«Лик женщины с младенцем на руках…» (образ мадонны в произведениях живописи, поэзии, музыки)
«Лик женщины с младенцем на руках…» (образ мадонны в произведениях живописи, поэзии, музыки)
Цель: воспитание уважительного, трепетного отношения к материнству как символу святой, беззаветной, бескорыстной и самоотверженной любви через произведения живописи, поэзии, музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Лик женщины с младенцем на руках…» (образ мадонны в произведениях живописи, поэзии, музыки)»
МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных»
«Лик женщины с младенцем на руках…»
(образ мадонны в произведениях живописи, поэзии, музыки)
Составитель:
Лаврентьева А.В., учитель русского языка и литературы
п. Новоилимск
«Лик женщины с младенцем на руках…»
(образ мадонны в произведениях живописи, поэзии, музыки)
Классный час в 8 классе
Цель: воспитание уважительного, трепетного отношения к материнству как символу святой, беззаветной, бескорыстной и самоотверженной любви через произведения живописи, поэзии, музыки.
Оборудование:
иллюстрации картин великих мастеров живописи;
грамзапись песни Шуберта «Аве Мария»,
песни «Материнская любовь» (музыка И.В.Гапурова, слова Н.Щеглова)
Экскурсоводы: ученицы 8 класса
Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венцом на голове,
А женщину с ребенком на руках.
Ведущий 1: Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и поэтому имя Матери издавна окружено почтением и благоговением. Материнство всегда было символом святости.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Женщина – мать – величайшая святыня всех времен и народов. «Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов», - писал Э. Легуве. На материнской любви стоит мир. Женщина – мать дарит миру жизнь, озаряет её добротой и улыбкой, красотой и теплом своего сердца.
Тема материнства – одна из древнейших и самых любимых тем в мировой культуре: живописи, музыке и литературе.
Ведущий 2: Первое изображение матери с ребенком на руках относится к временам Древнего Египта.
В христианской культуре особая роль отводится Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.
Трогательная и чистая, нежная и скорбная, мужественная и печальная, чарующая и одухотворенная – образец нежной, беззаветной, трогательной любви к ребенку.
Образ Девы Марии вдохновил художников, композиторов, поэтов на создание неповторимых шедевров.
Звучит грамзапись «Аве Мария» Шуберта.
Ведущий 1: Чем же их так привлекала эта «святая тема»? Что они видели в ней? Какое внутреннее содержание пытались донести до зрителей и слушателей? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы вместе с создателями полотен, изображающих «лик женщины с младенцем на руках».
Ведущий 2: Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема. В каком еще образе можно было выразить высшую человечность, как не в образе Матери, способной не только на бескорыстную любовь, но и готовой к великой жертвенности. Мадонна с ребенком на руках стала воплощением идеально прекрасного человека эпохи Возрождения. Художники создавали обобщенный образ изумительной внешней и внутренней красоты.
К образу Мадонны обращались многие художники.
Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венцом на голове,
А женщину с ребенком на руках.
Среди великих мастеров – итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи. Тема материнства, образы молодой матери, любующейся своим ребенком, долгое время оставались ключевыми в творчестве великого мастера.
Ведущий 1: Взгляните! С таинственных холстов, хранящихся в Эрмитаже, на нас смотрят прекрасные и загадочные лики мадонн Леонардо. А помогут нам их увидеть и понять наши экскурсоводы.
Экскурсовод 1
Истинным шедевром живописи является полотно Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанное во Флоренции в 1472 году.
Каждый раз перед этой картиной испытываешь чувство трепетного восхищения: все здесь так просто и ясно – и в то же время бесконечно сложно, как сама природа, как жизнь. Художник не использовал ярких тонов, полотно словно окутано легкой воздушной дымкой. Образ Мадонны лишен святости в религиозном понимании. Перед нами просто молодая мать, одетая по моде 15 века. Сама еще почти девочка, которая недавно играла в куклы, с наивной радостью и увлечением весело играет со своим младенцем. Очарование полотна в том, что оно воплощает прелесть и очарование материнства.
Леонардо изобразил юную мать в тот момент, когда она играет со своим ребенком, протягивая ему цветок, и с улыбкой следя за тем, как неловко он старается его схватить.
Художник отказался от традиционной трактовки образа Мадонны, которую изображали величавой, грустной или задумчивой. Он создал образ жизнерадостный, исполненный чистой земной прелестью.
Интересна судьба картины «Мадонны с цветком», или «Мадонны Бенуа», как ее также называют. До конца 17 века она находилась в Италии. Затем след ее теряется. В 1824 году купец Сапожников приобрел в Астрахани у бродячего итальянского музыканта совершенно почерневшую и крайне записанную икону. Затем она попала в собрание архитектора Л.Бенуа. Э. Липгарт, заведовавший в начале нынешнего века эрмитажной галереей, опознал в ней произведение Леонардо да Винчи (авторство Леонардо теперь никем не оспаривается). Картина была куплена Эрмитажем в 1912 году за огромную по тому времени сумму в 150 000 рублей.
Экскурсовод 2
В залах Эрмитажа вы можете увидеть еще один шедевр Леонардо да Винчи картину «Мадонна с младенцем», именуемую также «Мадонна Литта».
Образ мадонны-матери светел и одухотворен. Она задумчива и печальна. Взгляд, обращенный на младенца, необычайно нежен. В ее взгляде, полном материнской любви и нежности, уже угадывается предчувствие будущей судьбы сына, материнская боль за ожидающие его страдания и сознание своего бессилия избавить его от них.
Прекрасное лицо мадонны Литты изображено между окнами на фоне темной стены, как раз на том месте, где за стеной должно, вероятно, находиться утреннее солнце.
Мать и дитя образуют свой собственный и неповторимый мир и составляют единое, гармоничное целое.
Главную мысль картины можно выразить очень кратко: мать и дитя – это основа и смысл жизни.
Ведущий 1: Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет – кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество, -
Не все ль равно? Она когда-то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Ведущий 1: Глядя на полотна Леонардо да Винчи невольно вспоминаешь стихотворение Николая Заболоцкого:
А если это так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Леонардо да Винчи наделил своих Мадонн неземной красотой. Но он любовался не внешним обликом, а духом и утверждал: «Не всегда хорошо то, что красиво». И еще: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».
Ведущий 2: Другого известного живописца эпохи Возрождения современники так и прозвали – «мадоньеро» - изображающий мадонн. Слава этого мастера столь велика, что и по сей день его называют только по имени – Рафаэль.
«Мадонна Темпи», «Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Мадонна с щегленком» - далеко не полный перечень картин Рафаэля.
Экскурсовод 3
Перед вами репродукция картины Рафаэля «Мадонна Темпи». Юная, светловолосая женщина, прижав к груди сына, идет по зеленому лугу. Такое впечатление, что она либо напевает малышу песенку, либо в порыве нежности шепчет ему какие-то ласковые слова… Приникнув щекой к голове ребенка, она кажется счастливейшей из смертных. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства.
Ведущий 1:
Где ангелу земному краски взять,
Чтоб красоту прославить неземную.
Он должен был, покинув мастерскую,
На небе – в царстве божьем побывать.
Он светлой сделал вьющуюся прядь,
Заняв у солнца краску золотую,
Он горных духов благодать живую
Сумел во взгляде ясном передать.
Он сделал взор божественный открытым,
Зарю и млечность звездного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести –
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести.
Эти строки итальянского поэта Джамбаттисты Мариино посвящены, быть может, самому глубокому и прекрасному воплощению темы материнства в живописи эпохи Возрождения. Об этом произведении Рафаэля великий И.В. Гете скажет: «Одна эта картина уже представляет собой мир, целый, законченный мир искусства, и, если бы ее создатель не написал ничего больше, она одна бы обеспечила ему бессмертие». «Сикстинская мадонна» Рафаэля – самый возвышенный и поэтический образ матери в искусстве Возрождения.
Экскурсовод 4.
Перенесемся с вами в Дрезденскую галерею.
«Сикстинская Мадонна»- это большая алтарная картина, написанная Рафаэлем в 1515 году по заказу монастыря святого Сикста.
В 1515 году в римскую мастерскую знаменитого художника Рафаэля пришли черные монахи. Они сообщили, что служат Богу и живут в далеком монастыре, расположенном в тихом городе Пьяченце, и проделали нелегкий путь, чтобы заказать известному маэстро картину.
«Кто должен быть на ней изображен?» - спросил Рафаэль, почтительно склонив голову. «Мадонна, - ответили монахи. – Она и ее сын, Иисус Христос. Мы хотели бы, чтобы и у нашего монастыря была своя Матерь Божия».
«Хорошо, - сказал Рафаэль. – Я выполню вашу просьбу».
Черные монахи явились за заказом в срок, и он вручил им свою непревзойденную песню, воспевшую Материнство, Красоту, Любовь к миру. Монахи отправились в обратный путь, и вряд ли они предполагали, что везут в монастырские стены шедевр, мировую славу великого соотечественника Рафаэля.
Рафаэль создал «Сикстинскую мадонну» - высшее проявление гения художника. «Это откровение свыше. Это гениальнейшее произведение, когда-либо выходившее из рук человеческих», - так оценил это творение искусства П.П.Гнедич.
Рафаэль изобразил не просто Божественную Мать с Божественным младенцем, а Деву Марию, несущую людям своего сына как искупительную жертву. Поэт Алексей Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля такие строки:
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава её ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает её, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивый взор.
Она идет к людям, юная и величавая, что - то тревожное затаив в своей душе. Ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. В лице и взгляде младенца есть нечто недетское – прозорливое и глубокое, а в лице и взгляде матери – младенческая чистота.
Поражает удивительная одухотворенность, изображенных художником Богоматери и младенца Христа.
Необыкновенно обаятельная и человечная, гордая и счастливая своим материнством Мария с сыном идет к людям. Но не для того, чтобы призывать людей к покорности и самоотречению, но чтобы служить примером человеческого достоинства, вселяя в человека светлую надежду.
Вот почему, как ни много скорби таится в ее лице, вся она звучит радостным гимном во славу человека.
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,
Земных или небесных – все равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках,
Сияньем материнства озаренный,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревшей прах.
Ведущий 2: Искусствоведы полагают, что Рафаэль, рано лишившийся своей матери, до конца дней своих хранил в памяти прекрасные черты рано умершей матери, её нежные руки, нежную ласку. И может быть, тоска по материнскому теплу, неизрасходованная любовь к ней заставляли его на протяжении всей жизни думать о Материнстве, о высшей точке человеческой любви, вновь и вновь обращаться к этой теме в своем творчестве.
Ведущий 1:. И может быть, картины, изображающие «лик женщины с младенцем на руках», так волнуют все человечество на протяжении многих веков, что каждый из нас, глядя на них, вспоминает свою мать. Каждый из нас с детства и до последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей матери, которая дала нам жизнь, вскормила своей грудью, вырастила и воспитала нас.
Мы все в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья бескорыстная, беззаветная, самоотверженная любовь сопровождает нас всю жизнь
Звучит песня «Материнская любовь».
Музыка И.В. Гапурова, слова Н.Щеглова
Есть любовь высокой чистоты
На планете выжженной грехом.
С этою любовью я и ты
С детства знаком.
Припев:
Есть родник бездоннее веков.
Воду его пьем и ты и я.
Это материнская любовь,
Бескорыстная.
Есть предмет, который выше слов.
Жизнь и смерть бессильны перед ним.
Это материнская любовь,
Ею я храним.
Припев.
Этой любовью мир осиял.
Светит она от зари до зари.
Её каждый день посвящает нам
Сердце матери.
Припев.
Список использованной литературы
Антипова В.Б. Встреча в литературно – художественной гостиной «Живопись итальянского Возраждения» . / / Классный руководитель. – 2007 - №8 – с.131
Изобразительное искусство: предметная неделя в школе. / сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, - 2007. – 185 с.: ил.
Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1976. – 319.: ил.
Я познаю мир. Великие художники: энцикл. / И.А.Андрианова; худож. О.А. Васильев – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 398 с.
Я познаю мир. Искусство: энцикл. / Т.Ю.Кравченко; худож. Ю.А. Станишевский. – М.: АСТ: Астрель, - 2008 – 398 с.