«Лингводидактическое сопровождение общеобразовательных дисциплин в контексте формирования единого речевого режима в школе»
термин | толкование | примеры |
Акмеизм | течение в русской поэзии 1910-х годов; провозгласил освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. | |
Классицизм | - метод и направление в литературе XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследие как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. . | |
Реализм | понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальность, глубиной и полнотой ее художественного познания. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведении типичных характерах и типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображаемых с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска). Реализма XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М.Горького). | |
Критический реализм | художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность – изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. | |
Романтизм | художественный метод, сложившийся в конце XVIII – начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. | |
Сентиментализм | течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. | |
Символизм | направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов. | |
Футуризм | авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов ХХ века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников). | |
Амфибрахий | Трёхсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, два других- безударные. | |
Анапест | Трёхсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других -безударные. | |
Дактиль | Трёхсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других безударные. | |
Хорей, Ямб | Двухсложные размеры, состоящие из ударного и безударного слогов. | |