Лекционно-семинарская система обучения на уроках литературы.
Лекционно-семинарская система обучения на уроках литературы.
В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. Как показал опыт работы, в старших классах наиболее эффективной является система лекционно-семинарского обучения.
Практика показала, что лекционные занятия предпочтительно проводить в форме проблемных лекций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекционно-семинарская система обучения на уроках литературы. »
Лекционно-семинарская система обучения
на уроках литературы.
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Торопыгиной О.Ю.
В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. Как показал опыт работы, в старших классах наиболее эффективной является система лекционно-семинарского обучения.
Практика показала, что лекционные занятия предпочтительно проводить в форме проблемных лекций. С.И. Гессен отмечал, что значение лекции не в том, что она заменяет чтение книги, а в том, что она пробуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного.
Практика работы позволяет выделить следующие виды проблемных лекций:
Лекция - сравнительный анализ путей решения проблемы.
Основная дидактическая цель такой лекции - изучение нового материала и формулировать проблему и показать различные точки зрения на пути её решения. Такая проблемная лекция предполагает самостоятельную работу школьников во внеурочное время и обязательное проведение семинарских занятий, в ходе которых поставленная на лекции учебная проблема получает своё решение. Значимость такой лекции состоит в том, что она демонстрирует образцы постановки и формулирования проблемы, учит видеть противоречия, побуждает школьников искать различные пути решения проблемы.
Стержневая лекция.
В ходе такой лекции организуется совместное размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной проблемы. В этом случае дидактической целью является изучение нового материала посредством демонстрации образца всех этапов исследования. Методологическая суть лекции в том, что получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В процессе этого они проходят весь цикл научного исследования. Тем самым у школьников формируются основы проблемного мышления на уровне знаний – представлений. Их перевод на уровень умений осуществляется на семинарских занятиях.
Блочно – проблемная лекция.
Отличительный признак этой лекции – наличие системы проблемных задач, предлагаемых школьникам в определённой логике. Гимназисты последовательно решают, стараясь найти наиболее рациональные пути разрешения задач, убедительные факты и доказательства правильности своих суждений. По итогам решения каждой задачи школьники формулируют выводы. Материал лекции структурируется с таким расчётом, чтобы решение каждого предыдущего вопроса выступало основанием для решения или оценки следующего. Таким образом, вся лекция представляет собой цепь разрешения взаимосвязанных проблем.
4)Лекция с элементами поисковой беседы.
Дидактическая цель такого занятия состоит в изучении нового материала посредством совместной поисковой деятельности учителя и учащихся. В этой лекции педагог не только ставит учебную проблему и предлагает свой путь её решения, но и включает гимназистов в активный поиск других вариантов решения проблемы. Каждый школьник на таком занятии может высказать своё мнение. Фактически этот вид проблемной лекции является комбинированным типом учебного занятия, поскольку проблемное изложение учебного материала сочетается в нём с проблемной беседой.
В ходе проблемных лекций учитель формирует условия для развития проблемного мышления школьников. Этот процесс имеет продолжение на учебных семинарах.
Учебный семинар – одна из ведущих форм теоретических занятий, построенных на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В системе занятий семинар служит для углублённого изучения учебного материала, его обобщения и систематизации. Эффективность проведения семинарских занятий обеспечивается организацией дискуссии, посвященной решениюсистемы проблемных заданий. Успех дискуссии зависит от следующих факторов:
Организации самостоятельной работы школьников по подготовке к семинару;
Точности формулировок вопросов, выносимых на семинарское занятие;
Объёма и содержания литературы, рекомендуемой для изучения школьникам.
План семинарского занятия и список литературы для самостоятельного изучения сообщаются школьникам заранее. Тщательный отбор источников информации для работы формирует у них должное отношение к теории как инструменту оптимального решения обсуждаемых на семинаре проблем. С учётом основных пунктов плана готовится перечень дополнительных вопросов с целью стимулирования деятельности учеников в процессе творческой дискуссии.
Основной формой организации учебной деятельности школьников при проведении проблемного семинара является работа в «малых группах». Это объясняется психологическими особенностями протекания мыслительной деятельности человека, на которую сильное влияние оказывает процесс «коллективного думанья». Члены микрогруппы в этом случае выступают не только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации интеллектуальной взаимной активности, обеспечивающий значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого школьника. Таким образом, работа «малых групп» позволяет участвовать в семинаре всем учащимся, что создаёт благоприятные условия для формирования проблемного мышления учащихся.
Таким образом, проблемный семинар выступает в качестве одной из ведущих форм организации учебного процесса. Он может предшествовать проведению ученической научной конференции; обеспечивает систематизацию, углубление и расширение круга знаний по изучаемой проблеме; создаёт условия для осознанного выбора темы индивидуального исследовательского проекта; способствует формированию опыта совместной творческой деятельности школьников.