Просмотр содержимого документа
«Литературный проект "Творческие задания проблемно-развивающего характера на примере художественных текстов"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
Литературный проект. Авторская работа.
Творческие задания проблемно-развивающего характера на примере художественных текстов.
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г.Березники - 2018
Тема. Творческие задания проблемно-развивающего характера на примере
художественных текстов.
Цель. Развивать речевые навыки обучающихся на примере художественного
текста.
Совершенствовать навыки углублённого чтения.
Вызывать интерес к изучаемому тексту посредством заданий
проблемно-развивающего характера.
Сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией.
Человек должен уметь осмысленно читать художественный текст, понимать смысл прочитанного, правильно оценивать авторскую позицию, размышлять, находиться в поиске ответов на поставленные перед собой вопросы. Процесс такого чтения не даётся мгновенно. Это сложный, длительный процесс, но школьник, постепенно постигая красоту осмысленного чтения, погружается в этот мир истины и сомнения, поисков и находок.
Мой многолетний опыт доказывает, что такая кропотливая работа приносит свои плоды. Я могу по праву сказать, что мои воспитанники умеют говорить, думать, рассуждать. Об этом говорят результаты олимпиад, конкурсов, акций различного уровня.
Приведу фрагменты сочинения Российского конкурса «Мой учитель – моя гордость" (Работа ученика Швецова Сергея. Победитель – 3 место)
... Учитель, о котором я хочу рассказать, стал преподавать у нас русский язык и литературу в пятом классе. Понимаете, бывают в жизни человека такие встречи, которые запоминаются, не забываются никогда. В конце четвёртого класса нам говорили, что у нас будет преподавать русский язык очень строгий учитель. Не скрою, было как-то не по себе. И вот – долгожданная встреча. Открывается дверь, и на пороге появляется она. В строгом костюме, стройная, темноволосая, голубоглазая. Она улыбнулась – и я понял, что она добрая.
На её уроках всегда интересно. Она придумывает необычные задания, с ней мы пишем литературные диктанты, решаем орфографические задачи, пишем сочинения, рассказываем о том, что нас поразило при чтении литературного произведения. На уроках этого учителя я думаю, философствую, работаю с одноклассниками в паре, в группе.
... К такому учителю хочется идти на урок, слушать её голос, отвечать на вопросы. На уроке литературы мы читали пьесу-феерию «Синяя птица». Замечательная вещь. Как-то на уроке, когда мы говорили о том, что не все люди смотрят на мир с открытыми глазами, забывают свои корни, не вспоминают умерших, не говорят ласковых слов самым близким людям, учитель спросила нас: «Ребята, а вы говорите своим мамам о том, что она у вас самая красивая, добрая, что вы её очень любите, цените?» В классе наступила тишина. В этот же день я сказал маме нежные слова. Она удивлённо посмотрела на меня, поцеловала и сказала тихо: «Спасибо, сынок». Спасибо, мой учитель, за урок!
... Я знаю, мой учитель научит меня ещё многому. Мне и моим одноклассникам очень повезло. Мы учимся постигать тайны жизни, мы в постоянном поиске, учитель учит нас добру, честности, порядочности. «Надо быть человеком, просто человеком» - для меня эти слова учителя очень важны. Я боюсь подвести учителя, мне очень жаль её, когда она чем-то огорчена. Мой учитель – моя гордость. Я стал грамотнее писать, лучше стал говорить на уроках литературы, перестал стесняться. Слова учителя «Молодец!», «Неожиданная мысль», «Мне очень понравилось твоё выступление» - для меня награда. Драгоценная награда!
1. Работа в группах (4 - 5 человек). Все задания на "почему?"
1) Почему в сказке "12 месяцев" даны образы двух девочек? Только для
сравнения?
2)Почему падчерицу знали все месяцы, а дочку мачехи никто не знал?
3) Почему месяцы полюбили падчерицу, а дочку мачехи нет? Справедливо
ли они поступили с дочкой мачехи?
2. Работа с текстовыми фрагментами. Работа по данному фрагменту
предполагает несколько вариантов:
1) Работа в группах (устное обсуждение).
2) Индивидуальная работа (письменная).
1.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.
1) Определите тему текста.
2) Определите основную мысль текста.
3) Почему мачеха охарактеризована как "злая и скупая женщина"?
4) Содержит ли данный фрагмент ответ на вопрос "Почему падчерицу
Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
1) Что такое помощь?
2)Почему Февраль решил уступить своё место Марту?
3)Почему всем месяцам падчерица "своя"?
3.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.
А там уже ни костра, ни братьев нет... Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.
Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.
1) Определите тему текста.
2) Определите основную мысль текста.
3) Какие черты характера девочки раскрываются в данном фрагменте?
4) Почему падчерица , набрав подснежники, не побежала сразу же домой?
5) Что такое благодарность?
3. Работа по таблице "Ты внимательный читатель?"
К именам существительным из 1 колонки подобрать предложения из 2 колонки. Одно предложение - лишнее.
№п/п
Герои
Угадайте героя
1
Падчерица
1. Какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.
2
Мачеха
2. Злая и скупая женщина.
3
Дочка матери
3. Самый высокий, бородатый, бровастый.
4
Февраль
4. И пропадешь, так плакать о тебе никто не станет.
5
Март
5. Девочка закуталась в рваный платок.
6
Месяцы
6. Лохматый, с растрепанной бородой.
7. Самый молодой, веселый, в шубке на одном плече.
4. Объедините эти картинки по смысловой направленности. Объясните свой выбор. Озаглавьте эти картинки.
1
2
3
4
5
6
5. Литературный диктант.
1) Где жила мачеха с дочерью и падчерицей?
2) Назовите причину недоумения падчерицы: шутит мачеха или вправду посылает ее в лес?
3) Кому предназначались подснежники?
4) Смогла ли падчерица принести подснежники?
5) Почему сестра назвала падчерицу "дурой"?
6) Кто из месяцев сидит у самого костра, а кто и поодаль?
7) Смотрит девочка, а это уже не посох.А что?
6. В мире вопросов "Мой выбор".
Вопросы на 3 балла
Вопросы на 4 балла
Вопросы на 5 балл
1. Любит ли сестра падчерицу?
1. Почему сестра падчерицы не понравилась Январю?
1. "Нахмурился Январь-месяц". Почему?
2. Кто из месяцев в зелёном бархате?
2. Почему у старых месяцев в руках посох?
2. Почему падчерица послушная?
3. Вам жалко мачеху и её дочь?
3. Почему дочка мачехи не поклонилась, приветливого слова не сказала месяцам?
3. Почему месяцы кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.
4. Почему падчерица часто плачет?
4. Почему не сразу же принялась падчерица собирать подснежники?
4. Почему молодые месяцы сидят возле самого костра, а старые - поодаль?
5. Можно ли падчерицу назвать трудолюбивой?
5. Почему падчерица говорит месяцам о том, что она без подснежников домой не вернётся?
5. Заслужила ли падчерица своё счастье?
3.В.Драгунский. "Девочка на шаре". 5 класс.
1. Из данного текста создать словесно-художественную миниатюру. Дать
аргументированный ответ:
1) Озаглавить мини-текст.
2) Выделить ключевые слова, определить их роль.
3) Определить эмоциональное состояние героя.
Работа в группах по 4 – 5 человек. (3 мин.)
1.
«И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки, она ими взмахнула как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар …
Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная».
«И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже закричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния ... И мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел побежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, … и она стояла и улыбалась.
И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, … и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась.
Работа по таблице с ключевыми словами. (3 мин.) Таблица с ключевыми словами. 1) Какое предложение дано не из текста? Является ли оно «лишним» по тематике в рассказе В.Драгунского «Девочка на шаре»? 2) Какие предложения с ключевыми словами являются важными в характеристике эмоционального состояния героя рассказа? 1) Она мне улыбнулась! 2) Счастье – это когда тебя понимают. 3) Даю клятву верности и чести. 4) Такая славная, лучше всех! 5) Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная.
4. Р. Стивенсон. «Вересковый мёд».6 класс.
Помогает ли вам данный кластер создать образ старого медовара, живущего по законам совести, долга? Правильно ли поступает отец? Не осуждаете ли вы его? Почему для него вересковый мёд – святая тайна?
старый горбатый карликОтецсын мальчик 15 лет
воробьиный голос Их привели на допрос,
резко и чётко звучал Но ни один из пленных
Слова не произнёс.
«Тайну давно бы я выдал. «Правду сказал я, шотландцы,
Если бы сын не мешал!.. От сына я ждал беды.
Мне продавать свою совесть А мне костёр не страшен.
Совестно будет при нём. Пускай со мной умрёт
Пускай его крепко свяжут Моя святая тайна –
И бросят в пучину вод…» Мой вересковый мёд.
5. М. Меттерлинк. "Синяя птица".6 класс.
Игра «Лучший знаток текста».
Учащиеся получают листочки с напечатанным текстом, в котором пропущены отдельные слова, или на экране компьютера даётся текст.
На месте пропусков учащиеся должны вставить нужные слова, используя авторские прилагательные цвета, которые характеризуют те или иные Блаженства.
Игра «Ключи к тайнам». Учащиеся работают в группах по 5-7 человек. Учащимся предлагаются схемы, которые они должны "открыть".
6.Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Роль контраста. 7 класс.
Таблица 1
Бояре
Феврония
злочестивые
святая
неистовые
кроткая
бесстыдные
мудрая
злодеи
благочестивая
псы лающие
добрая
рабы
прозорливая
Как эпитеты, сравнения характеризуют героев повести?
Таблица 2
Бояре к Петру с просьбой отказаться от Февронии
Бояре к Петру с просьбой вернуться в город
«…не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала жёнами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня».
«…мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
Что определяет выбор героев повести?
Игра «Вставьте авторское слово».
…….князь Петр и ……. княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь ……. Ко всем питали они ……. любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели ……. богатства, но богатели ……. богатством. Странников принимали, ……. насыщали, нагих одевали, …….
от напастей избавляли.
Проверьте свои ответы.
Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божиим богатством. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.
Что лежит в основе нравственной оценки человека? Что украшает человека?
Какова роль контраста в повести?
Тленный (устар. и высок.) – подверженный тлению, разрушению, не вечный.
Нагой (книжн.) – не имеющий на себе одежды, покровов, голый.
Благочестивый – соблюдающий предписания религии, церкви.
7.А.Куприн. "Гамбринус"(фрагмент). 8 класс.
Задания.
1. Внимательно прочтите текст, найдите художественные средства
выразительности, определите их роль в тексте.
2. Как средства выразительности характеризуют характер героев и их
отношение друг другу?
3. Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?
Над чем не властно ни время, ни человеческое зло, ни глупость и
ни ханжество?
4. Какова основная мысль текста, выскажите свои мысли по поводу
прочитанного.
5. Почему Сашка – неоромантический герой? Вы согласны с автором?
(1) «И вот однажды, спустя три месяца, тихим весенним вечером, в то время, когда музыканты играли вальс «Ожидание», чей-то тонкий голос воскликнул испуганно:
(2) – Ребята, Сашка!
(3)Все обернулись и встали с бочонков. (4)Да, это был он, дважды воскресший Сашка, но теперь обросший бородой, исхудалый, бледный. (5)К нему кинулись, окружили, тискали его, мяли, совали ему кружки с пивом. (6)Но внезапно тот же голос крикнул:
(7) – Братцы, рука-то!..
(8) Все вдруг замолкли. (9)Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку. (10)Она, очевидно, не сгибалась и не разгибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка.
(11) – Что это у тебя, товарищ? – спросил наконец волосатый боцман из «Русского общества».
(12) – Э, глупости…там какое-то сухожилие или что, - ответил Сашка беспечно.
(13) – Та-а-к…
(14) Опять все помолчали.
(15) – Значит, и «Чабану» теперь конец? – спросил боцман участливо.
(16) – «Чабану»? – переспросил Сашка, и глаза его заиграли. (17) – Эй, ты – приказал он с обычной уверенностью аккомпаниатору. (18) – «Чабана»! Ейн, цвей, дрей!...
(19) Пианист зачастил весёлую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. (20) Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый чёрный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, насколько ему это позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине оглушительно весёлого «Чабана».
(22) – Чёрт! – воскликнул боцман и совсем неожиданно для самого себя сделал ловкую выходку и пустился выделывать дробные коленца. (23) Подхваченные его порывом, заплясали гости, женщины и мужчины. (24) Даже лакеи, стараясь не терять достоинства, с улыбкой перебирали на месте ногами. (25) Даже мадам Иванова, забыв обязанности капитана на вахте, качала головой в такт огненной пляске и слегка прищёлкивала пальцами. (26) И может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки.
(27) – Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».
Дробные коленца - Разг. Особое движение, которым начинают танец. Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев.
Также можно использовать художественный текст и на уроках русского языка. Даются задания, приближённые экзаменационным.
Задания по тексту. А.Куприн «Гамбринус».
8 – 9 классы
Вариант №1
1. Среди предложений 8 – 18 найдите предложение с обособленным
определением.
2. Среди предложений 22 – 26 найдите предложения с обособленными
обстоятельствами.
3. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным
уточняющим обстоятельством.
4. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) границы подчинительной связи.
И может быть,(1) даже сам старый, (2) ноздреватый, (3)источенный временем Гамбринус пошевеливал бровями, (4) весело глядя на улицу,(5) и казалось, (6) что из рук изувеченного, (7) скрючившегося Сашки жалкая, (8) наивная свистулька пела на языке, (9) к сожалению, (10) ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса, (11) ни для самого Сашки.
5. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) границы вводных слов.
(Предложение к заданию №4)
6. В каком предложении дана метафора?
1) Да, это был он, дважды воскресший Сашка, но теперь обросший бородой,
исхудалый, бледный.
2) К нему кинулись, окружили, тискали его, мяли, совали ему кружки
с пивом.
3) Пианист зачастил весёлую пляску, недоверчиво оглядываясь назад.
4) И может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем
Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что
из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька
пела на языке, к сожалению, ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса,
ни для самого Сашки.
7. Определите количество грамматических основ в предложении №20.
8. Тип подчинительной связи в словосочетании обязанности капитана
переделайте в согласование.
9. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) из предложения №8.
10. Среди предложений №22 – 26 найдите и выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
11. Среди указанных слов найдите и выпишите слово на орфограмму
«Страдательное причастие прошедшего времени с -НН».
1) весенний 2) испуганно
3) изуродованная 4) неожиданно
12. Из предложений №8 – 11 выпишите слово с приставкой, написание
которой зависит от последующей согласной.
8 – 9 классы
Задания по тексту. А.Куприн «Гамбринус».
Вариант №2
1. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным
приложением.
2. Среди предложений 15 – 20 найдите предложения с обособленными
обстоятельствами.
3. Среди предложений 20 – 25 найдите предложение с обособленным
определением.
4. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) границы сочинительной связи.
И может быть,(1) даже сам старый, (2) ноздреватый, (3)источенный временем Гамбринус пошевеливал бровями, (4) весело глядя на улицу, (5) и казалось, (6) что из рук изувеченного, (7) скрючившегося Сашки жалкая, (8) наивная свистулька пела на языке, (9) к сожалению, (10) ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса, (11) ни для самого Сашки.
5. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) границы вводных слов.
(Предложение к заданию №4)
6. В каком предложении дан эпитет?
1) Все обернулись и встали с бочонков.
2) К нему кинулись, окружили, тискали его, мяли, совали ему кружки
с пивом.
3) Пианист зачастил весёлую пляску, недоверчиво оглядываясь назад.
4) Она, очевидно, не сгибалась и не разгибалась, а пальцы торчали навсегда
около подбородка.
7. Определите количество грамматических основ в предложении №1.
8. Тип подчинительной связи в словосочетании радостным смехом
переделайте в управление.
9. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) из предложения №10.
10. Среди предложений №1 – 5 найдите и выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
11. Среди указанных слов найдите и выпишите слово на орфограмму
«Краткое страдательное причастия с –Н».
1) беспечно 2) приворочена
3) неподвижная 4) оглушительно
12. Из предложений №11 – 15 выпишите слово с приставкой, написание
которой зависит от последующей согласной.
6класс
Задания по тексту. А.Куприн «Гамбринус».
Вариант №1.
1. Из предложений №1 – 3 выпишите слово с приставкой, написание которой
зависит от последующей согласной.
2. Из предложения №4 выпишите слово на чередующуюся гласную в корне.
3. Из предложений №1 – 3 выписать прилагательное с НН на стыке морфем.
4. Выписать грамматическую основу из предложения №3.
5. Определите количество грамматических основ в предложении №10.
6. Выпишите качественные имена прилагательные из предложения №1
7. Из предложений №25 – 27 выпишите ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ местоимение.
8. Почему в местоимении СЛЕГКА пишется суффикс А?
9. Из предложений №1 – 7 выпишите ЛИЧНЫЕ местоимения
10. Почему в наречии ИСПУГАННО пишется НН?
11. К какому разряду наречий относится местоимение ЕГО (предложение
№16).
12. Назовите номера предложений, в которых есть обращения (предложения
№1 -7).
13. В каком слове пишется проверяемая безударная гласная.
1) воскликнул 2) обросший
3) весело 4) язык
14. Что значит «раскатились радостным смехом зрители» Объясните смысл
предложения.
15. Ответьте на вопрос «В чём сила искусства»? (3 – 5 предложений)
6 класс
Задания по тексту. А.Куприн «Гамбринус».
Вариант №2.
1. Из предложений №4 – 6 выпишите слово с приставкой, написание которой
зависит от последующей согласной.
2. Из предложения №24 выпишите слово на чередующуюся гласную в корне.
3. Из предложений №25 – 26 выписать прилагательное, в суффиксе которого
пишется НН.
4. Выписать грамматическую основу из предложения №23.
5. Определите количество грамматических основ в предложении №1.
6. Выпишите качественные имена прилагательные из предложения №20.
7. Из предложений 19 – 23 выпишите НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ местоимение.
8. Почему в местоимении НАЛЕВО пишется суффикс О?
9. Из предложений №10 - 18 выпишите ЛИЧНЫЕ местоимения.
10. Почему местоимение КАКОЕ - ТО пишется через дефис?
11. К какому разряду относится местоимение ЕГО (предложение №23).
12. Назовите номер предложения, в котором есть обращение (предложения
10 – 15).
13. В каком слове пишется проверяемая безударная гласная.
1) перебирали 2) пианист
3) карман 4) заплясали
14. Что значит «раскатились радостным смехом зрители»? Объясните смысл
предложения.
15. Ответьте на вопрос «В чём сила искусства»? (3 – 5 предложений)
8. Н.С.Гумилёв. Рассказ «Золотой рыцарь».8 класс.
1. Почему рассказ называется не «Рыцарь», а «Золотой рыцарь»? Что придаёт
тексту второе название?
2. Случайно ли количество рыцарей равно числу 7?
3. Каким характером обладали эти рыцари? Помог ли им золотой рыцарь? О
какой помощи идёт речь? Почему отуманилось сердце весёлого короля
Ричарда?
4. Спас или не спас рыцарей-крестоносцев золотой рыцарь? Почему? Какова
роль поединков золотого рыцаря с отставшими от основного отряда
воинами?
5. Какова роль широкой лестницы из белого мрамора с голубыми жилками?
6. О каких чудных снах идёт речь?
7. О каких старинных рыцарских обычаях идёт речь в этом рассказе? Как это
характеризует самого автора рассказа?
8. Назовите основные темы рассказа. Какова его идейная значимость?
9. Продолжите мысль. Этот рассказ о…
9. А.С.Пушкин. Поэма «Братья разбойники».8 класс.
1. Назовите особенности поэмы.
2. Смысл названия. Определите тему, идею.
3. Что такое злодейство? Можно ли оправдать человека, творящего зло?
4. Внимательно прочитайте строки из поэмы. О чём они говорят вам?
- Здесь цель одна для всех сердец –
Живут без власти, без закона.
- Опасность, кровь, разврат, обман –
Суть узы страшного семейства.
- каменная душа
- прошёл все степени злодейства
- не прощает, не щадит,
Кого убийство веселит.
5. Почему братья стали разбойниками? Почему совесть отогнали прочь?
6. «Воскресли мы». Когда?
7. К чему рвалась их душа?
8. Окаменел мой друг жестокий,
Но в сердце жалость умерла,
Но…
9. Роль молитвы младшего брата. Образ молодого разбойника.
10. Новая свободная жизнь, бунт в душе человека. Стремление к новой
жизни. Но к какой?
11. Письменная работа.
- Повлияла ли смерть младшего брата на героя поэмы? Почему?
10. Смысловое чтение фрагмента из рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире». 8 класс.
1. Найдите ключевые слова в тексте и определите их значимость.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите соотношение двух миров: мир Мальцева и мир, который его
окружает.
4. Можно ли Мальцева назвать мастером? Может ли талант мастера делать
героя одиноким?
5. Что вас удивило? Что вы не в состоянии понять? Как вы думаете, почему?
Я был доволен своим назначением. Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на неё, и особая растроганная радость пробуждалась во мне. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжёлых скоростных поездов.
Александр Васильевич принял моё назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, всё равно, кто у него будет состоять в помощниках.
Перед поездкой, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все её обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно не доверял мне.
Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Но обыкновенно, как только мы были в ходу, я забывал про своё огорчение. Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперёд отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей, сметённый с балластного откоса ветром, вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьём: что с ним станется после нас, куда он полетел?
Обычно мы работали молча. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова её осматривал и смазывал, точно не считал мою работу действительной.
– Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил.
– А я сам хочу, – улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.
Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, – лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли.
11. А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" Глава 21.8 класс.
Задания. Вопросы. (По выбору учащихся)
1) Почему Лис говорит, что он не может играть с Маленьким принцем?
Что значит приручить кого-то?
2) Почему герои не сразу отвечают на вопросы друг друга?
3) Это важно: быть единственным на свете?
4) Как вы считаете, есть ли в мире совершенство? Что такое совершенство?
А какова позиция по этому вопросу Лиса?
5) От чего зависит отношение человека к жизни? Жизнь может быть
скучной? Прочитайте фрагмент текста, где даётся философский подход
к осмыслению жизни. Роль образа золотой пшеницы.
6) Объясните значение словесной цепочки.
долго смотрел - приручи меня - мало времени - узнать разные вещи -
друзья - приручи меня.
7) "Терпение, молчание, расстояние, время". Эти слова являются
значимыми в нашей жизни. Вы согласны с моей трактовкой?
Аргументируйте свой ответ.
8) "Я узнаю цену счастью!" В чём заключается цена счастья, по мнению
Лиса?
9) Определить роль диалога Маленького принца и Лиса, его значимость и
место в сказке.
И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
10) Определите роль разговора Маленького принца с розами.
11) Вы познакомились с секретом Лиса. Ваши мысли по поводу этого
секрета. Какую истину никогда нельзя забывать?
Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого
не увидел.
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...
- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!
- Я Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно...
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это - приручить?
- Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...
- Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры там есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.
Но потом он опять заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!
- Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мнееще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай... - сказал он.
- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
- Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
12.Повесть Н.В.Гоголя«Портрет».8 класс.
1. Назовите героя повести, жизнь которого определяется этими словами.
Щукин двор – портрет – Васильевский остров – Невский проспект – мастерская – гостиные – картина из Италии – портрет.
2. Коломна – мастерская – церковь – портрет – картина – уединённая обитель – пустыня – келья – картина – встреча отца и сына – наказ.
3. Узнайте героя. О ком идёт речь?
«…у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится – ты им занят, а прочее у тебя дрянь… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Берегись; Тебя уж начинает
свет тянуть. Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развёртывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство… Твоё от тебя не уйдёт».
4. «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нём был талант. Гений творит смело, быстро».
5. «Ум уставал придумывать и обдумывать. Это было ему невмочь, да и некогда: рассеянная жизнь и общество, где он старался сыграть роль светского человека, – всё это уносило его далеко от труда и мыслей. Кисть его хладела и тупела».
6. «Свирепый мститель».
7. «…от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных… Там, как отшельник, погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия. Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий, о унижении, которое он причинял званию художника своим скудным, нещегольским нарядом. Всем пренебрегал он, всё отдал искусству. Неутомимо посещал галереи, по целым часам застаивался перед произведениями великих мастеров, ловя и преследуя чудную кисть. И зато вынес он из своей школы величавую идею созданья, могучую красоту мысли, высокую прелесть небесной кисти»
8. «Всякому своё, всякий пусть занимается своим. По мне уж лучше тот человек, который говорит прямо, что он не знает толку, нежели тот, который корчит лицемера, говорит, будто бы знает то, чего не знает, и только гадит да портит».
9. «Наконец постоянством своего труда и неуклонностью начертанного себе пути он стал даже приобретать уважение со стороны тех, которые честили его невежей и доморощенным самоучкой. Ему давали беспрестанно заказы в церкви, и работа у него не переводилась».
10. «У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори все кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе.
…выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью…, тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения».
11. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душою».
12. «…художник и в тревоге дышит покоем».
13. О чьей картине сказано, что «…нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах…»?
14. «…святая, высшая сила водила твоею кистью…»?
15. «Последний предмет в картине был им проникнут; во всём постигнут закон и внутренняя сила…»?
Ответы.
1. Чартков
2. Художник-самоучка
3. Чартков
4. Чартков
5. Чартков
6. Чартков
7. Товарищ Чарткова. (Художник, который прислал картину из Италии)
8. Художник-самоучка
9. Художник-самоучка
10. Художник-самоучка
11. Художник-самоучка
12. Художник-самоучка
13. Художник-самоучка
14. Художник-самоучка
15. Товарищ Чарткова. (Художник, который прислал картину из Италии)
13.Ричард Бах. Повесть-притча. Чайка по имени Джонатан
Ливингстон. 9 класс.
Эпиграф. Невыдуманному Джонатану Чайке, который живёт в каждом из нас.
1 часть.
Но вдали от всех…в полном одиночестве совершала свои тренировочные полёты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Был не какой-нибудь заурядной птицей. Для этой же чайки главное было не в еде, а в полёте. Больше всего на свете Джонатан любил летать.
-Я хочу знать, что я могу делать в воздухе, а чего не могу. Я просто хочу знать. Джонатан установил мировой рекорд скоростного полёта для чаек (90 миль в час).
Он почувствовал облегчение от того, что принял решение жить, как живёт Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений.
Короткие крылья сокола!
Благие намерения позабыты… Но он не чувствовал угрызений совести… Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения. Двести четырнадцать миль в час для чайки! Это прорыв, неповторимый миг в истории Стаи и начало новой эры в жизни Джонатана. Джонатан был первой чайкой на земле, которая научилась выполнять фигуры высшего пилотажа.
Совет. Изгнание из Стаи.
- Но сейчас понятно, зачем мы живём: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными!
Каждый день он узнавал что-то новое. Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: её съедают скука, страх и злоба, но он забыл о скуке, страхе и злобе и прожил долгую счастливую жизнь.
-Мы из твоей Стаи, Джонатан, мы твои Братья. Мы прилетели, чтобы позвать тебя выше, чтобы позвать тебя домой.
-Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую.
2 часть.
Новые дали, новые мысли, новые вопросы. Здесь жили чайки-единомышленники. Каждая из них считала делом своей жизни постигать тайны полёта, потому что полёт – это то, что они любили больше всего на свете. Это были удивительные птицы, все без исключения.
- Такие птицы, как ты, - редчайшее исключение.
-Чианг, этот мир…это вовсе не небеса?
- Разве нет такого места – небеса?
- Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства.
Совершенство не знает предела.
- Я побывал всюду и везде, куда проникала моя мысль (старейшина Чианг).
- Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел.
- Ты научишься летать в прошлое и будущее. Тогда ты будешь подготовлен к тому, чтобы приступить к самому дерзновенному, самому интересному. Ты будешь подготовлен к тому, чтобы летать ввысь, и поймёшь, что такое доброта и любовь.
- Джонатан, постарайся постигнуть, что такое любовь. (Чианг)
3 часть.
Появились ученики.
- Ты должен тренироваться и видеть истинную добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью. (Джонатан Флетчу)
- Я тебе больше не нужен. Продолжай поиски самого себя – вот что тебе нужно…
-Смотреть – значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать.
- Предела нет, Джонатан? – подумал он (Флетчер) с улыбкой. И ринулся в погоню за знаниями.
Задания.
1. Объясните роль эпиграфа.
2. Стая и незаурядная птица. Почему Чайке по имени Джонатан было
неуютно в стае.
3.Сравните два понятия: короткая жизнь и долгая счастливая жизнь. Вы к
какой жизни стремитесь?
4. Какова роль 2 части рассказа? Что значит выражение "Небеса в твоей
жизни". Вы хотели бы стремиться к небесам?
5. Вы согласны с мнение чайки по имени Чианг: "Совершенство не знает
предела"? Почему?
6. Как мысль может побывать всюду и везде?
7. Что значит летать ввысь? Вы умеете так летать?
8. Когда учитель не нужен ученику?
9. Есть ли предел в нашей жизни? Должен ли он быть?
10. Какие мысли автора вы поняли, а какие нет?
11. Что такое доброта и любовь? Почему эти понятия очень важны в жизни
человека?
14.И.Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи». 9 класс.
Задания, вопросы.
Проза И.Бунина – проза поэта, чувствуется интонация поэта, который видит мир лирически утончённо и взволнованно.
1. О чём этот рассказ? О жизни, о любви, о трагичности судьбы, о памяти,
о жизненном выборе …?
2. История любви в жизни героев рассказа. Кто виноват в том, что так
печальна их история любви? Почему им было суждено вновь встретиться?
Изменилось ли их отношение друг другу?
Николай Алексеевич
Надежда
Стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, ещё чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами, …взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
Вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку,…лёгкая на ходу, но полная…
Снял перчатки и картуз и с усталым видом провёл бледной худой рукой по голове,…красивое удлинённое лицо с тёмными глазами
Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел. Усталость и рассеянность его исчезли. Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.
Николай Алексеевич
Надежда
Любовь, молодость… История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит.
Небось, помните, как я вас любила.
Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
Ведь не могла же ты любить меня весь век!
Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила.
Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!
Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку.
Всё проходит. Всё забывается.
Всё проходит, да не всё забывается.
Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила.
Нет, Николай Алексеевич, не простила. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя.
Думаю, что я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! Но, Боже мой, что же было бы дальше? Если бы я не бросил её?
3. Смысл названия рассказа. Роль природы в истории героев.
Почему в памяти героев лишь «тёмные аллеи»? Ваше прочтение.
4. С чем вы сравните образ любви у Бунина?
15. Сон Ромашова (отрывок из повести А.И.Куприна «Поединок»).
11 класс.
Он заснул скоро, тяжёлым сном. И, как это всегда с ним бывало в последнее время после крупных огорчений, он увидел себя во сне мальчиком. Не было грязи, тоски, однообразия жизни, в теле чувствовалась бодрость, душа была светла и чиста и играла бессознательной радостью. И весь мир был светел и чист, а посреди его – милые, знакомые улицы Москвы блистали тем прекрасным сиянием, какое можно видеть только во сне. Но где-то на краю этого ликующего мира, далеко на горизонте, оставалось тёмное, зловещее пятно: там притаился серенький, унылый городишко с тяжёлой и скучной службой, с ротными школами, с пьянством в собрании, с тяжестью и противной любовной связью, с тоской и одиночеством. Вся жизнь звенела и сияла радостью, но тёмное враждебное пятно тайно, как чёрный призрак, подстерегало Ромашова и ждало своей очереди. И один маленький Ромашов – чистый, беззаботный, невинный – страстно плакал о своём старшем двойнике, уходящем, точно расплывающемся в этой злобной тьме.
Среди ночи он проснулся и заметил, что его подушка влажна от слёз.
реальный мир
тёмное, зловещее пятно ----------- серенький, унылый городишко с тоской и одиночеством
тёмное враждебное пятно, подстерегающее Ромашова
старший двойник в злобной тьме
мир во сне (картины детства) ------------------- не было грязи, тоски,
однообразия жизни
мир светел и чист
прекрасное сияние улиц Москвы душа была светла и чиста
ликующий мир
жизнь звенела и сияла радостью
маленький Ромашов
чистый,
беззаботный,
невинный
Вопросы для размышления.
Определите роль сна в сюжетной канве повести, сравнивая два мира.
Почему в реальном мире преобладают тёмные тона? С какой целью использует автор эпитеты «тёмное, зловещее», «серенький, унылый», «враждебное», «злобной»?
Почему мир во сне дан в чистых и светлых тонах? Почему жизнь в детстве «звенела и сияла радостью»?
4. Почему автор сравнивает маленького Ромашова со старшим двойником?
5. Почему маленький Ромашов плачет о своём старшем двойнике?
6. Определяет ли сон героя его внутреннее состояние, его отношение к
жизни?
7. Какова роль средств выразительности в данном тексте?
Метафоры(в том числе метонимические):
душа играла бессознательной радостью,
улицы Москвы блистали прекрасным сиянием,
на краю ликующего мира,
притаился серенький, унылый городишко,
жизнь звенела и сияла радостью,
тёмное враждебное пятно тайно подстерегало Ромашова и ждало своей очереди.
Сон героя помогает читателю определить мучительное, тревожное состояние его души, неудовлетворённость жизнью, некую озабоченность и страх.
Композиция текста представляет собой сравнение двух миров (реального и мира во сне), а также внутреннее состояние самого героя (детство и взрослая жизнь героя). Насколько Ромашов был счастлив в детстве, настолько глубоко несчастлив в условиях современного быта. Быт (скучная служба, пьянство, противная любовная связь, тоска, одиночество) противопоставляется миру детства, в котором «не было грязи, тоски, однообразия»). Насколько точно, полно градация помогает понять чистоту мира детства. Контекстные антонимы (милые улицы Москвы – унылый городишко, маленький Ромашов – старший двойник), синонимы (чиста и светла, враждебное пятно – злобная тьма) убедительны, они подчёркивают ненормальность жизни и трагизм «старшего двойника» и говорят о прекрасном сиянии прошлой жизни героя.
Пространственно-временные рамки художественного текста определяют его идейно-тематическую значимость. В лексическом, морфологическом строе текста важны лексические повторы (душа светла и чиста, мир светел и чист, тёмное, зловещее пятно, тёмное враждебное пятно), отвлечённые существительные конкретного значения (в теле чувствовалась бодрость, душа играла бессознательной радостью). Они определяют мотив несовместимости двух начал в жизни человека, мотив безнадёжности, тоски, одиночества героя, трагизм положения («тёмное враждебное пятно тайно подстерегало Ромашова и ждало своей очереди»).
Впечатляют разные жизненные реалии: в описании детства героя преобладают светлые тона, поэтому автор использует эпитеты прекрасным сиянием, ликующего мира, а в характеристике реального мира использованы тёмные тона (с тяжёлой, скучной работой, в злобной тьме). Серый город в форме тёмного зловещего пятна, которое постоянно подстерегает «старшего двойника». Страшный быт и во сне не даёт покоя. Герой одинок, ему мучительно тяжело жить в этом сереньком, унылом городишке, его положение безвыходное. Чувствуется, что он теряется в этом мире, угасает, падает. Нет радости, счастья в жизни. Подчёркивается трагизм героя, трагизм жизненных обстоятельств. Ромашов не чувствует себя Человеком, счастливым, уверенным в завтрашнем дне.
Образ маленького человека в литературе не нов. О нём писали и Пушкин, и Достоевский, и Гоголь…Позиция автора данного текста – это сострадание к человеку, недовольство ненормальными жизненными условиями, протест против бездушия, беззакония, жестокости. Мотив сна (тоже сквозной мотив в русской литературе) придаёт тексту пафос отрицания и невозможности такой жизни для человека. Человек не должен томиться скукой и бездельем, он должен быть свободной, счастливой, радующейся жизни Личностью.
Язык художественного текста метафоричен (душа играла бессознательной радостью, притаился серенький, унылый городишко), что соответствует композиции, состоянию внутреннего мира героя.
В тексте сравнительно-сопоставительного характера органично переплетаются две сюжетные линии: жизнь героя до службы и во время службы, подчёркивается их резкое отличие, что и определяет одиночество, невыносимую тоску героя, предвещает трагедию.
Чтение книги, умение её понять, оценить, принять позицию автора, увидеть что-то необычное, важное - это опыт, мастерство, стремление к совершенству. Чтение - это жизнь.
« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Д. Дидро.