Просмотр содержимого документа
«Литературный проект сказка-быль М. Пришвина "Кладовая солнца".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Литературный проект
Система заданий для углублённого изучения
художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере
сказки-были М. Пришвина "Кладовая солнца".
Из опыта работы.
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г. Березники - 2023
Можно ли на примере сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" утверждать, что действительно великий писатель был певцом русской природы? Почему?
1. В мире лабиринта.
Распределите картинки по порядку сюжета сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца". Назовите эти эпизоды.
1
5
2
6
3
7
4
8
Ответы к заданию №1.
1
5
2
6
3
7
4
3
5
1
6
4
7
2
8
8
2. Игра-КВН.
В каждой команде по пять человек. Групповая работа. За каждый правильный ответ - 3 балла. Всего - 30 баллов.
1. Кого в крестьянском хозяйстве называют безымянными?
(Безымянные овцы и куры)
2. Назовите художественное определение, характеризующее носики брата и
сестры. (Задорные)
3. Был ли дом в этом селе, "где бы жили и работали так дружно, как жили
наши любимцы"? (Нет)
4. Назовите фамилию брата и сестры. (Весёлкины)
5. Елань или палестинку в сказке-были "Кладовая солнца" сравнивают с
прорубью на льду? (Елань)
6. Что помогло героям жить хорошо, преодолевать трудности? (Дружба)
7. Какие деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа.
(Ель и сосна)
8. Как звал свою собаку сторож Антипыч? (Затравка)
9. Кого называли Серым помещиком? (Волка)
10. Что значит охранять природу?
(Значит охранять Родину!)
3. В мире цитат.
Дайте характеристику героям сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" по цитатам.
1) Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: "Вот еще!"
Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.
"Давай-ка вместе полоть", – скажет сестра.
И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.
2) Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
3) Тогда-то Настя очнулась, вскочила и изумлённо посмотрела вокруг. Сколько же времени прошло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась клюквой. Где же был за это время её маленький брат, и как она могла забыть о нём?
1)... добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром.
2) - Ну ладно, – резко повернул Митраша. – Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
3) Тут, на тропе, он поднялся, тут он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал: "Иди же теперь ко мне, моя Затравка!" Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши!
4. Литературный диктант.
1) Можно выполнять работу по вариантам. 2) Можно работать в паре.
Знаете ли вы текст сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"?
Проверьте себя.
1 2
1. Как зовут героиню?
1. Как зовут героя?
2. Какую работу выполняла она по
хозяйству?
2. Чему выучился мальчик у отца?
3. Как называли односельчане
девочку?
3. Как дразнили героя в деревне?
4. Сколько лет героине?
4.Сколько лет герою?
5. Кому отдала героиня всю
целебную траву?
5.Кто такой Серый помещик? Какое отношение имеет к ней мальчик?
Ответы.
1. Настя.
1. Митраша.
2. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.
2. Делать деревянную посуду.
3. "Золотая курочка"
3. "Мужичок в мешочке".
4. 13 лет
4. 11 лет (десять с хвостиком)
5. Эвакуированным ленинградским детям.
5. Волк. Герой убивает его.
5 . "Варианты".
Сделайте свой выбор. Выберите одну из картинок и выполните данные к ней задания.
1
Как бы вы озаглавили эту картинку? Аргументируйте свой ответ.
Что объединяет эти картинки в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"? Какую роль они играют?
3
Что объединяет эти картинки? Почему не все односельчане поверили Митраше, что он убил волка? Изменилось ли отношение односельчан к мальчику? В чём это проявилось? Прочитай данный фрагмент.
Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. Однако несколько человек из тех, кто поверил, с веревкой и большими санками отправились на указанное место и вскоре привезли мертвого Серого помещика. Тогда все в селе на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а тоже из соседних деревень. Сколько тут было разговоров! И трудно сказать, на кого больше глядели, — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком. Когда переводили глаза с волка на охотника, говорили:
— А вот дразнили: «Мужичок в мешочке»!
— Был мужичок, — отвечали другие, — да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой.
6. В мире вопросов.
Вопросы можно использовать для фронтального опроса или для индивидуальной работы. Проблемные вопросы 4 - 7 можно использовать для парной работы.
1. Почему Настя забыла своего маленького брата?
2. Что является кладовой солнца?
3. Можно ли причины воя собаки и волка назвать родственными?
4. В чём правда жизни?
5. Что есть добро?
6. Какая тропа в жизни безопасна?
7. Путь открывателя. Известный, проверенный путь. Что выбрали бы
вы?
7. В мире "ключевых слов".
Ваше восприятие этих слов-символов (2-3 слова).
Объясните смысл этих слов на конкретных эпизодах.
добро
зло
война
правда жизни
истина
ошибка
любовь
М.Пришвин.
"Кладовая солнца"
мир
дружба
природа
Михаил Пришвин – очень известный русский писатель, его стиль повествования непохож ни на кого из ныне живущих. Его произведения написаны простым языком, но несмотря на это чрезвычайно живописны. Многие русские писатели и поэты искренне восхищались произведениями этого человека. Великая любовь Пришвина к природе произошла из его любви к человеку. Все его книги полны любви и восхищения к людям и к той земле, где они живут и трудятся. В данной подборке представлены цитаты Михаила Пришвина.
"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять родину!"
8. В мире высказываний М.Пришвина.
Прочтите то высказывание, которое вас удивило и заставило задуматься? Напишите мини-сочинение.
- Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши
человеческие таланты.
- Охранять природу — значит охранять Родину.
- Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.
- Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-
то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.
- Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и
после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и
люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все
лучше.
- Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже
тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой,