Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение на уроках чтения в коррекционных классах»
ГУ «Неполная общеобразовательная школа-интернат им. Крупской»
КГУ «Неполная средняя общеобразовательная школа-интернат им. Крупской»
Доклад
«Личностно-ориентированное обучение на уроках чтения в начальных классах для детей с ЗПР»
Выполнила учитель
Литвинова О.Б.
Усть-Каменогорск
2016 год
Об индивидуальном подходе, учете психологических, физиологических особенностей учащихся говорилось всегда, но в рамках довольно жесткого механизма: объект (ученик) – воздействие (педагогические усилия) – результат (определенный уровень знаний, умений, навыков и набор качеств). При подобной системе учитывали не своеобразие личности учащегося, а способность усвоения материала, «податливость» для нивелирующего воздействия, приведения к «заданным параметрам». Результат обучения и воспитания оценивался по степени полезности человека для общества согласно «заказу».
Отличительной чертой гуманистической парадигмы образования является признание ценности, своеобразия, достоинства человеческой личности, ее права на свободное развитие, то есть признание ее уникальности.
Сегодня остро стоит вопрос: как от жестокости объектно-субъективных отношений, репродуктивного обучения перейти к личностно-ориентированному обучению?
Личностно-ориентированное обучение строится на этических основаниях, имеет гуманистическую направленность и требует тесного взаимодействия учителя и ученика с целью содействия ему в созидании своей личности, в определении собственного отношения к миру и людям, в подготовке к вступлению в жизнь. А это возможно при наличии отношения сотрудничества (субъектно-субъектных отношений).
Процесс обучения должен:
- способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого, когда цели обучения принимаются как свои личные;
- создавать условия для самостоятельного творческого поиска и для этого предоставлять право выбора (в постановке личных целей, отборе содержания части учебного материала, определении формы общения с учителем, заданий и т.п.) и «право на ошибку».
В рамках одной статьи нельзя рассмотреть все педагогические, психологические, социальные и философские аспекты личностно-ориентированного обучения, здесь речь идет лишь о некоторых подходах к обучению на уроках литературы.
Такой подход изменяет роль учителя и характер учебно-воспитательного процесса. Принципы личностного подхода могут быть реализованы только в ситуации общения, совместной деятельности учителя и ученика. Роль учителя – это роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника в открытом, заинтересованном диалоге.
Надо пояснить, что под диалогом в данном случае понимается не способ вербального общения, а особым образом организованная коммуникативная среда. Диалог – форма взаимной деятельности учителей и учащихся с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром; диалог – это возможность взаимодействия друг с другом. Нам еще предстоит учиться строить общение с учащимися на диалогических началах.
Диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. По наблюдениям, общение в режиме диалога трудно учителю, но еще труднее детям. Они не привыкли к нему на других уроках и в общении со взрослыми в целом.
Диалогическая форма общения предполагает иные подходы к планированию и проведению урока или ряда уроков по теме. Приблизительно треть учебного времени, отведенного на ее изучение, занимает информативная часть. Здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания. Виды работы традиционны: лекции учителя, рефераты, доклады учеников, самостоятельное изучение и т.п. Выбор путей изучения темы предварительно обсуждается в классе. Конечно, бывает и так, что никто из учащихся не проявляет интереса к подготовке каких-либо материалов или ученики выступают с предложением познакомить их с каким-то трудным вопросом, тогда учителем готовится материал и выбирается форма его преподнесения, обычно это лекция.
При подготовке к лекции важно выделить узловые вопросы темы, поставить проблемные вопросы, нередко связанные с предыдущими темами, на которые впоследствии нужно будет найти ответы; учесть знания, интересы, склонности конкретных учащихся, побуждая их к более глубокому изучению или самостоятельному исследованию. Учитель решает двуединую задачу: дает знания и одновременно «проектирует» ситуации, требующие не только знаний, но и нравственного отклика, личностной оценки.
Вот примеры изучения темы с учетом пожеланий учеников.
При изучении творчества А.М.Горького на первых двух уроках, посвященных личности и судьбе писателя, лекция учителя сопровождалась обзором трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», который был сделан группой учащихся из 4 человек по их желанию. Отбор и распределение материала, форма выступлений определялись учениками самостоятельно. Кстати, подобным образом рассматривается и трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Тема в том и другом случае – «Становление характера, влияние детских и юношеских впечатлений на формирование личности».
Пусть старшеклассники во всем попробуют разобраться сами, а не с наших слов, зная факты и первоисточники. «Дети, сами пишите повесть // Дней своих и страстей своих» (М. Цветаева).
Нередко учащиеся делают обзоры произведений изучаемого автора, не включенных в программу, но важных для понимания творчества писателя.
Следующая часть учебного времени (более трети) – продуктивная, это собственно и есть диалог – особая коммуникативная среда, когда идет обмен мнениями, разрешаются проблемы, реализуются творческие замыслы. Формы и виды работы могут быть разными. Часто используется работа в группах, так как при слабом навыке диалогового общения (и учителя, и учеников) ребята активнее делятся мыслями в группе. Разумеется, группы создаются на добровольной основе. Формы работы в группе и формы взаимодействия групп разнообразны.
Особенность данной совместной деятельности состоит в том, что учащиеся принимают какую-то точку зрения, стараются понять чужую позицию, выступить в определенной роли, оппонировать и убеждать. Объективно существующие отличия во взглядах критиков неизбежно приводят к их сопоставлению и обсуждению. В психологии подобный принцип организации совместной деятельности называется «позиционным» (см.: Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 2005. - № 2).
При подготовке к урокам по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина члены группы вместе работали дома: анализировали сказку, готовили инсценировку, изучали дополнительные материалы и т.п. Здесь использован принцип «индивидуальных вкладов» в организацию совместной деятельности, так как эффективность работы и взаимоотношения в процессе деятельности предопределены индивидуальными особенностями участников группы.
Создавая ситуацию партнерства и успеха, свободного общения со старшим и знающим учителем, необходимо «вооружить» ученика знаниями. Широкий кругозор, владение терминологией предмета, глубокое прочтение художественных произведений и т.п. вызывают удовольствие от учения, прививают вкус к познанию.
В старших классах в начале учебного года либо в начале изучения определенной темы кратко освещаю круг смежных вопросов (историческую, общественно-политическую обстановку, развитие науки, философской мысли, искусства), даю знания по теории литературы либо их актуализирую, создаю условия для овладения понятийным аппаратом предмета.
Кроме того, на уроках в поле нашего постоянного внимания понятия: гуманизм, индивидуальность, личность, воля, интеллект, достоинство, этика, эстетический вкус, диалог, нравственность, духовность, свобода, выбор, любовь, вера; идет целенаправленное обогащение лексики учащихся. Это способствует формированию ценностных ориентаций учащихся, воспитанию достоинства и уважения к себе как к личности.
Надо учитывать, что в диалогическом режиме работы оценка практически не присутствует, разве что «отлично». Оценка нарушает принцип равенства общения, заставляет ученика бояться неверного ответа либо выполнять задания, выступать только ради оценки, пытаясь догадаться, а что же учитель сочтет правильным. Здесь уже все другие цели уходят на второй план.
Для контроля и оценки знаний существует третий этап, хотя все это достаточно условно, резких границ, особенно в представлении детей, нет и не должно быть. И на этом этапе сохраняются принципы личностно-ориентированного подхода.
Во-первых, оцениваются результаты обучения, качество знаний ученика по сравнению с его предыдущими результатами, его продвижение, а не определяется какая-то общая «цена» ответов и сочинений. Во-вторых, оценка может быть исправлена на лучшую, если достигнуты более высокие результаты: совершенствованию работы пределы не установлены. Бывают ситуации, например, при обучающих видах работ, когда оценка за письменную работу ставится в журнал только по желанию ученика. То же касается и форм и видов контроля, которые нередко ученик может выбрать. Так, не писать сочинение он не может, здесь учащиеся свободны только в выборе темы, но вот не отвечать на семинаре он имеет право, но тогда ему предстоит дополнительная письменная работа по теме семинара. Кстати, на семинарах ученики могут выбирать форму деятельности и вид работы.
Всегда, на любом этапе учебной деятельности, учащиеся должны иметь определенную свободу выбора. Они сами выбирают произведения для заучивания наизусть, тему и жанр сочинения, письменную или устную форму зачета, по желанию изучают дополнительные произведения. Практически на каждом уроке даются варианты домашних заданий, различающиеся по уровню сложности, степени самостоятельности и творчества.
Ориентируясь на неповторимые личности учащихся, на избранный ими профиль обучения, приходится устанавливать широкие взаимосвязи и параллели с разными отраслями знаний. Одним интересны и понятны исторические и философские параллели, другим – экономические и общественные, и всем сегодня интересен психологический аспект. Естественно, что гуманитарному классу интересен искусствоведческий комментарий или привлечение музыки, в медико-биологическом классе интерес вызывают произведения писателей-врачей, о врачах и произведения на этические темы. Рассматривая литературу в межпредметных и междисциплинарных взаимодействиях, мы показываем роль и место личности в мире, способствует тому, чтобы литература была для наших учеников и искусством слова, и учебником жизни, чтобы каждый находил в ней созвучное именно его душе, формирующее именно его личность.