Просмотр содержимого документа
«"Литературное Прикамье.Следствие ведут Пермяки. (факультатив для 7 кл.)»
Программа факультативного курса
«Мой Пермский край.
Следствие ведут пермяки.
Литературное расследование»
(для учащихся 7 кл.)
программу подготовила: Берент Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 16 с уиоп», Лысьва
Пояснительная записка
Данный курс основной целью считает пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём. Раскрывает многие стороны жизни человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре, достопримечательностях нашего края.
Знать свой край, любить и беречь – это совсем не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия. Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота. Предполагается при изучении курса работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Цели курса:
В результате изучения курса учащиеся 7-х классов должны получить знания об источниках комплексного изучения родного края, об историко-культурных достопримечательностях города и района, писателях и поэтов, выдающихся людях области, особенностях быта, традициях и легендах, о памятниках истории и культуры области.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, методам работы с историческими источниками, выявлению причин и следствий, умению строить гипотезы и приводить доказательства, объяснению фактов, составлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации (книги, музеи, памятники и достопримечательности, видео, библиотеки, средства массовой информации, ресурсы Интернет и др.)
Учащиеся приобретают интерес к истории родного края, его загадкам и легендам, учатся понимать проблемы современности, вырабатывают собственное отношение к традициям различных культур.
Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что приводит к формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у выпускника и которые помогли бы ему жить в современном мире, уметь видеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации, уметь выбирать линию поведения.
В процессе изучения курса «Мой Пермский край» учащиеся должны овладеть умениями:
- вести наблюдение, поиск и сбор информации;
- использовать элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;
- описывать функции города, быт, традиции, культуру;
- анализировать проблемы;
- работать с различными источниками по истории области;
- составлять сообщения о выдающихся людях (писателях, поэтов) Пермского края.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины;
• сбор материала;
• овладение навыками исследовательской работы
Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- практические (экскурсии, встречи, работа в библиотеке, работа с документами).
По окончании изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Писателей Прикамья;
- Произведения о Перми и Пермском крае.
– Заповедные места;
– Народное искусство Прикамья
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
– Писать рефераты и делать сообщения;
– составлять кроссворды, экологические плакаты;
– Составлять презентации и карты.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 34 час.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д.
Форма занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• экскурсии.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе изучения факультатива учащимся предлагаются разноуровневые задания:
- репродуктивные (Когда появились ….)
- творческие (Нарисуй… Объясни… );
- поисковые (Отыщи в книгах и справочниках значения слов …..).
Основными формами контроля являются:
- монологический устный ответ;
- письменный ответ;
- тест;
- творческое задание.
Контроль знаний происходит непосредственно на уроке в процессе знакомства с новой темой, а также в процессе самостоятельной работы ученика дома и последующей проверки этой работы учителем.
Приложение
Легенды и предания Камы– реки: сборник. Сост. В.Н.Морохин., Книги, 2012.
Толковый словарь В. Даля (любое издание).
http://ru.wikipedia.org – Википедия.
Пермь — главный город Прикамья,. Дрофа, 2013
Каменный век Прикамья ,Дрофа, 2014
Что даёт наш край стране. Особенности Перми и Пермского края (энциклопедия).
Сальников, К.В. Очерки древней истории Южного Урала / К.В. Сальников. – М.: Наука
Календарно-тематическое планирование курса
№
Тема
Виды деятельности уч-ся
Дата
2 ч.
Введение. Про книгу.
Литературоведческое портфолио
2 ч
Дело 1. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане.(Осоргин).
Составление тезисного плана по теме
4ч.
Дело 2. О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. (Каменский)
- Птенец в гнезде.
- Певчая птица.
- Крыловейность- поэт перелётная птица.
Составление таблицы
работа в группах-составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания
5 ч.
Дело 3.О невидимом оружии, сыре-боре и …(Гайдар)
- Добрые дела.
- Боевая юность.
- Невидимое оружие.
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом,
коллективное проектирование
4 ч.
Дело 4.О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. (Грин).
- Зов моря.
- Сказочник.
- герой.
Изучение содержания парагра-
фа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом
7 ч.
Дело 5. О подземном мире, коварных хранителях и динамите.(Бажов)
- Испытание умом.
- Испытание трудом.
- Испытание темнотой и молчанием.
- Испытание золотом и дружбой.
- Испытание талантом.
- Испытание благородством и бескорыстием.
Групповая работа (составление плана анализа эпизода с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя)
3 ч.
Дело 6. О двух родинах, любви и ящике с петухом. (Астафьев)
- Не у каждого жена…
- Не навреди.
конкурс пересказа эпизода по теме урока
4 ч.
Дело 7. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке.( Пастернак)
- Пастернак и Урал.
- 5 секретов.
- секрет пятый.
Иллюстрирование эпизодов (по теме урока) Научиться выявлять авторское отношение к героям
2 ч.
Дело 8. О кино, кумачовых сарафанах и тишине.(Немирович-Данченко).
Биография и творческий путь писателя, (устный рассказ), выразительное чтение