kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный проект Система заданий для углублённого изучения художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере повести Н.Лескова "Левша".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки для работы в парах на уроках  литературы. Основаны на произведении "Левша"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный проект Система заданий для углублённого изучения художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере повести Н.Лескова "Левша".»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"









Литературный проект

Система заданий для углублённого изучения

художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере повести Н.Лескова "Левша".

Из опыта работы.






Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.









г. Березники - 2023



Карточки для работы в паре.

Карточка №1.

Н.Лесков. "Левша".

1. В чём заключается талант человека?


2. Был ли Левша талантливым человеком? В чём это проявлялось?


3. Почему погиб талантливый мастер?



Карточка №2.

Н.Лесков. "Левша".

1. Прочитайте внимательно цитату "У него хоть и шуба овечкина, так

душа человечкина".


2. Что хотел этим сказать англичанин? Его позиция, авторская и ваша

совпадают?

3. Кем в первую очередь является для англичанина Левша? Почему

англичанин принимает участие в судьбе Левши?

Карточка №3.

Н.Лесков. "Левша".

1. Что привлекает нас в характере Левши?

2. Можно ли утверждать, что Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки русского человека? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите доказательства, что Левша действительно думает о благе Родины?




Карточка №4.

Н.Лесков. "Левша".

1) Как эта цитата характеризует Левшу?


2) Кто такой праведник?


3) Можно ли Левшу назвать праведником?


Авторская позиция.

Высказывания Н.С.Лескова.



  • "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".


  • "Нам снова необходимо подумать о русском народе, вернуться к познанию духа его".



1) Ваше прочтение цитат Н.Лескова. Прокомментируйте свой ответ.


2) Вы согласны с позицией писателя?






























Работа по таблице "Кто такой Левша?" (Индивидуальная работа)

Левша - это.....



1






2


3


4


5


6


7


8









Для проверки.

Возможные варианты:

  • тульский мастер;

  • талантливый человек;

  • положительный герой сказа;

  • олицетворение русского мастерства;

  • патриот, человек, думающий о благе своей земли;

  • "русский народ";

  • "душа человечкина";

  • символ русской души;

  • Отечества достойный сын;

  • праведник;

Какие варианты вы хотели бы добавить к этому списку?

Раскрываем тайны этих рисунков.

Работа в группе. Каждой группе предлагается один из рисунков.



Какова роль этих фрагментов в сюжетной линии сказа?


1.


1) Как бы вы назвали этот эпизод?

2) На какой предмет Левша обратил

больше всего внимания, что

очень удивило англичан?

3) Почему Левша стремится к

возвращению на родину?

2.


1) Как бы вы назвали этот эпизод?

2) Чем удивлён государь

Александр Павлович?

3) Почему англичане были

довольны этой встречей?

3.


1) Как бы вы назвали этот эпизод?

2) Не ошибся ли русский государь

Николай Павлович в мастерстве

тульских мастеров?

3) Чем объясните довольный вид

Платова?





Иллюстрации и вопросы к ним на выбор.



4.


Какой эпизод сказа Н.С.Лескова передаёт нам эта иллюстрация?


5.


Озаглавьте эту иллюстрацию.

Каким предстаёт перед вами герой сказа?

Какой эпизод сказа Н.С.Лескова передаёт нам эта иллюстрация?

Озаглавьте эту иллюстрацию.

Какими предстают перед вами герои сказа?



6.


Какой эпизод сказа Н.С.Лескова передаёт нам эта иллюстрация?

Озаглавьте эту иллюстрацию.

Каким предстаёт перед вами герой сказа?




Анализ фрагментов. Работа в паре.

1

А государь Платову грустно говорит:

— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

1) К какому эпизоду сказа подходит этот фрагмент?

2) Как он характеризует героев?

2

Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

— Нет, я еще желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают.

Поехали.

Англичане всё государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит:

— А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво? А англичане и не знают, что это такое молво. Перешептываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а «молва» нет. Платов говорит:

— Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода.

А государь его за рукав дернул и тихо сказал:

— Пожалуйста, не порть мне политики.

1) Можно ли Платова назвать достойным гражданином своей страны?

2) Чем его позиция отличается от государевой позиции?

3

Государь Александр Павлович сказал: «Выплатить», а сам спустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку.... Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут». Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было, потому они совсем разных мыслей сделались: государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут — всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. 

1) Как отблагодарил русский государь англичан?

2) Почему Платов был недоволен этой ситуацией?

4

Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову:

— Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить. Мне эта коробочка все равно теперь при моих хлопотах не нужна, а ты возьми ее с собою и на свою досадную укушетку больше не ложись... А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.

1) Чем государь Николай Павлович отличался от своего брата Александра Павловича?

2) Почему он дал такое поручение Платову?

5

Иным даже думалось, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом как пообдумались, то и струсили и теперь совсем сбежали, унеся с собою и царскую золотую табакерку, и бриллиант, и наделавшую им хлопот аглицкую стальную блоху в футляре.

Однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

1) Кто такие искусные люди?

2) Какими людьми гордится любая нация?

3) Тульские мастера относятся к этой категории людей? Обоснуйте

свой ответ.


6

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

1) Почему государь обнял и поцеловал Левшу?

2) Как убедился государь в том, что русские мастера его не

обманули?

3) Положительную или отрицательную оценку дал государь

работе тульских мастеров? Какое значение имеет слово

"шельмы"?


7

— И твое имя тут есть? — спросил государь.— Никак нет, — отвечает левша, — моего одного и нет.— Почему же?— А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил:

— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши. Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать, а Платов ему сто рублей дал и говорит:

— Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. Левша отвечает:

— Бог простит, — это нам не впервые такой снег на голову.

1) Определите роль диалога государя и Левши.

2) Что вы скажете о поведении придворных?

3) Какова роль слов Левши "это нам не впервые такой снег на

голову".













Работа по иллюстрациям.


1. Достойно ли встретили Левшу на Родине?

2. Какова судьба англичанина и Левши после прибытия в Петербург?



1. Внимательно рассмотрите данные иллюстрации.

2. Что объединяет эти иллюстрации?

3. Дайте общий заголовок данным иллюстрациям.

4. Какая основная мысль объединяет работы художников?




(Трагична судьба талантливого человека в России, по мнению

Н. Лескова).










1. Почему судьба англичанина и Левши начала сильно отличаться?

2. Что вас удивило в судьбе англичанина и Левши?

3. Почему Левшу английский полшкипер называет "русским камрадом?


Так их и привезли взаперти до Петербурга, и пари из них ни один друг у друга не выиграл; а тут расклали их на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу — в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться.


Англичанин

Левша

1. Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. Лекарь велел его при себе в теплую ванну всадить, а аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю и сам в рот ему всунул, а потом оба вместе взялись и положили на перину и сверху шубой покрыли и оставили потеть, а чтобы ему никто не мешал, по всему посольству приказ дан, чтобы никто чихать не смел. Дождались лекарь с аптекарем, пока полшкипер заснул, и тогда другую гуттаперчевую пилюлю ему приготовили, возле его изголовья на столик положили и ушли.

2. А аглицкий полшкипер в это самое время на другой день встал, другую гуттаперчевую пилюлю в нутро проглотил, на легкий завтрак курицу с рысью съел, ерфиксом запил и говорит:


— Где мой русский камрад? Я его искать пойду. Оделся и побежал.


Удивительным манером полшкипер как-то очень скоро левшу нашел... Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:


— Разве так можно! У него, — говорит, — хоть и шуба овечкина, так душа человечкина. Англичанина сейчас оттуда за это рассуждение вон, чтобы не смел поминать душу человечкину.


1. А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают:

— Кто такой и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент? А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова "не отвечает, а только стонет. Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить. Повел городовой левшу на санки сажать, да долго ни одного встречника поймать не мог, потому извозчики от полицейских бегают. А левша все это время на холодном парате лежал; потом поймал городовой извозчика... Везли левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать, всё роняют, а поднимать станут — ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу — не принимают без

тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвертую — до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить.


2. ...только его еще на кровать не уложили, а он в коридоре на полу лежал и жаловался англичанину.

— Мне бы, — говорит, — два слова государю непременно надо сказать.

Распределительный диктант.

Распределить слова, словосочетания, характеризующие поведение, характер героев, отношение власти к своим гражданам, по колонкам.



Наделённый талантом, английское посольство, равнодушие к человеческой личности, горестная судьба, заботливое отношение, простодушный, заботливый, чудак, блаженный, безразличие, весь избился, пилюли, никто не мешал, положили на перину, никто чихать не смел, на холодном полу лежал, всех умирать принимают, поднимать станут - ухи рвут, сказать важные слова государю, только стонет, ослабел, смелые рассуждения.



Левша

Англичанин














1. Кому из героев можно позавидовать? Почему?

2. Почему у Левши нет собственного имени?

3. О чём вы задумались?

4. Объясните смысл слов "равнодушие к человеческой судьбе".












Работа по тексту. Вопросы. (Работа в паре)

1. Почему англичане были так внимательны к Левше?

2. Что вам особенное понравилось в поведении, в речи героя?

3. Почему англичане не смогли убедить Левшу остаться у них?

4. Как характеризует героя его частый вопрос, обращённый

англичанину "Где наша Россия?



Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил. Они заметили, что он левой рукою крестится, и спрашивают у курьера:

— Что он — лютеранец или протестантист? Курьер отвечает:

— Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры.

— А зачем же он левой рукой крестится? Курьер сказал:

— Он — левша и все левой рукой делает.




А англичане сказывают ему:

— Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет. Но на это левша не согласился.

— У меня, — говорит, — дома родители есть. Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.

— Мы, — говорит, — к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.

— Вы, — говорят, — обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.

— Этого, — ответил левша, — никогда быть не может.

— Почему так?

— Потому, — отвечает, — что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.




Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут.

— А потом, — говорят, — мы его на своем корабле привезем и живого в Петербург доставим. На это он согласился.

Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением...




Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой предмет, что англичане очень удивлялись. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят.



Его силом не удерживали: напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы с трепетиром, а для морской прохлады на поздний осенний путь дали байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Очень тепло одели и отвезли левшу на корабль, который в Россию шел. Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия?» Англичанин, которого он спрашивает, рукою ему в ту сторону покажет или головою махнет, а он туда лицом оборотится и нетерпеливо в родную сторону смотрит.





Работа по тексту. Вопросы. (Работа в паре)

1. Прочитайте внимательно выделенные тексты.

Каким человеком предстал перед вами Левша? Чему вы удивились?

Что вы скажете о его характере, о его манере вести себя в

присутствии государя, придворных, Платова?

Что значит для героя говорить просто? А для вас?

Какие высказывания героев вас поразили? Объясните.




А Платов крикнул:

— Ну, так врете же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.

— Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь. А вы, — говорит свистовым, — теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был.



Платов весь позеленел и закричал:

— Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил.С этими словами выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели. А тот, когда его Платов перестал бить, поправился и говорит:

— У меня и так все волосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?

— Это за то, — говорит Платов, — что я на вас надеялся и заручался, а вы редкостную вещь испортили. Левша отвечает:

— Мы много довольны, что ты за нас ручался, а испортить мы ничего не испортили: возьмите, в самый сильный мелкоскоп смотрите.





Платов говорит:

— Вот иди теперь сам, такой-этакой, перед очами государю отвечай. А левша отвечает:

— Что ж, такой и пойду, и отвечу. Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.«Что же такое? — думает. — Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было». Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

— Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем? А левша отвечает:

— Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть? Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто. Государь говорит:

— Оставьте над ним мудрить, — пусть его отвечает, как он умеет.


Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

— И твое имя тут есть? — спросил государь.

— Никак нет, — отвечает левша, — моего одного и нет.

— Почему же?— А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил:

— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление? А левша ответил:

— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши. Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать, а Платов ему сто рублей дал и говорит:

— Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. Левша отвечает:

— Бог простит, — это нам не впервые такой снег на голову.

















Мысли читателя вслух. Глава 20. (Индивидуальная или работа в паре).

1. Почему глава 20 заключительная?

2. Какова авторская позиция? О чём он повествует? О чём он

сожалеет?

3. Почему работники вспоминают с грустью о прежней старине?

4. О каком вдохновенном мастеровом эпосе идёт речь?

5. Какова роль прошлого?




Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд. Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».







Л.Н. Толстой сказал о Н.С. Лескове: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». 

Как вы понимаете слова великого писателя?


Почему Н.Лесков включил повесть "Левша" в свой сборник "Праведники"?









Н.С. Лесков. Сказ "Левша".

1. Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

1) музей 2) картинную галерею 3) кунсткамеру

2. Что испытывал А.П.при виде заграничных чудес?

1) чувство зависти 2) удивление 3) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи

3. Что умела стальная блоха?

) прыгать 2) говорить 3) танцевать

4. Сколько заплатил А.П. за стальную блоху?

1) 100 рублей 2) тысячу 3) миллион

5. Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

1) донскому атаману Платову 2) первому министру 3) военному министру

6. Чем можно объяснить гнев Платова на тульских мастеров?

1) сломали блоху 2) ничего не изменили 3) потеряли блоху

7. С какой целью послал Н.П. в Англию Левшу?

1) поучиться мастерству англичан 2) получить образование 3) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим мастерством

8. При каком условии согласился левша погостить у англичан?

1) найдут невесту 2) будет жить в Англии 3) разрешат посетить оружейные заводы

9. Какой секрет хотел передать Левша царю по приезде в Россию?

1) не закупать оружие у англичан 2) не доверять англичанам секрет изготовления русского оружия 3) не чистить дула оружий кирпичом

10. Как приняли левшу на родине?

1) оказали медицинскую помощь 2) поместили в хорошую больницу

3) бросили умирать в больнице для бедных
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Рузиля Мунавировна Нуриахметова

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 648023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства