ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ ( 1 час)
Оформление: портрет Марины Цветаевой, рядом цветы или гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и сборники сё стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись.
Цели: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.
Учащиеся класса разделены на три группы; задание получено заранее.
l-я группа учащихся - ведущие (готовят сообщения о жизни М.Цветаевой. 5 -7 человек.)
2-я группа учащихся - чтецы (учат наизусть стихи М.Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений ).
3-я группа учащихся - «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение, разучивают песни на стихи М.Цветаевой для исполнения ).
Сценарий мероприятия:
Слово учителя: Сегодняшнее наше мероприятие мне хочется начать со строк
письма Пастернака Марине Цветаевой. В них - наша боль, наша гордость и величайшее
сожаление по поводу того, что "Россия была нещадна к лучшим своим сыновьям и
дочерям".
"Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше
-"Знаю. умру на заре!" и был перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания ... Вы - не
ребёнок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши
дни означает, - при обилии поэтов и поэтесс ... '"
Письмо было большое, стройное в своей сбивчивости, написанное залпом, на одном восторженном дыхании - на том самом, которое было и Марининым дыханием ...
Какой же была Марина Цветаева?
Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Чтец 1.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я. что я - поэт.
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
( Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
«Моим стихам, написанным так рано ...»
Ведущий 1.
Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и
самобытный, уверенный в своем дальнейшем успехе.
Марина Ивановна Цветаева родил ась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Звучит колокольный звон.
Чтец 2.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий 2.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского
университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского
музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой
семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария
Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
Ведущий 3.
(Из воспоминаний М. Цветаевой.)
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра
родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же
первым, явно бессмысленным ... словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке ... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Чтец 3.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты ...
- В купели морской крещена - и в полёте
Своём - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - весёлая пена -
Высокая пена морская!
«Кто создан из камня, кто создан из глины ... »
Ведущий 4.
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает,
но появляется новое увлечение - книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и
французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть
самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
Чтец 4.
Пусть я лишь стих в твоём альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг.
А их не мало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый, благоухающий цветник")
Пусть так.
Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник ...
Ты вспомнишь всё .
Ты сдержишь крик .
- Пусть я лишь стих в твоём альбоме!
« Надпись в альбом»
Ведущий 5.
Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы,
бледное лицо, глаза ... зелёные, цвета винограда.
Привычные к степям глаза,
Привычные к слезам глаза.
Зелёные - соленые -
Крестьянские глаза.
Черты лица и его контуры были очень точными и чёткими. Её голос был высоким,
звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама:
«Хотите я вам прочту стихи?»
Милый читатель! Смеясь, как ребёнок,
Весело встреть мой «Волшебный фонарь».
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчётен, как встарь.
Ведущий 6.
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный
фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг» (1913 г.), изданные при содействии Сергея Эфрона.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон ... Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон
подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата
свадьбы и имя Марина.
Короткий промежуток между их встречей и началом первой мировой войны был
единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Чтец 5.
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
-Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые имена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
Ведущий 7.
Аля - Ариадна Эфрон - родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра.
под звон колоколов.
Девочка! - Царица бала!
Или схимница - Бог весть!
- Сколько времени? - Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
"Я назвала её Ариадной, - вопреки Серёже, который любит русские имена, папе,
который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно ... Назвала от
романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. Мне говорили:
"Ариадна. - Ведь это ответственно!" Я отвечала: "Именно потому".
Исполняется «Танец с куклами "
Ведущий 2.
В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и
выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в ритме». Но вместе с тем
глубоко лирично.
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам. -
Если б знали вы. сколько огня.
Сколько жизни, растраченной даром. -
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох ...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале ...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы - если б знали, -
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы. -
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
« Вы, идущие мимо меня ... »
Ведущий 3.
Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой.
Среди них стихотворение «Бабушке».
Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминает: «В комнате матери висел
портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано
- в двадцать семь лет. Увеличенная фотография - тёмноокое, с тяжёлыми веками,
печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами,
добрым, горечью тронутым ртом ... »
Чтец 6.
Вот как об этом говорит Марина Цветаева.
Бабушке.
Продолговатый и твёрдый овал.
Чёрного платья раструбы ...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли ...
По сторонам ледяного лица
- Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько?-
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моём - не от вас ли?...
Ведущий 4.
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно
обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте
романсы.
Под аккомпанемент звучит "Мне нравится, что вы больны не мной ... "в
исполнении учащейся 11-го класса.
Мне нравится, что вы больны не мной,
мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами.
И не краснеть удушливой волной.
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я вас не целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём. Ни ночью – всуе ...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами!
-Так любите: за мой ночной покой.
За редкость встреч закатными часами.
За наши негулянья под луной.
За солнце не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! – не мной.
За то, что я больна - увы! - не вами!
Ведущий 5.
Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал
постоянной духовной опорой этой гордой. тонкой и мятежной души. Пушкинскую
"Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" стало
её любимым. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину"
Чтец 7.
Нет, бил барабан перед смутным полком.
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт. Что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавьи, в изножьи.
И справа. и слева - ручищи по швам-
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли - и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой'?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно - да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печётся!
Почётно-почётно-почётно - архи -
Почётно-почётно - до чёрту!
Кого ж это так - точно воры вора
Пристреленного - выносили'?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
"Поэт и царь"
Ведущий 6.
Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась
стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но её поэтическим кумиром
был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве
9 и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной
совестью, " Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
Чтец 1.
Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щелканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё - ах, нельзя! -
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим сон глубок.
"Стихи к Блоку "
Ведущий 1.
1913 -1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой сё друзья, любимый человек, дочь
Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты ... Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское ... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем"
Прослушивается в записи песня «Под лаской плюшевого пледа ..»
Ведущий 2.
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу,Сергею
Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем всё изменилось.
Цветаева раздражала своей независимостью. неуступчивостью, уверенностью в
своём даре. Чего стоят такие критические выпады о поэзии Марины Цветаевой: "цветок,
быстро вянущий", "это не просто дурная поэзия, это вовсе не поэзия". "высокопарная
ахинея", "безвкусное смешение стилей" ...
И всё-таки, всё-таки ... Пусть в нищете и непризнании, но сколько создала она за
эти семнадцать лет! Вопреки всему - противоборство творчеством. Она постоянно
сражается с издателями и редакторами: сначала за то, чтобы её работы были
опубликованы, потом, чтобы защитить их от вычёркиваний и искажений:
- Пишите понятнее, Вас нелегко воспринимать, ориентируйтесь на среднего
читателя.
- Я не знаю, что такое средний читатель, никогда его не видела ...
Дела с устройством литературных вечеров продвигались плохо (а это была
реальная возможность заработать): "Если бы вы знали, как это унизительно. - Купите, Христа ради! - Пойдите, Христа ради! Прибедняться и ласкаться я не умею ... "
Вела бы себя потише, может быть, и ссуды какие-нибудь перепали бы, и редакторы
смягчились. Конформизма в Цветаевой не было ни гроша. Такую возможность она даже
не рассматривала ..
Можно, конечно, отнести всё к традициям романтизма. А между тем всё это -
оборотная сторона её дара, дара поэта, живущего с обнажённым сердцем и не умеющего
жить "как все". Поэтому в истоке цветаевской лирики всегда сердечный толчок, а не
холодное наблюдение.
Марина Цветаева чувствовала, что её поэзия не достигает аудитории "
... Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи ... не доходят ... ", -вспоминала Марина Цветаева.
Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.
И не спасут не стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз.
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звёзд только, а не глаз ...
"И не спасут ни стансы, ни созвездья ... "
Ведущий 3.
Находясь 17 лет в эмиграции. Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934
году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине ..»
Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма ...
Чтец 2.
В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой
грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится ...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце ...
Ты, в по гудке дождей и бед-
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку - на весь тот свет!
Здесь - мои обе заняты.
Ведущий 4.
В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю ...
"Как только я ступила на палубу, я поняла, что всё кончено". Прибыла с опасным
клеймом "белого эмигранта". Потом добавится не менее страшное "родственница врагов
народа". Её новаторство в поэзии, прощаемое властью, пожалуй, одному Маяковскому,
назвали "формализмом". С поэзией и прозой Цветаевой влился такой дух независимости,
такой убеждённости в праве человека на внутреннюю свободу, на выбор своего пути, без
оглядки на какие бы то ни было авторитеты. Нет, именно такое советскому читателю не
подходит. Запретить! Значит, опять не о том, о чём надо.
Она искала родственную душу ... "Посудная вода и слёзы". Эфрон и Аля исчезли;
любимый сын не нуждался в ней. "Я знала, как писать стихи, но я забыла".
С началом войны 1941 года началась эвакуация членов Союза писателей в Татарскую республику. Цветаева с сыном попали в Елабугу, отдалённую деревню, где она
никого не знала. По прибытии в НКВД ей предложили стать информатором, "стукачом":
" ... я не предатель, низости во мне нет". Она пишет заявление в Литфонд с просьбой
принять её на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую ... "
Надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Тяжёлые удары судьбы ... Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких.
Высылка в Елабугу. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.
Звучит "Реквием" Моцарта.
Чтец 1.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Развёрзтую вдали!
Настанет день. когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось;
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе ... -
Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?! -
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид.
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру ...
- Послушайте! - Ещё меня любите
За то, что я умру.
Исполняется «Ганец со свечами»
Заключительное слово учителя:
Марина Цветаева ... Она оставила нам сборники лирических стихотворений,
семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды,
мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Цветаева - поэт "предельной правды чувства". Она со всей своей "не просто
сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по
праву вошла в русскую поэзию ... " (Вс. Рождественский.)
Я думаю, что сегодняшняя проведённая нами музыкально-литературно-
драматическая композиция, подготовленная вами, будет глубоко прочувствована, и вы
сможете написать эссе о том, что стихам Марины Цветаевой действительно настаёт черёд
всякий раз, когда к ним прикасаешься.
Литература:
Литература в школе. 1991. N 3,5.
Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы. Волгоград, 1989 / Вст.статья
Вс.Рождественского ..
Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М.: Просвещение, 1990.
Рус. литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе / Под ред. Ф.Ф.Кузнецова.М.:
Просвещение, 1996.