kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция " Мы с тобой единственно близки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Литературно-музыкальная композиция о творчестве З.Гиппиус

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция " Мы с тобой единственно близки."»


Кутлубаева Радмила Булатовна МБОУ Школа №80 г.Самары

Литературно-музыкальная гостиная

«Мы с тобою единственно близки…»


На сцене - журнальный столик, фортепиано, на нем - зажженные свечи. В креслах ученики в роли З.Гиппиус и Д.Мережковского. Позади сидят другие чтецы. На экране кадры из фильма «З.Гиппиус и Д.Мережковский».



Звучит музыка Глюка «Орфей и Эвридика»


1-й чтец

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский не оставили после себя писем друг другу по той простой причине, что, прожив вместе 52 года, ни на один день не разлучались после свадьбы. В конце 1919 года они покинули Россию, не приняв новую власть однозначно и бесповоротно. Эта непримиримость стала поводом к тому, что их имена были вычеркнуты из русской литературы и общественной жизни первой половины прошлого века. Но время все расставляет по своим местам. И уже кажется, что стихи, проза, воспоминания Зинаиды Николаевны Гиппиус и Дмитрия Сергеевича Мережковского никогда и никуда не исчезали…


Звучит музыка Глюка.


1-й чтец «Мы с тобою единственно близки…»

Музыка Глюка.

1-й чтец Перекличка двух поэтов.


Музыка Глюка.


2-й чтец

Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек зверь – я его ненавижу.

Если человек хуже зверя – я его убиваю.

Если кончена моя Россия – я умираю.

(З.Гиппиус «Так есть»)


3-й чтец

Далеких стад унылое мычанье

И близкий шорох свежего листа…

Потом опять глубокое молчанье…

Родимые, печальные места!


Протяжный гул однообразных сосен

И белые, сыпучие пески…

О, бедный май, задумчивый, как осень!..

В полях затишье, полное тоски…


И крепкий запах молодой березы,

Травы и хвойных игл, когда порой,

Как робкие, беспомощные слезы,

Струится теплый дождь во тьме ночной.


Здесь – тише радость и спокойней горе,

Живешь, как в милом и безгрешном сне.

И каждый миг, подобно капле в море,

Теряется в бесстрастной тишине

(Д.Мережковский «Родное», 1896)


(Звучит русская народная песня «По диким степям Забайкалья»)


2-й чтец

Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К этому были веские исторические и литературные основания. Читая сегодня лирику серебряного века, припоминаем дерзкое вопрошение Николая Гумилева: « Что делать нам с бессмертными стихами?» Ведь каждый лирический отрывок связан с другими, как система арок в соборе. Время развертывает поэтический свиток, который мы постигаем с замиранием сердца.

1-й чтец

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечерней зарею, -

С вечерней зарею.


И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.


Увы, в печали безумной я умираю,

Я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Не знаю…


И это желание не знаю откуда,

Пришло откуда,

Но сердце хочет и просит чуда,

Чуда!


О, пусть будет то, чего не бывает,

Никогда не бывает:

Мне бледное небо чудес обещает,

Оно обещает,


Но плачу без слез о неверном обете,

О неверном обете…

Мне нужно то, чего нет на свете,

Чего нет на свете…

(З.Гиппиус «Песня», 1893)


(Стихотворение звучит на фоне мелодии Ф.Листа «Грезы любви»)


5-й чтец

Поэты серебряного века были крупными личностями. И едва ли не каждый творил биографию, как художественное произведение. На модный тогда вопрос: «Гений или помешанный?» - давался, как правило, ответ: «И гений, и сумасшедший».


6-й чтец

Уснуть бы мне навек, в траве, как в колыбели,

Как я ребенком спал в те солнечные дни,

Когда в лучах полуденных звенели

Веселых жаворонков трели

И пели мне они:

«Усни, усни!»


И крылья пестрых мух с причудливой окраской

На венчиках цветов дрожали, как огни.

И шум дерев казался чудной сказкой,

Мой сон лелея, с тихой лаской

Баюкали они:

«Усни, усни!»


И, убегая вдаль, как волны золотые,

Давали мне приют в задумчивой тени,

Под кущей верб, поля мои родные,

Склонив колосья наливные,

Шептали мне они:

«Усни, усни!»

(Д.Мережковский «Усни», 1884)


(Звучит ария Каварадоси из оперы Д.Пуччини «Тоска»)


1-й чтец

Кровью и огнем меня покрыли,

Будут жечь, и резать, и колоть,

Уголь алый к сердцу положили,

И горит моя живая плоть.


Если смерть – светло я умираю,

Если гибель – я светло сгорю,

И мучителей моих я - не прощаю,

Но за муку – их благодарю.


Ибо радость из-под муки рвется,

И надеждой кажется мне кровь.

Пусть она за эту радость льется,

За Того, к кому моя любовь.

(З.Гиппиус «Мученица», 1902)


(Во время исполнения этого стихотворения звучит музыка А. Вивальди)


3-й чтец

Зинаидой ее звали за глаза знакомые и незнакомые. Она была очень красива. Высокая, тонкая, гибкая. Золотые косы дважды обвивались вокруг хорошо посаженной головы. Глаза большие, зеленые, русалочьи, беспокойные и скользящие. Улыбка почти не сходила с ее лица, но это ее не красило…



7-й чтец

Казалось, вот-вот с этих ярко накрашенных губ сорвется колющее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять. Но в первую очередь – поражать:


1-й чтец

Небеса унылы и низки,

Но я знаю – дух мой высок.

Мы с тобою так странно близки,

И каждый из нас одинок.


Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Но люблю я себя, как Бога, -

Любовь мою душу спасет.


Если я на пути устану,

Начну малодушно роптать,

Если я на себя восстану

И счастья осмелюсь желать, -



Не покинь меня без возврата

В туманные, трудные дни.

Умоляю, слабого брата,

Утешь, пожалей, обмани.


Мы с тобою единственно близки,

Мы оба идем на восток.

Небеса злорадны и низки,

Но я верю – дух наш высок.

(З.Гиппиус «Посвящение», 1894)


3-й чтец

Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают это актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, ее искусственность… Высоко откинув острый локоть, она поминутно подносила к близоруким глазам золотой лорнет и, прищурившись, через него рассматривала людей, как букашек, не заботясь о том, приятно ли им это или нет.


8-й чтец

Такой словесный портрет свидетельствует о том, что равнодушно к Зинаиде Гиппиус не относились, ее не могли не замечать: слишком ярким, сотканным из противоречий, высоких и низких устремлений была она человеком. Слишком раскованно, открыто заявляла о себе не только в литературной среде и светском обществе, но и в творчестве.


2-й чтец

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью – над небесами –

И улететь к лазури не могу.


Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить…

Мне близок Бог – но не могу молиться,

Хочу любви – и не могу любить.


Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

(З.Гиппиус «Бессилие», 1893)


(Звучит «Элегия» Масне в исполнении Ф.Шаляпина)


3-й чтец

Современники называли ее многими именами: «Зиночка» (В.Брюсов), «Зинаида Прекрасная» (А.Блок), «Зеленоглазая наяда» (А.Белый), «белая дьяволица», «декадентская мадонна», «дама с лорнетом», даже «общероссийская классная дама». Все, кто знал Зинаиду Гиппиус, замечали в ней нечто особенное. «Зинаида Николаевна действительно обладала какими-то и душевными, и, главное, физическими свойствами, делавшими ее непохожей на своих современниц», - вспоминает секретарь журнала «Весы» Бронислава Погорелова.


(Звучит музыка А. Вивальди)


1-й чтец

Сама же Гиппиус называла себя «мисс Тификация». И, действительно, мистицизм был частью ее внутреннего мира, и мистификация – свойством натуры, проявляющемся и в поведении, и в оригинальной прическе, и в манере одеваться, и в манере письма.


5-й чтец

Мужской псевдоним (Антон Крайний, Товарищ Герман) обозначал ее стремление подчеркнуть «мужское» место в литературном мире, выйти из типично женского мирка, подняться над «женской» литературой.


1-й чтец

Мой друг, меня сомненья не тревожат.

Я смерти близость чувствовал давно.

В могиле, там, куда меня положат,

Я знаю, сыро, душно и темно.


Но не в земле – я буду здесь, с тобою,

В дыханье ветра, в солнечных лучах,

Я буду в море бледною волною

И облачною тенью в небесах.


И будет мне чужда земная сладость,

И даже сердцу милая печаль,

Как чужды звездам счастие и радость…

Но мне сознанья моего не жаль,


Покоя жду…Душа моя устала…

Зовет меня природа-мать…

И так легко, и тяжесть жизни спала…

О, милый друг, отрадно умирать!

(З.Гиппиус «Отрада», 1889)


7-й чтец

После Гиппиус, после ее экстравагантного опыта и Анне Ахматовой можно было требовать, чтобы ее называли поэтом, а не поэтессой, и Марине Цветаевой легче было ощутить себя равной среди великих современников-мужчин: Блока, Маяковского, Пастернака…


8-й чтец

В «Автобиографической заметке» Зинаида Николаевна выделяет события своей жизни. Конечно, в первую очередь, родовые корни:


2-й чтец

Семья Гиппиус ведет свое начало от Адольфа фон Гинста, переменившего свою фамилию на фон Гиппиус и переселившегося в Россию (в Москву), кажется, в 16 веке… из Мекленбурга… Русской крови в Гиппиус значительно больше: ее бабушка с отцовской стороны и мать были русскими. С раннего детства она увлекается поэзией. Зинаида Николаевна вспоминает: «Когда мне было 11 лет, я уже писала стихи… Стихи мои всем казались испорченностью, но я их не скрывала. Вот помню кусочки из одного из самых первых:


1-й чтец

Давно печали я не знаю

И слез давно уже не лью.

Я никому не помогаю,

Да никого и не люблю


Любить людей – сам будешь в горе.

Всех не утешишь все равно.

Мир – не бездонное ли море?

О мире я забыл давно


Я на печаль смотрю с улыбкой,

От жалоб я храню себя.

Я прожил жизнь мою в ошибках,

Но человека не любя».


(Звучит музыка А.Вивальди)


5-й чтец

В ноябре 1888 года в журнале «Северный вестник» появилось первое стихотворение Гиппиус, а в январе 1889 года она вышла замуж за поэта Дмитрия Мережковского.


(Звучит фрагмент из «Свадебного марша» Мендельсона)


Уже на исходе жизни, начиная книгу о нем, она писала:


1-й чтец

«Мы прожили с Мережковским 52 года, не разлучаясь со дня нашей свадьбы в Тифлисе ни разу ни на один день».

Брак с Мережковским был для Гиппиус источником не только литературных знакомств и связей, но и сильнейшим стимулом к собственному самоопределению. Без сомнения, и ее влияние на мужа было велико.


3-й чтец

Мережковский не мог похвастаться громкой родословной. Прадед писателя был войсковым старшиной в Украине, в городе Глухове, а дед лишь в царствование императора Павла I приехал в Петербург и поступил младшим чином в Измайловский полк.

6-й чтец

«Тогда-то, вероятно, - писал Дмитрий Сергеевич, - и переменил он свою малороссийскую фамилию Мережки на русскую – Мережковский». В жилах бабушки текла древняя кровь Курбских.



4-й чтец

Происхождение, воспитание, образование как будто не предполагали появление в семье «бунтаря», разрушителя традиций, критика имперских и церковных устоев, книги которого арестовывались цензурой, а самого его едва не отлучили от церкви.


(Звучит музыка «Адажио» Альбинони)


3-й чтец

Изгнанники

Есть радость в том, чтоб люди ненавидели,

Добро считали злом,

И мимо шли, и слез твоих не видели,

Назвав тебя врагом.


Есть радость в том, чтоб вечно быть изгнанником,

И, как волна морей,

Как туча в небе, одиноким странником

И не иметь друзей.


Прекрасна только жертва неизвестная:

Как тень хочу пройти,

И сладостна пусть будет ноша крестная

Мне на земном пути.


4-й чтец

Драма отцов и детей обозначилась рано. В многодетной, внешне благополучной семье Мережковский чувствовал себя одиноким и несчастным, боялся и не любил отца.

(Звучит музыкальный отрывок)


6-й чтец

«У меня не было школы, как не было семьи», - скажет он позднее. Юному Мережковскому навсегда запомнилась ссора между отцом и старшим братом из-за убийства Александра II. Ссора эта свела в могилу мать. Тоска вылилась в стихи:


3-й чтец

Познал я негу безотчетных грез,

Познал и грусть, - чуть вышел из пеленок.

Рождало все мучительный вопрос

В душе моей, запуганный ребенок,

Всегда один в холодном доме рос

Я без любви, угрюмый, как волчонок,

Боясь лица и голоса людей,

Дичился братьев, бегал от гостей…


8-й чтец

Детские опыты стихов были откровенно слабы. В памяти Мережковского на всю жизнь осталась фраза Достоевского: «Слабо…плохо…никуда не годится…чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!»


4-й чтец

Эти ли слова, умственные ли искания породили раздвоение, характерное для его личности и творчества. Оно будет порождать метания из одной крайности в другую, вплоть до попытки примирить антихристианский нигилизм Фридриха Ницше с исканиями Вселенской церкви Владимира Соловьева.


6-й чтец

Из преисподней вопию

Я, жалом смерти уязвленный:

Росу небесную твою

Пошли в мой дух ожесточенный.

Люблю я смрад земных утех,

Когда в устах к Тебе моленья –

Люблю я зло, люблю я грех,

Люблю я дерзость преступленья.


Мой враг глумится надо мной:

«Нет Бога, жар молитв бесплоден».

Паду ли ниц перед Тобой,

Он молвит: «Встань и будь свободен».

Бегу ли вновь к Твоей любви, -

Он искушает, горд и злобен:

«Дерзай, познанья плод сорви,

Ты будешь силой мне подобен».


Во мне горит желаньем кровь,

Во мне таится семя тленья.

О, дай мне чистую любовь,

О, дай мне слезы умиленья.

И окаянного прости,

Очисти душу мне страданьем –

И разум темный просвети

Ты немерцающим сияньем!

(Д.Мережковский)


Музыкальная пауза


5-й чтец

Символические стихотворения Мережковского отражали разочарованность в идеалах добра, ужас одиночества перед равнодушием общества и неотвратимостью смерти, трагическую неспособность личности выйти за пределы своего «Я». Например, в стихотворении «Одиночество»:

3-й чтец

Поверь мне: люди не поймут

Твоей души до дна!..

Как полон влагою сосуд,-

Она тоской полна.


Но вечно дремлет в тишине

Вдали от всех друзей,-

Что там, на дне, на самом дне

Больной души твоей.


Чужое сердце – мир чужой,

И нет к нему пути!

В него и любящей душой

Не можем мы войти.


И что-то есть, что глубоко

Горит в твоих глазах,

И от меня – так далеко,

Как звезды в небесах…


В своей тюрьме, – в себе самом,

Ты, бедный человек,

В любви, и в дружбе, и во всем

Один, один навек!..

(Д.Мережковский «Одиночество»)


(Музыкальная пауза)


5-й чтец

Мережковский пытался заново рассмотреть основы христианства. В этом огромную роль сыграла его жена и единомышленник Зинаида Гиппиус. Мережковские, правда, предпочитали «свою маленькую церковь», стремясь совместить ее с церковью большой. В 1901 году они добиваются у Синода учредить в Петербурге «Религиозно-философские собрания», которые просуществовали недолго, до апреля 1903 года.


2-й чтец

После событий революции 1905 года Мережковские уезжают в Париж до 1914 года. Оттуда звучат пророчества поэтов: «…с крушением русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию?» Но подобные пророчества услышаны не были.


(Звучит музыка Альбинони «Адажио»)


За границей же были написаны трепетные строки о далекой Родине:


7-й чтец

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба черты величавой

И прелесть цветущей земли.


Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.


Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

(Д.Мережковский «Природа»)



4-й чтец

Мережковскому одинаково важны и дороги правда небесная и правда земная, дух и плоть. Это важно и для Зинаиды Гиппиус. Основные темы ее стихов – душевная раздвоенность, трагизм одиночества, разлад действительности и мечты. Тут они с Мережковским идеально дополняют друг друга.


6-й чтец

Изнемогаю от усталости,

Душа изранена, в крови…

Ужели нет над нами жалости,

Ужель над нами нет любви?


Мы исполняем волю строгую,

Как тени, тихо, без следа,

Неумолимою дорогою

Идем – неведомо куда.


Мы падаем, толпа бессильная,

Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

Слепые давят небеса.

(З.Гиппиус «Крик», 1896)


(Звучит музыкальный фрагмент из начала композиции: Глюк «Орфей и Эвридика»)


2-й чтец

Судьба Мережковских была драматичной в связи с эмиграцией в 1919 году и невозможностью возвращения. Мережковский умер в 1941 году, Гиппиус – в 1945, не завершив последнего литературного труда – воспоминаний о Мережковском.


1-й чтец

Тебя приветствую, мое поражение,

Тебя и победу люблю я равно,

На дне моей гордости лежит смирение,

И радость, и боль – всегда одно.


Над водами, стихшими в безмятежности

Вечера ясного, - все бродит туман,

В последней жестокости есть бездонность нежности

И в Божией правде – Божий обман.


Люблю я отчаянье мое безмерное,

Нам радость в последней капле дана.

И только одно я знаю здесь верное:

Надо всякую чашу пить – до дна.

(З.Гиппиус «До дна», 1901)




Роли исполняли:

З.Гиппиус – ученица ____ класса

Д.Мережковский – ученик ____ класса

Участники – ученики ________________________классов


В «Башне духов» сегодня звучали стихи З.Гиппиус и Д.Мережковского, музыка Глюка, Вивальди, Масне, Пуччини, Мендельсона, Альбинони, Листа. Прозвучали голоса Плачидо Доминго, Федора Шаляпина.



Литературно-музыкальная гостиная состоялась в апреле 2006 года.

Замдиректора по УВР __________________Каримова Е.В.

18 октября 2007г.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Литературно-музыкальная композиция " Мы с тобой единственно близки."

Автор: Кутлубаева Радмила Булатовна

Дата: 04.01.2025

Номер свидетельства: 663030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства