Виардо.

14.

Картины родной природы в лирике и музыке 19 века.

15

Самобытность поэтического слова М.Цветаевой. «Земной напев» её лирики.

16

Музыкальность лирики С.Есенина.

17.

Практическое занятие. Разучивание песни «Отговорила роща золотая»

18.

Лирика Н.Рубцова и символика русской народной песни.

19.

Взаимосвязь блоковской лирики и музыкального мира Рахманинова. Песенность как мелодическая сущность лиризма обоих художников.

20

Музыкальные образы В.Маяковского.

21

Современная авторская песня.

22.

Поэзия В.Высоцкого «Сколько песен и тем…»

23.

Разучивание песни «На братских могилах» В.Высоцкого.

24.

Б. Окуджава. Соединение напевности и разговорности.

25-26

Духовная литература и религиозные мотивы в художественной литературе.


27-29

Творческий проект «Уноси моё сердце в звенящую даль…»



Формы и методы реализации: общедидактические и исследовательские методы: проблемно-поисковые; методы самостоятельной индивидуальной, групповой и парной работы.







Результаты освоения учебного материала:



1.осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие произведений искусств.

2.воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

3. воспитание уважения к искусству и истории своей страны

4.развитие фантазии, воображения, памяти

5 восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций

6.умение устанавливать взаимосвязь между музыкальным и художественным произведением;

7 умение рассуждать, высказывать и аргументировать своё мнение;

8. умение эмоционально воспринимать и исполнять лирическое произведение;

9. более вдумчивое отношение к жизни и разностороннее её восприятие.



























Содержание программы.

Введение. Лирический герой. Музыкальный образ. Взаимосвязь между литературным и музыкальным произведением.

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин. Картины родной природы в романе. П.И.Чайковский «Времена года»

А.С.Пушкин «Я вас любил…» «Я помню чудное мгновение…». Любовь как источник вдохновения. «Зимняя дорога», «Зимний вечер» «Зимнее утро». Тонкий поэтический жанр – романс. Светлая печаль, переданная в романсах.

А.С.Пушкин «Метель».Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель».

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», М.Глинка «Руслан и Людмила»

М.Ю.Лермонтов «Парус» Стихотворение «Ангел» M.Ю. Лермонтова и романс А. Варламова «Ангел». Стремление к высшему идеальному миру, к совершенной осязаемой красоте, тоска по земному счастью, музыкальность стихотворения М.Ю. Лермонтова. Романс А. Варламова «Ангел». Элегическое настроение, одухотворенное созерцание, своеобразие музыкального почерка композитора, богатство мыслей, переживаний, созвучных лермонтовской лирике. Полное единение поэзии с музыкой.

Романс П.И. Чайковского «То было раннею весной». Романс А.С. Аренского «Осень».

К. Плужников «Забытые страницы русского романса». Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья», «Весенние воды».

М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мною…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «В раю», «Моим стихам, написанным так рано…» и другие. Самобытность поэтического слова. Певучесть и мелодичность стихов.. Музыка – прародитель поэтического слова М.Цветаевой.

С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Клён ты мой опавший», «Ночь» и другие. Тема родины в лирике поэта. Песенность и напевность поэзии. Народно-поэтическая основа стихотворения.

Н.Рубцов «Тихая моя родина…», «В горнице», «Ночь на родине». «Улетели листья» и другие. Тема родины в лирике поэта. Символика русской народной песни в стихах. Единство звуков природы и звуков человеческой речи.

А. Блок «Пляски осенние», «Свирель запела на мосту», «Натянулись гитарные струны». Поэма «Двенадцать». Лирический герой поэзии Блока. Голос родной природы в поэзии. Песенное звучание поэмы «Двенадцать».

В. Высоцкий «На братских могилах», «Я не люблю», «Песня о друге», «Песня о земле» и другие. Основные темы в лирике поэта. Высоцкий – поэт и музыкант.

Б.Окуджава «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река» и другие.

В.Маяковский «Левый марш», «Необычайное приключение….». Черты избранничества лирического героя. Музыкальность поэзии.

СВ. Рахманинов «Всенощное бдение» Дж. Качини «Ave Maria». П.И. Чайковский «Утренняя молитва».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно- музыкальная гостиная «В словах и звуках вечный ключ сердец…».

Автор: Жулина Вера Владимировна

Дата: 11.06.2017

Номер свидетельства: 421361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства